Основные культурные эпохи (Средневековье)
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Особенности культурной парадигмы Средних веков 5
Заключение 12
Список использованной литературы 13
В средневековой философии нашел отражение целый ряд вопросов, затрагивающих такие сферы, как проблема универсалий, соотношении веры и разума, интерпретация античного наследия. Круг проблем, которые оказались в фокусе внимания средневековых мыслителей определенным образом характеризует саму философию Средневековья.Истоки спора по вопросу о первичности общего или индивидуального, что впоследствии получило название спора об универсалиях, относятся к поздней Античности. Этот вопрос о сущности универсалий впервые поднял неоплатоник Порфирий, сформулировав его следующим образом: действительно ли существуют «роды» и «виды» или они отражаются только в уме, и, если верно первое, телесны они или бестелесны. В средневековой философии эта проблема стала известна благодаря комментариям Боэция.Спор между номиналистами и реалистами был инициирован в конце XI в. Росцелином, который утверждал, что универсалии (общие понятия) есть только сотрясание воздуха. Такая позиция определяется как крайний номинализм, согласно которому онтологическим статусом обладают только единичные вещи, а видовые и родовые понятия – это только наименования, имеющие место только в мышлении. Иной позиции придерживался А. Кентерберийский, который попытался доказать, что, по крайней мере, в одном случае допустимо умозаключение от существования в мышлении к существованию в действительности: если речь идет о том, «больше чего нельзя ничего помыслить». В итоге реализм нашел отражение в учении о существовании универсалий в уме Бога (А. Кентерберийский) и (или) в самих вещах в качестве их сущности (Гильом из Шампо). В обоих случаях предполагалось существование универсалий в реальности.Таким образом, культура Средневековья по ряду установок кардинальным образом отличалась от всего последующего мировоззрения, начиная с эпохи Ренессанса, которое, в свою очередь, положило начало глобальному секуляризационному процессу европейской цивилизации. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности культуры эпохи Средних веков.Был очерченкруг вопросов, имеющих большое значение для развития средневековой философии и позволяющие составить представление об основных направлениях философской мысли и её особенностях.Таким важным вопросом стал, так называемый, спор об универсалиях, в рамках которого философы встали на позиции номиналистов или реалистов. Суть спора сводилась к проблеме действительного (или, наоборот, умозрительного) существования целого, состоящего из частей. Продолжала развиваться в средневековой философии и концепция общего блага, зародившаяся в античности. В философии Средневековья общее благо интерпретировалось как органическое единение людей в акте божественного творения.Обзор особенностей средневекового искусства позволяет сделать вывод, что зримое воплощение особенности средневекового мировосприятия получили в готической архитектуре.Готический собор – это совокупность представлений средневекового человека о мире, самая суть мироощущения эпохи и специфического универсального способа мышления человека Средневековья, когда реальное и фантастическое гармонично уживаются друг с другом. Парадоксально, что рациональное техническое решение, каким стала каркасно-нервюрная система строительства, послужила в конечном итоге инструментом выражения иррационального. Таким образом, культура Средних веков и восприятие мира человеком Средневековья неизмеримо более сложно для понимания современным человеком чем, например, дальше отстоящее по шкале времени античное миропонимание. Вместе с тем, ряд установок Средних веков, претерпев существенные трансформации, органично вплелось в последующие исторические типы мышления.Список использованной литературыДуховное измерение современной политики: монография / под ред. В.Н. Шевченко. – Москва, 2003. – 190 с.Кентерберийский А. / А. Кентерберийский. Сочинения. – Москва : Канон, 1995. – 400 с.Королев М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры / М.Ю. Королев // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. - № 2. – С. 213-216.Насонова С. К. Феномен готики в системе культуры :дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / С.К. Насонова. – Санкт-Петербург, 2004. – 141 с.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма» / Э. Панофский – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 336 с.Федорова В. М. Особенности средневекового мышления, существенные для понимания художественного времени / В.М. Федорова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 80. – С. 342-345. Хейзинга Х. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Х. Хейзинга – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха. – 2011. – 768 с.Хорьков М. Л. История средневековой философии как проблема современности: конструирование или интерпретация? / М.Л. Хорьков // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. - № 2. – С. 64-78.Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с. Яворский Д. Р. Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике / Д.Р. Яворский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - № 3. – С. 44-49.
1. Духовное измерение современной политики: монография / под ред. В.Н. Шевченко. – Москва, 2003. – 190 с.
2. Кентерберийский А. / А. Кентерберийский. Сочинения. – Москва : Канон, 1995. – 400 с.
3. Королев М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры / М.Ю. Королев // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. - № 2. – С. 213-216.
4. Насонова С. К. Феномен готики в системе культуры : дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / С.К. Насонова. – Санкт-Петербург, 2004. – 141 с.
5. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма» / Э. Панофский – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 336 с.
6. Федорова В. М. Особенности средневекового мышления, существенные для понимания художественного времени / В.М. Федорова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 80. – С. 342-345.
7. Хейзинга Х. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Х. Хейзинга – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха. – 2011. – 768 с.
8. Хорьков М. Л. История средневековой философии как проблема современности: конструирование или интерпретация? / М.Л. Хорьков // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. - № 2. – С. 64-78.
9. Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.
10. Яворский Д. Р. Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике / Д.Р. Яворский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - № 3. – С. 44-49.
Вопрос-ответ:
Какие основные культурные эпохи были в Средневековье?
Основными культурными эпохами в Средневековье были романская культура, готическая культура и раннеренессансная культура.
Какие особенности культурной парадигмы Средних веков выделяются?
Особенности культурной парадигмы Средних веков включают в себя сильное религиозное влияние, уверенность в существовании иерархического порядка во вселенной, важность коллективности и сословной принадлежности.
Какие вопросы затрагивались в средневековой философии?
В средневековой философии затрагивались такие вопросы, как проблема универсалий, соотношение веры и разума, интерпретация античного наследия.
Какие проблемы были в фокусе внимания средневековых мыслителей?
Средневековые мыслители активно обсуждали проблемы, касающиеся первичности общего или индивидуального, роли Бога в мире, природы зла и проблемы свободы воли.
Каким образом истоки спора по вопросу о первичности общего или индивидуального характеризуют саму философию Средневековья?
Спор по вопросу о первичности общего или индивидуального отражает фундаментальные разделения в средневековой философии и подчеркивает диалектику между универсалиями и индивидуалом, между религиозным верованием и логическим мышлением.
Какие основные культурные эпохи были в Средневековье?
Основные культурные эпохи в Средневековье включали ранний Средний век, романскую эпоху, готическую эпоху и раннее Возрождение.
Какие особенности можно выделить в культурной парадигме Средних веков?
Особенности культурной парадигмы Средних веков включают сильное влияние религии, ориентацию на традиции и авторитеты, важность христианской идеологии, бинарное мышление и иерархичность.
Какие вопросы волновали средневековых философов?
Средневековые философы интересовались проблемой универсалий, соотношением веры и разума, интерпретацией античного наследия и спором о первичности общего или индивидуального.
Какие сферы затрагивались в средневековой философии?
Средневековая философия затрагивала такие сферы, как теология, этика, логика, метафизика, гносеология и социальная философия.
Какие характеристики самой философии Средневековья можно найти в круге проблем, которые были в фокусе внимания средневековых мыслителей?
Круг проблем, который был в фокусе средневековых мыслителей, характеризует саму философию Средневековья и включает проблемы религии, социальной организации, природы и познания.