Человек и машины (техника, науч.прогресс)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 16 16 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.07.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Значение проблемы «человек – машина» в философии
2.Различные точки зрения в философии на проблему «человек – машина»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Техника носит безличный, универсальный характер, она нацелена на типичность и массовость. И это делает ее доступной всем народам. Ф. Дессауэр показал, что «техника, создает не только средства для достижения ранее поставленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. Так обстояло дело, например, с музыкальными инструментами и книгопечатанием. В этом случае создания техники становятся своего рода ключами, открывающими такие сферы деятельности человека, которые расширяют возможности его природы и ведут к новым открытиям».
Но если «техника, которая раньше, - отмечает Х. Ортега и-Гассет, - давала человеку чувство свободы и власти над обстоятельствами, теперь сама стала определяющим фактором его жизни. Она не только диктует человеку образ жизни, но способна диктовать и саму ее перспективу». С ним солидарен и Н. Бердяев, который свою работу «Человек и машина» начинает с фразы: «Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом, о судьбе человека и судьбе культуры». [4;147] А А. Печчеи в свою очередь подчеркивал, что: «Техника стала главным фактором изменений на Земле… Человеческое развитие вступило в новую эру». [9]
Если же рассматривать проблему «человек – машина» через призму ее антропологии, то сама техническая реальность все больше развивается, не столько следуя потребностям людей, сколько в силу внутренних закономерностей собственной эволюции. При этом и человеческое мышление испытывает на себе воздействие технических парадигм рассмотрения и решения вопросов. Техноцентристкое мышление, становящееся доминирующим типом научного и обыденного мышления, оказывает влияние на строй всей современной ментальности, на смещение акцентов в контексте уравновешивания в культуре рациональности и эмоциональности. В этой технизации среды обитания, человека ждут негативные последствия, так как, создавая новую систему «человек – техника – природа», он скорее руководствуется волей, чем разумом. Ведь природа является единственным источником развития. Для человека им стала и саморазвивающая культура.
Новые технологии, вызывая непредвиденные, непредсказуемые и в то же время необратимые последствия, постоянно ставят под сомнение будущее человечества. Например, такие достижения генной инженерии, как зачатие человеческого эмбриона в пробирке, выращивание отдельных органов человеческого тела ставят философов, юристов и правоведов перед серьезными дилеммами. Безответственны биолого-генетические исследования, поспешно внедряемые в жизнь и грозящие возникновению болезней, способных уморить человечество.
Химизация, токсикация, компьютеризация с прицелом на создание искусственного интеллекта - все это удары, один мощней другого, по ветке, на которой мы сидим.
Сегодня некоторые философы и культурологи склонны считать технику, вернее, ее господство в современном обществе, едва ли не самым главным злом современной цивилизации. Опасность техники может заключаться в том, что человек попадает в полную от нее зависимость. Существование и ускоряющееся развитие техники уже нельзя остановить. Человек начинает воспринимать весь окружающий мир как объект преобразований, то есть существует опасность превращения самого человека в подобие бездушного механизма. В этой связи небезосновательно утверждение известного казахстанского философа А.Г. Косиченко, что: «Основное негативное содержание техники состоит в том, что на ее развитие человек расходует свои человеческие силы и тем в большей степени, чем эта техника сложнее и чем, казалось бы, необходимее как раз с точки зрения высвобождения человека». [6;108]


Заключение


Исследование показало, что проблема «человек – машина» интересует философов, давно. Однако особенно остро проблема начала затрагиваться на рубеже ХХ – XXI в., когда техническое развитие стремительным образом стало поглощать мир человека. На современном этапе развития, обыденный человек не представляет жизни без сотового телефона, ноутбука, а еще недавно это не являлось атрибутом мира человека. Машины постепенным образом заполняют мир человека. С помощью техники человек все больше живет виртуальным миром, нежели действительным. На наш взгляд проблемы поглощения машиной человека нет, человек уже порабощен всевозможной техникой. В настоящее время нужно говорить о проблеме угрозы и проблемы безопасности человека от машин.

Список использованной литературы


Арсеньев А.С., Ильенков Э.В., Давыдов В.В. Машина и человек, кибернетика и философия // «Ленинская теория отражения и современная наука». – М., 1966. С. 263-284
Белая книга по нанотехнологиям: Исследования в области наночастиц, наноструктур и нанокомпозитов в Российской Федерации (по материалам Первого Всероссийского совещания ученых, инженеров и производителей в области нанотехнологий). М.: Изд-воЛКИ, 2008.
Бердяев Н. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Путь. - Май 1933.- №38. - С. 3-38.
Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989. №2. - С. 147.
Кант И. Логика // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т. 8. - М, 1994.
Косиченко А.Г. Свет духовных истин. Фрагменты разных лет // Адам әлемi - Мир человека. Философский и общественно-гуманитарный журнал (Алматы, ИФП). - 2008. №4. - С. 107-112.
Лукьянец В.С. Нанотехнологии и их роль в судьбе цивилизации. [Электронный ресурс]: http://valeo-future.narod.ru/nano.html .
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь мир, 1997
Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980.
Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000.
Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого. - М.: Республика, 1993.
Чумаков А.Н. Ступени прогресса: динамика развития техники и науки // Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2005
Энгельмейер П.К. Философия техники. М., 1910// Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: Учеб. пособие. СПб.: Санкт - Петербург, 2004.
Ясперс К. Современная техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.









16

Список использованной литературы


1.Арсеньев А.С., Ильенков Э.В., Давыдов В.В. Машина и человек, кибернетика и философия // «Ленинская теория отражения и современная наука». – М., 1966. С. 263-284
2.Белая книга по нанотехнологиям: Исследования в области наночастиц, наноструктур и нанокомпозитов в Российской Федерации (по материалам Первого Всероссийского совещания ученых, инженеров и производителей в области нанотехнологий). М.: Изд-воЛКИ, 2008.
3.Бердяев Н. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Путь. - Май 1933.- №38. - С. 3-38.
4.Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989. №2. - С. 147.
5.Кант И. Логика // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т. 8. - М, 1994.
6.Косиченко А.Г. Свет духовных истин. Фрагменты разных лет // Адам ?лемi - Мир человека. Философский и общественно-гуманитарный журнал (Алматы, ИФП). - 2008. №4. - С. 107-112.
7.Лукьянец В.С. Нанотехнологии и их роль в судьбе цивилизации. [Электронный ресурс]: http://valeo-future.narod.ru/nano.html .
8.Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь мир, 1997
9.Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980.
10.Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гар¬дарики, 2000.
12.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого. - М.: Республика, 1993.
13.Чумаков А.Н. Ступени прогресса: динамика развития техники и науки // Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2005
14.Энгельмейер П.К. Философия техники. М., 1910// Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: Учеб. пособие. СПб.: Санкт - Петербург, 2004.
15.Ясперс К. Современная техника // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

Вопрос-ответ:

Какое значение проблемы "человек-машина" имеет в философии?

Проблема "человек-машина" является одной из центральных вопросов современной философии, и она касается отношений и взаимодействия между человеком и машиной. Философы исследуют, как технический прогресс и развитие искусственного интеллекта влияют на человеческую природу, сознание и мировоззрение.

Какие различные точки зрения в философии существуют на проблему "человек-машина"?

В философии существуют различные точки зрения на проблему "человек-машина". Некоторые философы считают, что машины имеют потенциал превзойти человеческие способности и даже обладать сознанием. Другие философы сомневаются в возможности машин обладать истинным сознанием и самосознанием, и считают, что они останутся всегда лишь инструментом, созданным человеком.

Какой характер имеет техника по мнению Ф. Дессауэра?

По мнению Ф. Дессауэра, техника имеет безличный универсальный характер. Она нацелена на типичность и массовость, и поэтому становится доступной всем народам. Он также отмечает, что техника не только создает средства для достижения целей, но и сама приводит к открытиям и результатам, которые изначально не осознаются никем.

Каковы результаты работы техники по словам Ф. Дессауэра?

Ф. Дессауэр отмечает, что результаты работы техники могут быть совершенно неожиданными и непредсказуемыми. Техника может приводить к открытиям и достижениям, которые изначально не осознаются никем. Это означает, что технический прогресс может иметь далеко идущие последствия и влиять на различные сферы человеческой жизни.

Какое значение имеет проблема человек-машина в философии?

Проблема человек-машина имеет важное значение в философии, так как она касается взаимодействия человека и техники, а также вопроса о границах между человеком и машиной.

Какие различные точки зрения на проблему человек-машина существуют в философии?

В философии существуют различные точки зрения на проблему человек-машина. Некоторые философы считают, что техника имеет безличный и универсальный характер, что делает ее доступной всем. Другие философы утверждают, что техника может иметь влияние не только на достижение поставленных целей, но и на открытие новых результатов, которые вначале никем не осознаются.

Какими свойствами обладает техника в философии?

Техника в философии обладает безличным и универсальным характером, она нацелена на типичность и массовость. Это делает ее доступной для всех народов. Она также имеет способность создавать средства для достижения целей и может приводить к открытиям, которые изначально не осознаются.

Какое влияние техника оказывает на общество и личность?

Техника оказывает значительное влияние на общество и личность. С одной стороны, она обеспечивает легкость и эффективность в выполнении задач, упрощает нашу жизнь. С другой стороны, она может приводить к зависимости, социальным неравенствам и потере личностной свободы.

Какие позиции занимают философы по вопросу о проблеме человек-машина?

Философы занимают различные позиции по вопросу о проблеме человек-машина. Некоторые считают, что человек и машина могут существовать параллельно и взаимодействовать друг с другом, другие считают, что машина может заменить человека в выполнении определенных функций, а есть и такие философы, которые полагают, что человек и машина не могут быть совершенно идентичными и существуют границы между ними.

Какое значение имеет проблема "человек-машина" в философии?

Проблема "человек-машина" имеет большое значение в философии, так как она касается вопросов о природе и сущности человека, его отношений с техникой и влияния технического прогресса на общество.

Какие различные точки зрения существуют в философии на проблему "человек-машина"?

В философии существуют различные точки зрения на проблему "человек-машина". Некоторые философы считают, что техника имеет безличный универсальный характер и она нацелена на типичность и массовость. Другие философы считают, что техника создает не только средства для достижения целей, но и сама способна привести к новым открытиям и результатам, которые изначально не осознаются.