Система изучения морфемного состава слова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 41 41 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 04.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы работы над морфемным составом слова 5
1.1. Морфемика как наука. Морфемный состав слова 5
1.2. Словообразовательный и морфемный разбор слова 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Методические основы работы над морфемным составом слова при изучении имени существительного на уроках русского языка в начальной школе 21
2.1. Анализ программ по русскому языку для начальной школы 21
2.2. Программа дополнительных занятий для включения в рабочую программу 27
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованных источников 41

Фрагмент для ознакомления

А в целом насекомое прекрасное,
Ничуть не портящее небо ясное. (Ба-бочка.)
Два первых слога на автомобиле,
А третий слог – местоименье личное.
А целое – боялись и любили
В Египте Древнем аж до неприличия. (Фара-он.)
Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мог слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про – пасть.)
Дети устно отгадывают загадки. По окончании работы вновь делается вывод о шарадах.
4. Тренировочные упражнения.
С целью тренировки в морфемном разборе слов проводятся:
А) игра «Третий лишний» Учитель называет группы слов по3, учащиеся их записывают в тетрадь. Затем отмечают лишнее слово и аргументируют свою точку зрения. Н-р:
Коней, ручей, воробей. ( Лишнее слово «коней», т.к. в нём окончание –ей, а в остальных словах – нулевое. Лишнее слово «воробей», т.к. в нём 3 слога, а в других по 2….)
Словечко, подорожник, закладка.
Интересный, вкусный, прекрасный.
С некоторыми словами выполняется морфемный разбор.
Б) одновременно на интерактивной доске дети распределяют слова по морфемному разбору в нужный столбик таблицы. Работа проводится «цепочкой».
Проверяем работу на ИКТ. Учащиеся делают вывод по морфемному составу разных групп слов.
В) игра «Заказ» ( с мячом), в ходе которой учитель заказывает слово, в котором представлены все части слова. Он кидает мяч тем детям, кто придумал такие слова. Учащиеся называют слова и возвращают мяч учителю, который перекидывает мяч следующему. Игра проводится до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Выигрывает последний.
Г) игра по вопросам на интерактивной доске проводится с целью развития речи.
Учитель открывает шторку на доске и показывает вопрос, дети читают и из разбросанных букв составляют слова, передвигая буквы на доске.
Вытащи из букета садовый и лесной цветок. (нлраоадзыш)
Найди дом в лесу. (бизобра)
А где спрятались могучее дерево и хлебный злак? (друожбь)
Какую травку щиплет на лугу доброе животное? (ккловваероре)
Из чего варенье досталось кому – то на съеденье? (мвиушханя)
Стихотворение этого автора мы знаем с детства. (ббачтыроок)
5. Итог урока. Рефлексия.
Что такое морфемный разбор слова?
Кто доволен своей работой на уроке?
Тема: Морфемный состав слова. Корень.
Цели:
- развитие внимания, логического мышления и речи;
- развитие синтеза и языкового анализа;
- совершенствование навыков разбора слова по составу и подбора родственных слов.
Оборудование: схемы слов, части слов на карточках, карточки со словами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
Как правило, после организационного момента проводится разминка, включаются разные игровые занятия. К примеру, игра «Кто быстрее», во время игры школьники повторяют написание словарных слов.
3. Подведение к теме.
а) Закрепление знаний о родственных словах.
- Вот мы и добрались до первой остановки.
- Как она называется?
- Коренная.
- Кто понял, почему она так называется?
- На этой остановке живут корни слов.
- Что такое корень? (главная часть слова).
- Какие слова называются однокоренными или родственными в русском языке? (те, которые имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу).
б) Работа на карточках (устно).
- Слов на свете нам не счесть,
- В каждом слове корень есть,
- Чтобы грамотно писать,
- Надо корень выделять.
Детям предлагается задание распределить в 2 столбика слова на карточках: в первый столбик слова, которые родственны слову «вода», во второй столбик слова, которые родственны слову «водить»:
Водовоз, проводник, водичка, перевод, заводной, водянистый, водяной, водитель, приводить, подводный.
(В 1-й столбик: проводник, перевод, заводной, водитель, приводить;
во 2-й столбик: водовоз, водичка, водянистый, водяной, подводный).
Дети распределяют слова по столбикам, по окончанию обсуждаются результаты и делается вывод.
в) Тренировочные упражнения.
Игра «родственники».
Детям раздают карточки. Потом показывают любое слово. Дети по очереди подставляют к нему родственные (однокоренные) слова. Тот, кто первым освободиться от карточек, победил.
Слова для карточек:
Море, моряк, морской.
Нога, сороконожка, подножие, ножка.
Нож, ножны, ножницы.
Нос, носорог, долгоносик, переносица.
Вода, водник, наводнение, водяной.
4. Итог урока. Рефлексия.
Что такое корень?
Что такое родственные (однокоренные) слова?
Кто доволен своей работой на уроке?
Тема: Морфемный состав слова. Суффиксы.
Цели:
- развитие внимания, логического мышления и речи;
- развитие синтеза и языкового анализа;
- совершенствование навыков разбора слова по составу.
Оборудование: схемы слов, части слов на карточках, карточки со словами, интерактивная доска, мяч.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
Как правило, после организационного момента проводится разминка, включаются разные игровые занятия. К примеру, игра «Кто быстрее», во время игры школьники повторяют написание словарных слов.
3. Подведение к теме.
а) Закрепление знаний школьников о суффиксальном способе образования имен существительных.
- Как называется наша остановка?
- Суффиксовая.
- Как вы думаете, почему она так называется?
- Потому что здесь живут суффиксы.
- Что такое суффикс.
б) Повторение материала.
Суффикс представляет собой часть слова, стоящую после корня и служащую для образования новых слов. В значения слов суффиксы вносят дополнительные оттенки.
Суффиксы «-ек-, -ок-, -ик-» имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Суффиксы могут образовывать названия предметов, менять число и род.
в) Работа в тетради. Запись слов на доске.
Составить слова с суффиксом –ник-:
охота, сапоги, работа.
(охотник, сапожник, работник).
Какое слово является лишним:
дворик, окно, садик, избушка.
(окно).
г) Тренировочные упражнения.
Игра с мячом.
Используя суффиксы, образовать от предложенных существительных слов слова со значением очень большой и очень маленький. Например, голос –– голосище – голосок.
нога - … (ножище, ножка);
рука - … (ручище, ручка);
нос - … (носище, носик);
кулак - … (кулачище, кулачок);
человек - … (человечище, человечек).
4. Итог урока. Рефлексия.
Что такое суффиксы?
Кто доволен своей работой на уроке?
Тема: Морфемный состав слова. Окончание.
Цели:
- развитие внимания, логического мышления и речи;
- развитие синтеза и языкового анализа;
- совершенствование навыков разбора слова по составу.
Оборудование: схемы слов, части слов на карточках, карточки со словами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
Как правило, после организационного момента проводится разминка, включаются разные игровые занятия. К примеру, игра «Кто быстрее», во время игры школьники повторяют написание словарных слов.
3. Подведение к теме.
а) Закрепление знаний об окончании слова.
- Как называется эта остановка?
- Конечная.
- Почему она так называется?
- Здесь живут окончания слов.
- Расскажите, что вы знаете об окончаниях?
б) Работа в тетради.
1. Запишите под диктовку словосочетания. Рядом образуйте и запишите словосочетания во множественном числе, во всех словах выделите окончания:
Жилая комната – жилые комнаты.
Сухое полотенце – сухие полотенца.
Живая рыба – живые рыбы.
Красивое платье – красивые платья.
Чайная ложка – чайные ложки.
Горячая кружка – горячие кружки.
2. Составьте со словами предложения и запишите в тетрадь, выделяя окончания:
- большая, держать, шишка, белка (Белка держит большую шишку);
- старшей, читать, сестра, брат (Брат читал старшей сестре).
4. Итог урока. Рефлексия.
Что такое окончания?
Кто доволен своей работой на уроке?
На наш взгляд, использование данных и аналогичных уроков позволит повысить мотивацию к обучению русскому языку и изучению морфемного состава слова.




Выводы по второй главе
В рабочей программе представлен достаточный перечень учебного материала для формирования основ обучения по направление исследования состава слова и имени существительного.
Формирование элементарных навыков морфемного анализа предполагается школьной программой и обычно не вызывает особых затруднений, тогда как словообразовательный анализ – творческий процесс, требующий определенных лингвистических задатков, аналитического склада ума. В то же время процедура словообразовательного анализа тренирует мозг и развивает навыки морфемного анализа. В данном случае обучающий эффект происходит по принципу от сложного к простому – те, кто освоил словообразовательный анализ, будут с легкостью проводить морфемные анализы даже в сложных и нетипичных случаях.
На наш взгляд, развитие навыков словообразовательного анализа способствует более быстрому, легкому и правильному проведению морфемного анализа. Именно поэтому мы разработали программу дополнительных занятий, для включения в школьную программу.
В процессе преподавания русского языка в начальной школе одна из актуальнейших проблем – проблема повышения качества знаний. Основным критерием успешности обучения младших школьников родному языку является наличие у них интереса к предмету. Без него учеба превращается в пытку и никакие другие методы не будут эффективными. Поэтому, на наш взгляд, задания должны быть в первую очередь интересными для учеников, захватывать их с головой, тогда и все остальное приложится. Сознание дошкольника характеризуется высокой подвижностью, дети чутко реагируют на элемент занимательности, который может быть как частью классической формы урока русского языка, так и самостоятельной ведущей моделью. Такую инновационную модель показывает предлагаемый курс Е.М. Швецовой «Занимательная лингвистика» в 3 классе, органично дополняющий общий курс русского языка для 3 класса, расширяя и обогащая традиционный курс.
На наш взгляд, использование данных и аналогичных уроков позволит повысить мотивацию к обучению русскому языку и изучению морфемного состава слова.
Заключение
Морфемика это раздел лингвистики, который исследует морфемы как единицы со специфическими семантическими и формальными свойствами. Морфемный состав слова представляет собой совокупность частей, выделяемых в слове. Такое членение довольно часто отожествляется с определением словарной структуры. Структура слова совместно с этим считается системой соотносительных друг с другом и взаимосвязанных морфем, которые образуют слово как грамматическое и лексическое единство. Именно поэтому, для определения характера структуры слова, недостаточно установить его морфемный состав, также нужно установить словообразовательную специфику морфем, их сущностью. А также определить те отношения и связи, в которых данные морфемы расположены. Однотипные слова по морфемному составу могут отличаться друг от друга и характером объединения морфем, и структурой.
Под морфемным анализом слова подразумевают поиск минимальных значимых единиц слова, а также определение их статуса. Тщательный морфемный анализ подразумевает, что будет установления значение и форма всех элементов слова.
Целью словообразовательного анализа считается восстановление процесса формирования слова и понятие того, живы ли в современном языке механизмы, которые позволяют его воссоздать. В основе идеи словообразовательного анализа заложено представление о том, что от одного слова можно образовать другое слово.
В рабочей программе представлен достаточный перечень учебного материала для формирования основ обучения по направление исследования состава слова и имени существительного.
Формирование элементарных навыков морфемного анализа предполагается школьной программой и обычно не вызывает особых затруднений, тогда как словообразовательный анализ – творческий процесс, требующий определенных лингвистических задатков, аналитического склада ума. В то же время процедура словообразовательного анализа тренирует мозг и развивает навыки морфемного анализа. В данном случае обучающий эффект происходит по принципу от сложного к простому – те, кто освоил словообразовательный анализ, будут с легкостью проводить морфемные анализы даже в сложных и нетипичных случаях.
На наш взгляд, развитие навыков словообразовательного анализа способствует более быстрому, легкому и правильному проведению морфемного анализа. Именно поэтому мы разработали программу дополнительных занятий, для включения в школьную программу.
В процессе преподавания русского языка в начальной школе одна из актуальнейших проблем – проблема повышения качества знаний. Основным критерием успешности обучения младших школьников родному языку является наличие у них интереса к предмету. Без него учеба превращается в пытку и никакие другие методы не будут эффективными. Поэтому, на наш взгляд, задания должны быть в первую очередь интересными для учеников, захватывать их с головой, тогда и все остальное приложится. Сознание дошкольника характеризуется высокой подвижностью, дети чутко реагируют на элемент занимательности, который может быть как частью классической формы урока русского языка, так и самостоятельной ведущей моделью. Такую инновационную модель показывает предлагаемый курс «Занимательная лингвистика» в 3 классе, органично дополняющий общий курс русского языка для 3 класса, представленный в учебнике Е.М. Швецовой, расширяя и обогащая традиционный курс.
На наш взгляд, использование данных и аналогичных уроков позволит повысить мотивацию к обучению русскому языку и изучению морфемного состава слова.
Список использованных источников
1. Арискина О.Л. Начальный этап становления учений о словообразовании и морфемике // Вестник ЧелГУ. 2010. №34. С. 10-13.
2. Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей) / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 173 с.
3. Зубкова Л.Г. Целостность языка и его детерминанта в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2006. №3. С. 73-82.
4. Кузьмина И. А. Принципы морфемного членения слов в отечественной лингвистике // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. С. 773-775.
5. Лашкевич О.М. Словообразование как источник образования новых морфем // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №2. С. 109-114.
6. Тихонова Е.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование : курс лекций / ответственный за выпуск : Е.Н. Тихонова ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. — 94 с.
7. Шипицына Г.М. О причинах идиоматичности семантики производного слова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №6 (61).
8. Кустарников В.В. «Производное слово» – основная единица словообразования. Семантические и структурные особенности производных слов. 2014. [Электронный ресурс]: http://pglu.ru/upload/iblock/ca4/uch_2014_ii_07.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
9. Рабочая программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова). [Электронный ресурс]: http://gel-school-10.ru/wp-content/uploads/2013/08/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyiku-1-4-klassyi-.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
10. Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). [Электронный ресурс]: http://maltseva1253.ru/metodicheskaya-kopilka/umk-shkola-rossii/rus-kanakina-goreckiy/ Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
11. Швецова Е.М. Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» 2-4 класс. [Электронный ресурс]: http://school1isk.edusite.ru/DswMedia/zanimgrammatika.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
12. Щуклина Т.Ю. И.А.Бодуэн де Куртенэ и вопросы словообразования. 2017. [Электронный ресурс]: https://libweb.kpfu.ru/publication/papers/Baudouin/Baudouin-2017-2/Baudouin-2017-2-270-273.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный


Арискина О.Л. Начальный этап становления учений о словообразовании и морфемике // Вестник ЧелГУ. 2010. №34. С. 10-13.
Тихонова Е.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование : курс лекций / ответственный за выпуск : Е.Н. Тихонова ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. — 15 с.
Щуклина Т.Ю. И.А.Бодуэн де Куртенэ и вопросы словообразования. 2017. [Электронный ресурс]: https://libweb.kpfu.ru/publication/papers/Baudouin/Baudouin-2017-2/Baudouin-2017-2-270-273.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Зубкова Л.Г. Целостность языка и его детерминанта в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2006. №3. С. 73-82.
Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей) / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 173 с.

Кузьмина И. А. Принципы морфемного членения слов в отечественной лингвистике // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. С. 773-775.
Лашкевич О.М. Словообразование как источник образования новых морфем // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №2. С. 109-114.
Шипицына Г.М. О причинах идиоматичности семантики производного слова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №6 (61).
Кустарников В.В. «Производное слово» – основная единица словообразования. Семантические и структурные особенности производных слов. 2014. [Электронный ресурс]: http://pglu.ru/upload/iblock/ca4/uch_2014_ii_07.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). [Электронный ресурс]: http://maltseva1253.ru/metodicheskaya-kopilka/umk-shkola-rossii/rus-kanakina-goreckiy/ Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Рабочая программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова). [Электронный ресурс]: http://gel-school-10.ru/wp-content/uploads/2013/08/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyiku-1-4-klassyi-.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Швецова Е.М. Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» 2-4 класс. [Электронный ресурс]: http://school1isk.edusite.ru/DswMedia/zanimgrammatika.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.












3

Список использованных источников
1. Арискина О.Л. Начальный этап становления учений о словообразовании и морфемике // Вестник ЧелГУ. 2010. №34. С. 10-13.
2. Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей) / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 173 с.
3. Зубкова Л.Г. Целостность языка и его детерминанта в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2006. №3. С. 73-82.
4. Кузьмина И. А. Принципы морфемного членения слов в отечественной лингвистике // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. С. 773-775.
5. Лашкевич О.М. Словообразование как источник образования новых морфем // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №2. С. 109-114.
6. Тихонова Е.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование : курс лекций / ответственный за выпуск : Е.Н. Тихонова ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. — 94 с.
7. Шипицына Г.М. О причинах идиоматичности семантики производного слова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №6 (61).
8. Кустарников В.В. «Производное слово» – основная единица словообразования. Семантические и структурные особенности производных слов. 2014. [Электронный ресурс]: http://pglu.ru/upload/iblock/ca4/uch_2014_ii_07.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
9. Рабочая программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова). [Электронный ресурс]: http://gel-school-10.ru/wp-content/uploads/2013/08/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyiku-1-4-klassyi-.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
10. Рабочая программа по русскому языку УМК «Школа России» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). [Электронный ресурс]: http://maltseva1253.ru/metodicheskaya-kopilka/umk-shkola-rossii/rus-kanakina-goreckiy/ Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
11. Швецова Е.М. Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» 2-4 класс. [Электронный ресурс]: http://school1isk.edusite.ru/DswMedia/zanimgrammatika.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
12. Щуклина Т.Ю. И.А.Бодуэн де Куртенэ и вопросы словообразования. 2017. [Электронный ресурс]: https://libweb.kpfu.ru/publication/papers/Baudouin/Baudouin-2017-2/Baudouin-2017-2-270-273.pdf Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный

Вопрос-ответ:

Что такое морфемный состав слова?

Морфемный состав слова - это совокупность морфем, из которых оно состоит.

Какие основные понятия связаны с морфемным составом слова?

Основные понятия, связанные с морфемным составом слова: морфема, корень, аффикс, словообразовательный процесс.

Что такое морфема?

Морфема - это наименьшая значимая часть слова, не разделяемая на более мелкие значимые единицы.

Каково значение словообразовательного разбора?

Словообразовательный разбор - это анализ слова на составные морфемы и определение их значения и роли в слове.

Какие методические основы можно использовать при работе над морфемным составом слова на уроках русского языка в начальной школе?

Один из методических подходов - использование программ дополнительных занятий, направленных на развитие навыков анализа морфемного состава слова.

Что включает в себя система изучения морфемного состава слова?

Система изучения морфемного состава слова включает в себя главы о морфемике как науке, словообразовательном и морфемном разборе слова

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать выводы о том, что морфемика является наукой и включает в себя изучение морфемного состава слова

Какие методические основы могут быть использованы при изучении морфемного состава слова на уроках русского языка в начальной школе?

При изучении морфемного состава слова на уроках русского языка в начальной школе могут быть использованы методические основы, такие как анализ программ по русскому языку для начальной школы и разработка программы дополнительных занятий

В чем заключается анализ программ по русскому языку для начальной школы?

Анализ программ по русскому языку для начальной школы заключается в изучении того, как в этих программах осуществляется изучение морфемного состава слова и какие методы и подходы предлагаются учителям для работы с учениками

Какие методические основы могут быть использованы при изучении морфемного состава слова на уроках русского языка в начальной школе?

При изучении морфемного состава слова на уроках русского языка в начальной школе могут быть использованы методические основы, такие как анализ программ по русскому языку для начальной школы и разработка программы дополнительных занятий

Что изучается в системе морфемного состава слова?

Система морфемного состава слова изучает структуру и состав слов, анализирует их на основе морфем – минимальных значащих единиц языка.