Социальная защита и меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев понятие, принципы, функции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социальной защиты беженцев 5
1.1. Беженцы и вынужденные переселенцы, как субъекты социальной защиты 5
1.2. Понятие и формы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев 8
2. Функции, задачи и проблемы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев 18
2.1. Функции и задачи социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев 18
2.2. Проблемы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев 21
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

В обоснование заявленных требований пояснил, что в 1999г. он приехал из город А в город Б, где ему был присвоен статус вынужденного переселенца с получением удостоверения вынужденного переселенца на 5 лет. Решением Управления по делам миграции УВД Тверской области срок действия статуса вынужденного переселенца по его ходатайству ежегодно продлевался вплоть до 2010 года. По окончании срока действия статуса он обратился в Управление по делам миграции УВД Тверской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, однако ему было в этом отказано. Основанием к отказу в продлении срока действия статуса по мнению УФМС является его жилищное обустройство. Данное решение считает незаконным, поскольку до настоящего времени он не обустроен жильем, проживает в частном доме, который снимает на основании договора безвозмездного пользования. Просит обязать Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.Представитель ответчика УФМС России по Тверской области Журавлева Л.Н. возражала против заявленных требований, пояснив, что решением УФМС России по Тверской области от 25 ноября 2010 года Кудрявцеву В.С. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Согласно п. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 года статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на 5 лет. Однако, при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. По прибытии в Тверскую область Кудрявцев с 27.07.1999 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства, в трехкомнатной квартире, полученной  матерью Кудрявцева В.С. Поскольку Кудрявцев В.С. вселен в жилое помещение и является зарегистрированным по месту жительства в квартире без ограничения права пользования жилым помещением, оснований для продления им срока действия статуса вынужденного переселенца не имеется. Договор поднайма жилого помещения, оформленный в установленном порядке он не представил, а представил договор безвозмездного пользования жилым помещением от 19 марта 2010г., по адресу фактического места проживания. Считает решение об отказе Кудрявцеву В.С. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца обоснованным и законным, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления.Выслушав истца, представителя ответчика УФМС РФ по Тверской области, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Кудрявцева В.С. подлежат удовлетворению.Очевидно, что право на судебную защиту и наличие доступа к правосудию является необходимым условием реализации права на социальное обеспечение. «Было бы немыслимо, чтобы статья 6 п. 1 содержала подробное описание предоставляемых сторонам процессуальных гарантий в ожидающих рассмотрения делах и не защищала бы в первую очередь то, что дает возможность практически пользоваться такими гарантия ми – доступ к суду», - указал в одной из своих позиций Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Несомненно, что лицу, ищущему убежища, затруднительно, не зная русского языка и законов РФ, воспользоваться правом на судебную защиту, поэтому ему требуется квалифицированная юридическая помощь. Но вопрос доступной юридической помощи (в том числе представительства в суде) для иностранных граждан и лиц без гражданства на сегодня остается открытым. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ и статья 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»предусматривают предоставление бесплатной правовой помощи только гражданам России, хотя среди ищущих убежище доля тех, кого можно отнести к социально уязвимой категории населения, очень значительна. Как уже говорилось, согласно части 3 статьи 10 закона «О беженцах», жалоба на решение органа ФМС должна быть подана в месячный срок с момента получения уведомления об этом решении, либо в течение 3 месяцев с момента, когда заявителю стало известно о нем. В то же время статья 256 ГПК предоставляет гражданину право обратиться с жалобой на нарушение своих прав в течение трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении. Зачастую суды не принимают исковое заявление, если не соблюдены определенные требования к нему (отсутствие квитанции о госпошлине, сведений об адресе заявителя, копии обжалуемого решение и т.д.), но при этом не склонны окончательно отказывать заявителю из-за пропущенного срока, даже в тех случаях, когда лицо получило решение органа ФМС вовремя, но по каким-то причинам его не оспорило. В таком случае ходатайства о восстановлении срока суды, как правило, удовлетворяют. Доступ к правосудию включает в себя и фактическую (физическую) доступность суда: в помещение судебного учреждения, к информации о времени и месте проведения слушаний. Гарантии справедливого судебного разбирательства возлагают дополнительные позитивные обязательства на государство в обеспечении возможности любого лица попасть в само здание суда и на рассмотрение его дела. Помимо объективных препятствий (ограждения, отсутствие пандусов, недостаточная ширина дверей и т.д.), субъективным фактором выступают противодействие со стороны сотрудников суда входу в здание: запрет судебных приставов пройти к залам заседаний, введение чрезмерно строгих норм для посетителей (наличие паспорта и повестки). Сотрудники службы судебных приставов зачастую пытаются не впустить в здание суда заявителей без паспортов, имеющих при себе повестку в суд. В результате некоторые беженцы не смогли попасть на слушания, которые проводились лишь с участием их представителей. Но в большинстве случаев вопрос разрешался после вмешательства юриста, сопровождающего заявителя. Необходимо отметить, что никакого нормативного правового акта, обязывающего каждого приходящего в суд предъявить удостоверение личности, в российском законодательстве нет. Но при этом приставы затрудняются объяснить, почему исключительно паспорт, а не иной документ, удостоверяющий личность (как указано в данных регламентирующих актах), необходимо предъявить для прохода в здание суда. В Московском областном и Московском городском судах похожие случаи также имели место, и в ходе разбирательства представители заявителей получали замечания от судей за отсутствие паспортов у их доверителей и нарушение правил нахождения в суде.Самым большим нарушением прав беженцев за последние годы стало практикуемое некоторыми миграционными службами переопределение статуса беженца. Это в первую очередь коснулось беженцев из Азербайджана, которые, по мнению органов миграции не прошли процедуры определения статуса. Попытка ФМС получить одобрение Минюстом своего решения о признании беженцами тех, кто получил удостоверение до принятия Федерального закона «О беженцах», не нашла понимания. Общий приказ не был издан, и теперь каждая территориальная служба принимает решение по своему усмотрению. Появились примеры лишения беженцев из Азербайджана статуса без каких-либо объяснений. При этом, люди в одночасье лишаются не только статуса беженца, но и связанных с ним социальных гарантий: права на жилое помещение, права на получение пособий и других мер социальной помощи и поддержки. В этой связи необходимо на федеральном уровне регламентировать процедуру переопределения статуса беженца для лиц, получивших его до вступления в силу Федерального закона «О беженцах», предусмотрев упрощенный порядок предоставления статуса беженца.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Беженцы и вынужденные переселенцы, имея определенный правовой статус, являются специальными субъектами права. А при вступлении в правоотношения по социально-правовой защите, выступают и в качестве отраслевых субъектов.В области социального обеспечения беженцы и вынужденные переселенцы приравнены в правах с гражданами России, и в течение всего периода наличия у них статуса беженца и вынужденного переселенца вправе пользоваться всеми видами социального обеспечения в объеме, установленном для российских граждан.Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев является регламентированной и регулируемой нормами права деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, по реализации законодательно закрепленных мер экономического, социального и правового характера в целях преодоления ими трудной жизненной ситуации и скорейшей социальной адаптации на новом месте жительства.Общесоциальные задачи социальной защиты беженцев заключаются в:1. Правовомобеспечении социальной защиты.2. Установлении обязательной правовой ответственности за несоблюдение законодательства.Специальные задачи социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев состоят в:1. Соблюдении прав человека и реализации конституционных положений.2. Выравнивании личных доходов беженцев, достижении социально-приемлемого уровня жизни.3. Обеспечении занятости вынужденных переселенцев и беженцев.4. Помощи семьям, поддержании уровня рождаемости.5. Восстановлении полноценной жизнедеятельности при наступлении социальных рисков.6. Социально-психологической поддержке.7. Обеспечении соблюдения законности мер социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев.8. Обеспечении соблюдения мер ответственности за нарушение закона.Как правило, выделяют следующие функции социальной защиты данной категории лиц:1. Информационную.2. Диагностическую.3. Организационную.4. Психолого-педагогическую.5. Реабилитационную.6. Прогностическую.Подводя итог проведенному исследованию, хочется отметить, что главной целью социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев является решение проблем данной категории населения, которые могут быть вызваны социальными рисками. От решения этих проблем зависит стабильность общества. Решение социальных проблем на местном, региональном и федеральном уровне происходит с помощью проведения грамотной государственной политики на каждом из уровней. Именно реализация социальной защиты является залогом благополучия данной категории населения и общества в целом.Список литературыНормативные правовые актыКонвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. — 1993. — № 9Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах»//Собрание Законодательства РФ 2012. — № 53 (Ч. 1). — Ст. 7647.Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах»//Собрание законодательства РФ, 25.12.1995, N 52, ст. 5110,Научная и учебная литератураБайматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г. с 33Буртина Е.Ю, Коростелева Е.Ю., Симонов В.И.. Россия как страна убежища – М.: Типография «Ваш Формат», 2015 – 344 сГусов К.Н. Право социального обеспечения России. Учебник. М.: Книжный мир. 2010. С 123Колобов А. В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев// Ленинградский юридический журнал № 1 / 2010. С 15-18Комарова Н.Ю. Социологический мониторинг в оптимизации системы управления социальным обслуживанием населения мегаполиса (на примере г. Москвы): дисс. кандсоциол.наук. Москва 2016. С 65Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013.С. 220Наклонов Д.Н. Формирование системы социальной защиты населения при переходе к инновационному типу развития российской экономики: автореферат диссертации доктора экономических наук. СПб., 2010.С. 198Никонов Д.А. Стремоухов А.В. Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М. :Изд-воНОРМА, 2005. С. 126Полетаев. Д.В. Отчет по проекту: «Исследование о возможностях инте- грации лиц, признанных беженцами в Российской Федерации». Москва. Март 2014. С. 42-44Силкина Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С 29Материалы судебной практикиКассационное определение Верховного суда республики Дагестан от 29.04.2011 по делу 33-1097/2011//СПС КонсультантПлюсРешение Московского районного суда г. Твери поделу №2-166/11 от 07.02.2011// СПС КонсультантПлюс

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. — 1993. — № 9
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах»//Собрание Законодательства РФ 2012. — № 53 (Ч. 1). — Ст. 7647.
4. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах»//Собрание законодательства РФ, 25.12.1995, N 52, ст. 5110,

Научная и учебная литература

5. Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г. с 33
6. Буртина Е.Ю, Коростелева Е.Ю., Симонов В.И.. Россия как страна убежища – М.: Типография «Ваш Формат», 2015 – 344 с
7. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. Учебник. М.: Книжный мир. 2010. С 123
8. Колобов А. В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев// Ленинградский юридический журнал № 1 / 2010. С 15-18
9. Комарова Н.Ю. Социологический мониторинг в оптимизации системы управления социальным обслуживанием населения мегаполиса (на примере г. Москвы): дисс. кандсоциол.наук. Москва 2016. С 65
10. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013.С. 220
11. Наклонов Д.Н. Формирование системы социальной защиты населения при переходе к инновационному типу развития российской экономики: автореферат диссертации доктора экономических наук. СПб., 2010.С. 198
12. Никонов Д.А. Стремоухов А.В. Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М. :Изд-воНОРМА, 2005. С. 126
13. Полетаев. Д.В. Отчет по проекту: «Исследование о возможностях инте- грации лиц, признанных беженцами в Российской Федерации». Москва. Март 2014. С. 42-44
14. Силкина Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С 29

Материалы судебной практики

15. Кассационное определение Верховного суда республики Дагестан от 29.04.2011 по делу 33-1097/2011//СПС КонсультантПлюс
16. Решение Московского районного суда г. Твери поделу №2-166/11 от 07.02.2011// СПС КонсультантПлюс

Вопрос-ответ:

Какие субъекты социальной защиты включаются в категорию "беженцы и вынужденные переселенцы"?

Субъектами социальной защиты в категорию "беженцы и вынужденные переселенцы" включаются люди, которые вынуждены покинуть свою родную страну в результате конфликтов, войн, насилия или других обстоятельств, которые подвергают их опасности или тяжким жизненным условиям.

Какие формы социальной защиты доступны для беженцев и вынужденных переселенцев?

Формы социальной защиты, доступные для беженцев и вынужденных переселенцев, включают предоставление убежища и защиты от преследований, доступ к медицинской помощи, образованию, жилой площади, питанию и другим базовым услугам, а также программы трудоустройства и экономической поддержки.

Какие функции и задачи решает социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев?

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев выполняет ряд функций и задач, включая предоставление безопасного места жительства, доступа к основным услугам, обеспечение социальной интеграции, психологическую поддержку, помощь в трудоустройстве и экономическую поддержку.

Какую роль играет социальная защита в процессе расселения беженцев и вынужденных переселенцев?

Социальная защита играет важную роль в процессе расселения беженцев и вынужденных переселенцев, предоставляя им необходимую поддержку и услуги для успешной адаптации в новой стране или местности. Она помогает им обрести безопасность, стабильность и возможности для будущего развития.

Какие вызовы и проблемы возникают в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев?

В области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев возникают различные вызовы и проблемы, такие как недостаток финансирования и ресурсов, ограниченный доступ к услугам и возможностям, сложности в процессе интеграции и недостаточная поддержка для психологической реабилитации.

Кто является субъектами социальной защиты в контексте беженцев и вынужденных переселенцев?

Субъектами социальной защиты в данной ситуации являются беженцы и вынужденные переселенцы.

Какие формы социальной защиты предусмотрены для беженцев и вынужденных переселенцев?

Для беженцев и вынужденных переселенцев предусмотрены различные формы социальной защиты, включающие материальную помощь, медицинское обслуживание, психологическую поддержку, обеспечение жильем и другие меры социальной поддержки.

Какие функции выполняет социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев?

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев выполняет ряд функций, таких как обеспечение безопасности и благосостояния, защита прав и интересов, интеграция в новую среду, адаптация к новым условиям жизни и т.д.

Какие задачи стоят перед социальной защитой беженцев и вынужденных переселенцев?

Основными задачами социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев являются предоставление им необходимых услуг и поддержки для успешной адаптации и интеграции в новую среду, восстановление их физического и психологического благосостояния, защита их прав и интересов.

Какие проблемы возникают в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев?

В области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев возникают различные проблемы, такие как ограниченный доступ к необходимым услугам, отсутствие адекватной помощи и поддержки, недостаточная координация действий между разными организациями и государственными структурами, стигматизация и дискриминация беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.

Что такое социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев?

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев - это система мер, направленных на обеспечение базовых потребностей этих групп людей, включая помощь в получении жилья, питания, медицинской помощи и образования, а также предоставление правовой защиты и содействие в интеграции в новое социальное окружение.

Какие формы социальной защиты существуют для беженцев и вынужденных переселенцев?

Существуют различные формы социальной защиты для беженцев и вынужденных переселенцев, включая материальную помощь, предоставление жилья, медицинская и психологическая помощь, включение в образовательный процесс, трудоустройство и содействие в интеграции в новую среду обитания.