Этические учения древности и зароджение профессиональной этики
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Этические учения древности
2. Понятие профессиональной этики. Зарождение профессиональной этики
Заключение
Список литературы
Наличие этих характеристик у претендента удостоверялись документами и устными свидетельствам. Таким образом, уставы средневековых гильдий уже можно было бы рассматривать как протоформы профессиональной этики, где к представителю профессии предъявлялись не только профессиональные, но и общие нормативно-нравственные требования.
Профессиональная этика того времени формировалась в условиях явного недостатка юридических норм, которые могли бы быть применены для всестороннего и эффективного регулирования профессиональных взаимоотношений, с одной стороны, а с другой – в условиях достаточно сильной ригидности древних и средневековых сообществ по отношению ко всему новому. Поэтому можно говорить о том, что именно обособление профессии, обоснование ее исключительности и нормативной регуляции, со всеми прилагающимися в таком случае привилегиями, - основной фактор возникновения первых средневековых профессионально-этических кодексов. Эти кодексы, в свою очередь, помогали профессиональным объединениям выживать в условиях конкуренции, а с другой, путем предъявления набора определенных требований, сужали круг профессионалов, повышая качественность труда и приводя к корпоративной обособленности.
Вообще средневековое общество было заполнено разнообразными общественными союзами. Помимо корпораций ремесленников существовали общие и купеческие гильдии, чья деятельность носила главным образом социальный характер, клерикальные гильдии с чисто духовными задачами и другие, как сказали бы наши современники, «общественные организации». Их внутренняя жизнь регулировалась нормами, восходящими к правовой самостоятельности родового общества. Они оказывали своим членам правовую, а в случае необходимости и физическую защиту, осуществляли принцип взаимопомощи в нужде, объединяли людей «по интересам», собирая, в том числе, и для совместных пиров. Постепенно, в рамках перехода от ранних этапов Средневековья к более поздним, с развитием административных органов городского самоуправления и по мере создания правового поля профессиональной деятельности, профессиональные союзы теряют часть властных функций и перерождаются в чисто социальные или профессиональные организации и учреждения. Эти организации также имели свои уставы, влияние которых заметно в профессиональных и других специальных уставах периода так называемого «высокого Средневековья».
Однако, следует особо отметить, что в плане зарождения основ профессиональной этики, роль гильдий была гораздо сложнее, чем простая регламентация деятельности профессионального объединения. Сами эти профессиональные объединения ставили себе такие рамки, которые допускали бы минимум вмешательства извне. Как отмечает Ф. Фукуяма: «Гильдии, закрытые корпорации, существовавшие практически во всех европейских странах (и в большинстве азиатских), были отдаленными предшественниками таких современных организаций, как Американская ассоциация адвокатов или Американская медицинская ассоциация. Тем или иным способом они ограничивали доступ к определенным ремеслам и профессиям, устанавливая стандарты или нормы квалификации для вновь входящих — заодно, тем самым, искусственно повышая доход своих членов». С другой стороны, помимо оказания влияния на современную профессиональную этику в плане сохранения некоей клановости, были и другие следствия. Можно предположить, что именно такая закрытость и клановость, когда все члены корпорации знали друг друга, способствовали формированию традиции того самого доверия, на котором строится сегодня экономика демократического капитализма и, соответственно, сферы профессиональной деятельности ее обслуживающие.
Социальная избранность, замкнутость и корпоративность средневековых профессий подчеркивалась разными методами. Например, члены цеха наделялись правом (прямым или косвенным) нарушать некоторые нормы, установленные как в обществе, так и в других общественных образованиях, например, религиозных. Так средневековыми ремесленными уставами допускалось нарушение религиозных заповедей, как например, «Помни день субботний, чтобы святить его». Цехи вкладывали больший смысл в нормы, касающиеся их материального благополучия и респектабельности, забывая порой о благочестии, представляя заботу о нем церкви. Кроме этого, вводились правила вступления (приема) в цех, внешняя атрибутика (форменная одежда, элементы геральдики), подробно прописывались корпоративные трапезы.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности,. профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.
Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Заключение
Подведём итог. Светские и этнорелигиозные принципы морали и этики в Древнем Китае представлены в учениях таких философов-моралистов, как Конфуций (Кон Фу Ци). Лао-Цзы, Мон-цзы. Древнекитайские философы-моралисты основывались на принципах добра, призывали не вредить другому, прислушиваться к совету мудрых людей. Важно также отметить, что древние философы не занимались выработкой каких-либо новых принципов, скорее наоборот, старались донести этические и моральные принципы прошлых поколений, объяснить их.
Важнейшим центром развития этических учений являлась Древняя Греция. Этические учения Платона, Аристотеля, Сократа стали драгоценностью сокровищницы мировой этики. В своих трудах великие философы старались объяснить природу добра и зла, определить, какой же путь ведёт человека к счастью и гармонии.
Зарождение профессиональной этики относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда пришло понимание того, что для работника важны не только профессионализм, но и умение общаться, быть частью коллектива, соответствовать выработанным и принятым в профессиональном коллективе моральным нормам.
Можно также отметить стихийность формирования профессиональной этики, поскольку её становление стало необходимым откликом на реалии средневековой жизни. Первоначально профессиональная этика являлась проявлением повседневного морального сознания. Позднее она стала развиваться на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.
Список литературы
Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008.
Гусейнов А.А. История этических учений. – М., 2003.
Зегерс М. Знание о медитации. – Киев, 2008.
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность – М., 2003.
Кропоткин П.А. Этика. – М., 2000.
Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2009.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.
Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005.
Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005. С. 9
Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005. С. 9-10
Там же. С. 9
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность – М., 2003. С. 22
Зегерс М. Знание о медитации. – Киев, 2008. С. 31-35.
Зеленков М.Ю. Указ. соч. С. 20.
Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2009. С. 154.
Там же. С. 155
Цит. по: Зеленков М.Ю. Указ. соч., с. 20
Гусейнов А.А. История этических учений. – М., 2003. С. 364.
Кропоткин П.А. Этика. – М., 2000. С. 50
Там же.
Там же. С. 54
Кропоткин П.А. Этика. – М., 2000. С. 55
Там же.
Там же. С. 56-57.
Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005. С. 10
Там же. С. 11
Гусейнов А.А. История этических учений. – М., 2003. С. 423
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. С. 9
Там же. С. 9.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. С. 10
Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008. С. 4-5.
Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008. С. 5.
Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008. С. 5.
Там же.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. С. 10
Там же.
2
1.Авдеева И.А. Профессиональная этика в системе этического знания./И.А. Авдеева.// Проблемы этики: Философско-этический альманах: Вып. I. – М., 2008.
2.Гусейнов А.А. История этических учений. – М., 2003.
3.Зегерс М. Знание о медитации. – Киев, 2008.
4.Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность – М., 2003.
5.Кропоткин П.А. Этика. – М., 2000.
6.Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2009.
7.Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.
8.Этика и Эстетика./Сост.: А.М. Пронин. – СПб., 2005.
Вопрос-ответ:
Какие этические учения древности существовали?
В древности существовали различные этические учения, такие как стоицизм, эпикуреизм, платонизм, аристотелизм и другие.
Каким образом зародилась профессиональная этика?
Зарождение профессиональной этики связано с возникновением средневековых гильдий, в которых были разработаны первые уставы, в которых предъявлялись требования не только профессионального характера, но и нормативно-нравственные.
Какие документы удостоверяли наличие характеристик у претендента?
У претендента удостоверялись документами и устными свидетельствами его профессиональные и общие нормативно-нравственные характеристики.
Можно ли рассматривать уставы средневековых гильдий как протоформы профессиональной этики?
Да, уставы средневековых гильдий уже можно рассматривать как протоформы профессиональной этики, так как в них предъявлялись требования как профессионального характера, так и нормативно-нравственные.
Что предъявлялось к представителю профессии в средневековых гильдиях?
В средневековых гильдиях к представителю профессии предъявлялись не только профессиональные, но и общие нормативно-нравственные требования.
Что такое этические учения древности?
Этические учения древности — это система норм и ценностей, разрабатываемая и пропагандируемая в древних обществах, с целью регулирования морального поведения людей.
Какие идеи легли в основу этических учений древности?
Этические учения древности основывались на идеях долга, справедливости, милосердия и добродетели. Они призывали людей следовать определенным нравственным нормам и ценностям, чтобы поддерживать хорошие отношения в обществе.
Что такое профессиональная этика и как она зародилась?
Профессиональная этика - это система правил и норм, регулирующих профессиональную деятельность и поведение специалистов в определенной сфере. Она зародилась с появлением первых гильдий и организаций, которые разрабатывали свои уставы и принципы поведения для членов профессии.
Какие требования предъявлялись к представителям профессии в средневековых гильдиях?
В средневековых гильдиях к представителям профессии предъявлялись не только профессиональные требования, но и общие нормативно-нравственные. В документах и устных свидетельствах удостоверялись наличие этих характеристик у претендента на вступление в гильдию.
Можно ли считать уставы средневековых гильдий протоформами профессиональной этики?
Да, можно. Уставы средневековых гильдий уже можно рассматривать как протоформы профессиональной этики, поскольку они включали в себя не только профессиональные требования, но и нормы и ценности, регулирующие поведение представителей профессии.
Какие учения о этике были распространены в древности?
В древности существовали различные учения о этике, включая конфуцианство, даосизм, стоицизм, эпикуреизм и другие. Каждое из этих учений предлагало свою систему ценностей и принципов поведения.