Особенности взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 5
1.1. Особенности взаимоотношений детей в младшем школьном возрасте 5
1.2. Взаимоотношения младших школьников в виртуальной среде 12
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 23
Заключение 31
Список литературы 33
а) возможность показать свои сильные стороны16,7б) возможность самоутверждения 6,7в) общение с интересными людьми 10г) развитие навыков общения 0д) возможность проявить свои творческие способности 13,3е) возможность скрасить одиночество26,7ж) возможность найти новых друзей 23,3з) быстро получать нужную информацию3,37. Ты предпочитаешь общаться в интернетеа) с малознакомыми или незнакомыми людьми 10б) с близкими друзьями 33,3в) с одноклассниками, приятелями 30г) с родственниками и родными26,78. Используешь ли ты специальный сленг? а) постоянно 36,7б) иногда 53,3в) не использую.109. С какой целью ты используешь в сленг, сокращения слов, смайлики? а) это сокращает время написания предложений 23,3б) быстро выразить эмоции 23,3в) чтобы смягчить резкость 23,3г) так пишут все 3,3д) шутки ради26,710. Влияет ли интернет-общение на твою грамотность? а) я становлюсь грамотнее, т.к. стал больше писать40б) да, у меня прогрессирует неграмотность 26,7в) на мою грамотность никак не влияет общение в сети33,311. Сколько времени ты тратишь на виртуальное общение а) 1-2 часа или менее10б) 3 - 5 часов 36,7в) больше пяти часов53,3Результаты качественного анализа анкет показали, что среди младших школьников большинство имеют интернет постоянно или большую часть дня, чаще всего в сети они общаются и играют, для общения используют социальные сети, форумы и чаты. Большинство младших школьников занимаются перепиской, чтобы обменяться мнениями со сверстниками или чтобы просто поболтать, убить время.Преимущество интернета, по мнению детей, - легкость, быстрота общения, расширение пространства для общения, увеличение круга друзей, анонимность.Большинство младших школьников отмечают, что интернет - общение для них - это возможность скрасить одиночество, поднять настроение и возможность найти новых друзей. Общаются дети в основном с близкими друзьями, одноклассниками, приятелями, родственниками и родными. Большинство младших школьников иногда используют в интернет-общении специальный сленг, смайлики и сокращения словради шутки, а также с целью сокращения времени написания предложений, смягчить резкость, быстро выразить эмоции. Младшие школьники отмечают, что интернет - общение либо повышает их грамотность, либо не влияет на нее. Большинство детей проводят в интернете более пяти часов.Результаты диагностики детей по методике «Я и мой друг» представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты по методике «Я и мой друг»№Ф.И.Реальное общениеВиртуальное общениеПозитивные отношенияНегативные отношенияОсобенности отношенийПозитивные отношенияНегативные отношенияОсобенности отношений1А. Г.4005012А. С.5022123А.Ч.6015024В. Н.3024025Г. Р.5106026Д. Н.3214017Е. Т.3212038З. П.4004119И. Ж.32020210И. М.41130211Л. Л.21340112М. К.42132313Н. А.41131114Н. Д.30130215Н. Н.40150016О. Д.41140217О. Л.50151018П. Р.30041319Р. Л.41250120С. Е.30103321С.М.22122022Т. А.51040023Т. Н.22203024У. К.30260225Ф.П.41150326Ч.Р.32042027Ш.Е.41150028Ю.А.60150229Ю.П.32240130Я.Т.410513Хср.3,71,11,03,80,61,5Ст. отк. σ1,00,80,81,50,91,1При анализе рисунков выяснилось, что в среднем у младших школьников межличностные отношения являются позитивными и в реальном и в виртуальном плане. Почти все дети нарисовали себя и друга – сверстника, находящихся в отношениях на равных. В основном рисунки детей были выполнены на весь лист. Дети часто изображали совместную деятельность со сверстником или наличие эмоционального контакта. Негативные межличностные отношения обнаружились у некоторых детей в виде наличия барьеров, линий, разделяющих фигуры. При этом негативность межличностных отношений в сети значительно ниже, чем в реальном общении.У некоторых детей другом был взрослый, некоторые дети рисуют дополнительных персонажей, часто взрослых, немногиедети уходят от темы дружбы. При этом в виртуальном общении таких особенностей значительно больше, чем при реальном общении. Так, при виртуальном общении дети гораздо чаще рисуют несколько друзей, в том числе взрослых.Соотношение младших школьников с разными типами межличностных отношений представлены на рисунке 1.Рис. 1. Соотношение младших школьников с разными типами межличностных отношений при реальном и виртуальном общении.По результатам соотношения видно, что большинство детей (30% при реальном общении и 40% при виртуальном) имеют позитивные межличностные отношения с некоторыми особенностями (присутствие посторонних персонажей, друг - взрослый, несколько друзей). У многих детей (26,7%при реальном общении и 20% при виртуальном) доминируют позитивные межличностные отношения при наличии некоторых особенностей и одного признака негативных межличностных отношений. У 20% детей при реальном общении и 10% при виртуальном доминируют негативные межличностные отношения (наличие барьеров, признаки тревожности, агрессивности) при наличии некоторых особенностей и нескольких признаков позитивных межличностных отношений. У 13,3% школьников при реальном общении и 20% при виртуальном доминируют особенности межличностных отношений(присутствие посторонних персонажей, друг - взрослый, несколько друзей). У 10% детей при реальном и виртуальном общении выражены только признаки позитивных межличностных отношений.Таким образом, при виртуальном общении у детей выражено больше особенностей (несколько друзей, друзья разного возраста), чем при реальном общении. Это можно объяснить тем, что в интернете у детей больше возможности выбрать друзей по интересам, чем в классе.Также при виртуальном общении у детей меньше признаков негативных отношений, чем при реальном общении. Это можно объяснить тем, что в интернете есть возможность прекращения взаимоотношений, тогда как в классе это невозможно.Результаты теста для диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты методики К. Янг и теста для диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот в двух группах испытуемых№ Исп.ВозрастПол Балл№ Исп.ВозрастПол Балл1А. Г.10М1816О. Д.9Ж372А. С.9М1017О. Л.10М163А.Ч.10Ж3918П. Р.10М174В. Н.10М1719Р. Л.9Ж365Г. Р.10Ж1520С. Е.9М96Д. Н.10М1521С.М.9Ж177Е. Т.9М1522Т. А.10Ж428З. П.10Ж1423Т. Н.9М119И. Ж.9Ж2124У. К.9Ж1810И. М.9М1725Ф.П.10М1711Л. Л.9Ж1326Ч.Р.9М3412М. К.9М2027Ш.Е.9Ж1313Н. А.10Ж2128Ю.А.9Ж2814Н. Д.10М1129Ю.П.10М1915Н. Н.10Ж1430Я.Т.9Ж37Хсреднее.20,4Стандартное отклонение, σ9,5Результаты диагностики показали, что у младших школьников отмечается стадия увлеченности интернетом.Соотношение испытуемых с разной выраженностью интернет - зависимости отражено на рисунке 2.Рис. 2. Соотношение испытуемых с разной выраженностью интернет - зависимости.По результатам соотношения видно, что большинство младших школьников (40%)находятся на стадии увлечения, «прилипания» к зависимости. У многих школьников (36,7%) не отмечается признаков зависимости от интернета. 16,7% детей имеют риск развития зависимости, а 6,7% испытуемых имеют выраженные признаки компьютерной зависимости. Исходя из результатов исследования можно обозначить основные профилактические направления для предупреждения интернет - зависимости и развития межличностных отношений младших школьников: - организация досуга детей,уменьшение вероятности развития компьютерной и игровой зависимости за счет целесообразной организации досуга, заполнения «вакуума» свободного времени; - развитие компьютерной грамотности; - пропаганда здорового образа жизни, увеличение количества занятий физической культурой (как в рамках общеобразовательной программы, так и в дополнительных секциях).- работа школьного психолога, включающая своевременное выявление лиц, находящихся в группе риска развития компьютерной зависимости с помощью диагностических методик;- информирование о пагубном влиянии чрезмерного увлечения компьютером и интернетом на физическое и психическое состояние;- психологические тренинги, направленные на повышение стрессоустойчивости, формирование оптимистического взгляда на жизнь, повышение уровня коммуникабельности детей и приобретение ими эффективных навыков межличностного общения.ЗаключениеДанное исследование было организовано с целью изучения особенностей взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было отмечено, что межличностные взаимоотношения играют огромную роль в развитии младших школьников. В процессе учебной деятельности происходит формирование системы деловых отношений между детьми.Межличностные отношения можно с полным правом назвать основой взаимодействия школьников. Ребенок, который отчужден от коллектива, ни с кем не общается, имеет также и плохую успеваемость.Соответственно, важно заниматься развитием межличностных отношений особенно в коллективе младших школьников. Виртуальная форма взаимоотношений представляет собой такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютерным средством, а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности. Младшие школьники являются активными пользователями сети, они общаются посредством интернета со сверстниками и взрослыми, при этом умеют «переключать регистры», переходить с «ты» на «вы», если в диалог вступает взрослый. Яркой особенностью сетевого общения младших школьников является большое количество смайликов – выразителей эмоций, а также отсутствие формул прощания и приветствия.Результаты эмпирического исследования показали, что среди младших школьников большинство имеют интернет постоянно или большую часть дня, чаще всего в сети они общаются и играют, для общения используют социальные сети, форумы и чаты. Большинство младших школьников занимаются перепиской, чтобы обменяться мнениями со сверстниками или чтобы просто поболтать, убить время.Преимущество интернета, по мнению детей, - легкость, быстрота общения, расширение пространства для общения, увеличение круга друзей, анонимность.Большинство младших школьников отмечают, что интернет - общение для них - это возможность скрасить одиночество, поднять настроение и возможность найти новых друзей. Общаются дети в основном с близкими друзьями, одноклассниками, приятелями, родственниками и родными. Большинство младших школьников иногда используют в интернет-общении специальный сленг, смайлики и сокращения слов ради шутки, а также с целью сокращения времени написания предложений, смягчить резкость, быстро выразить эмоции. Младшие школьники отмечают, что интернет - общение либо повышает их грамотность, либо не влияет на нее. Большинство детей проводят в интернете более пяти часов.В среднем у младших школьников межличностные отношения являются позитивными и в реальном и в виртуальном плане. При виртуальном общении у детей выражено больше особенностей (несколько друзей, друзья разного возраста), чем при реальном общении. Это можно объяснить тем, что в интернете у детей больше возможности выбрать друзей по интересам, чем в классе.Также при виртуальном общении у детей меньше признаков негативных отношений, чем при реальном общении. Это можно объяснить тем, что в интернете есть возможность прекращения взаимоотношений, тогда как в классе это невозможно.Большинство младших школьников (40%)находятся на стадии увлечения, «прилипания» к интернет - зависимости. У многих школьников (36,7%) не отмечается признаков зависимости от интернета. 16,7% детей имеют риск развития зависимости, а 6,7% испытуемых имеют выраженные признаки компьютерной зависимости. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась:в младшем школьном возрасте дети активно включены в сетевое взаимодействие со сверстниками.Исходя из результатов исследования были обозначены основные профилактические направления для предупреждения интернет - зависимости и развития межличностных отношений младших школьников.Список литературыАкрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 c.БелинскаяЕ.П.,ТихомандрицкаяО.А. Социальнаяпсихологияличности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2001. – 301с.Гергокаева М.Б., Ногерова М.Т. Влияние темперамента младшего школьника на межличностные отношения учеников в групп // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44. - С. 30-34.Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности [Текст] / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2004. - 15 с.Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. - СПб.: Речь, 2010.Евсеева И.В.,. Кожеко А.В Вежливость в интернет-коммуникации школьников // Экология языка и коммуникативная практика. - 2014. - № 1. - С. 95–106.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83. Карабань Н.А. Этический аспект интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 158–188.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. 2006. – СПб.: Питер. – 940с.Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Автореф. дисс. … докт. филол. наук. – Волгоград, 2009. – 39 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2015. - 656с.Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 235 c.Петровский А. В. Психология. - СПб.: Питер, 2012.Прищепа С. С. Система управления процессом формирования межличностного общения / С. С. Прищепа // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – Т. 13, вып. №1. – С. 98-102.Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова [и др.], под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва: Академия, 2010. – 272с.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.Реан А. А. Социально-педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 416с.Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика - синтез, 2012. Тихонов О.В. Диалектика идентичности и кризиса идентичности в контексте глобальных социокультурных трансформаций // Учен. Зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 2012. – Т. 154, кн. 1. – С. 208–213.Фленина Т.А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 171. – С. 311 – 314.Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет - зависимости [Текст] / Н.А. Цой: автореф. дис. … канд. социол. наук. - Владивосток, 2012. - 23 с.Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика:Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2008. – 176с.
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 c.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
3. Гергокаева М.Б., Ногерова М.Т. Влияние темперамента младшего школьника на межличностные отношения учеников в групп // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44. - С. 30-34.
4. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности [Текст] / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2004. - 15 с.
5. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. - СПб.: Речь, 2010.
6. Евсеева И.В.,. Кожеко А.В Вежливость в интернет-коммуникации школьников // Экология языка и коммуникативная практика. - 2014. - № 1. - С. 95–106.
7. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.
8. Карабань Н.А. Этический аспект интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: кол. монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 158–188.
9. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. 2006. – СПб.: Питер. – 940с.
10. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
12. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Автореф. дисс. … докт. филол. наук. – Волгоград, 2009. – 39 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2015. - 656с.
14. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте: учебное пособие. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 235 c.
15. Петровский А. В. Психология. - СПб.: Питер, 2012.
16. Прищепа С. С. Система управления процессом формирования межличностного общения / С. С. Прищепа // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – Т. 13, вып. №1. – С. 98-102.
17. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова [и др.], под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва: Академия, 2010. – 272с.
18. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
19. Реан А. А. Социально-педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 416с.
20. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика - синтез, 2012.
21. Тихонов О.В. Диалектика идентичности и кризиса идентичности в контексте глобальных социокультурных трансформаций // Учен. Зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 2012. – Т. 154, кн. 1. – С. 208–213.
22. Фленина Т.А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 171. – С. 311 – 314.
23. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет - зависимости [Текст] / Н.А. Цой: автореф. дис. … канд. социол. наук. - Владивосток, 2012. - 23 с.
24. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
25. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2008. – 176с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками поднимает статья?
В статье поднимаются вопросы о том, какие особенности присущи взаимоотношениям детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде.
Что можно сказать о взаимоотношениях младших школьников в виртуальной среде?
Статья рассматривает особенности взаимоотношений младших школьников в виртуальной среде и исследует, как эти взаимоотношения отличаются от общения в реальном мире.
Какие вопросы организации исследования освещаются в статье?
В статье описывается организация исследования, направленного на выявление особенностей взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде.
Какие выводы можно сделать из эмпирического исследования, проведенного в статье?
Статья представляет результаты эмпирического исследования, которое позволяет сделать выводы о том, какие особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками проявляются в виртуальной среде.
Какие теоретические аспекты взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками рассматриваются в первой главе статьи?
Первая глава статьи посвящена рассмотрению теоретических аспектов взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в целом.
Какие особенности характерны для взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками?
У детей младшего школьного возраста наблюдается формирование первых дружеских отношений среди сверстников. Они стараются находить общий язык, играть вместе и делиться игрушками. Также взаимоотношения могут быть конкурентными, когда дети соревнуются друг с другом или заботятся о своей популярности.
Как взаимоотношения младших школьников меняются в виртуальной среде?
В виртуальной среде взаимоотношения младших школьников приобретают новые особенности. Они могут общаться через соцсети, играть вместе в онлайн-игры и обмениваться сообщениями. Виртуальные взаимоотношения позволяют детям расширить свой круг общения, но могут также приводить к возникновению конфликтов и негативных ситуаций.
Как организовано эмпирическое исследование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в виртуальной среде?
Эмпирическое исследование проводится с помощью наблюдения за детьми во время их взаимодействия в виртуальной среде. Исследователи изучают поведение детей, взаимодействия между ними, обращают внимание на особенности их коммуникации и эмоциональной реакции на различные ситуации. Также могут проводиться опросы и интервью с детьми и их родителями для получения более подробной информации.
Какие преимущества и недостатки имеют взаимоотношения младших школьников в виртуальной среде?
Преимуществами взаимоотношений в виртуальной среде являются возможность расширить круг общения, обменяться интересами и знаниями, получить поддержку и помощь от других детей. Однако виртуальные отношения могут быть менее глубокими и интимными, чем реальные. Также существует риск попадания в негативные ситуации, такие как кибербуллинг или предоставление личной информации.
Какие особенности взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста возникают в виртуальной среде?
Взаимоотношения младших школьников в виртуальной среде имеют свои особенности. Они могут быть менее структурированными и более свободными по сравнению с реальными взаимоотношениями. Виртуальная среда позволяет детям общаться, играть вместе и строить отношения на основе общих интересов и хобби.
Какие особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста наблюдаются в виртуальной среде?
Дети младшего школьного возраста в виртуальной среде часто проявляют большую активность и общительность. Они могут легко находить общий язык со сверстниками, развивать свои коммуникативные навыки и учиться работать в коллективе. Виртуальная среда также предоставляет возможность детям расширить свой круг общения и найти новых друзей, с которыми они могут общаться и сотрудничать на различных проектах.