Можете ли выопределить тему дипломной сами, (патриотизм молодежи)
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» 7
1.2.Современные социальные технологии как метод воспитания патриотизма 14
1.3. Общественные движения и их социальные партнеры как субъекты реализации патриотического воспитания 23
Вывод по 1 главе 30
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ 32
2.1. Исследование уровня патриотизма среди молодежи 32
2.2.Разработка квест-проекта (на тему патриотического воспитания) на основе современных социальных технологий 45
Вывод по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
– несколько иная ситуация наблюдается на 4 курсе. Наибольшее значение студенты придают таким составляющим: – национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу (55% студентов МГУ, 50% студентов МГТУ, 40% РГУ); – любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни (15% студентов МГУ, 30% из МГТУ, 45% студентов РГУ); – стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире (20% студентов МГУ, 15% студентов МГТУ и 5% из РГУ). На вопрос о том, какими качествами должен обладать патриот студенты 1 курса наибольшую значимость придают общественному признанию (20% студентов МГУ, 15% студентов МГТУ и 5% из РГУ). Вторую по значимости заняло уверенности в себе (по 15% студентов МГУ и МГТУ, 10% из РГУ). Если говорить про студентов 4 курса, то наибольшую значимость они придают счастью других (развитие, совершенствование, благосостояние народа) (45% студентов МГУ, 30% студентов МГТУ, 25% из РГУ). На втором месте смелость в отстаивании своих взглядов, своего мнения (25% студентов МГУ, по 15% студентов РГУ и МГТУ). На вопрос о самых ценных качествах в кругу общения, студенты 1 курса отметили умение ценить настоящую дружбу (по 35% студентов МГУ, МГТУ, 10% студентов РГУ); Что касается студентов 4 курса, то для них наиболее важным является умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, готовность помочь другу в трудную минуту (15% студентов МГТУ, по 10% студентов МГУ и РГУ). Как показало исследование, в среднем 70% первокурсников больше предпочитают проводить время со своими друзьями и для них это является наиболее значимым. У студентов 4 курса мнения разделились: в среднем 40% студентов больше ценят хорошо выполненную ими работу, а 35% предпочитают компанию друзей. Проведем анализ второго анкетирования студентов. Студенты 1 курса самой значимой ценностью назвали любовь к родителям (35% студентов – МГУ, 25% студентов РГУ и МГТУ); материальное благополучие (15% студентов МГУ, МГТУ и 10% студентов РГУ). Студенты 4 курса: развитие и самосовершенствование себя как личности (25% студентов МГУ, РГУ и 20% студентов МГТУ); возрождение России как сильной державы (20% студентов МГУ, 25% студентов РГУ и МГТУ). Отрицательно влияют на формирование нравственно-патриотических качеств, по мнению первокурсников: отсутствие в обществе ясной патриотической идеи или слабое ее проявление в сознании людей (45% студентов МГУ, 25% студентов МГТУ и РГУ); недостатки в воспитательной работе педагогов (25% студентов МГУ, 10% студентов МГТУ и РГУ); сложная и трудная обстановка в стране (25% студентов МГУ, 40% студентов МГТУ и РГУ).Студенты 4 курса выделили следующие показатели: сложная обстановка в стране (45% студентов МГУ, 30% – МГТУ, 20% студентов РГУ); отсутствие в обществе ясной патриотической идеи или слабое ее проявление в сознании людей (25% студентов МГУ, 25% студентов МГТУ и РГУ); отсутствие возможности по-настоящему проявить себя (20% студентов МГТУ, 35% – МГУ, 25% студентов РГУ). Опрос показал, что большинство студентов, как 1, так и 4 курсов считают, что служба в армии необходима обществу, они рассматривают ее как выполнение гражданского долга, но личной заинтересованности в изучении военного дела они не испытывают. Это вполне логично, так как люди, заинтересованные в военном деле, выбирают соответствующую специальность и ВУЗ. Также была замечена тенденция снижения негативного отношения к службе в вооруженных силах к старшим курсам: на 4 курсе лишь единицы отметили, что постараются найти способ избежать ее (в среднем 8%), в то время как среди первокурсников их более 1/3. Особенно много таких студентов в МГТУ, что можно объяснить более творческой направленностью ВУЗа. Довольно высок процент студентов (в среднем 35%), которые считают, что служба в армии станет помехой для возможности раскрытия их способностей, хотя и в этом случае к 4 курсу таких студентов становится все меньше (в среднем 12%). Можно сказать, что судьба России, ее престиж, роль в мировой экономике первокурсников мало интересует: они спокойно к этому относятся (в среднем 30%), или им это безразлично (в среднем таких студентов 25%) или они предпочитают вообще об том не думать (в среднем так ответили 20%). Переживают за то, какой представляется всему миру их страна, около 1/3 первокурсников: по 15% студентов ответили, что им больно осознавать, что престиж России падает, и что они обеспокоены такой ситуацией. Причем в негативном плане (безразличие, спокойствие, отрицание) "лидируют" РГУ и МГТУ (в среднем 25% студентов выразили к ситуации такое отношение). К 4 курсу ситуация несколько меняется, и студенты начинают понимать, к чему такое положение может привести и уже основная часть говорит о том, что им больно это осознавать (в среднем 40%) и они обеспокоены таким поворотом в истории их страны (в среднем 25%). Лидером в том отношении стал МГУ. 10% относятся к этому спокойно, 8% стараются не думать про это или относятся к престижу станы безразлично. Активность студентов также меняется в зависимости от курса обучения. Если на 1 курсе основная часть студентов практически не участвует или вообще не принимает участие в мероприятиях патриотического характера (в среднем 25% студентов МГУ, 28% – МГТУ и 33% – РГУ), то на 4 курсе таких студентов становится значительно меньше (в среднем 10% студентов МГУ, МГТУ, 13% – РГУ). Это также может свидетельствовать о том, что ВУЗ положительным образом влияет на активность студентов, формирование у них ответственности, патриотизма и сознательности. На вопрос о необходимости воссоздания на новой основе системы патриотического воспитания с детских лет, большинство студентов первого курса ответили отрицательно (25% студентов МГУ, 15% – МГТУ и 45% – РГУ) или затрудняются ответить (25% студентов МГУ, по 20% студентов МГТУ и РГУ). Утвердительно ответили в среднем 25% студентов МГУ, 32% – МГТУ и 17% – РГУ. Студенты 4 курса, наоборот, больше склонны думать, что патриотическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте (в среднем по 40% студентов МГУ, МГТУ и РГУ). С точки зрения 15% студентов МГТУ, 10% – МГУ и РГУ, воссоздавать систему патриотического воспитания нет необходимости. 10% студентов МГУ, МГТУ и РГУ затрудняются пока ответить на этот вопрос.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной выпускной квалификационной работы было изучение феномена патриотизма и особенностей его воспитания в современной России.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: Проведен анализ существующих определений, раскрывающих содержание феномена «патриотизм». Теоретические исследования по теме патриотизма представляют многоаспектные разработки, затрагивающие нравственный, исторический, социально-культурный аспекты. А также различные понятия, такие как: патриотическое сознание, патриотическое воспитание и др. В комплексе всех смыслов, патриотизм предстает как феномен, играющий огромную роль в становлении человека. На основании анализа авторских определений, были сформулированы черты патриотизма, которые выделяют все исследователи. Отмечено, что в основании данного понятия лежит интерсубъективное чувство, которое проходит процесс развития от личного ощущения, переходя, посредством социализации личности, а также формирования национального гражданского сознания, в общественное чувство. Также определены черты участников. Субъекты патриотизма, опираясь на собственные духовные качества, ощущают себя собственниками и наследниками общего состояния народа и по личной воле формируют в себе чувство патриотизма. Особо выделяется практическая направленность данного феномена, зачастую выраженная мотивом «жертвенности». Исследователи полагают, что на данный момент отношение к патриотизму неоднозначное, поскольку связано с политизацией чувств. Также отмечено, что данное чувство связано с определенной идентичностью.Использование современных подходов к технологии формирования патриотических качеств личности предполагает познание учениками не только окружающей среды, но и себя, своего сознания. Дидактические аспекты учебного процесса позволяют формировать у учащегося необходимые черты будущего гражданина: творчество, активность, инициативность, настойчивость. Технология формирования патриотизма учащегося дает возможность на основе объективных отношений между преподаванием и обучением решать основные противоречия патриотического воспитания, учитывая ведущую роль тех, кто учит, и активное, сознательное, творческое участие учащихся. Формирование гражданина - патриота, подготовленного к жизни, с высоким сознанием, воспитание граждан, способных построить гражданское общество, в основу которого были бы заложены и постоянно воплощались демократия, толерантность и уважение к правам человека, приобретает сегодня особое значение. Для выявления уровня развития и проявления патриотизма у студентов ВУЗов, нами была использована анкета «Патриот» (Д.В. Григорьев) и анкета «Патриот своей страны». Всего нами было опрошено 120 студентов 1 и 4 курса в каждом из 3 ВУЗов. В итоге мы пришли к выводу, что уровень патриотизма повышается в зависимости от курса. Так первокурсники проявили более низкий уровень патриотической направленности, чем студенты 4 курса. Это можно объяснить тем, что к 4 курсу молодые люди, принимая активное участие в жизни ВУЗа и в проводимых акциях патриотической направленности поднимают и уровень своего патриотизма. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫАбрамов, А.В. Патриотизм в полиэтническом обществе: рецепт для России // Постсоветский материк. №1 - 2014 - С. 78-85Беспалова, Т.В. Проблема обретения истинного патриотизма в концепции И.А.Ильина // Культурологический журнал. 4(22) - 2015Брэдли, Дж. Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество // А.С. Туманова. – Москва: Наука, 2012.Быков, А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников // Образование в современной школе. №4 – 2012 - С. 12-15.Вербицкая, Н.О., Оринина, Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Современные проблемы науки и образования. № 3– 2015. – С. 1-8Гаврилюк, В.В., Маленков, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. № 4 – 2007 - С. 44-50Гузенкова, Т. С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречия. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова; Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260Ешев, М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. №5 – 2014 - С. 85-88Караковский В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990 – 210 с. Каширин, В.И. Ноосферный патриотизм как концепт культуры времени // Социально-гуманитарные знания. №6. – 2012. - С. 205-219Ковалёва В.А., Тимофеева Н.Б. Социальный проект в образовательном учреждении // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.Костяев, А. И. Социокультурные аспекты исследования российского патриотизма. // А.И. Костяев. 2013. – С. 240Левашев, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006 - С. 67-76.Лента.Ру. «Путин объявил патриотизм национальной идеей» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/ 15:27, 3 февраля 2016Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутовинов// Педагогика. 1997, №3 – С.52-56. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // StudiaHumanitatis - №2 – 2013. Лыкова, Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. – № 11 (часть 4). – 2013. –С. 778-782Лысак, И.В., Наливайченко, И.В. Патриотизм: отжившая ценность или актуальный тренд? // И.В. Лысак, И.В. Наливайченко. 2013 – 120 с. Малинкин, А.Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. № 1-2 – 1999 - С. 87-117Малышева, Е. М. Патриотизм и память о войне как аксиологическая основа интегрирующих ценностей возрождения России. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова; Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260Неменский, О. Б. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова. Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260Никонова, О.Ю Советский патриотизм на плакате: визуализация любви к родине в 1930-е гг. // Вестник Пермского университета. Серия: История. № 1(18) – 2012 - С. 278-288Плешкова, И.А., Силкова К.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной российской молодежи // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. №2 – 2013 – С. 36-47Проектная деятельность. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/04/proektnaya-rabota-v-nachalnoy-shkoleПустовалова, Н.И., Пустовалова, В.Г. К вопросу развития гражданственности у студентов педагогических специальностей вуза как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. №3 – 2013 – С. 32-35.Ружа, В.А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм // Современные исследования социальных проблем. №5 (13) - 2012Семыкина Е. Н. Гражданско–нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 21 – 25. Сергеев, И. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АркТИ, 2009. – 132 с. Соколова И. В. Гражданско–патриотическое воспитание школьников / И. В. Соколова // Классный руководитель. – 2013. – №8. – С. 84 – 90.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 2015. – 375с. ТАСС: Информационное агентство России «Матвиенко призвала развивать патриотизм как национальную идею России» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/3801835 Трифонов, Ю.Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. №2 (08) - 2014 - С. 3-11Троицкий, Е.С. Патриотизм – движущая сила преодоления кризиса // Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Сб.статей. М. - 1996 - С 200-208Черкесова Е.В., аспирант кафедры педагогики 1-го года обучения УГПУ им.И.Н. Ульянова, г. Ульяновск. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/18/sotsialno-pedagogicheskie-aspektyШахова, С.В. Формирование патриотического сознания молодежи // Вестник магистратуры. №12 (27) Том IV – 2013- С. 84-86Шлыков, А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. №8 - 2012 – С. 368-388Köllner, T. Patriotism, Orthodox religion and education: empirical findings from contemporary Russia // Religion, State and Society. Volume 44, Issue 4 - 2016 - P. 366-386Sanina, A.G. Patriotism of Russians and patriotic education in modern Russia // SotsiologicheskieIssledovaniya. Volume 2016-January, Issue 5 – 2016 - P. 44-53Wolak, J. The Roots of Patriotism Across Political Contexts // Political Psychology. Volume 38, Issue 3 - 2017 - P. 391-408Zhuravlev, A.L., Yurevich, A.V. Patriotism as an object of psychological research // PsikhologicheskiiZhurnal. Volume 37, Issue 3 - 2016 - P. 88-98ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Анкета «Патриот своей страны»1. Что является для Вас наиболее значительным в жизни? 001 — любовь к родителям 002 — развитие и самосовершенствование себя как личности 003 — материальное благополучие 004 — отношение к любимой девушке 005 — дружба 006 — возрождение России как сильной державы 007 — любимые увлечения 2. Какое из нижеперечисленных событий является для Вас наиболее значимым? 008 — окончание школы 009 — юбилейное семейное торжество 010 — новогодний праздник 011 — экономическая и финансовая стабилизация в стране 012 — важное событие в коллективе при Вашем активном участии 013 — приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи 014 — Ваша свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой 3. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека? 015 — в успешной учебе в школе, другом учебном заведении 016 — в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д. 017 — в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил 018 — в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее 019 — в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др. 020 — в активном участии в коммерции, бизнесе и т. д. 4. Какие качества, по Вашему мнению, присущи большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь? 021 — высокая нравственность 022 — ответственность 023 — добросовестность 024 — трудолюбие 025 — взаимопомощь и взаимовыручка 026 — социальная активность 027 — уважение к старшим 028 — чувство чести и личного достоинства 5. Как Вы считаете, присущи ли большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, такие качества? 029 — безнравственность или низкие нравственные качества 030 — безответственность 031 — эгоизм 032 — индивидуализм 033 — леность 034 — недобросовестность 035 — пассивность и равнодушие 036 — нечестность037 — личная неорганизованность и недисциплинированность 038 — способность совершить хулиганский поступок, оскорбить и унизить человека 6. Какие из нижеперечисленных качеств, на Ваш взгляд, уже сформировались у большинства членов коллектива, в котором Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы? 039 — поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами 040 — проявлять ответственность в отношении к делу 041 — проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива 042 — готовность прийти на помощь, защитить слабого 043 — укреплять лучшие традиции в коллективе, семье 044 — проявлять постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении 045 — трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества 7. Какие, по Вашему мнению, из нижеперечисленных качеств проявляются у большинства членов Вашего коллектива и будут отрицательно влиять на положение дел в нем? 046 — преследовать во всем прежде всего свои личные интересы 047 — проявлять безответственное отношение к делу 048 —добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение 049 — использовать моральное и физическое подавление в отношении товарищей 050 — проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям 051 — противопоставлять себя коллективу 052 — проявлять более положительное отношение к передовым странам мира, нежели к своему Отечеству 053 — не стремиться к изучению истории, культурного наследия своей страны 054 — проявлять безразличие к ухудшению положения в обществе, жизни многих людей 8. Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у Ваших сверстников нравственно-патриотических качеств? 055 — ненормальная обстановка в семье056 — отрицательное влияние друзей, товарищей 057 — отсутствие хорошего и дружного коллектива 058 — недостатки в воспитательной работе учителей 059 — отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей 060 — отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле 061 — сложная и трудная обстановка в стране 9. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма? 062 — научные труды, публикации и т. д. 063 — знания, полученные от учителей 064 — сведения, полученные от родителей и близких 065 — сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии 066 — сведения, полученные по средствам массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.) 067 — чтение художественной и др. литературы, мемуаров 068 — личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества10. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях? 069 — высокий 070 — не очень высокий 071 — низкий 072 — очень низкий 11. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил? 073 — воинская служба представляется интересной и привлекательной 074 — служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела 075 — служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей 076 — я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее 12. Кто (или что) в наибольшей степени повлиял(о) на Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах? 077 — средства массовой информации 078 — учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях 079 — события, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи 080 — трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы 081 — семья 082 — друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии 13. Как соотносятся Ваши личные интересы с общественными в вопросе об отношении к службе в армии? 083 — призыв в армию соответствует моим жизненным планам 084 — считаю службу в армии делом большой общественной значимости. Сознательно подчиняю ему свои жизненные планы, хотя я не испытываю особого интереса к военной службе 085 — считаю службу в армии важным общественным делом, но хотел бы, чтобы меня лично, в качестве исключения, освободили от нее 086 — военная служба не вписывается в систему моих жизненных планов и ценностей 14. Как Вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа? 087 — мне очень больно осознавать это 088 — с тревогой и обеспокоенностью 089 — отношусь к этому спокойно 090 — стараюсь об этом меньше думать 091 — мне это безразлично 15. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года (до поступления в вуз)? 092 — довольно часто или регулярно 093 — неоднократно 094 — очень редко 095 — не участвовал 16. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет? 096 — безусловно, существует 097 —думаю, что существует 098 — в этом нет особой необходимости099 — такой необходимости нет 100 — затрудняюсь ответить 17. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе? 101 — повернуть лицом к этой работе деятельность школ и детских дошкольных учреждений 102 — активизировать работу на местах, в регионах 103 — оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности 104 — усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил,МВД, Пограничных войск 105 — добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации 106 — коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты 107 — предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество.Приложение 2Анкета «Патриот»Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________ Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое ______________________. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»?_________________________________________________________ IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое _____________________________________________. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. – активная деятельная жизнь __________ – жизненная мудрость __________ – – здоровье (физическое и психическое) __________ – интересная работа __________– красота природы и искусства __________ – любовь (духовная и физическая) __________ – материальное обеспечение жизни __________ – наличие хороших и верных друзей __________ – общественное признание __________ – познание (образование, кругозор) __________ – продуктивная жизнь __________ – развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) __________ – развлечения __________ – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) __________ – счастливая семейная жизнь __________ – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________ – творчество (возможность творческой деятельности) ________ – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________ – аккуратность (чистоплотность) __________ – воспитанность (хорошие манеры) __________ – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) __________ – жизнерадостность __________ – исполнительность __________ – независимость __________ – непримиримость к недостаткам в себе и других __________ – образованность __________ – ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____ – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________ – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________ – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______ – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) __________ – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________ – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________ – честность (правдивость, искренность) __________ – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________ – чуткость (заботливость) __________. VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике;13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит… 2. Каждый из нас имеет… 3. Каждый из нас готов… 4. Подвиги героев заставили нас задуматься… 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и… 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то… 7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…Приложение 3Вопросы для станции «Снайперы»Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г)Назовите крепость, построенную в 1833–38 годах, которая героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20 июля 1941г. (Брестская крепость)«Дорога жизни» – единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?(Битва под Москвой - декабрь 1941 г)Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны?(Сталинградская битва –июль 1942-февраль 1943гг).Когда произошел прорыв блокады Ленинграда? (январь 1943г)В ходе какого сражения был закреплен коренной перелом входе Великой Отечественной войны? (Курская битва - Июль-август 1943г.)Назовите героев-земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне. (…)Назовите дату Дня Победы над фашистской Германией. (9 мая 1945 г.)Список песен
1. Абрамов, А.В. Патриотизм в полиэтническом обществе: рецепт для России // Постсоветский материк. №1 - 2014 - С. 78-85
2. Беспалова, Т.В. Проблема обретения истинного патриотизма в концепции И.А.Ильина // Культурологический журнал. 4(22) - 2015
3. Брэдли, Дж. Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество // А.С. Туманова. – Москва: Наука, 2012.
4. Быков, А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников // Образование в современной школе. №4 – 2012 - С. 12-15.
5. Вербицкая, Н.О., Оринина, Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Современные проблемы науки и образования. № 3– 2015. – С. 1-8
6. Гаврилюк, В.В., Маленков, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. № 4 – 2007 - С. 44-50
7. Гузенкова, Т. С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречия. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова; Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260
8. Ешев, М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. №5 – 2014 - С. 85-88
9. Караковский В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990 – 210 с.
10. Каширин, В.И. Ноосферный патриотизм как концепт культуры времени // Социально-гуманитарные знания. №6. – 2012. - С. 205-219
11. Ковалёва В.А., Тимофеева Н.Б. Социальный проект в образовательном учреждении // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.
12. Костяев, А. И. Социокультурные аспекты исследования российского патриотизма. // А.И. Костяев. 2013. – С. 240
13. Левашев, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006 - С. 67-76.
14. Лента.Ру. «Путин объявил патриотизм национальной идеей» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/ 15:27, 3 февраля 2016
15. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутовинов// Педагогика. 1997, №3 – С.52-56.
16. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis - №2 – 2013.
17. Лыкова, Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. – № 11 (часть 4). – 2013. – С. 778-782
18. Лысак, И.В., Наливайченко, И.В. Патриотизм: отжившая ценность или актуальный тренд? // И.В. Лысак, И.В. Наливайченко. 2013 – 120 с.
19. Малинкин, А.Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. № 1-2 – 1999 - С. 87-117
20. Малышева, Е. М. Патриотизм и память о войне как аксиологическая основа интегрирующих ценностей возрождения России. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова; Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260
21. Неменский, О. Б. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл.// Т. С. Гузенкова. Рос. Ин-т стратег. Исслед. 2014 – С. 260
22. Никонова, О.Ю Советский патриотизм на плакате: визуализация любви к родине в 1930-е гг. // Вестник Пермского университета. Серия: История. № 1(18) – 2012 - С. 278-288
23. Плешкова, И.А., Силкова К.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной российской молодежи // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. №2 – 2013 – С. 36-47
24. Проектная деятельность. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/04/proektnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole
25. Пустовалова, Н.И., Пустовалова, В.Г. К вопросу развития гражданственности у студентов педагогических специальностей вуза как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. №3 – 2013 – С. 32-35.
26. Ружа, В.А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм // Современные исследования социальных проблем. №5 (13) - 2012
27. Семыкина Е. Н. Гражданско–нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 21 – 25.
28. Сергеев, И. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АркТИ, 2009. – 132 с.
29. Соколова И. В. Гражданско–патриотическое воспитание школьников / И. В. Соколова // Классный руководитель. – 2013. – №8. – С. 84 – 90.
30. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 2015. – 375с.
31. ТАСС: Информационное агентство России «Матвиенко призвала развивать патриотизм как национальную идею России» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/3801835
32. Трифонов, Ю.Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. №2 (08) - 2014 - С. 3-11
33. Троицкий, Е.С. Патриотизм – движущая сила преодоления кризиса // Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Сб.статей. М. - 1996 - С 200-208
34. Черкесова Е.В., аспирант кафедры педагогики 1-го года обучения УГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/18/sotsialno-pedagogicheskie-aspekty
35. Шахова, С.В. Формирование патриотического сознания молодежи // Вестник магистратуры. №12 (27) Том IV – 2013- С. 84-86
36. Шлыков, А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. №8 - 2012 – С. 368-388
37. Köllner, T. Patriotism, Orthodox religion and education: empirical findings from contemporary Russia // Religion, State and Society. Volume 44, Issue 4 - 2016 - P. 366-386
38. Sanina, A.G. Patriotism of Russians and patriotic education in modern Russia // Sotsiologicheskie Issledovaniya. Volume 2016-January, Issue 5 – 2016 - P. 44-53
39. Wolak, J. The Roots of Patriotism Across Political Contexts // Political Psychology. Volume 38, Issue 3 - 2017 - P. 391-408
40. Zhuravlev, A.L., Yurevich, A.V. Patriotism as an object of psychological research // Psikhologicheskii Zhurnal. Volume 37, Issue 3 - 2016 - P. 88-98
Вопрос-ответ:
Что такое патриотизм и патриотическое воспитание?
Патриотизм - это любовь и преданность своей родине, стремление к ее процветанию и защите. Патриотическое воспитание – это процесс формирования у молодежи патриотических чувств, ценностей и активной гражданской позиции.
Какие современные социальные технологии использовать в патриотическом воспитании?
Современные социальные технологии включают в себя различные формы работы с молодежью, такие как организация патриотических мероприятий, проведение образовательных программ, создание патриотических клубов и организаций, использование информационных технологий, социальных сетей и прочее.
Какие общественные движения и социальные партнеры могут быть субъектами реализации патриотического воспитания?
В реализации патриотического воспитания молодежи участвуют общественные движения, такие как патриотические организации, ветеранские организации, молодежные общественные объединения, а также социальные партнеры – государственные и негосударственные организации, медиа, бизнес-структуры, образовательные учреждения и другие.
Какие особенности у патриотического воспитания молодого поколения?
Особенности патриотического воспитания молодого поколения включают использование современных информационных технологий для формирования патриотических ценностей, активное вовлечение молодежи в патриотические мероприятия, развитие гражданской и социальной активности молодежи и создание условий для ее самореализации.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что патриотическое воспитание молодежи является важной задачей и требует использования современных социальных технологий, вовлечения общественных движений и социальных партнеров, а также учета особенностей молодого поколения.
Что включает в себя первая глава статьи?
Первая глава статьи включает в себя теоретические основы патриотического воспитания молодежи, включая сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», а также рассматривает современные социальные технологии как метод воспитания патриотизма и общественные движения и их социальные партнеры как субъекты реализации патриотического воспитания.
Что изучается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи изучаются особенности патриотического воспитания молодого поколения. Автор исследует патриотические идеалы и ценности, которые преобладают среди молодежи, анализирует факторы, влияющие на формирование патриотического сознания у молодежи, и рассматривает способы и методы патриотического воспитания, которые могут быть применены для поддержания и развития патриотизма среди молодежной аудитории.
Какие выводы сделаны по первой главе?
По первой главе статьи были сделаны следующие выводы: понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» взаимосвязаны и имеют важное значение для формирования патриотического сознания у молодежи; современные социальные технологии, такие как использование социальных сетей, медиа-проектов и образовательных программ, являются эффективными методами воспитания патриотизма; общественные движения и их социальные партнеры играют значимую роль в реализации патриотического воспитания в современном обществе.