Русское православие: особенности вероучения и организации.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 15.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. История и особенности православного учения в России 5
2. Особенности православного вероучения и организации Русской церкви 11
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Результатом этих противоречий стала зародившаяся внутри Церкви мысль о необходимости проведения реформ, обновления Церкви, что выразилось в идее проведения Поместного Собора, которая активно обсуждалась. Поместный собор состоялся 15 (28) августа 1917 г., на котором было выработано ряд решений, среди них восстановление патриаршества и некоторые другие, достаточно либерально подошедшие к вопросам выборности духовенства и самостоятельности приходов. Первой взаимной позицией Церкви и новой власти было сознательное намеренное игнорирование. Власть не замечала Церковь, а Церковь продолжала вести свою политику так, словно ничего не произошло. Этот период взаимного игнорирования оказался очень недолгим. Первый шаг в сторону изменения этой ситуации, как ни странно, сделала Церковь, выпустив соборное определение «О правовом положении Православной Российской Церкви», принятое ими 2 декабря 1917 года. В нем Церковь требовала для себя «первенствующего среди других исповеданий публично-правового положения», заключавшегося, по сути, в требовании от новой власти согласовывать свою политику с Церковью. В ответ советская власть практически сразу повела наступление на Церковь, издав 31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.) проект Декрета СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Декрет, официально обозначивший полное отделение Церкви от государства в действительности вытолкнул Церковь за границы правового поля, лишив, таким образом, её возможности осуществлять свою деятельность.19 января 1918 года Патриарх Тихон издал послание, которое впоследствии дало советским историкам повод говорить о контрреволюционности Церкви. В действительно, это послание, пусть и ставшее гневным и горьким обвинением против «безбожных властелинов тьмы века сего», было ничем иным как попыткой самозащиты. 28 февраля Патриарх Тихон и Синод издали постановление, направленное против Декрета об отделении Церкви от государства, в котором Церковь делала ставку на свою паству, призывая верующих охранять церковное имущество от «отобрания», защищать метрические книги и т. д. Советская власть продолжала свою линию, последовательно закрывая Церкви все возможные лазейки для официального существования.Это противостояние советской власти и Церкви при этом происходило на фоне гражданской войны. Часть Церкви действительно открыто занимала позицию Белой Армии, однако в Москве Патриарх Тихон продолжал курс политического нейтралитета, который, впрочем, ожидал провал.7 ноября 1918 г. Патриарх Тихон обратился с письмом к СНК, который заканчивался евангелиевскими словами «Все, взявшие меч, мечем погибнут». Несомненно, это письмо является примером личного гражданского мужества, однако оно способствовало тому, что советская власть перешла в открытое наступление (которое раньше хотя бы маскировалась под юридически оформленными мерами) и начала кампанию по изъятию церковных ценностей. Официально эта мера объяснялась необходимостью сбора средств для голодающего Поволжья, и средства действительно были нужны. Вместе с тем, Церковь в этой ситуации предприняла попытку наладить взаимоотношения с властью, предложив свою помощь по организации сбора средств для Поволжья. Однако советская власть эту попытку отвергла, и изъятие церковных ценностей продолжалось, ведясь зачастую силовыми методами.Ситуация осложнялась и тем, что внутри самой Церкви назревал раскол. Часть белого духовенства стала вынашивать мысль о необходимости сотрудничества с новой властью. Руководителями обновленческого движения стали петроградский протоиерей Александр Введенский (позднее он станет единоличным лидером всего обновленческого движения), священник Владимир Красницкий (бывший черносотенец) и епископ Антонин (Грановский). 9 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заключен под арест, чем не преминули воспользоваться лидеры обновленческого движения. Навестив его в заключении, они убедили Патриарха сложить с себя церковное правление. Патриарх Тихон согласился на временное снятие полномочий, однако обновленцы ложно представили это как акт полного отречения от власти и быстро создали Высшее Церковное Управление во главе с Грановским. Церковным расколом воспользовалась и советская власть, которая путем намеренного столкновения разных группировок церковных сил пыталась полностью разрушить институт Церкви.Когда к руководству Церкви пришел митрополит Сергий (Старогородский), он занял позицию постоянных уступок советской власти, которые хотя и не ослабили репрессий в отношении Церкви, но позволили избежать хаоса в Церковной власти и сохранить её единство до наступления относительно спокойных времен.После постепенного ослабления идеологических запретов в конце 1980-х и начале 1990-х гг. началось возрождение религиозной жизни. Рост числа приходов требовалреформ в системе церковно-административного деления, что проявилось, в первую очередь, в разукрупнении епархий. В марте 2011 г. было предпринято реформирование организации Русской Православной Церкви на территории России. Новым элементом структуры стали митрополии – объединение епархий на территории регионов Российской Федерации, не обладающие автономией.На современном этапе, кроме традиционной канонической деятельности, Церковь также осуществляет практики, в СССР прежде запрещенные. Так, в практику входят освящение церковным клиром объектов материального и духовного мира светского характера, формирование института капелланов в Вооруженных Силах РФ, открытие богословских и теологических отделений в светских учебных заведениях, работа церковных СМИ, организация церковных церемоний, активный рост строительства сакральных сооружений при поддержке государства и т. д. В начале XXI в. Церковь провозгласила курс на духовную модернизацию, цель которой заключается в преодолении социальной разобщенности и несправедливости, поиск и поддержка национальных основ, чья сущность состоит в уважении ценностей земного мира и использовании их на благо общества. Ещё одним шагом к модернизации Церкви стала активизация её участия в экуменическом движении. Ключевыми задачами и вопросами экуменизма являются: церковное братство, свидетельство и обновление, служение. Главный принцип, который лежит в основе экуменизма – все делать совместно. Начиная с рубежа XХ-XXI вв., особое звучание в рамках экуменического движения приобретают социально-этические проблемы, которые можно кратко охарактеризовать как идеалы общечеловеческого единства, проблемы социальной справедливости, создание нового общества на основе справедливости, мира и целостности творения.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено православие, обозначено значение принятия православия для исторической судьбы России, прослежена история становления Русской православной церкви с момента ее организации по настоящее время, а также выделены особенности православного вероучения в сравнении с другими ответвлениями христианства.На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.Во-первых, отличительной особенностью развития восточного православия на Руси стало его тесное взаимодействие с государственной властью, а также роль в оформлении характера властно-правовых отношений. С принятием восточного христианства связано утверждение исторической миссии России, что было отражено в идее «Москва – третий Рим». Православие изначально стало инструментом единения прежде разрозненных пленен, выступив консолидирующей идеей, которая впоследствии стала национальной.Во-вторых, для формирования особенностей вероучения значимым был раскол христианства и разделение его на католичество и православие, было обусловлено политическими и социально-экономическими коллизиями, связанными с распадом Римской империи и ее дифференциацией на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Были выделены следующие особенности вероучения. Источником единства христианства является Никео-Константинопольский Символ Веры. Различные интерпретации его пунктов («членов») обусловило разнообразие христианских традиций, однако позволило сохранить внутреннее единство христианской парадигмы. Особенности вероучения в православии выражены в таких аспектах, как толкование догмата об «исхождения Духа Святого», концепта «Логоса», как воплощения единства ипостасей Бога. Так, догмат об «об исхождении Духа Святого» в православной традиции объявляется порождением только Бога-отца, что восходит к ситуации в Византии, где в то время существовала сильная императорская власть (земное подобие «Бога-отца»).Православие имеет четкую систему дифференциации грехов, выделяя среди них смертные и легкие грехи, искупаемые и неискупаемые, относя к греху зависть, ревность, идолопоклонничество, убийство, богохульство, вероотступничество, обман, прелюбодеяние, разврат, ложь, колдовство, трусость, скупость, уныние, чревоугодничество и гнев. Некоторые богословы также считали необходимым разграничивать понятие греха и порока, рассматривая грех, как единичное деяние, тогда как порок предстает устойчивой безнравственной склонностью к греху. Из этого вытекает определяющее саму суть христианства понятие искупления, как тяжелой нравственной работы человека по преодолению своей греховности с тем, чтобы приблизиться к Богу. Первым шагом на этом пути является признание своих грехов, которое в открытой форме происходит в виде исповедального покаяния. В результате покаяния человек испытывает муки совести, искреннее сожаление по поводу совершенных им безнравственных деяний, результатом которых становится настойчивое намерение вступить на праведный путь. В-третьих, основы формирования Русской церкви, как социально-административного институтаотносятся еще 988 г., когда она являласьодной из митрополий Константинопольской Патриархии, и зависела от византийского патриарха и императора Византии, который имел право регулирования русского церковного устройства, разрешения споров религиозного характера; посвящения русских митрополитов; надзора за деятельностью митрополитов.Главной административной единицей в православии является епархия, возглавляемая архиереем и консолидирующая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения и т. д. Такое положение сохранялось вплоть до 1448 г., когда Церковь приобрела автокефалию. Однако уже при Петре I Церковь вновь теряет независимость. В 1718 г. Петр I создает Духовную коллегию, поменяв таким образом всю систему управления Церковью. Эта новая модель восходила к принципу протестантского территориализма Швеции, когда Церковь рассматривается как подчиненный государству объект воздействия. После того, как в 1723 г. Петр получает утвердительную грамоту от Константинопольского патриарха Иеремии об одобрении церковной реформы и признании Синода, происходит окончательное закрепление церковной реформы и переход к цезарепапизму. Следующий кризис Русской церкви, как духовного института и социальной организации, закономерно был обусловлен произошедшей революцией. После ослабления идеологических запретов в конце 1980-х и начале 1990-х гг. началось возрождение религиозной жизни. Растет число приходов, диктуя необходимость реформ в системе церковно-административного деления, что проявилось, в первую очередь, в разукрупнении епархий. В марте 2011 г. было предпринято реформирование организации Русской Православной Церкви на территории России. Новым элементом структуры стали митрополии – объединение епархий на территории регионов Российской Федерации, не обладающие автономией.Список использованной литературыГоркуша О. В. Роль концепта «Логос» в общехристианской парадигме / О.В. Горкуша // Вопросы религии и религиоведения. – Москва : ООО ИД «МедиаПром», 2010. – С. 121-128.Гусейнов А. А. История этических учений / А.А. Гусейнов – Москва :Гардарики, 2002. – 911 с.Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви / А.В. Карташев. – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 704 с.Кутузов Б. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели / Б. Кутузов – Рига, 1992. – 532 с.Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий / С.Г. Сафронов // Вестник Московского государственного университета. –1998. - № 5. – С. 28-33.Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.Тальберг Н. Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 960 с.Толстая С. М. Преступление и наказание в свете мифологии / С.М. Толстая // Логический анализ языка: языки этики. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 373-380. Щапов Я. Н. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941 / Я.Н.Щапов – Москва: Издательство Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. – 356 с.
1. Горкуша О. В. Роль концепта «Логос» в общехристианской парадигме / О.В. Горкуша // Вопросы религии и религиоведения. – Москва : ООО ИД «МедиаПром», 2010. – С. 121-128.
2. Гусейнов А. А. История этических учений / А.А. Гусейнов – Москва : Гардарики, 2002. – 911 с.
3. Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви / А.В. Карташев. – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 704 с.
4. Кутузов Б. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели / Б. Кутузов – Рига, 1992. – 532 с.
5. Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.
6. Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий / С.Г. Сафронов // Вестник Московского государственного университета. – 1998. - № 5. – С. 28-33.
7. Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.
8. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг – Москва : Изд-во Сретенского ставропигиального мужского монастыря, 2009. – 960 с.
9. Толстая С. М. Преступление и наказание в свете мифологии / С.М. Толстая // Логический анализ языка: языки этики. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 373-380.
10. Щапов Я. Н. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941 / Я.Н. Щапов – Москва: Издательство Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. – 356 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности вероучения и организации есть у Русского православия?
Русское православие имеет свои особенности в вероучении и организации. Вероучение представляет собой комбинацию православных традиций и культурных особенностей, которые традиционно присущи русскому народу. Организация Русской православной церкви основана на иерархической системе, в которой главой церкви является патриарх. Также в Русской церкви приняты особые ритуалы и обряды, которые добавляют уникальности в практики верующих.
Что можно сказать о истории и особенностях православного учения в России?
История православного учения в России берет свое начало в древние времена, когда христианство проникло в эту землю. Одной из особенностей православного учения в России является сосуществование двух культур - христианской и предхристианской. Это смешение двух верований придало русскому православию своеобразие и специфику. Важным моментом в истории православия в России было проведение Поместного Собора в 1917 году, на котором были приняты важные решения по обновлению и реформированию Церкви.
Какие особенности православного вероучения и организации Русской церкви можно выделить в контексте его истории?
В контексте истории Русской церкви можно выделить несколько особенностей православного вероучения и организации. Вероучение в Русской церкви сочетает в себе православные традиции и русские культурные особенности. Русская церковная организация основана на иерархической системе с патриархом во главе. Также в Русской церкви проводятся особые ритуалы и обряды, которые являются важным элементом вероучения.
Какие решения были приняты на Поместном Соборе 1917 года в Русской церкви?
На Поместном Соборе 1917 года в Русской церкви были приняты ряд важных решений. Этот собор стал ответом на противоречия и разногласия внутри Церкви и идеей реформирования Церкви. На соборе были выработаны решения по обновлению Церкви, в частности, проведению реформ. Это был важный этап в истории Русской церкви и вероучения.
Какие особенности вероучения и организации есть в Русском православии?
Русское православие имеет свои особенности вероучения и организации. К ним относятся, например, монастырская традиция, богослужение на славянском языке, особое внимание к иконописи и светской жизни. Русская церковь также отличается своей организацией, включая архиерейскую иерархию, соборные решения и близость к государственной власти.
Какова история православного учения в России?
История православного учения в России берет свое начало с принятия Русской земли христианства в 988 году. С течением времени, русское православие развивалось под влиянием различных факторов, включая взаимодействие с Византией и Инокентием III, а также события реформации и просвещения. Важными периодами в истории вероучения были времена Петра I и Екатерины II, которые привнесли изменения в организацию и практику Церкви.
Какие особенности вероучения и организации характерны для Русской церкви?
Русская церковь имеет ряд особенностей вероучения и организации. Она отличается монастырской традицией, важностью иконописи и богослужения на славянском языке. Также стоит отметить архиерейскую иерархию и соборные решения, которые являются важными элементами организации Русской церкви. Взаимосвязь церкви с государством также является одной из особенностей Русской православной Церкви.
Что произошло на Поместном соборе в 1917 году?
Поместный собор, который состоялся в 1917 году, был вызван необходимостью проведения реформ и обновления Русской церкви. На соборе были выработаны решения, касающиеся различных аспектов жизни Церкви, включая богослужение, образование, дисциплину духовенства и отношения церкви с государством.
Какие особенности вероучения и организации православия в России?
Одной из особенностей вероучения православия в России является его связь с русскими традициями и культурой. Русское православие также отличается от западных христианских верований своей устойчивостью к изменениям и сохранением аутентичности ритуалов и обрядов. Организационно, русское православие имеет иерархическую структуру, с патриархом во главе. Церковь также играет значительную роль в социальной и политической жизни России.