Социально-психологические аспекты междичностного восприятия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 41 41 страница
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 09.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования межличностного восприятия 5
1.1. Межличностное восприятие, как социально психологическая проблема 5
1.2. Характеристика межличностного восприятия 11
Глава II. Эмпирическое исследование межличностного восприятия 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты эмпирического исследования 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41

Фрагмент для ознакомления

Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе [35].Методы обработки данных предполагали использование математического анализа. Вычислялись:1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Среднее арифметическое рассчитывается по формуле: M = , где M – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего. Рассчитывается по формуле:σ = √[(∑(x-xср)2)/n],где хср – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.Эмпирическое исследование проходило в три этапа. На первом этапе исследования была сформирована выборка, определялись место и время обследования, выбиралась батарея методик, готовились бланки методик.На втором этапе исследования проводилась психологическая диагностика особенностей межличностного восприятия в коллективе сотрудников.На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка данных, оценка результатов исследования, интерпретация данных, формулировка выводов. 2.2. Результаты эмпирического исследованияРезультаты по методике межличностных отношений Т. Лири в группе испытуемых представлены в таблице 1 в Приложении.Среднегрупповые результаты количественного анализа по методике межличностных отношений Т. Лири представлены в таблице 2.Таблица 2 Результаты по методике межличностных отношений Т. Лири ТипМσI.– Властный – лидирующий7,43,6II. – Независимый – доминирующий6,52,3III. – Прямолинейный – агрессивный6,82,9IV. – Недоверчивый – скептический5,52,1V.– Покорный – застенчивый5,02,6VI. – Зависимый – послушный5,32,3VII. – Сотрудничающий – конвенциальный8,93,1VIII. – Ответственный – великодушный8,13,5V - «фактор доминантности»5,16,0G - «фактор доброжелательности»3,17,8По результатам исследования выяснилось, что типы межличностных отношений в группе испытуемых выражены в разной степени. Большинство воспринимают себя в межличностных отношениях как сотрудничающий – конвенциональный, ответственный - великодушный и властный – лидирующий типы. То есть группе испытуемых в межличностных отношениях в целом характерен ответственный по отношению к людям характер поведения, деликатность, отзывчивость, характерно эмоциональное отношение к людям в сострадании, симпатии, заботе, ласке.Испытуемые склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, вместе с тем доминантны, энергичны, компетентны, с лидерскими качествами, любят давать советы, требуют к себе уважения, упорны и настойчивы.Менее всего испытуемые воспринимают себя как покорный – застенчивый тип, то есть им не характерна подчиняемость без учета ситуации.В группе более выражено доминирование нежели дружелюбие, но по фактору дружелюбия, доброжелательности отмечается большой разброс, то есть он варьирует в больших пределах в группе.Соотношение испытуемых с неадаптивным поведением в межличностных отношениях отражено на рисунке 1. Рис. 1. Соотношение испытуемых с неадаптивным поведением в межличностных отношениях.По соотносительным данным видно, что во всех типах межличностных отношений в группе преобладают испытуемые с адаптивным типом поведения. Чаще всего испытуемые имеют неадаптивное поведение по факторам дружелюбности, альтруистичности, ответственности, авторитаризма и агрессивности. Таким образом, среди сотрудников в социальном восприятии выделяются несколько типов: ответственных, склонных к сотрудничеству, дружелюбных, а также агрессивных, авторитарных, требовательных, прямолинейных личностей.Результаты социометрии представлены на социометрической матрице в таблице 3 в Приложении. Результаты оценки социометрического статуса каждого испытуемого и его положение в группе представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты оценки социометрического статуса и положения в группе№В+В-Соц. статусПоложение в группе№В+В-Соц. статусПоложение в группе1514Предпочитаемый1612-1Пренебрегаемый245-1Пренебрегаемый1712-1Пренебрегаемый3725Предпочитаемый1804-4Отвергаемый417-6Отвергаемый19413Предпочитаемый515-4Отвергаемый2005-5Отвергаемый6523Предпочитаемый21808Звезда7808Звезда22615Предпочитаемый8101Предпочитаемый23606Предпочитаемый9404Предпочитаемый2417-6Отвергаемый10000Изолированный25514Предпочитаемый1119-8Отвергаемый26000Изолированный12707Звезда27211Пренебрегаемый1312-1Пренебрегаемый28303Предпочитаемый14413Предпочитаемый29312Пренебрегаемый1504-4Отвергаемый30615ПредпочитаемыйСреднее, М3,22,11,0Стандартное отклонение, σ2,62,54,4Судя по результатам, испытуемые в среднем делают 3 положительных и 2 отрицательных выбора.В группе сотрудников выявлены представители всех социометрических статусов. Соотношение испытуемых с разным положением в группе отражено на рисунке 2.По соотносительным результатам можно сказать, что в группе большинство испытуемых (40%) имеют положение предпочитаемых (имеющие больше положительных выборов). У многих (23,3%) статус отвергаемых (получивших много отрицательных выборов и возможно 1 положительный). Рис. 2. Соотношение испытуемых с разным положением в группе.Также довольно многие (20%) имеют статус пренебрегаемых (имеющие одинаковое небольшое число положительных и отрицательных выборов).10% испытуемых имеют статус звезд, они получили наибольшее количество положительных выборов при отсутствии или одном отрицательном выборе. Также в группе два человека (6,7%) имеют статус изолированных, которые не получил ни одного выбора.Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) представлены в таблице 5 в Приложении.Среднегрупповые результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе ФакторМσ1. Дружелюбие – Враждебность2,91,52. Согласие – Несогласие2,40,863. Удовлетворенность – Неудовлетворенность3,71,34. Продуктивность – Непродуктивность2,80,85. Теплота – Холодность3,81,86. Сотрудничество – Несогласованность2,71,27. Взаимная поддержка – Недоброжелательность2,70,998. Увлеченность – Равнодушие3,51,39. Занимательность – Скука3,41,510. Успешность – Безуспешность2,60,9Общий балл30,45,9Обобщенный профиль оценки атмосферы межличностных отношений в коллективе представлен на рисунке 3.Рис. 3. Профиль оценки психологической атмосферы в коллективе.По результатам методики можно сказать, что в целом, психологическая атмосфера в группе работников воспринимается как благоприятная. Более всего в межличностных отношениях выражено согласие. Также сотрудники воспринимают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. То есть, в рабочем коллективе эмоциональные отношения воспринимаются как менее значимые, чем поведенческие и когнитивные.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. Особенности межличностного восприятия сотрудников рабочего коллектива выражаются в дифференцированной оценке психологических особенностей. Группе испытуемых в межличностных отношениях в целом характерен ответственный по отношению к людям характер поведения, деликатность, отзывчивость, характерно эмоциональное отношение к людям в сострадании, симпатии, заботе, ласке.Испытуемые склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, вместе с тем доминантны, энергичны, компетентны, с лидерскими качествами, любят давать советы, требуют к себе уважения, упорны и настойчивы. Менее всего испытуемые воспринимают себя как покорный – застенчивый тип, то есть им не характерна подчиняемость без учета ситуации.2. Особенности межличностного восприятия сотрудников выражаются в разном социометрическом статусе. В группе сотрудников выявлены представители всех социометрических статусов. Большинство испытуемых имеют положение предпочитаемых, у многих статус отвергаемых и пренебрегаемых. 3-е испытуемых имеют статус звезд, а два человека имеют статус изолированных.3. Особенности межличностного восприятия сотрудников рабочего коллектива выражаются в оценке профессиональной деятельности всего коллектива.Психологическая атмосфера в группе работников воспринимается как благоприятная. Более всего в межличностных отношениях выражено согласие. Также сотрудники воспринимают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. То есть, в рабочем коллективе эмоциональные отношения воспринимаются как менее значимые, чем поведенческие и когнитивные.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с целью изучениясоциально-психологические аспекты межличностного восприятия.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, чтомежличностное восприятие - это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. При межличностном восприятии обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.Основными психологическими механизмами понимания: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Идентификация – это процесс отождествления себя с группой, другим человеком или образом. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния человека сопереживанием. Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Рефлексия – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению, это знание того, как другой понимает нас. К эффектам межличностного восприятия относятся: каузальная атрибуция, эффект ореола (галоэффект), стереотипизация. Каузальная атрибуция заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации. Эффект ореола - когнитивное искажение, при котором отдельные позитивные признаки становятся основой и для общей оценки человека. Социальный стереотип - это упрощенное восприятие какого-либо человека, основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе.Когнитивные искажения могут нести как негативные, таки и положительные последствия. Результаты эмпирического исследования показали, что группе испытуемых в межличностных отношениях в целом характерен ответственный по отношению к людям характер поведения, деликатность, отзывчивость, характерно эмоциональное отношение к людям в сострадании, симпатии, заботе, ласке.Испытуемые склонны к сотрудничеству, кооперации, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, вместе с тем доминантны, энергичны, компетентны, с лидерскими качествами, любят давать советы, требуют к себе уважения, упорны и настойчивы. Менее всего испытуемые воспринимают себя как покорный – застенчивый тип, то есть им не характерна подчиняемость без учета ситуации. В группе сотрудников выявлены представители всех социометрических статусов. Большинство испытуемых имеют положение предпочитаемых, у многих статус отвергаемых и пренебрегаемых. 3-е испытуемых имеют статус звезд, а два человека имеют статус изолированных.Психологическая атмосфера в группе работников воспринимается как благоприятная. Более всего в межличностных отношениях выражено согласие. Также сотрудники воспринимают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. То есть, в рабочем коллективе эмоциональные отношения воспринимаются как менее значимые, чем поведенческие и когнитивные.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: особенности межличностного восприятия сотрудников рабочего коллектива выражаются в дифференцированной оценке психологических особенностей, социометрического статуса друг друга и в оценке профессиональной деятельности всего коллектива.Список литературыАндреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с. Балык А.С., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: Теоретические концепции и подходы // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №12. - С.124-125.Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. – М.: Когито-Центр, 2006. – 240 с. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. - М.: Прометей, 2016,. - 126с.Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Дис. канд. псих. наук. – К., 1991.Гаврилова Л.В. Эмпатия как профессионально важное качество, востребованное для сотрудничества молодых специалистов / Л.В. Гаврилова, А.Ш. Прибыткова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII Международной научно-практической концеренции. – 2015. – С. 43 – 45.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. - 368 с.Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 168с.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: Астрель, 2011. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576с.Карелина И.О. Терминологическое поле исследований социальной перцепции в психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2016. - № 5-6 (62-63). - С. 75 - 88.Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с. Колесов Д.В. Каузальная атрибуция и предвзятость//Развитие личности. 2005. № 4. с. 47 – 69.Колышко А.М. Психология самоотношения: Уч. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981 – 354с.Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.Малкова Т. Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1981. Общение и познание / Под ред. В.А. Барабанщикова и Е.С. Самойленко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 495 с. Ойстер К. Социальная психология. – М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 224с.Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 1.Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005. – 324 с.Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск: Бестпринт, 2013.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: «Речь», 2008.Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 440 с.Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс. 1988. – 179с.Самекин А.С. Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия. - М.: МГУ, 2011. - 28 с.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987. Федоров И. В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. - 2014. - №53.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Азбука, 2015. - 288с.Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 – 344с.ПриложениеТаблица 1 Результаты по методике межличностных отношений Т. Лири№ Исп.IIIIIIIVVVIVIIVIIIVG111657002010,3-12,1276576812101,710,53857823833,9-3,9413886035515,8-7,250427651512-3,217,2653447612100,114,3711677239610,4-0,8824583878-3,84,89379345494,6-2,210791097964-3,5-7,5116512743930,6-7,212121073377713,90,7134591251097,66,6145411548580,3-1,11557147848111,9-5,31683335910146,518,91715983268214,4-2,8181174455141313,714,919158824312617,33,320411104841594,43,621710759210117,81,6227557668155,99,3239889106128-0,31,9247675637106,61,42510105737868,40,2268664591083,78,92767474810103,48,828751674792,87,42933759497-5,34,1307954878104,65,8Примечания: I. – Властный – лидирующий; II. – Независимый – доминирующий; III. – Прямолинейный – агрессивный; IV. – Недоверчивый – скептический; V. – Покорный – застенчивый; VI. – Зависимый – послушный; VII. – Сотрудничающий – конвенциальный; VIII. – Ответственный – великодушный; V - «фактор доминантности»; G - «фактор доброжелательности».Таблица 3Социометрическая матрица 1234567891011121314151617181920212223242526272829301-+-+++++2-+-+-++3-++---+4+-+-5--+++6+--+++7++-+--+8+--+--+9-++-++10+-+--+11++-++12-++-+13-+++14+--++15--++-+16-++---17++--+18+++-+19++-+-20+--+++21+-++22+++-23-+++24--+-+25--++-+26+-+27+--+++28+++-29++-+30--+-В+547115814017140110408661502336В-152752000090214224150107101011Таблица 5 Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)№ Исп.12345678910Сумма132545224333323242122524273433373344236463536545244351222323333246224351256434741521423422881213433311229454462224336104365243332351123447444233712724324554238135332322263311443531334323115322223415226164313423423291722626435554018323351243329192144632322292012222223432321235456316237224342435313322324325215232924124332243125252342232322252612533113432627322222225123282242413643312942235335533530114222221219Примечания: 1. - Дружелюбие – Враждебность; 2. - Согласие – Несогласие; 3. - Удовлетворенность – Неудовлетворенность; 4. - Продуктивность – Непродуктивность; 5. - Теплота – Холодность; 6. - Сотрудничество – Несогласованность; 7. - Взаимная поддержка – Недоброжелательность; 8. - Увлеченность – Равнодушие; 9. - Занимательность – Скука; 10. - Успешность – Безуспешность.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
3. Балык А.С., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: Теоретические концепции и подходы // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №12. - С.124-125.
4. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. – М.: Когито-Центр, 2006. – 240 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
6. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. - М.: Прометей, 2016,. - 126с.
7. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Дис. канд. псих. наук. – К., 1991.
8. Гаврилова Л.В. Эмпатия как профессионально важное качество, востребованное для сотрудничества молодых специалистов / Л.В. Гаврилова, А.Ш. Прибыткова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII Международной научно-практической концеренции. – 2015. – С. 43 – 45.
9. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. - 368 с.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 168с.
11. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: Астрель, 2011.
12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576с.
13. Карелина И.О. Терминологическое поле исследований социальной перцепции в психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2016. - № 5-6 (62-63). - С. 75 - 88.
14. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с.
15. Колесов Д.В. Каузальная атрибуция и предвзятость//Развитие личности. 2005. № 4. с. 47 – 69.
16. Колышко А.М. Психология самоотношения: Уч. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
17. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
19. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981 – 354с.
20. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.
21. Малкова Т. Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1981.
22. Общение и познание / Под ред. В.А. Барабанщикова и Е.С. Самойленко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 495 с.
23. Ойстер К. Социальная психология. – М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 224с.
24. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 1.
25. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005. – 324 с.
26. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск: Бестпринт, 2013.
27. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: «Речь», 2008.
28. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
29. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 440 с.
30. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс. 1988. – 179с.
31. Самекин А.С. Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия. - М.: МГУ, 2011. - 28 с.
32. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
33. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987.
34. Федоров И. В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. - 2014. - №53.
35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
36. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Азбука, 2015. - 288с.
37. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 – 344с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические предпосылки исследования межличностного восприятия были описаны в главе I статьи?

В главе I статьи были описаны теоретические предпосылки исследования межличностного восприятия, включающие его описание как социально-психологической проблемы и характеристику данного восприятия.

Какие аспекты межличностного восприятия рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены социально-психологические аспекты межличностного восприятия, включая его организацию и результаты эмпирического исследования.

Как организовано эмпирическое исследование межличностного восприятия?

Эмпирическое исследование межличностного восприятия в статье организовано определенным образом, но конкретные методы и подходы к исследованию не описаны.

Какие результаты были получены в эмпирическом исследовании межличностного восприятия?

В результате эмпирического исследования межличностного восприятия были получены определенные результаты, однако конкретные детали и выводы исследования не описаны в статье.

Какие источники литературы были использованы в статье?

В статье используется список литературы, включающий источники, которые были использованы при исследовании межличностного восприятия.

Какие основные теоретические предпосылки исследования межличностного восприятия?

Основные теоретические предпосылки исследования межличностного восприятия включают понятие межличностного восприятия как социально-психологической проблемы и характеристику этого процесса.

Что такое межличностное восприятие и почему оно является социально-психологической проблемой?

Межличностное восприятие - это процесс восприятия других людей и их характеристик. Это является социально-психологической проблемой, потому что оно влияет на взаимодействие людей, формирование отношений и влияет на общество в целом.

Какие основные результаты были получены в ходе эмпирического исследования межличностного восприятия?

В результате эмпирического исследования были получены различные результаты, которые позволяют лучше понять процесс межличностного восприятия и его характеристики. Некоторые из этих результатов указаны в параграфе 2.2 и представлены в деталях в диссертации.