Формирование представлений младших школьников о языковой картине мира при изучении родственных слов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 47 47 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 28.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Научное описание понятия «родственные (однокоренные) слова» в лингвистической литературе. 6
1.2 Научное описание понятия «Родственные слова» в лингвистической литературе. 6
1.3 Научное описание понятия «языковая картина мира» в лингвистической литературе. 9
1.4 Вопросы формирования представлений у младших школьников 15
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1 Возможности учебно-методических комплектов по русскому языку для формирования у младших школьников представлений о языковой картине мира при изучении родственных слов 21
2.2 Характеристика представлений младших школьников о языковой картине мира 28
2.3 Программа и содержание работы по формированию у младших школьников представлений о языковой картине мира при изучении родственных слов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Фрагмент для ознакомления

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию к обучению.
Обеспечить правильное усвоение учащимися родственных слов.
Вести постоянную работу по развитию речи.
Обучение родственным словам обеспечивает дальнейшую успешность обучения ученика.
Цели занятий:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках.
- содействовать развитию речи детей
- совершенствовать у детей навыки морфемного анализа (в дальнейшем и словообразовательного анализа).
- повышать уровень языкового развития школьников
Прогнозируемые результаты
- умение распознавать родственные слова
- умение определять общее значение слов
- - умение отличать однокоренные слова от форм слова
- Умение выделять корень слова и другие морфемы.
Способы проверки результативности программы:
В процессе реализации программы используются различные виды контроля:
а) входной – в начале обучения (беседа
б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы
в) итоговый – в конце учебного года.
Форма занятий: фронтальные, самопроверка, взаимопроверка.
Срок реализации программы. Начальная школа
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 8 лет.
Количество часов: 19 ч.
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития. Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей.
Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:
- Класс или другое помещение со столами.
- Наглядный материал
- рабочие тетради, словарики, тесты, дидактические материалы, раздаточные материалы.
Технические средства обучения:
проектор для показа слайдов, экран, компьютер.
Фрагменты 6-7 уроков
Урок № 1.
Тема: Родственные слова
Цели: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень.
Урок-усвоение новых знаний.
Первичное знакомство с темой.
На первом уроке по изучению родственных слов можно использовать следующее задание:
- Прочитайте запись:
Бабушка, бабуля, мать, бабушкин (платок), баба.
- Выпишите в столбик родственные слова.
- Проверим, какие слова выписали. (Варианты учеников)
- А я выписала слово «мать». Кто согласен? Не согласен?
- Давайте разбираться. Вернёмся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные). Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова. (Слова, связанные по смыслу).
- Все слова наши связаны по смыслу: бабушкин платок – платок, принадлежащий бабушке; баба – сокращённо называют бабушку; мать – дочь бабушки; бабуля – ласково называют бабушку.
- Раз все слова связаны по смыслу со словом “бабушка”, значит они родственные?!
- Нет. Есть ещё одно условие, при котором слова будут называться родственными, - в словах должна быть общая часть – корень. Значит, слово “мать” не является родственным к данным словам.
- Выделим корень дугой в наших родственных словах.
- Итак, какие же слова мы будем называть родственными? (близкие по смыслу + имеют общую часть – корень).
- Какова же тема нашего урока? (Родственные слова)
- Какова цель урока? (Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень).
- Как будете действовать, если надо найти родственные слова?
Алгоритм:
1. Читаем слова.
2. Выясняем значения слов.
3. Находим общую часть – корень.
5. Первичное закрепление (фронтально).
Работаем по алгоритму. В каждой строчке найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень. (На каждом слайде содержится подсказка в виде рисунка).
Вода, водичка, водитель, водный.
Гора, горный, горка, гореть.
Жаркий, тепло, теплица, тёплый.
Моряк, море, морской, рыбак.
Нос, носильщик, носик, носатый. (На основе материалов урока О.В. Карпенко)

Вариант урока № 2.
Тема: Родственные слова
Цель: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть – корень.
Урок усвоение новых знаний.
- Давайте сегодня заглянем в лесную школу. Там шум, гам. Что же случилось?
На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.
- Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?
- Перечислите членов каждой семьи.
- Давайте запишем членов семьи в тетрадь
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
- Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)
- Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.
- А кто счастливый, у кого много родственников?
- Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”
- Прочитаем об этом правило в учебнике.
- Итак, что же мы узнали из правила?
- Какие слова в русском языке будут являться родственными?
- Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?
- Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)
- Есть ли у них общая часть? (Да)
- Давайте выделим общую часть слов каждой группы.
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
- Как будут называться слова каждой группы? (родственные)
- Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.
- Давайте внимательно послушаем
Сценка:
- Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь: Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.
- Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница
является родственницей гусям?
(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)
- Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.
- Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
- Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”
- Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)
- Что самое главное мы узнали о родственных словах?
- Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.
- Выпишем героев в два столбика (как они встретились)
Гусеница
гусь
гусыня
гусёнок
- Прочитайте еще раз определение родственных слов.
Какое главное условие вы нашли?
- Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.
- Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.
Все согласны с этим?
- Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?
- Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?
(Нет, эти слова не близки по смыслу)
- Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)
- Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение) (на основе материала Т.Н. Базанковой).

Урок № 3.
Тема: Родственные слова.
Цель: закрепить знания по теме родственные слова.
Урок – закрепление новых знаний, умений, навыков.
Физкультминутка:
Вот и в лес мы вошли, появились комары
Руки вверх над головой, руки вниз-хлопок другой
Дальше по лесу идём, перед нами водоём
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса
Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим
Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе шалунишке!
Ну, а кончилась игра, и работать нам пора.
Ребята, а встречаются ли в нашей разминке родственные слова? Давайте выпишем их в тетрадь и подчеркнем общую часть. Какое у этих слов значение? (Чем слово лиса отличается от слова лисичка?)
(по материалам Л.В. Ясаковой).

Урок № 4.
Тема: Родственные слова
Цель: закрепление знаний по теме «Родственные слова»
Урок - закрепление новых знаний.
Послушайте стихотворение Евгения Измайлова “Как растут слова”
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень!
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
– Какое главнее слово в этом стихотворении?
(сад)
– Какие еще слова вы увидели?
Как названо это слово в стихотворении?
– Ребята, как называются эти слова?
(родственными или однокоренными)
Какие слова были образованы от корня? Давайте их выпишем.
Следующее задание:
Игра “Кто больше?”
Игра по рядам.
Первый ряд придумывает однокоренные слова, образованные от корня вод-а. Второй ряд придумывает однокоренные слова к слову лес.
(по материалам уроков А.Ю. Осиповой)

Урок № 5.
Тема: Корень слова
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «родственные слова». Сформировать понятие корень слова, умение выделять его графически.
Обобщение и систематизирование материала. Изучение нового материала по теме.
– Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.
– Слова, как звери и люди, живут семьями. Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное?
(Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)
– У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР?
(Корень слова.)
– Графически выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает).
Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень.
(Ответы детей) (по материалам урока О.М. Силинской
Урок № 6.
Тема: Родственные и однокоренные слова
Цель: проверить знания учащихся.
Методы: самостоятельная работа (проверочная).
Проверочные задания по теме.
Дети выполняют задания разного уровня сложности по вариантам.
Вариант 1
Проплясали по сн.гам
Снежные метели.
Сн.гири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн.жки,
Режут лёд снегурки.
(С. Погореловский)
Вариант 2
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!
Вариант 3
Жили-были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, на ледок салазки выкатили.
Стари со старухой на них из окна глядят.
– А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
– Давай, - говорит старуха.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
(Русская народная сказка)
Выписать однокоренные слова, выделить корень слова.
2 задание.
Ребята, есть мнение, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень снег-. Послушайте другое высказывание: «От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит корень во всех словах сне-».
Какое из этих мнений верно? Объясните почему.
(По материалам урока Е.С. Кузьминой) [32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе целью нашего исследования являлась разработка программы и содержания опытного обучения младших школьников родственным словам при изучении состава слова.
Начинают изучать родственные слова при изучении корня слова – главной значимой части слова.
Наша цель, в основном, достигнута.
В соответствии с логикой исследования решены следующие задачи:
1.​ Рассмотрено понятие «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова», «формы слова».
2.​ Изучены вопросы обучения младших школьников родственным словам при изучении состава слова в методической и лингвистической науке.
3.​ Выявлены возможности современных УМК по обучению формирований представлений о родственных словах при изучении состава слова в начальной школе.
4.​ Разработана примерная программа и содержание опытного обучения младших школьников родственным словам при изучении состава слова.
Научная литература располагает описанием понятия «родственные слова - слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Методическая наука располагает описанием методов и средств формирования умений и навыков распознавать однокоренные слова и отличать их от форм слова.
Анализ учебно-методических комплектов по обучению грамоте показал, что они в той или иной степени обладают возможностями для организации обучения родственным словам при изучении состава слова.
В практической части курсовой работы мы представили программу и содержание опытного обучения младших школьников родственным словам при изучении состава слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1990. 368 с.
Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Попова О.А.. Русский язык. 2 класс. М.: Издательство Научный институт образования и развития личности, 2013. 315 с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. М.: Баллас, 2013. 354 с.
Граник Г.Г., Гвинджилия О.В. Русский язык. 2 класс. М.: Мнемозина, 2013. 304 с.
Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.Б. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2х ч. Ч. 1. М.: Академия, 2011. 560 с.
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.. Русский язык.2 класс. М.: Астрель, 2013. 414 с.
Журнал «Начальная школа плюс До и После». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya
Журнал «Начальная школа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 404 с.
Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.: Академия, 2007. 304 с.
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2013. 316 с.
Издательский дом «Первое сентября». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 206 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык – энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. 722 с.
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А.. Русский язык. 2 класс. М.: Русское слово, 2013. 314 с.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 404 с.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 2-й класс. Пособие для учащихся. М.: Баллас, 2012. 98 с.
Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2007. 604 с.
Ломакович С.В., Тимченко Л.И.. Русский язык. 2 класс. М.: Вита-Пресс, 2013. 259 с.
Ломакович С.В., Тимченко Л.И.. Русский язык. 2 класс. М.: Дрофа, 2013. 259 с.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Провещение, 2007. 437 с.
Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. Русский язык. 2 класс. М.: Дрофа, 2013. 307 с.
Нечаева Н.В. Русский язык. 2 класс. М.: Издательский дом «Федоров», 2013. 313 с.
Полякова. А.Г. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 316 с.
Портал «Раннее развитие детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.razumniki.ru/rodstvennye_slova_rech.html. Дата обращения 28.03.14.
Рамзаева Т.Г.. Русский язык. М.: Дрофа, 2013. 404 с.
Репкин В.В., Восторгова Е.В.. Русский язык. М.: Вита-Пресс, 2013. 299 с.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004. 514 с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. 2 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. 304 с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004 и послед. 345 с.
Чудакова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. и др. Русский язык. 2 класс. М.: Академкнига, 2012. 404 с.
Штекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе. М.: Высшая школа, 2003. 415 с.










47

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1990. 368 с.
2. Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Попова О.А.. Русский язык. 2 класс. М.: Издательство Научный институт образования и развития личности, 2013. 315 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. М.: Баллас, 2013. 354 с.
4. Граник Г.Г., Гвинджилия О.В. Русский язык. 2 класс. М.: Мнемозина, 2013. 304 с.
5. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.Б. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2х ч. Ч. 1. М.: Академия, 2011. 560 с.
6. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.. Русский язык.2 класс. М.: Астрель, 2013. 414 с.
7. Журнал «Начальная школа плюс До и После». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya
8. Журнал «Начальная школа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/
9. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 404 с.
10. Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М.: Академия, 2007. 304 с.
11. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2013. 316 с.
12. Издательский дом «Первое сентября». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
13. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 206 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык – энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. 722 с.
15. Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А.. Русский язык. 2 класс. М.: Русское слово, 2013. 314 с.
16. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 404 с.
17. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 2-й класс. Пособие для учащихся. М.: Баллас, 2012. 98 с.
18. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2007. 604 с.
19. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.. Русский язык. 2 класс. М.: Вита-Пресс, 2013. 259 с.
20. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.. Русский язык. 2 класс. М.: Дрофа, 2013. 259 с.
21. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Провещение, 2007. 437 с.
22. Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А. Русский язык. 2 класс. М.: Дрофа, 2013. 307 с.
23. Нечаева Н.В. Русский язык. 2 класс. М.: Издательский дом «Федоров», 2013. 313 с.
24. Полякова. А.Г. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2013. 316 с.
25. Портал «Раннее развитие детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.razumniki.ru/rodstvennye_slova_rech.html. Дата обращения 28.03.14.
26. Рамзаева Т.Г.. Русский язык. М.: Дрофа, 2013. 404 с.
27. Репкин В.В., Восторгова Е.В.. Русский язык. М.: Вита-Пресс, 2013. 299 с.
28. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004. 514 с.
29. Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. 2 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. 304 с.
30. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Изд. 3-е, дораб. – Смоленск: Ассоциация XXΙ век, 2004 и послед. 345 с.
31. Чудакова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. и др. Русский язык. 2 класс. М.: Академкнига, 2012. 404 с.
32. Штекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе. М.: Высшая школа, 2003. 415 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты включает в себя 1 глава статьи?

1 глава статьи "Формирование представлений младших школьников о языковой картине мира при изучении родственных слов" включает в себя три основных теоретических аспекта: научное описание понятия "родственные однокоренные слова", "родственные слова" и языковая картина мира.

Как описывается понятие "родственные однокоренные слова" в лингвистической литературе?

Понятие "родственные однокоренные слова" в лингвистической литературе описывается как группа слов, которые имеют общий корень, т.е. происходят от одного и того же основания, но имеют разные формы и значения.

Чем отличается понятие "родственные слова" от "родственных однокоренных слов" в лингвистической литературе?

Понятие "родственные слова" в лингвистической литературе описывает группу слов, которые имеют семантическую и синтаксическую связь, но могут не иметь общего корня. В отличие от них, "родственные однокоренные слова" имеют общий корень.

Какими основными аспектами охватывается исследование формирования представлений младших школьников о языковой картине мира?

Исследование формирования представлений младших школьников о языковой картине мира охватывает такие основные аспекты, как изучение родственных однокоренных слов на уроках русского языка в начальной школе и описание понятий "родственные однокоренные слова", "родственные слова" в лингвистической литературе.

В какой школе проводится исследование по формированию представлений младших школьников о языковой картине мира?

Исследование по формированию представлений младших школьников о языковой картине мира проводится в начальной школе.

Что такое родственные однокоренные слова?

Родственные однокоренные слова - это группа слов, имеющих общий корень и при этом относящихся к одному и тому же лексическому значению.

Какие понятия связаны с родственными словами?

С родственными словами связаны такие понятия, как лексическое значение, корень, словообразование и морфема.

Как формируются представления младших школьников о языковой картине мира?

Представления младших школьников о языковой картине мира формируются через изучение родственных слов на уроках русского языка в начальной школе.

Какая роль языковой картиной мира играет при изучении родственных слов?

Языковая картина мира помогает младшим школьникам лучше понимать связь между родственными словами, а также осознавать значения слов на основе их семантической и лексической связи.

Какое значение имеет научное описание понятия родственные слова?

Научное описание понятия родственные слова в лингвистической литературе позволяет получить более полное представление о структуре языка, его словообразовании и значениях слов.