Функции культуры
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 17.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Культура: понятие, классификации, общие и специфические функции 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Наиболее характерно этот разрыв обозначился на рубеже XIX-XX вв. Этот период отличается возникновением новых концепций, принципиально иначе переосмысливающих базисные представления о категориях пространства и времени, открытием структуры атома в науке. В элитарном искусстве формируются авангардистские течения, которые ориентируются на подготовленного, «посвященного» индивида, что в итоге приведет к такому отрыву элитарной культуры, что ее концепты станут принципиально недоступными для массовой аудитории.Соответственно, элитарную культуру (от фр. Elite– «отборное», «избранное») можно охарактеризовать как культуру привилегированного слоя общества, обладающего специфическими культурологическими способностями, стремлением к духовной деятельности и отличающегося высоким эстетическим потенциалом.Элитарная культура адаптирует такие культурные образцы, которые впоследствии будут переняты общедоступной классикой или массовым искусством. Поэтому, несмотря на замкнутость элитарной культуры, отдельные её продукты переходят на новую ступень осмысления действительности, где становятся достоянием широких масс. Массовая культура формируется как реакция на сложившуюся потребность в культуре нового типа, которая будет в равной мере доступна и открыта всем членам общества и сможет выполнять функции информационного обмена и трансляции ценностей между высокой и бытовой культурой. Прежние формы культуры перестали отвечать новому уровню человеческих взаимоотношений, тогда как новых форм, отвечающих духу времени, рационализм не создал. Массовая культура обусловила появление нового субъекта исторического действия. Если в рамках элитарной культуры сложилась ярко индивидуализированная личность, располагающая значительным творческим потенциалом, то в рамках массовой культуры возникает «человек массы» со стандартизированным личностным началом. Массовая культура характеризуется через следующие признаки:физическая и смысловая доступность для максимально широкой аудитории;линейность и унифицированность предлагаемой информации: произведения массовой культуры отличаются ясностью и однозначностью возможных интерпретаций;доминирующая направленность на зрительные впечатления;ориентация на коммерческий успех и рекреационные цели;массовая культура является инструментом освоения свободного времени, а не формой самосовершенствования.В массовой культуре можно выделить три уровня:кич-культура – наиболее упрощенный для понимания уровень; мид-культура – наиболее унифицированный, стандартизированный, вариант массовой культуры; массовая культура, представляющая собой синтез массовой и традиционной культуры;арт-культура – наиболее высокий уровень массовой культуры, ориентированный на относительно узкий, образованный сегмент аудитории. Таким образом, возможные способы классификации культуры отражают многообразие видов культуры и фиксирует множество выполняемых ею общих с специализированных функций.ЗаключениеВ данной работе было прослежено оформление содержательного смысла понятия «культура», рассмотрены общие функции культуры и, на основе возможных классификаций видов культуры по различным основаниям, представлены специфические функции культуры.В качестве основополагающейдефиниции культуры, было выделено определение, согласно которому, культура предстает, как сумма знаний, искусства, нравственности, верований, обычаев,законов, усвоенных индивидом, как членом общества. Культура, рассматриваемая, как целостный феномен, выполняет ряд общих функций: информационная (или трансляционная), познавательная (гносеологическая), регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологическая), семиотическая, коммуникативная, адаптационная, защитная функция.Также был дан обзор сложившихся классификаций культуры. Традиционно выделяют такие формы культуры: первобытную;ранних цивилизаций; античную;Средних веков; эпохи Возрождения; Нового времени; эпохи Просвещения; конца XIX и XX вв. По роду деятельности культуру дифференцируют на материальную, духовную, художественную, физическую. По уровню специализации различают два вида культуры: повседневный (обыденный) и специализированный. Формами культуры являются элитарная и массовая культуры. Также выделяют доминирующую культуру и микрокультуры.Дифференциация культур на повседневную и специализированную, доминирующую и микрокультуры, массовую и элитарную определяют выполняемые ими специфические виды функций, которые дополняют рассмотренные общие функции.Так, массовая культура является реакцией на потребность социума в культуре нового вида, и выполняет функцию информационного обмена между высокой и бытовой культурой, обеспечивая доступ к данным ресурсам всем членам общества и, тем самым, способствуя укреплению социальной стабильности. В массовой культуре выделяют три уровня: кич-культура, которая транслирует наиболее упрощенный для понимания вид культурной информации,мид-культура, которая представляет собой вид массовой культуры, синтезирующей черты массовой и традиционной культуры, арт-культура, выполняющая функцию приближения широкого сегмента образованной аудитории к элитарной культуре. Элитарная культура, формируемая привилегированным слоем общества выполняет функцию генезиса и обновления культурных смыслов. Соотношение массовой и элитарной культуры определяется выполнением массовой культурой функции сохранения и адаптации явлений, формируемых элитарной культуры.Список использованной литературыАртановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев – Москва : Народное образование, 1999. – 208 с.Зотов В. В., Спицына А. О. Доминирующая культура в структуре современной культуры / В.В. Зотов, А.О. Спицына // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 5. – С. 14-16.Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.Костина А. В. Традиционная, элитарная и массовая культура: условия возникновения и особенности функционирования в условиях современности / А.В. Костина // Вестник культуры и искусств. – 2011. - № 2 (26). – С. 39-46.Луман Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. – Москва : Логос, 2005. –280 с.Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск :УлГТУ, 2013. – 289 с.Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.Смелзер Н. Дж. Социология / Н.Дж. Смелзер // Социологические исследования. – 1990. - № 12. – C. 113-121.Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.Титов В. Ф. Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества / В.Ф. Титов // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2010. - № 2. – С. 249-256.Эрдэнэев Э. Т. Социально-философские основы элитарной культуры / Э.Т. Эрдэнэев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - № 33. – С. 283-287.
1. Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.
2. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев – Москва : Народное образование, 1999. – 208 с.
3. Зотов В. В., Спицына А. О. Доминирующая культура в структуре современной культуры / В.В. Зотов, А.О. Спицына // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 5. – С. 14-16.
4. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.
5. Костина А. В. Традиционная, элитарная и массовая культура: условия возникновения и особенности функционирования в условиях современности / А.В. Костина // Вестник культуры и искусств. – 2011. - № 2 (26). – С. 39-46.
6. Луман Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. – Москва : Логос, 2005. –280 с.
7. Петухов В. Б., Петухова Т. В. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 289 с.
8. Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.
9. Смелзер Н. Дж. Социология / Н.Дж. Смелзер // Социологические исследования. – 1990. - № 12. – C. 113-121.
10. Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.
11. Титов В. Ф. Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества / В.Ф. Титов // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2010. - № 2. – С. 249-256.
12. Эрдэнэев Э. Т. Социально-философские основы элитарной культуры / Э.Т. Эрдэнэев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - № 33. – С. 283-287.
Вопрос-ответ:
Возникли ли новые концепции на рубеже XIX-XX вв?
Да, на рубеже XIX-XX веков возникли новые концепции, которые пересматривали базисные представления о категориях пространства и времени, а также открыли структуру атома в науке.
Какие течения формируются в элитарном искусстве на рубеже XIX-XX вв?
На рубеже XIX-XX веков формируются авангардистские течения в элитарном искусстве, которые ориентируются на подготовленного и посвященного индивида.
Какие функции культуры можно наблюдать на рубеже XIX-XX вв?
На рубеже XIX-XX веков можно наблюдать как общие, так и специфические функции культуры. Общие функции культуры включают поддержание и передачу традиций, создание общего идентификационного кода и формирование социальной интеграции. Специфические функции культуры включают формирование новых концепций и открытий в науке, развитие авангардистских течений и ориентацию на подготовленного индивида в элитарном искусстве.
Какой разрыв обозначился на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков обозначился разрыв, который проявился в появлении новых концепций, переосмыслении базисных представлений о категориях пространства и времени, а также в открытии структуры атома в науке.
Какие изменения произошли на рубеже XIX-XX веков в элитарном искусстве?
На рубеже XIX-XX веков в элитарном искусстве произошли изменения, связанные с формированием авангардистских течений, которые ориентировались на подготовленного посвященного индивида.
Какие концепции возникли на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков возникли новые концепции, которые принципиально переосмыслили базисные представления о категориях пространства и времени. Также была сделана важная научная открытия, например, структура атома.
Что происходит в элитарном искусстве на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков в элитарном искусстве формируются авангардистские течения. Они ориентированы на подготовленного посвященного индивида, что в итоге приведет к изменению художественных подходов и новаторским экспериментам.
Какие функции культуры можно выделить?
В культуре можно выделить различные функции, в том числе: социализационную, связующую, коммуникативную, познавательную, эстетическую и регулятивную функции.
Что такое эстетическая функция культуры?
Эстетическая функция культуры связана с созданием, сохранением и пониманием произведений искусства. Она направлена на трансформацию человека через эмоциональный и эстетический опыт взаимодействия с произведениями искусства.
Какие функции культуры особенно присущи в период на рубеже XIX-XX веков?
На рубеже XIX-XX веков особенно присущи различные функции, связанные с изменением базисных представлений о пространстве и времени, открытием структуры атома и формированием авангардистских течений в элитарном искусстве.
Какие функции культуры можно выделить?
Функции культуры могут быть классифицированы на общие и специфические. Общие функции включают социализацию, индивидуализацию, коммуникацию и самореализацию. Специфические функции культуры зависят от конкретного общества и могут включать ритуалы, обряды, символы, искусство и т. д.