Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями в развитии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 13 13 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 27.02.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Характеристика игровой деятельности 4
2. Развитие игровой деятельности у детей со сложным дефектом 8
Заключение 12
Список использованных источников 13

Фрагмент для ознакомления

Я. Коменский утверждал, что ценностью игры является активность тела, веселость духа, порядок, игра с пользой и по правилам, доблестная победа, а не добытая хитростью. Отрицательными позициями в игре являются лень, усталость, не дружелюбность, горделивость, крики, злопамятство. Я. Коменский исключил из воспитательного процесса такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание потому что, по его мнению, они являются бесполезными и даже вредными [2].С точки зрения современной педагогики при использовании игры в воспитательном процессе воспитатель, обязан следовать следующим правилам:1. Только свободное и на добровольной основе позволительно включать воспитуемых в игру. Нельзя навязывать игру, а мотивировать на нее.2. Воспитуемые должны ясно и четко осознавать смысл, правила, ведущую идею и содержание игры.3. Содержание игрового процесса должно совпадать со смыслом и содержанием поведения в жизненных ситуациях с целью перенесения основного смысла игровой активности в настоящую жизнедеятельность.4. В игре дошкольники обязаны соблюдать принятые в социуме нравственные нормы, основанные на идеях человечности и общемировых ценностях.5. В процессе игры не допускается унижения играющих, особенно тех, кто проиграл.6. Игра должна позитивно влиять на формирование эмоционально-волевой, умственной и физической сфер дошкольников.7. Игра должна организовываться и направляться и если необходимо сдерживаться, но не путем подавления, а путем предоставления каждому ребенку возможности проявить самостоятельность.8. Детей постарше стоит просить высказаться по поводу проведенной игры, сопоставить обыгрывание ролевых ситуаций с жизненными ситуациями, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. В результате такой беседы возможен пересмотр содержания и правил игры.9. Игры не должны носить только воспитательный и педагогический характер. Содержание игры не должно быть только морализаторским и перегруженной большим количеством информации (дат, имен, правил, формул).10. Не стоит вовлекать дошкольников в азартные игры, в игры на деньги или предметы, в опасные для здоровья и жизни, в игры, которые содержат в своих правилах и действиях нарушения нравственных норм [8].В ходе игры у дошкольников возникает три типа целей:1. Наслаждение и удовольствие от игровой деятельности. Данная цель характеризуется установкой, определяющей готовность к любой активности, связанной с определенной игрой.2. Выполнение правил, разыгрывание сюжета и исполнение роли. Спецификой данной цели это то, что она заранее задана. Короче говоря, согласившись играть, ребенок также автоматически должен принять и игровую задачу, выраженную в форме правил, которыми нужно руководствоваться в игровых действиях. 3. Процесс выполнения игровой задачи. Включенный в игру ребенок непременно обязан дать ответ на один из вопросов, выполнить ряд заданий, входящие в ту или иную игру. Чтобы справиться с этими заданиями, ему нужно задействовать максимум духовных и физических сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, сделать так, как другие не сообразили бы сделать. Необходимо из различных вариантов ответов выбрать наиболее подходящий или из уже присутствующих сконструировать новую комбинацию. Такую активность, можно назвать, творческой. Игровой процесс сопровождается высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а значит, мотивирует детей к активности. Именно в творческой активности игрового процесса заключена вся суть игры. Игра характеризуется большим набором средств поведения, которые нельзя заранее предугадать. Участвующие в игре и на нее смотрящие пребывают в состоянии эмоционального напряжения, потому что никто из них не может знать способа, почему игроки выполняют ту или иную задачу. Отсюда вся загадочность и романтика игры, которые привлекают к себе школьников [12].Несмотря на повторение игрового процесса, для игроков же она проходит заново, т. к. представляет совершенно новые задачи. Их преодоление воспринимается за личный триумф, победу и открытие своих способностей и возможностей. Направления психолого-педагогического руководства игровым процессом:1) привлекать школьников в игру, используя специальные приемы, мотивирующие на игровую активность;2) помогать играть по правилам и преодолевать игровые препятствия;3) активизировать творческие возможности воспитуемых, в ходе игры формируя адекватную самооценку своих способностей и возможностей [5].Таким образом, в ходе организации игры дети переходят от простейших, элементарных и готовых сюжетов к более сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически каждую сферу действительности. Ребенок начинает играть не рядом с иными детьми, а вместе с ними, обходиться без большого числа игровых атрибутов, овладевает игровыми правилами, которым начинает следовать, какими бы трудными и неудобными для него они ни были. Игра детском возрасте рассматривается в качестве однородной деятельности и имеющей единственную форму выражения.ЗаключениеИгра – форма эстетической деятельности, не практической, а совершаемой ради нее самой и приносящая наслаждение, и радость ее участникам и зрителям. Не практический и иррациональний характер игры с древности служил основой для сакральных и культовых представлений, наделяя ее магическими и мистическими смыслами. Игра также была формой тренировок для охотников и воинов. Подробно изучать игру стали только конца XIX в. в антропологии, психологии, культурологи, философии. В математике даже возникло такое направление как «теория игр» изучающая и разрабатывающая модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности. Но на свойства игры философия обратила свой взор с самого начала своего зарождения, но ее рассуждения облекались в форму метафор и образов. Например, Гераклит сравнивал жизнь с игрой ребенка, Платон называет человека выдуманной игрушкой Бога.Отечественными психологами игра рассматривается в качестве формы деятельности в условных ситуациях, ориентированной на воссоздание и усвоения социального опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры.Игра является деятельностью, которая проявляется в способности и возможности человека преображать реальность. В игре впервые проявляется еще в детском возрасте потребность воздействовать на окружающую среду.Игра ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании мира. Именно в игре данная потребность появляется и формируется и именно в данной способности, отображая, преображать мир, заключается основная психологическая специфика игры. Психологические особенности игры взрослых заключаются в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Основной функцией детских игр является всесторонняя подготовка детей к жизни.Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. Игра является, хотя не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция различных нарушений. В связи с особенностями в развитии дети с нарушениями нуждаются в целенаправленном обучении и подборе игр для конкретного обучения.Очень важно процесс обучения организовать так, чтобы ребенок с интересом и увлечением, активно работал на занятиях, плоды своего труда видел и мог оценить их. Помочь в решении этой непростой задачи учителю может сочетание традиционных методов и современных игровых технологий. Именно поэтому необходимо использовать игровые технологии на занятиях. Занятия с использованием этих технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают в значительной степени интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Поскольку у дошкольника со сложным дефектос фантазия и желание проявить себя велики, стоит его учить, как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью игровых технологий.Список использованных источниковВайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 48 с. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.

Список использованных источников


1. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 48 с.
2. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.
3. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
4. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
6. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
8. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
9. Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.
10. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
11. Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.



Вопрос-ответ:

Какую роль игровая деятельность играет в психолого-педагогическом сопровождении детей с комплексными нарушениями в развитии?

Игровая деятельность играет важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с комплексными нарушениями в развитии. Она способствует развитию когнитивных, моторных и социальных навыков, помогает детям освоить общепринятые социокультурные нормы, преодолеть физические и психологические барьеры, развивает их творческое мышление и воображение. Игра также помогает решать конкретные проблемы и улучшать адаптацию детей к окружающему миру.

Как развивается игровая деятельность у детей со сложным дефектом?

Игровая деятельность у детей со сложным дефектом развивается в определенной последовательности. Сначала дети наблюдают игру других детей, затем имитируют игровые действия, после чего начинают играть самостоятельно. Важно помнить, что игры должны быть адаптированы к специфическим особенностям развития ребенка. Для этого используются специальные игрушки, методики и программы, которые помогают развивать различные навыки и умения у детей со сложным дефектом.

Какие основные принципы руководствуют психолого-педагогическим сопровождением детей с комплексными нарушениями в развитии через игру?

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии через игру являются индивидуальный подход, учет возрастных и индивидуальных особенностей, использование специальных методик и игровых средств, создание благоприятной и поддерживающей среды, сотрудничество со специалистами разных профилей. Такой подход позволяет достичь наилучших результатов в развитии детей.

Какую роль играет игровая деятельность в развитии детей с комплексными нарушениями?

Игровая деятельность играет важную роль в развитии детей с комплексными нарушениями. Через игру дети могут развивать свои физические, когнитивные и социальные навыки. Игра позволяет им экспериментировать, учиться решать проблемы, развивать воображение и креативность. Кроме того, игра способствует эмоциональному и социальному развитию детей, помогая им установить контакт с другими людьми и научиться взаимодействовать в группе.

Как развивается игровая деятельность у детей со сложным дефектом?

Игровая деятельность у детей со сложным дефектом может развиваться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые дети могут проявлять большую заинтересованность и активность в играх, в то время как другие могут испытывать трудности с участием в играх из-за своих физических или когнитивных ограничений. Важно предоставить детям со сложным дефектом подходящие игровые материалы и создать специально организованную игровую среду, которая позволит им успешно взаимодействовать и развиваться через игру.

Какие положительные и отрицательные аспекты игры могут быть для детей со сложным дефектом?

Для детей со сложным дефектом игра может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты. Среди положительных аспектов игры можно выделить развитие физических и когнитивных навыков, расширение социальной сферы и умение взаимодействовать с другими, а также повышение самооценки и самопонимания. Однако игра также может вызывать фрустрацию и стресс, если дети испытывают трудности с выполнением определенных игровых задач или не могут полноценно участвовать в игровом процессе из-за своих физических или когнитивных ограничений.

Что такое психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями в развитии?

Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями в развитии - это комплекс мероприятий, проводимых специалистами (психологами и педагогами), направленных на поддержку и помощь таким детям в их обучении, развитии и социализации.

Какова характеристика игровой деятельности детей с комплексными нарушениями в развитии?

Игровая деятельность у детей с комплексными нарушениями в развитии может быть затруднена из-за особенностей их состояния. Они могут испытывать трудности в социальной игре, иметь ограниченные коммуникативные навыки, а также проблемы с моторикой и координацией движений. Но при правильном сопровождении и адаптации игровой среды эти дети могут развивать свои способности и навыки через игру, получая удовлетворение и положительные эмоции.

Как развивается игровая деятельность у детей со сложным дефектом?

У детей со сложным дефектом игровая деятельность может развиваться постепенно и требовать особого внимания и поддержки со стороны специалистов. Важно создать безопасную и подходящую среду для игры, а также использовать специальные методики и техники, адаптированные под потребности каждого ребенка. Постепенно, с помощью педагогического сопровождения, дети со сложным дефектом могут развивать свои коммуникативные, социальные и моторные навыки через игру.

Какие отрицательные позиции могут возникать у детей в игре?

У детей в игре могут возникать различные отрицательные позиции, такие как лень, усталость, недружелюбность, горделивость и желание победить любой ценой. Они могут проявлять негативное отношение к другим участникам игры, не уважать правила и использовать хитрость для достижения своих целей. Важно помочь детям осознать эти отрицательные позиции и развить положительные качества, такие как сотрудничество, честность и уважение к другим.