Административно-правовая ответственность государственного (муниципального) служащего
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 16.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Административная ответственность в системе мер административно-правового принуждения теоретический обзор 5
1.1 Понятие и виды административно-правового принуждения 5
1.2. Значение института административно-правовой ответственности 12
Глава 2 Особенности и принципы административной ответственности государственных служащих 15
2.1.Сущность, система государственной гражданской службы 15
2.2.Правовой статус государственных служащих 19
2.3.Особенности и виды административной ответственности государственного (муниципального) служащего 23
Заключение 33
Список использованных источников 36
При привлечении лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности, хотя это и не приводит к судимости, сам факт совершения преступления предполагает его надлежащее отражение в виде конкретных результатов осуществления юрисдикционной деятельности правоохранительных органов органом.
В качестве примеров таких различий можно рассмотреть возможность дисциплинирования государственного служащего, который не утратил силу через год с даты его применения, но это не предусмотрено в отношении административного наказания, налагаемого на него.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что привлечение к административной ответственности приводит к более серьезным фактическим последствиям для руководителя, что объясняет приоритет применения дисциплинарных и юридических санкций в государственном управлении.
В этой связи заявление, сделанное в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, о необходимости законодательного введения ответственности должностных лиц за нарушение сроков предоставления государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными правилами, представляет особый интерес.
В декабре прошлого года в Москве состоялась конференция Министерства экономического развития со Всемирным банком, после которой министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина сказала, что подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий право заявителя подать жалобу должностному лицу своему начальнику в случае нарушения порядка и сроков предоставления государственных услуг. Если требование будет удовлетворено, руководитель должен будет направить соответствующую информацию в прокуратуру, и провинившееся должностное лицо будет привлечено к административной ответственности (штраф от 3 до 5 тысяч рублей).
Кроме того, факт отклонения обоснованных требований, в случае их признания таковыми в суде, наказывается штрафом как для самого должностного лица, так и для его начальника в размере от 10 до 30 тысяч рублей.
Представляется, что не будет излишне дополнять ответственность государственных служащих, которая закреплена в соответствующих административных правилах административными мерами наказания в виде штрафа. Поскольку каждое лицо, занимающее государственную должность, пользующееся предоставленными в связи с этим правами и привилегиями и выполняющее от имени государства государственные обязанности, должно знать о вероятности материального ущерба в случае нарушения прав граждан на качественное предоставление государственных услуг.
В связи с вышеизложенным необходимо обратить внимание на еще один положительный момент, который непосредственно связан с вопросом повышения эффективности деятельности должностных лиц в сфере обеспечения прав граждан.
Государственной Думой принят законопроект, в котором предписывается наложение штрафов на государственных служащих за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (от 5 до 10 тысяч рублей).
Например, в ст. 2.1. Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» независимо от принятия федерального нормативного правового акта предусматривается введение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей за нарушение представителями государственных органов Ростовской области, государственными учреждений Ростовской области и государственными унитарными предприятиями Ростовской области, должностными лицами местного самоуправления, в том числе избранными, муниципальными органами и муниципальными унитарными предприятиями порядка и сроков рассмотрения заявок обратившихся к ним граждан.
Вместе с тем следует заметить, что в любом случае после принятия соответствующего закона на федеральном уровне содержание вышеупомянутой нормы регионального законодательства подлежит корректировке.
Целесообразность принятия этого нормативного правового акта обусловлена необходимостью конкретизировать меры дисциплинарного взыскания, применяемые в данном случае, мерами административной ответственности.
Но для того, чтобы наказания рассматривались гражданами как эффективный способ административного наказания и воздействия на государственного либо муниципального служащего, необходимо максимально упростить процедуру подачи жалобы заявителем. Кроме того важным вопросом является фактор надежной, своевременной и всеобъемлющей информированности граждан о возможных путях привлечения государственного служащего к ответственности с последующим назначением ему административного штрафа.
Гражданин, столкнувшийся с нарушениями его прав со стороны государственного либо муниципального служащего, должен быть незамедлительно и полно проинформирован на месте о наличии возможности, форме и способе подать жалобу, а также о порядке и сроках ее рассмотрения.
Кроме того, гражданам в органах государственной власти должна быть предоставлена достоверная информация о составе преступлений, совершенных государственными служащими, для которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа.
Укрепление ответственности официальных государственных служащих (например, в КоАП РФ или специальных Дисциплинарных регламентах государственных служащих) не только решило бы проблемы квалификации актов государственных служащих, которые одновременно включали бы признаки дисциплинарного правонарушения и административное правонарушение (что вполне естественно для практики защитного регулирования), но для решения другого - главный вопрос: во всех ли случаях государственный служащий, совершивший акт, содержащий признаки административного нарушителя, должен быть привлечен к административной ответственности? На основании действующего законодательства Российской Федерации ответ зависит от административного и правового статуса государственного служащего.
Таким образом, проблемы практического применения мер административной ответственности к государственным служащим связаны, по сути, с двумя вопросами: отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого определения категории «должностное лицо на государственной службе» и распространение конкретных включений из КоАП РФ в нормативные правовые акты о государственной службе.
Поэтому наряду с необходимостью юридического определения на законодательном уровне этой категории требуется также «синхронизировать» и привести в соответствие друг с другом нормы КоАП РФ и Федерального закона «О государственной службе» в отношении определения в Административном кодексе Российской Федерации конкретных административных правонарушений для государственных служащих, связанных с невыполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных (служебных) обязанностей.
Определение, содержащееся в нормах КоАП РФ, конкретных актов, связанных с невыполнением или ненадлежащим исполнением государственным служащим их должностных обязанностей, за исполнение которых отвечает в соответствии с нормами административного законодательства Российская Федерация также позволит разрешить проблему различения квалификаций актов государственных служащих, содержащих административное правонарушение, в целом, будет способствовать ясности и уверенности в правовом разрешении искомых отношений.
Заключение
Рациональное закрепление принципа ответственности государственных служащих, которые в своей служебной деятельности выступают от имени и в интересах государства, отдельного региона РФ либо местной администрации, за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей является необходимым условием обеспечения верховенства права и соблюдения установленного правопорядка в государственном управлении и формирования цивилизованного правового государства. Важная роль в осуществлении этого принципа заключается в установлении административно-правовой ответственности государственных служащих.
Институт административно-правовой ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы.
Государственные служащие обязаны ответственно подходить к осуществлению своих действий, не допуская халатности либо превышения полномочий, с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов как отдельных частных лиц, так и всего государства Российского, что является своего рода обратной связью в отношениях между системами государственного управления и обществом.
Нормы административного права регулируют административную ответственность государственных служащих.
КоАП РФ не содержит правовых норм, устанавливающих административную ответственность государственных служащих за совершение ими административных правонарушений, не связанных с исполнением официальных обязанностей. Но это не означает его неприкосновенности. В этих случаях государственный служащий подлежит административной ответственности по общему основанию как любое другое физическое лицо.
Таким образом, статус государственного служащего сам по себе не является определяющим признаком в статьях Административного кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Для привлечения государственного служащего в соответствие с нормами КоАП РФ требуется, чтобы одновременно совпали два обстоятельства:
- совершение административного правонарушения при исполнении профессиональной службы (т. е. - выполнение или неадекватное выполнение служебных обязанностей)
- и наличие внутреннего организационного статуса должностного лица (в соответствии с официальными или административными нормами).
Таковой является специфика административной ответственности, которую государственные служащие не имеют перед представителем работодателя органа, в котором они осуществляют профессиональную службу, а также перед органами и должностными лицами, специально уполномоченными законодательством Российской Федерации рассматривать дела административного нарушения (например, таможенные, налоговые органы).
Таким образом, проблемы практического применения мер административно-правовой ответственности к государственным служащим вызваны, по сути, наличием двух аспектов: отсутствие в законодательстве Российской Федерации четкого сформулированного определения категории «должностное лицо на государственной службе» и необходимостью распространения конкретных составов из норм Административного кодекса Российской Федерации в соответствующие нормативные правовые акты о государственной и муниципальной службе.
Конкретное и однозначное определение в нормах КоАП РФ точного состава правонарушений, связанных с невыполнением или ненадлежащим исполнением государственными служащими своих должностных обязанностей, которые должны нести ответственность в соответствии с нормами административного права Российской Федерации, также решали бы проблему разграничения квалификации актов государственных служащих, содержащих признаки административное правонарушение, которое в целом будет способствовать ясности и уверенности в правовом регулировании данных отношений.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: по сост. на 31 января 2016г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2.Конституция Российской Федерации от 12декабря 1993г: по сост. на 17 апреля 2017г. // Собрание законодательства РФ. - 2017.- № 31.Ст. 4398.
3.О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007г. №25-ФЗ: по сост. на 15 февраля 2016г.// Собрание законодательства РФ. -2007. -№ 10.- Ст. 1152.
4.О государственной службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ: по сост. на 23 мая 2016г.// Собрание законодательства РФ.- 2004.-№ 31. - Ст. 3215.
Литература
5.Виноградова П. А.Правовой статус должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Монография / П.А. Виноградова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
6.Глазырин Т. С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА- М, 2015. — 224 с.
7.Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.А. Гречина – М.: Издательство Проспект, 2017. – 112 с
8.Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России: учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 340 с
9.Кленов С. Н.Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с
10.Козлов, Ю.М. Административное право: учебник для вузов для юридических специальностей / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. – М.: Издательство Юристъ, 2015. – 172 с.
11.Малько А. В.Стратегия развития правосудия в условиях глобализации: Монография / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 140с
12.Попов Л. Л. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
13.Соколов А. Ю.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях/А.Ю.Соколов - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 320 с.
14.Старилов, Ю.Н. Общее административное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: Издательство Воронеж, 2017. – 848 с.
15.Штатиной, М. А. Административный процесс: учебник / М.А. Штатиной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.
Виноградова П. А.Правовой статус должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Монография / П.А. Виноградова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.А. Гречина – М.: Издательство Проспект, 2017. – 112 с
Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России: учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 340 с
Кленов С. Н.Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с
Козлов, Ю.М. Административное право: учебник для вузов для юридических специальностей / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. – М.: Издательство Юристъ, 2015. – 172 с.
Попов Л. Л. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
Соколов А. Ю.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях/А.Ю.Соколов - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 320 с.
Старилов, Ю.Н. Общее административное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: Издательство Воронеж, 2017. – 848 с.
Штатиной, М. А. Административный процесс: учебник / М.А. Штатиной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.
Глазырин Т. С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА- М, 2015. — 224 с.
Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.А. Гречина – М.: Издательство Проспект, 2017. – 112 с
Старилов, Ю.Н. Общее административное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: Издательство Воронеж, 2017. – 848 с.
Штатиной, М. А. Административный процесс: учебник / М.А. Штатиной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с
Кленов С. Н.Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с
3
Нормативные правовые акты
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: по сост. на 31 января 2016г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2.Конституция Российской Федерации от 12декабря 1993г: по сост. на 17 апреля 2017г. // Собрание законодательства РФ. - 2017.- № 31.Ст. 4398.
3.О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007г. №25-ФЗ: по сост. на 15 февраля 2016г.// Собрание законодательства РФ. -2007. -№ 10.- Ст. 1152.
4.О государственной службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ: по сост. на 23 мая 2016г.// Собрание законодательства РФ.- 2004.-№ 31. - Ст. 3215.
Литература
5.Виноградова П. А.Правовой статус должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Монография / П.А. Виноградова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
6.Глазырин Т. С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА- М, 2015. — 224 с.
7.Гречина, Л. А. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.А. Гречина – М.: Издательство Проспект, 2017. – 112 с
8.Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России: учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 340 с
9.Кленов С. Н.Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с
10.Козлов, Ю.М. Административное право: учебник для вузов для юридических специальностей / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. – М.: Издательство Юристъ, 2015. – 172 с.
11.Малько А. В.Стратегия развития правосудия в условиях глобализации: Монография / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 140с
12.Попов Л. Л. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
13.Соколов А. Ю.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях/А.Ю.Соколов - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 320 с.
14.Старилов, Ю.Н. Общее административное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: Издательство Воронеж, 2017. – 848 с.
15.Штатиной, М. А. Административный процесс: учебник / М.А. Штатиной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.
Вопрос-ответ:
Что такое административно-правовая ответственность государственного муниципального служащего?
Административно-правовая ответственность государственного муниципального служащего - это система мер, предусмотренных законодательством, которые применяются в отношении служащих за нарушение ими законов и норм трудовой дисциплины. Такие меры могут включать штрафы, дисциплинарные взыскания и даже увольнение.
Какие виды административно-правовой ответственности существуют для государственных муниципальных служащих?
Для государственных муниципальных служащих существуют различные виды административно-правовой ответственности, включая дисциплинарную ответственность, материальную ответственность и уголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность предусматривает применение дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, рекомендация о возможном увольнении. Материальная ответственность возникает в случаях причинения ущерба государству или третьим лицам. Уголовная ответственность предполагает привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления.
Каково значение института административно-правовой ответственности?
Институт административно-правовой ответственности имеет большое значение для обеспечения дисциплины и исполнения государственных служащих. Он способствует поддержанию порядка, соблюдению законности и эффективности государственного аппарата. Благодаря административно-правовой ответственности государственные служащие осознают свою ответственность за свои действия и взаимодействие с гражданами, что способствует повышению качества оказываемых услуг и доверия к государственным органам.
Какие виды административно-правового принуждения существуют?
Существуют различные виды административно-правового принуждения, такие как штрафные санкции, административные взыскания, административное предупреждение и др.
Какая роль играет институт административно-правовой ответственности?
Институт административно-правовой ответственности играет важную роль в обеспечении исполнения государственными муниципальными служащими своих должностных обязанностей и стремится к соблюдению законности и правопорядка.
Какие принципы лежат в основе административной ответственности государственных служащих?
Основными принципами административной ответственности государственных служащих являются принцип законности, принцип пропорциональности ответственности, принцип неотложности реагирования на правонарушения и др.
Что понимается под системой государственной гражданской службы?
Система государственной гражданской службы включает в себя организационные, правовые и социально-экономические условия, обеспечивающие исполнение государственными служащими должностных обязанностей и создающие условия для реализации их прав и гарантий.
Какие меры административно-правового принуждения применяются к государственным муниципальным служащим?
К государственным муниципальным служащим могут применяться различные меры административно-правового принуждения, включая дисциплинарные взыскания, материальную ответственность, административные штрафы и другие.