Художественно- стилистический анализ картины Франс Снейдерс
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 23.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Фламандская школа живописи 5
1.1 История Фламандской школы живописи 5
1.2. Основные черты фламандской живописи 8
Глава 2. Жизненный путь и творчество Франса Снейдерса 11
2.1 Биография художника 11
2.2 Описание творчества Франса Снейдерса 14
2.3 Сравнение Франса Снейдерса с другими мастерами живописи 18
2.4 Цикл картин «Лавки» 20
Глава 3. Картина «Овощная лавка» 24
3.1 Анализ сюжета картины «Овощная лавка» 24
3.2 Композиция картины «Овощная лавка» 25
3.3 Вывод о художнике и его творчестве 27
Заключение 29
Список литературы
Снейдерс умышленно располагает предметы таким образом, что они кажутся словно перерезанными рамой, что заставляет зрителя мысленно продолжить композицию, создает ощущение безграничности пространства. Поражает знание и точность воспроизведения художником всех неисчерпаемых богатств природы. Здесь и обитатели морских и речных глубин, и домашние птицы, и дикие животные, обитающие в лесных чащах, и всевозможные плоды растений разных широт. Под кистью Снейдерса все это великолепие, которое художник передал с большой живописной силой и натурализмом, сливается в собирательный образ великой Природы.[10]Произведения в мастера фламандского натюрморта в стиле барокко Франса Снейдерса – своеобразный гимн плодоносящей природе. Ученик Питера Брейгеля Младшего в своих огромных картинах, именуемых «лавками», или «кладовыми», изображает горы снеди: фруктов, овощей, рыбы, дичи. Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин, прославляющих жизнь.Рис 4. Лавка дичи. Франс СнейдерсВсе полотна, кроме одного – «Рыбной лавки» – составляли единый цикл произведений, предназначавшийся для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. Картины выполнены в одном формате с однотипным композиционным построением: снедь располагается в несколько ярусов и, словно не умещаясь на столах, придвинутых вплотную к раме, готова обрушиться в сторону зрителя. Единая тональность полотен оживляется отдельными «пятнами» красного цвета.Рис. 5 Рыбная лавка. Франс СнейдерсФигуры людей в «лавках» имеют второстепенное значение. Поскольку Снейдерс не любил изображать людей, возможно, они написаны другими живописцами – учениками или друзьями мастера по его просьбе. Сам же Снейдерс всецело посвятил себя искусству натюрморта и изображению животных. Особенно его занимали сцены охоты.Знаменитейший Питер Пауль Рубенс очень высоко ценил мастерство Снейдерса и приглашал его к сотрудничеству для написания животных. Глава 3. Картина «Овощная лавка»3.1 Анализ сюжета картины «Овощная лавка»На картине «Овощная лавка» показан обычный бытовой сюжет. Изображены три человека – две женщины и один мальчик. Молодая девушка пришла в овощную лавку, чтобы купить продукты. Она одета в красную пышную кофту, темную юбку и белый передник, на голове – бежевая дамская шляпка с широкими полями. Продавщица товаров одета в простую одежду – серая кофта, зеленая юбка.Одна из главных ролей отведена ребенку. Темное пятно, которое резко контрастирует с окружающей роскошью даров природы. Это не просто мальчик, это маленький, но уже сформировавшийся разбойник, который украдкой ворует у молодой девушки кошелек с деньгами. Плодородность матери-земли и бедность ее детей – людей. Художник вносит фигуру воришки, противопоставляя его всему этому богатству, противопоставляя всему миру.Человеческие фигуры располагаются под белым навесом. Слева от них изображена лошадь, которая пытается съесть кусочек капусты. Нашему взору открывается лишь малая часть тела лошади. Такой прием используется художником, чтобы показать необъятность полотна – фигуры буквально не могут вместиться в пространство картины. На заднем плане виднеется городская стена . С невероятным мастерством умел он объединить «земные дары» в единое декоративное целое, где каждый предмет рассматривается как явление природы. Поэтому в картинах Снейдерса всегда ощущается радость бытия, любование окружающим миром. Все персонажи картин — хозяева лавок, их слуги, дети, запечатленные в различных раакурсах, а также кошки, собаки и другие животные — усиливают чувство жизни, делают композиции Снейдерса более динамичными.[12]3.2 Композиция картины «Овощная лавка»Передний план картины полностью посвящен овощам. Для художника это не просто продукты, это дары природы, которые символизируют щедрость и плодородность фламандских земель. Мы видим, что каждый овощ прорисован с необычайной точностью, с множеством подробностей. Цвета яркие, насыщенные. Большая часть овощей размещается в корзинах. Слева мы видим большую плетеную корзину, в которую положили различные сорта капусты. Внизу размещаются луковицы, чеснок, несколько крупных кабачков и кореньев. Рядом стоят два таза, но они явно не используются в хозяйственных целях: они чистые, с ажурной росписью.Рис. 6 Овощная лавка. Франс СнейдерсВозле продавщицы также есть пять небольших корзин. В самом низу – корзина со стручками зеленого горошка. Немного выше – грибочки, несколько кустов салата, морковь; виднеется и маленькое лукошко с крыжовником.Эти полотна из серии «Лавки» созданы на заказ для украшения парадной столовой во дворце. Поэтому они такие большие и сюжет немного удивляет. Заказчик — епископ Антоний Трист — хотел показать, что может позволить себе достаточно роскошный стол, и подстегнуть аппетит гостей.Может показаться, что тема скучноватая, но Франс Снейдерс с детства её любил. У его отца была таверна, где мальчик видел груды разнообразной снеди: заморские фрукты, мясные туши, целые чаны свежепойманных рыб. Для не слишком богатых жителей средневековой Европы вкусная еда была настоящим праздником, и художник именно так запомнил эти времена. Ему нравилось рисовать еду.[5]На картине не происходит ничего особенного, но такие полотна нужны, чтобы мы могли понять простую жизнь прошлых веков. Перед нами картина особого жанра — натюрморт, по-французски «мертвая природа». Снейдерс учился живописи у знаменитого художника Рубенса, и, работая с ним, наловчился писать именно неживое. А так как людей изображать не любил, возможно даже в этих картинах мастер доверил эту задачу ученикам.Вряд ли художник рисовал с натуры, это была бы слишком богатая лавка. Мы видим много экзотики, овощи с разных географических широт, Овощи свежие, плоды идеальной формы и очень сочные, в жизни такое изобилие встречалось редко. Художник хотел показать дары природы во всей их красе и немного приукрасил действительность.По краям картина обрезана это не ошибка или утрата холста, мастер специально добивался такого эффекта — чтобы мы мысленно продолжали картину, воображая все больше вкусностей. Так он показывал, насколько огромны и неисчерпаемы богатства природы.Такая композиция сложилась только благодаря мастерству художника. Если все эти продукты положить в реальности так же, они рискуют упасть. Из-за того, что предметы держатся только за счет своей тяжести, без каких-то полочек и крючков, картина становится динамичной, нам кажется, что происходит действие.Пейзажный фон стилистически близок к работам Яна Вильденса, созданным им в первые годы после возвращения из Италии в Антверпен, например с исполненными им пейзажными фонами в картинах Рубенса «Похищение дочерей Левкипа» и «Гирлянда фруктов». 3.3 Вывод о художнике и его творчествеНа полотне «Овощная лавка» изображено множество предметов, расположены они хаотично, но картина создаёт видимость единого целого. Такой нюанс можно заметить на всех картинах Снейдерса.Художник изображает всё, что может дать человеку природа, моря и океаны. В цикле картин «Лавки» практически всегда можно заметить огромный стол в центре и как всё пространство вокруг заполняют горы свежих продуктов. [11]Художник и в других картинах цикла «Лавки» подчёркивает неиссякаемость даров природы: фрукты, овощи, тушки животных, рыба, при этом часто во всё это великолепие и изобилие помещаются животные – собаки, кошки, обезьяны, лошади, жующие капусту и т.д.Картины Снейдерса нужно именно рассматривать, а не просто скользить по ним взглядом. Художник умело изображает красоту и грациозность даже мёртвых животных, он умеет передать красоту природной формы, её фактуру, цвет. Мёртвые животные не вызывают чувства жалости, а наоборот, наполняют чувством радости бытия: весь материальный мир создан для человека, для его потребностей.ЗаключениеСнейдерс и был таким гениальным метрдотелем фламандского общества, волшебником, обладавшим даром будить невоздержанные аппетиты в самых усталых и равнодушных людях. Его творчество — грандиозное искушение, направленное на дразнение обжорства. В зале Эрмитажа, в котором собраны едва ли не лучшие из картин Снейдерса, точно готовится лукулловское пиршество: груды сочного мяса лежат рядом с редкой дичью и роскошнейшими рыбами; на других картинах навалены редкие золотистые, лопающиеся от спелости фрукты, прохладные устрицы, душистые грибы и овощи.И все это выглядит прекраснее, красочнее, богаче, прельстительнее, чем в природе, все это сгруппировано и разложено человеком, который лучше других смаковал особенные прелести каждого лакомства. Писал Снейдерс свои картины в каком-то подлинном вдохновении — подобно тому, как Тициан писал Венеру или Рембрандт библейских патриархов. Он находил такие изгибы мазка, которые вызывают определенное представление о вкусе, он знал такую густоту и плотность краски, которая напоминает об осязательной прелести разных живностей; он, наконец, и великий чародей краски, которая льется из-под его кисти неистощимым легким и сочным потоком и получает все нужные, самые звучные оттенки. И какая жизнь во всей этой “мертвой натуре”! Какое понимание существа вещей. Снейдерс не списывает рабски, следуя натуре. Поистине он творит вдохновенно, в экстазе, с таким знанием, каких не встретишь в художниках, бравшихся за более возвышенные темы.Колоссальное знание Снейдерса распространяется при этом и на “живую живность”. Никто, даже Рубенс, так не передавал страстей зверей, их особой психологии. Почему-то Снейдерсу меньше удавались кошки и львы. Но все остальное животное царство нашло в нем грандиозного певца. Совершенство исполнения “Концерта птиц” — прямо теперь непонятно, и даже японцы должны позавидовать такому знанию, такой свободе и верности передачи. Всякая птица живет и движется свободно, смело, сообразно с ее “нравом”, и ни одна не производит впечатления, чтобы она была писана с чучела или хотя бы с экземпляра в клетке. Подводя итог выполненной работы, можно сделать вывод, что все поставленные задачи решены, а именно:- изучена история фламандской школы живописи;- изучены основные черты фламандской живописи;- описан жизненный путь и творчество Франса Снейдерса;- изучена биографию художника;- произведено описание творчества Франса Снейдерса;- произведено сравнение Франса Снейдерса с другими мастерами живописи;- изучен цикл картин «Лавки»;- произведен анализ сюжета картины «Овощная лавка»;- произведен анализ композиции картины «Овощная лавка»;- сделан вывод о художнике и его творчестве.
1. Верижникова Т. Малые Голландцы 2014 г.
2. Грицай Н. И. К вопросу об иконографии серии «Лавок» Франса Снейдерса из собрания Эрмитажа // Проблемы развития зарубежного искусства: Материалы девятой научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. - СПб., 1996.
3. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. - СПб: Искусство-СПб, 2015.
4. Левинсон-Лессинг В. Ф. Снейдерс и фламандский натюрморт. - Л., 1926
5. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII.
6. Матвеева Е. История мировой живописи. Фламандская живопись XVII века 2008 г.
7. Фламандское и голландское искусство XVII в. Как два полюса мироощущения суток // banauka.ru/6067.html.
8. Эйслер К. (Р. Леман) «Великие музеи мира» 2012 г.
9. 3. Эпоха искусства Возрождения в Нидерландах // http://m.smallbay.ru/article/later_renaiss_niderland.html.
10. Эрмитаж. Шедевры живописи. Нидерланды, Фландрия, Голландия. – М.: Арка, 2009. – 240 с.
11. The Hermitage: Netherlandish: Flemish: Dutch Painting. – М.: Арка, 2009. – 240 с.
12. The Hermitage: Netherlandish: Flemish: Dutch Painting. – М.: Арка, 2009. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Какова история Фламандской школы живописи?
Фламандская школа живописи имеет долгую историю, которая началась в XIV веке. Она получила значительное развитие в XV и XVI веках, и представляет собой уникальный стиль, сочетающий реализм, внимание к деталям и техническое мастерство. Фламандские художники знамениты своей способностью создавать яркие, реалистичные произведения искусства.
Какие основные черты фламандской живописи?
Фламандская живопись отличается несколькими характерными чертами. Во-первых, это мастерство в передаче деталей и реалистическое изображение предметов. Фламандские художники отличались тщательностью и вниманием к деталям, создавая произведения с высокой степенью точности. Кроме того, фламандская школа характеризуется богатством цветовой гаммы и использованием техники масляной живописи. В целом, фламандская живопись является уникальным явлением, способным захватить зрителя своим реализмом и техническим мастерством.
Как вы можете описать творчество Франса Снейдерса?
Франс Снейдерс был известным фламандским художником, специализировавшимся на жанровых сценах, натюрмортах и пейзажах. Его работы отличались виртуозностью передачи деталей и сложностью композиции. Снейдерс был экспертом в изображении разных видов пищи, фруктов, цветов и других объектов. Его произведения отличались яркой и насыщенной цветовой гаммой, а также удивительной реалистичностью. Он считается одним из величайших мастеров фламандской школы живописи.
Какова аналогия Франса Снейдерса с другими мастерами живописи?
Франс Снейдерс был часто сравниваем с другими фламандскими художниками, такими как Питер Пауль Рубенс и Ян Давидз де Хем. Эти художники также славились своим мастерством и реализмом в изображении предметов и сцен. Вместе с ними, Снейдерс внес значительный вклад в развитие фламандской живописи и считается одним из самых великих мастеров своего времени.
Что характерно для фламандской школы живописи?
Фламандская школа живописи известна своими реалистичными и детализированными произведениями, особенно в жанре натюрморта. Художники этой школы отличались виртуозным мастерством и тщательным изучением предметов, отражая их с большой точностью и реализмом.
Кто такой Франс Снейдерс?
Франс Снейдерс был известным фламандским художником XVII века. Он искусно воплощал на своих картинах изобилие и разнообразие пищевых продуктов, создавая натюрморты с изображением фруктов, овощей и других объектов питания. Его работы отличаются прекрасным качеством исполнения и яркими цветами.
В чем заключаются основные черты фламандской живописи?
Основные черты фламандской живописи включают высокую степень детализации, реалистическое изображение предметов, мастерство в создании светотени и тонкий перспективный рисунок. Художники фламандской школы умело воспроизводили текстуру и оттенки различных материалов, создавая иллюзию реальности на холсте.
Что можно сказать о творчестве Франса Снейдерса?
Творчество Франса Снейдерса отличается высокой технической исполнительностью и изысканностью деталей. Он создавал яркие и насыщенные натюрморты, в которых прекрасно передавал формы и текстуры различных продуктов. Творчество художника было популярно в свое время и остается оцененным и восхищающим сегодня.
Какие произведения Франса Снейдерса можно отнести к циклу картин "Лавка"?
Цикл картин "Лавка" Франса Снейдерса включает работы, на которых изображены различные предметы питания, такие как фрукты, овощи, хлеб, мясо и другие. На этих картинах он передает обилие и разнообразие продуктов, создавая иллюзию настоящего магазина или рынка.
Кто написал картину "Овощная лавка"?
Картину "Овощная лавка" написал Франс Снейдерс.
Какие основные черты фламандской живописи можно найти в работе Франса Снейдерса?
В работе Франса Снейдерса можно найти такие основные черты фламандской живописи, как высокий уровень детализации, реалистическое изображение предметов, мастерство в создании светотени и перспективы.