Лингвокреативное словообразование: когнитивный и методический аспект

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 32 32 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 23.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Лингвокреативное словообразование в современном русском языке 5
1.1. Словообразование русского языка в когнитивном аспекте 5
1.2. Способы лингвокреативного словообразования в русском языке 8
Глава 2. Когнитивный и методический аспекты изучения лингвокреативного словообразования в современном русском языке 15
2.1. Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным способом 15
2.2. Методический аспект лингвокреативного словообразования: комплекс упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка 24
Заключение 28
Список литературы 30



Фрагмент для ознакомления

Девица без презента – так в компьютерном жаргоне обозначается системное сообщение Device not present (устройство отсутствует). Образование жаргонизма происходит на основе фонетической схожести английского и русского словосочетаний.
Также фонетическая мимикрия используется в названиях российских кинофильмов и передач:
Бешенл Джеографик (телепередача на канале ТНТ). В приведенном примере посредством фонетической мимикрии обыгрывается название известного англоязычного канала «National Geographic», первый компонент которого заменяется псевдотранскрипцией бешенл. В результате создается комический эффект, исходя из семантики основы бешеный.
9. Новая этимология.
Данный способ лингвокреативного словообразования подразумевает придание известному слову русского языка иное значение, исходя из его сходства с другим словом. Например:
«Так-то, брат: пролетарий и есть тот, кто, значит, пролетит по всем пунктам, то ись вылетел в трубу...» (А. Белый «Серебряный голубь»).
Слово пролетарий имеет следующее значение в литературном русском языке: «наёмный рабочий, лишенный средств производства» [Ожегов 2012]. Однако дальнейший контекст показывает, что в этом случае слово пролетарий используется как образование от новой основы – пролететь. В результате смысл слова полностью меняется и создается языковая игра.
Таким образом, проведенный анализ результатов лингвокреативного словообразования показывает, что окказионализмы такого типа используются в современном русском языке в различных стилях и жанрах, а способы из образования очень разнообразны. При этом в когнитивном аспекте выделяется обязательная мотивация лингвокреативного образования слова, выделение его значения сквозь призму человеческого осмысливания лексической единицы.

2.2. Методический аспект лингвокреативного словообразования: комплекс упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка

В современной образовательной системе учитывается, что основным условием полноценного развития речи учащихся является формирование грамматического строя языка. С точки зрения А.Г. Арушановой, это связано с тем, что язык и речь выполняют ведущую функцию в процессе развития мышления каждого человека, их речевой практики, организации поведения и социальных связей. Таким образом, язык и речь являются основными средствами проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятии и эмоций [Арушанова 1999, с. 7]. Именно грамматика дает возможность учащимся постичь все механизмы языка и речи, осознать важность грамматики как составляющей языка. Следовательно, освоение словообразовательных моделей в рамках курса русского языка необходимо на каждом этапе образовательного процесса.
В методическом аспекте лингвокреативного словообразования следует представить способы возможной тренировки использования разных словообразовательных моделей студентами в курсе русского языка. При этом основой уклон необходимо делать на возможности лингвокреативного словообразования, т.е. образования окказионализмов с учетом всех правил словообразования в русском языке.
В рамках курса русского языка для изучения лингвокреативного словообразования можно предложить следующие упражнения, основываясь на проанализированном выше материале и дополнительных примерах окказионализмов:
1. Упражнение на образование имен существительных.
Текст задания: «Прочтите отрывок из произведения Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы», обращая внимание на значение и способ образования слова «адвокатица», отражающего негативную оценку:
Но рано или поздно детишки-внуки выставят картину на аукцион, непременно выставят, ведь к тому времени (когда не только вдовица-адвокатица в мир иной укатится, а я и сам уже буду тереть негасимые краски из пигментов райского сада), — к тому времени Фальк поднимется в цене на сотни тысяч веселых евриков, и уж это будет подлинный Фальк с натуральной историей (Д. Рубина «Белая голубка Кордовы»).
Составьте аналогичные имена существительные женского рода, используя известные вам суффиксы (-ица, -ша, -ка, -ья, -чка), от основ: агроном, архитектор, банкир, бизнесмен, бригадир, бухгалтер, генетик, дипломат, заместитель, инкассатор, инспектор, кассир».
2. Упражнение на соотнесение.
Текст задания: «Соотнесите имя собственное с его значением в современном русском языке. Образуйте от каждого имени собственного наречие и составьте с ним предложение. Образец: Кюхельбекер – кюхельбекерно. Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно».
Герасим Персонаж повести И.С. Тургенева «Муму», символ страшной силы и непостижимой кротости. Обломов Персонаж романа И. Гончарова «Обломов», символ вялого, ленивого, безвольного, равнодушного к общественным интересам человека. Наполеон Французский государственный деятель, символ человека, претендующего на исключительность и отличающийся властолюбием. Собакевич Персонаж поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души", символ жадности, тупости и грубости. Раскольников Персонаж романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", символ совершения убийства. Гамлет Персонаж трагедии В. Шекспира "Гамлет", символ философского обобщения окружающего мира, символ судьбы. 3. Упражнение на составление предложений.
Текст задания: «Причтите предложение, обращая внимание на компрессию «треска-чего-тебе-надобно-старче»:
«Начал трясти костюм, полупальто — вытряслось тарифной сетки метра три, в ней премиальная рыба — треска-чего-тебе-надобно-старче, возвратной посуды бутылками на шестьдесят копеек, банками на двадцать (живем!), сборник песен "Едем мы, друзья, в дальние края", наряд на бочкотару, расческа, пепельница. Наконец, обнаружилось искомое — вытащил из-под подкладки завалящую маленькую ложь» (В. Аксенов «Затоваренная бочкотара»).
Аналогичным образом образуйте предложение из предложенных крылатых слов, давая характеристику персонажа в виде компрессии:
а) журналист – бумага все термит
б) сомневающийся – быть или не быть
в) жадина – все свое ношу с собой
г) предатель – и ты, Брут?
д) ревнивец – мавр сделал свое дело, мавр может уходить
е) повеса – не хочу учиться, хочу жениться».
4. Упражнение на работу со словарем.
«При помощи русских и англо-русских словарей найдите значения компьютерных жаргонизмов: кряк (англ. crack), батон (англ. button), девица (англ. device), дрова (англ. drivers), аська (англ. ICQ), квакер (англ. Quake), мыло (e-mail), ЧаВо (FAQ)».
5. Упражнение – дискуссия.
«Найдите в названиях российских фильмов, сериалов и телепередач иноязычные вкрапления или символы. Обсудите всем классом, зачем они используются в названии.
а) Афери$ты
б) Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу
в) Вирту@льный роман
г) }{отт@бь(ч
д) Лонdонграd
е) IQмористическое шоу «Большой вопрос»
ж) CARенина
з) Духless».
С нашей точки зрения, приведенный комплекс упражнений позволит дать студентам представление о лингвокреативном словообразовании в русском языке и научить их самим пользоваться данными способами образования неологизмов и окказионализмов в речи. Более того, методический аспект изучения лингвокреативного словообразования позволяет студентам проще определять значение любого слова, исходя из его словообразовательных формантов.




Заключение

Целью данного исследования было проанализировать лингвокреативное словообразование в русском языке в когнитивном и методическом аспектах. Цель достигнута за счет рассмотрения словообразования русского языка в когнитивном аспекте, описания способов лингвокреативного словообразования в русском языке, анализа лингвокреативных лексем в когнитивном аспекте и разработки системы упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования лингвокреативного словообразования в методическом аспекте.
В ходе проведения исследования мы сделали вывод, что когнитивный аспект изучения словообразования является одним из молодых направлений, но довольно популярных в настоящее время. Когнитивный аспект предполагает рассматривать не семантику единицы в рамках словообразования, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом.
Под лингвокреативным словообразованием мы понимали словообразование, позволяющее концептуализировать те объекты в рамках новых слов, которые для человека являются наиболее важными. Следовательно, лингвокреативное словообразование отражает индивидуальные представления человека о предмете.
Способы лингвокреативного образования могут быть различны: суффиксация, аффиксация, создание квазиморфем, фонетико-графических гибридов (т.е. фонетическая мимикрия), квазионимизация, игра с оморформами, метафора и многие другие.
В рамках практического исследования обнаружено использование результатов лингвокреативного словообразования в следующих жанрах и стилях русского языка: интернет-коммуникация, компьютерная сфера (жаргон), пресса, кинопродукция (названия фильмов) и художественная литература, как современная, так и классическая. Среди способов лингвокреативного словообразования выявлены аффиксация (от русских и англоязычных основ), словосложение, конверсия, обособление значения (метафора), компрессия, контаминация, замена/добавление морфемы, фонетическая мимикрия, новая этимология.
Лингвокреативное словообразование, если его рассматривать в когнитивном аспекте, позволяет показать мотивацию нового слова, выражаемый им концепт, а также показать творческие способности говорящего, создать необычное описание (особенно актуально для художественной литературы), выразить оценочность (часто негативную), отразить особую характеристику называемого предмета или явления, пояснить значение нового слова, создать комический эффект.
В методическом аспекте лингвокреативное словообразование необходимо для изучения в рамках курса русского языка. С этой целью в данной работе разработана система упражнений по изучению разных способов лингвокреативного словообразования на основе упражнений на образование имен существительных, на соотнесение имен собственных и их символов и дальнейшего лингвокреативного словообразования, на составление предложений, поиска значений результатов лингвокреативного словообразования в словарях и дискуссии о значениях и мотивации окказионализмов.










Список литературы

Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 7-13.
Абросимова Л.С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 328 с.
Аветисян М.И. Структурно-семантический и семантико-когнитивный подходы к изучению проблем мотивации в словообразовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №1 (67): в 2-х ч. Ч.2. - С. 59-63.
Антропова В.В. Концепт «школа/университет» в молодежной субкультуре и его репрезентанты: опыт сопоставительного анализа школьного и студенческого жаргона // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2007. – №1. - С. 133-135.
Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (практический курс) – М.: Флинта: Наука, 2002. – 240 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 126 с.
Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных): автореф. дис. ... кан. филол. наук: 10.02.01. - Белгород, 2014. - 24 с.
Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. – 688 с.
Борисенкова Л.М. Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. -Тверь, 2005. - 40 с.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - Изд. 2-е., испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 266 с.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 448 с.
Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. – 248 с.
Земская Е. А. Виды семантических отношений словообразовательной мотивации // Wiener Slavistischen Almanach. - М., 1996. - С. 90-135.
Карпова Е.В. Современный русский язык: Морфемика и словообразование для журналистов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 28 с.
Коробейникова Н.Н. Опыт социолингвистического анализа сленговой лексики студентов // Magister Dixit. - 2012. – №1. – С. 170-175.
Лещева Л.М. Когнитивная лингвистика и терминологическая двуязычная интерпретирующая лексикография // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - С. 411-425.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 562 с.
Махиянова Л.Р., Ремчукова Е.Н. Потенциальное словообразование в сфере урбанонимов // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: международная научная конференция. - 2014. - С. 149-159.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/.
Пыстина О.В. Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №11 (65): в 3 ч. Ч. 3. - С. 155-159.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 696 с.
Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. – 248 с.
Шмелева Т.В. Диминутив как экспрессивное средство // Речевое общение и вопросы экологии русского языка. – Красноярск, 2009. – С. 357–370.

Список источников практического материала

ВКонтакте: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/.
Киберфорум. Форум программистов и сисадминов: сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.cyberforum.ru/.
Коммерсантъ: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/.
Московский комсомолец: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.mk.ru/.












2

Список литературы

1. Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 7-13.
2. Абросимова Л.С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 328 с.
3. Аветисян М.И. Структурно-семантический и семантико-когнитивный подходы к изучению проблем мотивации в словообразовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №1 (67): в 2-х ч. Ч.2. - С. 59-63.
4. Антропова В.В. Концепт «школа/университет» в молодежной субкультуре и его репрезентанты: опыт сопоставительного анализа школьного и студенческого жаргона // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2007. – №1. - С. 133-135.
5. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (практический курс) – М.: Флинта: Наука, 2002. – 240 с.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
7. Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 126 с.
8. Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных): автореф. дис. ... кан. филол. наук: 10.02.01. - Белгород, 2014. - 24 с.
9. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. – 688 с.
10. Борисенкова Л.М. Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. -Тверь, 2005. - 40 с.
11. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
12. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - Изд. 2-е., испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 266 с.
13. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 448 с.
14. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. – 248 с.
15. Земская Е. А. Виды семантических отношений словообразовательной мотивации // Wiener Slavistischen Almanach. - М., 1996. - С. 90-135.
16. Карпова Е.В. Современный русский язык: Морфемика и словообразование для журналистов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 28 с.
17. Коробейникова Н.Н. Опыт социолингвистического анализа сленговой лексики студентов // Magister Dixit. - 2012. – №1. – С. 170-175.
18. Лещева Л.М. Когнитивная лингвистика и терминологическая двуязычная интерпретирующая лексикография // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - С. 411-425.
19. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 562 с.
20. Махиянова Л.Р., Ремчукова Е.Н. Потенциальное словообразование в сфере урбанонимов // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: международная научная конференция. - 2014. - С. 149-159.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/.
22. Пыстина О.В. Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №11 (65): в 3 ч. Ч. 3. - С. 155-159.
23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 696 с.
24. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. – 248 с.
25. Шмелева Т.В. Диминутив как экспрессивное средство // Речевое общение и вопросы экологии русского языка. – Красноярск, 2009. – С. 357–370.

Список источников практического материала

26. ВКонтакте: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/.
27. Киберфорум. Форум программистов и сисадминов: сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.cyberforum.ru/.
28. Коммерсантъ: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/.
29. Московский комсомолец: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.mk.ru/.

Вопрос-ответ:

Что такое лингвокреативное словообразование?

Лингвокреативное словообразование - это процесс создания новых слов или форм их использования с помощью различных языковых и когнитивных приемов.

Какое значение имеет лингвокреативное словообразование в русском языке?

Лингвокреативное словообразование играет важную роль в развитии и обогащении русского языка. Оно позволяет создавать новые слова, выражать новые концепции и идеи, а также передавать языковые и культурные особенности.

Какие способы лингвокреативного словообразования существуют в русском языке?

Существует несколько способов лингвокреативного словообразования, включая композицию, аффиксацию, суффиксацию, образование словосочетаний и др. Эти способы позволяют образовывать новые слова и формы, сочетая существующие лексические и грамматические единицы.

Каков когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным способом?

Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным способом, связан с особенностями познавательных процессов и деятельности мозга при создании и интерпретации новых слов и концепций. Это касается как автора новых слов, так и их аудитории.

Какие методические аспекты изучения лингвокреативного словообразования в русском языке можно выделить?

Изучение лингвокреативного словообразования в русском языке требует применения различных методических подходов, включая анализ созданных слов, исследование их когнитивной базы, а также понимание их употребления и функционирования в языковой практике.

Что такое лингвокреативное словообразование?

Лингвокреативное словообразование - это процесс создания новых слов или выражений путем комбинирования или переосмысления уже существующих лексических единиц.

Какие способы лингвокреативного словообразования существуют в русском языке?

Существует несколько способов лингвокреативного словообразования в русском языке, таких как суффиксация, приставочное словообразование, межсоставные словообразования, композиция и переосмысление.

Какие аспекты изучения лингвокреативного словообразования в русском языке существуют?

Изучение лингвокреативного словообразования в русском языке включает как когнитивный аспект, связанный с когнитивными процессами и механизмами формирования новых слов, так и методический аспект, связанный с методами и приемами преподавания данной темы.

Что можно сказать о когнитивном аспекте лексем, образованных лингвокреативным способом?

Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным способом, заключается в том, что эти слова часто создаются на основе когнитивных процессов, таких как ассоциация, метафора, метонимия и другие, что позволяет им выразительно передавать определенные смысловые оттенки.

Какие методические аспекты связаны с изучением лингвокреативного словообразования?

Изучение лингвокреативного словообразования требует использования различных методов и приемов, таких как анализ новообразований, составление семантических карт, конструирование контекстов для понимания значения слов и другие, чтобы помочь студентам понять и использовать лингвокреативные слова.

Что такое лингвокреативное словообразование?

Лингвокреативное словообразование - это процесс образования новых слов в языке с помощью когнитивных и творческих механизмов.