Положение женщины в Древнем Вавилоне в 1 тыс. до н. э. по данным юридических и хозяйственных источников
Заказать уникальный доклад- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 28.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Особенности правового положения женщин в Древнем Вавилоне 5
2 Правовое положение женщин различных социальных слоев 13
Заключение 18
Библиография 20
Судьбе было угодно, чтобы он встретил у колодца Рахиль, свою двоюродную сестру; ему пришлось служить у «злого» Лавана, ее отца, четырнадцать лет, перед тем как он получил в жены дочь богатого скотовода.
Здесь следует иметь в виду, что в наши дни хорошо оплачиваемый работник на американской ферме ни за семь, ни за четырнадцать лет не сможет сэкономить из своей зарплаты столько, чтобы жениться на богатой дочери своего работодателя.
При любой покупке невесты в присутствии свидетелей заключали соответствующий договор. Параграф 128 законов Хаммурапи говорит следующее: «Если человек взял жену и не заключил с ней договор, (то) эта женщина — не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов на глиняных табличках клинописью, которые обжигались затем, и их хранили на случай возможных в будущем конфликтов. Свидетели могли умереть, но обожженные глиняные таблички долго хранились.
Известные в настоящее время древние договоры о приданом относятся еще к XVIII в. до н. э.; как показывает вавилонский документ, порядок, который устанавливался при этом, еще не очень отличался от порядка, кторый существовал при покупке невесты: «Благородный Иббатум отдает свою дочь Сабитум в супруги Варад-куби, сыну Илузу-имби, и в качестве утреннего дара дает за нее два стула, две кровати, две корзины, один стол, одну чашу для еды, один жернов, одну меру масла, одну ступку, а также 10 сиклей отвешенного серебра. Если моя дочь однажды скажет Варад-куби: „Ты больше не муж мне", то пусть ее бросят в воду. Если однажды Варад-куби скажет моей дочери: „Ты больше не жена мне", при разводе он должен выплатить ей одну треть мины серебра» (т. е. 20 сиклей, двойное приданое). Далее идут подписи десяти свидетелей.
Отец самостоятельно указывает в договоре, что, если его дочь откажется подчиняться мужу, ее нужно бросить в воду; в настоящее время это кажется непостижимым. Но все-таки данный договор уже содержит «гарантийный пункт», который предплагает, что при разводе женщина должна быть материально обеспечена.
Поздний Вавилонский талмуд называет девять лет идеальным брачным возрастом для девочки и тринадцать лет — для мальчика.
Поскольку на древнем Востоке не было консультационной службы по вопросам брака, девушке, чтобы предупредить разочарование, было бы неплохо перед свадьбой совершить познавательную поездку в Сузы. Сузы — небольшая холмистая местность на югозападе Ирана. Здесь в 1901—1902 годах Ж. Ж. Морган (1857—1924) обнаружил базальтовый столб высотой 2,25 метра, который относится к эпохе великого вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.); в настоящее время он находится в парижском Лувре. На нем высечены 282 параграфа законов.
Если женщина бежала в родительский дом от жестокости мужа и оставалась там четыре дня, он мог вернуть ее насильно, заставить доказывать божьим судом, при помощи ордалии, что она за время своего отсутствия не спала ни с каким другим мужчиной. «Ее следует связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, следовательно, она невиновна, и муж должен оплатить судебные расходы». Отчаянный побег мог стоить ей жизни, ему же — только денежного штрафа. При подозрении в измене процедура была такова, что доказательство измены для женщины значило неминуемую смерть.
Законы Хаммурапи делали женщину во всех отношениях бесправной; она не могла ни заключать договоры, ни вести денежные дела, ни ставить свою подпись — все только при помощи опекуна. Она оказывалась, в сущности, рабыней своего мужа. За леность, нерадивость, отказ от работы он мог избить ее, мог проткнуть ей уши у позорного столба перед городскими воротами при всем народе, как это происходило с беглыми рабами. Данный «паша» мог распоряжаться рабочей силой своей жены. Он мог одолжить эту рабочую силу другому, как земледельческое орудие или тяглового вола, мог заложить, т. е., в сущности, продать детей и жену, если испытывал трудности.
Однако закон Хаммурапи ограничивал срок этого заклада тремя годами и запрещал получавшему женщину эксплуатировать ее сверх меры. Но данное ограничение отменили. В более позднем законе можно увидеть следующее: «Он может отдать женщину даже без ее согласия, и если он отдает женщину, то имущество женщины не переходит тому, кому он ее отдает». Женщина не могла предстать перед судом ни как свидетельница, ни как истица. Даже если муж был склонен к насилию или душевнобольным, жена не могла требовать развод. Она не могла претендовать ни на какое наследство; имущество ее покойного супруга или отца переходило к сыновьям. Овдовев, она могла рассчитывать только на их милость.
Женщина не принимала участия в общественной жизни; она не могла покинуть женских покоев, в которых не было окон, не могла выйти на улицу одна, даже за покупками. Она должна была молчать, не имела права принимать участие в разговоре мужчин, не могла есть за одним столом со своим сыном или мужем, и если обслуживала их за едой, то только стоя. Ее клятва перед алтарем имела силу только в том случае, когда ее подтверждал кто-то «уполномоченный», то есть ее муж или — если она была вдовой или незамужней — ее брат, отец или иной родственник-мужчина. Поэтому даже перед богом ее объявляли недостойным существом.
Важные статьи законов обязывали женщину заботиться о потомстве; бездетная женщина должна была привести другую женщину, чтобы она вместо нее родила наследника-мальчика.
Настолько подчеркнуто патриархальный характер семейных законов Хаммурапи в настоящее время может нас удивить, озадачить, нам сложно его понять. Мы склонны видеть в этом всевластии хозяина дома произвол, а положение женщины представляется рабским.
Заключение
Живописные сады Вавилона вошли в историю как одно из семи великих чудес древнего мира. К сожалению, люди мало знают о судьбе их создателя — царицы Семирамиды. Отец истории, древнегреческий ученый Геродот, побывавший в Вавилоне в V веке до н. э., писал о том, что Семирамида, царица Вавилона, была архитектором и талантливым математиком и окружала себя талантливыми зодчими. В Древнем Вавилоне женщина, обладающая такими знаниями, считалась «жемчужиной, равной богам». Математику как науку, в те времена имели право изучать лишь жрицы, поэтому, будучи дочерью медийского царя Кседая III, она имела возможность получить достойное образование в храме богини Иштарь.
Став супругой царя Вавилонии Навухудоносора и желая уменьшить страсть вавилонян к человеческим жертвоприношениям, она решила создать удивительные висячие сады, которые бы отвлекали знать и простых людей от кровавого культа бога Мардука.
Представив свой проект мужу, Семирамида рисковала жизнью, так как в случае неудачного строительства, несмотря на титул и знатное происхождение, ее бы казнили. Идею создания висячих садов навеяли царице зеленеющие горы и леса ее родины — Ливии. С помощью талантливых строителей Семирамида блестяще осуществила свой смелый замысел. По окончании строительства царица умерла.
Летописцы утверждают, что перед смертью Семирамида приказала перенести свое ложе в сады, чтоб умереть под сенью любимых деревьев своей родины.
Семирамида ушла из жизни, оставив в истории прекрасную легенду о своем творении.
Таким образом, нельзя утверждать, что женщина в Вавилоне была вовсе бесправной. Она могла заключать договоры и участвовать в деловой жизни, обладать правом собственности и наследовать. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, поскольку доступ к влиятельным постам для нее был закрыт или был в качестве редкого исключения.
Библиография
Баранова, Н. С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне / Н.С. Баранова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С.24-27.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007. — 816 с.
Ляшенко, Е. Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам / Е.Н. Ляшенко // Вестник ВУиТ. – 2013. – №2 (78) – С.210-218.
Мнацаканян, Э.Г., Белюшина Т.И. Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве / Э.Г. Мнацаканян, Т.И. Белюшина // Государство и право в XXI веке. – 2015. – № 2 – С.45-49.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. В.А. Томсинов. – М.:Зерцало, 2004. – 560 с.
Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М.: «Проспект», 2007. – 496с.
3
1. Баранова, Н. С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне / Н.С. Баранова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С.24-27.
2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007. — 816 с.
3. Ляшенко, Е. Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам / Е.Н. Ляшенко // Вестник ВУиТ. – 2013. – №2 (78) – С.210-218.
4. Мнацаканян, Э.Г., Белюшина Т.И. Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве / Э.Г. Мнацаканян, Т.И. Белюшина // Государство и право в XXI веке. – 2015. – № 2 – С.45-49.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. В.А. Томсинов. – М.:Зерцало, 2004. – 560 с.
6. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М.: «Проспект», 2007. – 496с.
Вопрос-ответ:
Какое было положение женщин в Древнем Вавилоне?
Положение женщин в Древнем Вавилоне было определено юридическими и хозяйственными источниками. Они имели определенные права и обязанности, но в целом женщины в Вавилоне были подчинены мужчинам и их правовой статус зависел от их социального статуса.
Какие особенности правового положения женщин можно выделить в Древнем Вавилоне?
В Древнем Вавилоне женщины имели определенные права, такие как право на наследство и право на владение собственностью. Они также могли выступать в качестве свидетелей и участвовать в судебных процессах. Однако, они не имели политических прав и их права были ограничены в зависимости от их социального положения.
Каким было правовое положение женщин различных социальных слоев в Древнем Вавилоне?
Правовое положение женщин в Древнем Вавилоне различалось в зависимости от их социальной принадлежности. Высшие слои общества имели больше прав и возможностей, включая право на образование и участие в торговле. Менее обеспеченные женщины, такие как рабыни или женщины из низших социальных слоев, имели меньше прав и были более зависимы от мужчин.
Есть ли какие-то упоминания о женщинах в древневавилонских юридических и хозяйственных источниках?
Да, в древневавилонских юридических и хозяйственных источниках есть упоминания о женщинах. Они часто фигурируют в контексте наследования собственности, заключении браков, разводах и судебных процессах. Эти упоминания дают представление о том, каким было правовое положение женщин в том периоде.
Какие источники можно использовать для изучения положения женщин в Древнем Вавилоне?
Для изучения положения женщин в Древнем Вавилоне можно использовать различные источники, такие как юридические документы, хозяйственные записи, литературные произведения и археологические находки. Эти источники позволяют получить представление о правовом и социальном статусе женщин в том периоде и осуществить детальное исследование их положения.
Какой был статус женщин в Древнем Вавилоне?
В Древнем Вавилоне статус женщин зависел от их социального положения. Они имели определенные права и обязанности, но их права были ограничены в сравнении с мужчинами.
Какие права имели женщины в Древнем Вавилоне?
Женщины в Древнем Вавилоне имели право на собственность, включая землю и недвижимость, а также наследование от своих родителей. Они могли вести собственный бизнес и заключать сделки.
Какие обязанности выполняли женщины в Древнем Вавилоне?
Женщины в Древнем Вавилоне выполняли домашние обязанности, включая уход за детьми и домашним хозяйством. Они также могли помогать своим мужьям в их бизнесе и помогать семье в обеспечении средствами к существованию.