Метод формирования общественного мнения на примере публикаций ,выпущенных в СМИ в период президентских выборов 1993, 2018 гг.
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 67 + 67 источников
- Добавлена 28.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ 8
1.1 Общественное мнение как социальный институт 8
1.2 Виды общественного мнения и методы его формирования 13
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения 19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 27
2.1 Методы влияния на общественное мнение 27
2.2 Роль общественного мнения в политике 39
2.3. Средства воздействия СМИ на общественное сознание 46
ГЛАВА 3. ОБЗОР ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИКАЦИЙ) 55
3.1 Первые выборы в истории РСФСР 55
3.2 Президентские выборы 18 марта 2018 г. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Мы выяснили, какие методы используются при воздействии на общественное мнение (например, убеждение, заражение, подражание). Было выявлено, что влияние в большей степени используется в СМИ, так как они наиболее контактируют с обществом. В политике влияние на общественное мнение также имеет место быть, так от общественного мнения зависит, кто будет выбран президентом или депутатом. ГЛАВА 3. ОБЗОР ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИКАЦИЙ)3.1 Первые выборы в истории РСФСР12 июня 1991 состоялись выборы первого президента РСФСР. В первом туре победил Борис Ельцин, набрав 57,3% голосов.17 марта 1991 на всенародном референдуме было принято решение о введении поста президента РСФСР. Через некоторое время Съезд народным депутатов выдвинул и дату выборов: 12 июня 1991 г.Закон РСФСР «О выборах президента РСФСР» (1991), определяющий процедуру избрания, содержал следующее положение: кандидаты регистрировались, но в бюллетень вносились собравшие необходимое количество подписей кандидаты.Было выдвинуто достаточное количество кандидатур на пост президента, но было представлено только 10 пар кандидатов (кандидаты на должность президента и вице-президента).16 мая представил свою кандидатуру Владимир Жириновский. 20 мая были зарегистрированы еще пять пар кандидатов:член Совета безопасности СССР Вадим Бакатин и председатель Совета национальностей Верховного совета РСФСР Рамазан Абдулатипов;председатель Верховного совета РСФСР, народный депутат СССР Борис Ельцин и председатель Комитета Верховного Совета РСФСР полковник Александр Руцкой;командующий Приволжско-Уральским военным округом, народный депутат СССР генерал полковник Альберт Макашов и заведующий кафедрой Академии труда и социальных отношений Алексей Сергеев;народный депутат СССР Николай Рыжков и первый заместитель министра внутренних дел СССР, народный депутат СССР генерал-полковник Борис Громов;председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов, народный депутат РСФСР Аман-Гельды Тулеев и начальник комбината "Кузбассшахтострой", народный депутат РСФСР Виктор Бочаров.Выборы проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства (победителем считается кандидат, который набрал 50% + 1 голос). Уже в первом туре победила пара Борис Ельцин и Александр Руцкой, набрав 57,3% голосов. Для исследования формирования общественного мнения на первых президентских выборах мы взяли для анализа архивы газет 1991 года. В номере газеты «Советская культура», выпущенном через месяц после выборов, представлена статья о присяге первого президента России. Автор статьи, Г.Владимирова, приводит слова Б.Ельцина: «...Великая Россия поднимется с колен! Мы обязательно превратим ее в процветающее демократическое миролюбивое правовое и суверенное государство. Пройдя через столько испытаний, ясно представляя свои цели, мы можем быть твердо уверены: Россия возродится!».Можно отметить, что общественное мнение о политических деятелей формируется из того, насколько они выполняют свои предвыборные обещания.Многие отмечают, что в 1991 году перед выборами на каждом углу звучало имя Б.Ельцина, по радио, на телевидении, в газетах. Он был популярен среди населения страны. Из этого можно сделать вывод, что кому-то было выгодно, чтобы именно Б.Ельцин встал на пост президента России. Стоит отметить, что Борис Ельцин охотно давал интервью. Например, В.Познер отмечал доброжелательность Ельцина, его пунктуальность. В «Общей газете» появилась статья Ельцина «Роковой час», в которой президент призывает объединиться народы России, не поддаваться раздору. Статья стала своеобразным оправданием на августовский путч, целью которого был государственный переворот, свержение М.Горбачева и недопущение Ельцина до власти. 3.2 Президентские выборы 18 марта 2018 г.15 декабря 2017 Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации была установлена дата выборов: 18 марта 2018 г.Баллотироваться в президенты мог любой гражданин РФ, главное, чтобы он был не моложе 35 лет и постоянно жил в России не менее 10 лет. При этом кандидат может баллотироваться самостоятельно или от какойлибо партии.Было зарегистрировано 8 кандидатов:Бабурин Сергей Николаевич («Народный Союз»);Грудинин Павел Николаевич (КПРФ);Жириновский Владимир Вольфович (ЛДПР);Путин Владимир Владимирович (самовыдвижение);Собчак Ксения Анатольевна (партия «Грани»);Сурайкин Максим Александрович (Коммунистическая партия коммунисты России);Титов Борис Юрьевич (политическая партия «Партия Роста»);Явлинский Григорий Алексеевич (партия «Яблоко»).Стоит отметить, что мир не сомневался в победе В.В.Путина в президентских выборах. Даже в иностранных СМИ появлялись статьи о могуществе Путина, о его популярности среди российского населения. Британские СМИ не удивились, что он взял 70% в одном из главных бастионов оппозиции. Удивились лишь, что он набрал 47% в 2012 году.Довольно-таки интересной представляется кандидатура Ксении Собчак (теле- и радиоведущая, журналист, общественный деятель, актриса). На президентских выборах Собчак набрала 4,27% голосов, обойдя В.Жириновского. Жители России назвали выдвижение Собчак «Театром абсурда», вспоминая ее работу в скандальном проекте «Дом-2».Задолго до выборов появлялись статьи, рекомендующие голосовать за Путина. На встрече с ветеранами Сергей Собянин, Карен Шахназаров рекомендовали голосовать именно за Путина, по их мнению, он единственный, кто справится с проблемами страны. Политологи также делали ставку на победу Путина в президентских выборах.Вскоре после выборов начали появляться статьи, доказывающие, что В.В.Путин — единственный президент России, единственный, кто может поднять страну с колен.Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических коммуникаций, отмечает, что в 2018 у Путина было плюс 10 млн голосов по сравнению с 2012 годом. Жители России, привыкшие видеть Путина на посту президента, верившие, что он исполнит свои обещания (будет работать над экономикой страны, будет бороться с бедностью), голосовали за него.Обозреватель «Комсомольской правды» Евгений Арсюхин в своей статье «Люди никогда не жили так хорошо, как при Путине» пишет о времени правления Путина. По мнению Арсюхина, период правления Путина отмечается свободой слова (чего при советской власти не было), уменьшением преступности (по сравнению с тем СССР).Таким образом, можно отметить, что в период президентских выборов 1991 и 2018 гг. широко использовалось давление на общественное мнение граждан России. Неугодных кандидатов стремились очернить в глазах публики (например, в случае с Ксений Собчак и ее работой в проекте «Дом-2»), о политически угодных кандидатах писали в газетах, говорили на телевидение, на радио. Все это говорит о высокой роли общественного мнения. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы, к которым проведенные исследования позволили прийти студенту.В первой главе «Понятие общественное мнение, его формирование» мы рассмотрели понятие общественного мнения как социального института, его формирование, а также виды и функции. Мы выяснили, что общественное мнение отображает действительное состояние общественного сознания, настроения, интересы и чувства различных классов и социальных групп. В нем находит своё отражение конкретное состояние общественного сознания в определенный отрезок времени. Общественное мнение концентрируется на определенных сторонах и процессах бытия.Рычагом формирования и выражения общественного мнения могут выступать СМИ: радио, газеты, телевидение и т.д. Мы выяснили, что различают несколько видов общественного мнения. Отличительной особенностью этих видов выступает способ отражения действительности, особенности развития и др., а также предмет. Каждой стороной сознания отражается определённая сторона действительности. Тем не менее, общественное мнение нельзя отождествлять с формами общественного сознания. Мы также выяснили, что в зависимости от характера воздействия мнения масс на разные социальные институты, выделяют контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения.Во второй главе «Процесс влияния на общественное мнение» мы рассмотрели, что влияет на формирование общественного мнения. Мы выяснили, что существует несколько методов, посредством которых оказывают воздействие на общественное мнение. К данным методам относятся такие методы, как внушение, заражение, подражание, убеждение. Общественное мнение имеет важную роль в политике. По мнению Д. П. Гавры, именно институты власти законодательно осуществляет фиксацию роли общественного мнения в принятии политических решений, и допускают граждан к процессу вырабатывания и проведению внешнеполитического курса.Мы выяснили, что СМИ имеет внушительное влияние на общественное мнение. Формирование информационного общества нельзя получить при отсутствии результативного взаимного действия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом формирование и моделирование общественного сознания с помощью большого числа факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.В третьей главе «Обзор президентских выборов в СМИ (на материале публикаций)» мы рассмотрели, как формируется общественное мнение накануне такого важного для страны события, как президентские выборы. Мы рассмотрели два периода в истории России — 12 июня 1991 года, день выбора первого президента в истории России (Б.Ельцина) и 18 марта 2018 года, день выбора нового президента (В.Путина). Мы выяснили, что СМИ задолго до выборов делают публикации о том или ином кандидате, формируя тем самым общественное мнение об этом кандидате, тем самым регулируя процесс выборов.Таким образом, общественное мнение играет колоссальную роль в жизни общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«Театр абсурда». Как в Сети отреагировали на решение Собчак идти на выборы: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/teatr_absurda_kak_v_seti_otreagirovali_na_reshenie_sobchak_idti_na_vyboryAnand S., Krosnick J. The Impact of Attitudes toward Foreign Policy on Public Preferences among Presidential Candidates: A Study of Issue Publics and the Attentive Public in the 2000 U.S. Presidential Election // Presidential Studies Quarterly. 2003. No. 33. P. 31-71. Foyle D.C. Counting the Public In: Presidents, Public Opinion, and Foreign Policy. NY: Columbia University Press, 1999. 379 p. Hess S., Nelson M. Foreign Policy: Dominance and Decisiveness in Presidential Election // Nelson M. (ed.) The Election of 1984. Washington, DC: Congressional Quarterly Press, 1985. P. 129-154. Holsti O.R. Public Opinion and Foreign Policy: Challenges to the Almond-Lippmann Consensus Mershon Series: Research Programs and Debates // International Studies Quarterly. 1992. Vol. 36. No 4. P. 439-466. Mintz A. How do Leaders Make Decisions? A Poliheuristic Perspective // Journal of Conflict Resolution. 2004. Vol. 48. No 1. P. 3-13. Nincic M. Elections and US Foreign Policy // Wittkopf E.R., McCormick J.M. (eds) The Domestic Sources of American Foreign Policy: Insights and Evidence. Lanham: Rowman and Littlefield, 2004. P. 117-127. Nincic M., Hinckley B. Foreign Policy and the Evaluation of Presidential Candidates // Journal of Conflict Resolution. 1999. Vol. 35. No 2. P. 333-355. Risse-Kappen T. Public Opinion, Domestic Structure, and Foreign Policy in Liberal Democracies // World Politics. 1991. Vol. 43. No 4. P. 479-512. The British Journal of Sociology, vol. VI, № 2, June 1955, p. 152.Tomz M., Weeks J., Yarhi-Milo K. How and Why does Public Opinion Affect Foreign Policy in Democracies? URL: https://web.stanford.edu/~tomz/working/TWY-PublicOpinion-2017-02.pdf Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. – 432 с.Бурдье П. Социология политики. М.: Логос, 1993. — 336 с. В.А. Сидоренко. Общественное мнение. Учебное пособие. — Р-на-Д.: Изд-во СКАГС. — 2009. — 70 с.Вакуленко А.С. Общественное мнение в социально–историческом процессе [Текст] : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Вакуленко Андрей Святославович ; Краснодар, 2014. — 142 с. Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой, М.В. Шкондина. М.: Аспект Пресс, 2011. — 391 с.Володина Н. М. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/03.htm#з_09Выборы президента России-2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/vybory-prezidenta-rossii-2018/Выборы президента РСФСР 12 июня 1991 г. Справка. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20110612/386650420.htmlГавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4. C. 53-77. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 652 с.Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. – 2007. – №2. – С. 143 – 148.Григорьев В.В. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. — 100 с.Джефферсон Т. Великая Америка. Тайная сила власти. М.: Алгоритм, 2017. — 256 с.Дмитрий Абзалов: Собчак и Грудинин боролись с Путиным, а у него - был свой квест. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807/3843402/Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. — М.: ЦСП, 2008. — 616 с.Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. – 280 с.Интервью президента РСФСР Б.Н. Ельцина 1991. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nWEEw7trh00Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1998. – 80 с.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2004. — 864 с.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ // Соцiальнафiлософiя i философiя iсториї: ВісникСевНТУ, Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. – Севастополь: Вид-воСевНТУ, 2010. С. 24 – 26.Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С.Комаровского. - М., 2001 (коллективная монография).Кто привел Ельцина к власти. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/25700.3/901517/Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. — 224 с.Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.Локк Д. Избранные философские произведения. – М., 1960.Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Ан тоновского. — М.: Праксис,2005. — 256 с.Люди никогда не жили так хорошо, как при Путине. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807.5/3842964/Макиавелли Н. Государь / Перевод: Муравьевой Г. — М.: «Художественная литература»,1990 с. Мансурова А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – №1. – С. 69 – 73.Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. — 352 с.О Борисе Николаевиче Ельцине. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pozneronline.ru/2016/02/14035/О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017 г.). ПавелкинаЛ.С. Методы и технологии формирования общественного мнения в политических процессах США и РФ [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Павелкина Лариса Сергеевна ; ДВ фед. ун-т. - Владивосток, 2012. - 24 с. : с.13.Папкова О.В. Связи с общественностью. М.: Академия. — 2014. — 112 с.Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма / Г. В. Плеханов ; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса. - М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. - 258 с.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации»Присягает первый президент России // Советская культура. — 1991. — № 28 (6804) — С.1.Прохоров А.В. Имидж университета в условиях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4 (25-26). С. 458-461.Прохоров А.В., Пядышева Т.Г. Теория и практика рекламной и ПР-деятельности. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 397 с.Прочитано в западных СМИ: «Нет сомнений, что Путин широко популярен среди россиян». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807/3843250/Путин получит на несколько миллионов голосов больше, чем на выборах в 2012 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26804/3840020/Роковой час // Общая газета. — 1991. — 20 августа. — С.1-2.Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов. — 2012. — 434 с. С.352.Синяева И.М., Романенкова О.Н., Жильцов Д.А. Реклама и связи с общественностью. М.: Юрайт, 2013. — 560 с.Смел, напорист, гоним... 25 лет назад Борис Ельцин был избран первым президентом России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/spec/eltzin25Смирнова А.Г. Общественное мнение и внешняя политика: инструменты влияния граждан на принятие внешнеполитических решений // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 5А. С. 5-17.Собянин, Шахназаров и Баранец призвали голосовать за Владимира Путина. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26801.4/3835700/Токвиль А. де. Демократия в Америке / Пер. с франц. Предисл. Гарольда Дж. Ласки. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 560 сТоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. – 558 с.Федоров В.В., Поликанов Д.В. Общественное мнение о внешней политике России // Полития. 2005. № 1. С. 22-39 Хабермас Ю. Политические работы. / Сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. — 368 с.Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А.Петровой. Науч. ред. перевода И.Н.Тартаковская. — М.: Институт форда «Общественное мнение», 2004. — 559 с.
1. «Театр абсурда». Как в Сети отреагировали на решение Собчак идти на выборы: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/teatr_absurda_kak_v_seti_otreagirovali_na_reshenie_sobchak_idti_na_vybory
2. Anand S., Krosnick J. The Impact of Attitudes toward Foreign Policy on Public Preferences among Presidential Candidates: A Study of Issue Publics and the Attentive Public in the 2000 U.S. Presidential Election // Presidential Studies Quarterly. 2003. No. 33. P. 31-71.
3. Foyle D.C. Counting the Public In: Presidents, Public Opinion, and Foreign Policy. NY: Columbia University Press, 1999. 379 p.
4. Hess S., Nelson M. Foreign Policy: Dominance and Decisiveness in Presidential Election // Nelson M. (ed.) The Election of 1984. Washington, DC: Congressional Quarterly Press, 1985. P. 129-154.
5. Holsti O.R. Public Opinion and Foreign Policy: Challenges to the Almond-Lippmann Consensus Mershon Series: Research Programs and Debates // International Studies Quarterly. 1992. Vol. 36. No 4. P. 439-466.
6. Mintz A. How do Leaders Make Decisions? A Poliheuristic Perspective // Journal of Conflict Resolution. 2004. Vol. 48. No 1. P. 3-13.
7. Nincic M. Elections and US Foreign Policy // Wittkopf E.R., McCormick J.M. (eds) The Domestic Sources of American Foreign Policy: Insights and Evidence. Lanham: Rowman and Littlefield, 2004. P. 117-127.
8. Nincic M., Hinckley B. Foreign Policy and the Evaluation of Presidential Candidates // Journal of Conflict Resolution. 1999. Vol. 35. No 2. P. 333-355.
9. Risse-Kappen T. Public Opinion, Domestic Structure, and Foreign Policy in Liberal Democracies // World Politics. 1991. Vol. 43. No 4. P. 479-512.
10. The British Journal of Sociology, vol. VI, № 2, June 1955, p. 152.
11. Tomz M., Weeks J., Yarhi-Milo K. How and Why does Public Opinion Affect Foreign Policy in Democracies? URL: https://web.stanford.edu/~tomz/working/TWY-PublicOpinion-2017-02.pdf
12. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. – 432 с.
13. Бурдье П. Социология политики. М.: Логос, 1993. — 336 с.
14. В.А. Сидоренко. Общественное мнение. Учебное пособие. — Р-на-Д.: Изд-во СКАГС. — 2009. — 70 с.
15. Вакуленко А.С. Общественное мнение в социально–историческом процессе [Текст] : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Вакуленко Андрей Святославович ; Краснодар, 2014. — 142 с.
16. Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой, М.В. Шкондина. М.: Аспект Пресс, 2011. — 391 с.
17. Володина Н. М. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/03.htm#з_09
18. Выборы президента России-2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/vybory-prezidenta-rossii-2018/
19. Выборы президента РСФСР 12 июня 1991 г. Справка. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20110612/386650420.html
20. Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4. C. 53-77.
21. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.
22. Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 652 с.
23. Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. – 2007. – №2. – С. 143 – 148.
24. Григорьев В.В. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. — 100 с.
25. Джефферсон Т. Великая Америка. Тайная сила власти. М.: Алгоритм, 2017. — 256 с.
26. Дмитрий Абзалов: Собчак и Грудинин боролись с Путиным, а у него - был свой квест. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807/3843402/
27. Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. — М.: ЦСП, 2008. — 616 с.
28. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. – 280 с.
29. Интервью президента РСФСР Б.Н. Ельцина 1991. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nWEEw7trh00
30. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1998. – 80 с.
31. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2004. — 864 с.
32. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.
33. Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ // Соцiальна фiлософiя i философiя iсториї: Вісник СевНТУ, Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. – Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010. С. 24 – 26.
34. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С.Комаровского. - М., 2001 (коллективная монография).
35. Кто привел Ельцина к власти. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/25700.3/901517/
36. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. — 224 с.
37. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
38. Локк Д. Избранные философские произведения. – М., 1960.
39. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Ан тоновского. — М.: Праксис,2005. — 256 с.
40. Люди никогда не жили так хорошо, как при Путине. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807.5/3842964/
41. Макиавелли Н. Государь / Перевод: Муравьевой Г. — М.: «Художественная литература»,1990 с.
42. Мансурова А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – №1. – С. 69 – 73.
43. Но¬эль-Ной¬ман Э. Об¬щес¬твен¬ное мне¬ние. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. — 352 с.
44. О Борисе Николаевиче Ельцине. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pozneronline.ru/2016/02/14035/
45. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017 г.).
46. Павелкина Л.С. Методы и технологии формирования общественного мнения в политических процессах США и РФ [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Павелкина Лариса Сергеевна ; ДВ фед. ун-т. - Владивосток, 2012. - 24 с. : с.13.
47. Папкова О.В. Связи с общественностью. М.: Академия. — 2014. — 112 с.
48. Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма / Г. В. Плеханов ; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса. - М. ; Л. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. - 258 с.
49. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации»
50. Присягает первый президент России // Советская культура. — 1991. — № 28 (6804) — С.1.
51. Прохоров А.В. Имидж университета в условиях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4 (25-26). С. 458-461.
52. Прохоров А.В., Пядышева Т.Г. Теория и практика рекламной и ПР-деятельности. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 397 с.
53. Прочитано в западных СМИ: «Нет сомнений, что Путин широко популярен среди россиян». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26807/3843250/
54. Путин получит на несколько миллионов голосов больше, чем на выборах в 2012 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26804/3840020/
55. Роковой час // Общая газета. — 1991. — 20 августа. — С.1-2.
56. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов. — 2012. — 434 с. С.352.
57. Синяева И.М., Романенкова О.Н., Жильцов Д.А. Реклама и связи с общественностью. М.: Юрайт, 2013. — 560 с.
58. Смел, напорист, гоним... 25 лет назад Борис Ельцин был избран первым президентом России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/spec/eltzin25
59. Смирнова А.Г. Общественное мнение и внешняя политика: инструменты влияния граждан на принятие внешнеполитических решений // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 5А. С. 5-17.
60. Собянин, Шахназаров и Баранец призвали голосовать за Владимира Путина. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26801.4/3835700/
61. Токвиль А. де. Демократия в Америке / Пер. с франц. Предисл. Гарольда Дж. Ласки. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 560 с
62. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. – 558 с.
63. Федоров В.В., Поликанов Д.В. Общественное мнение о внешней политике России // Полития. 2005. № 1. С. 22-39
64. Хабермас Ю. Политические работы. / Сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. — 368 с.
65. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А.Петровой. Науч. ред. перевода И.Н.Тартаковская. — М.: Институт форда «Общественное мнение», 2004. — 559 с.
Вопрос-ответ:
Как можно формировать общественное мнение?
Общественное мнение может быть сформировано через публикации в СМИ, которые могут включать различные методы воздействия на мнение читателей. К таким методам относятся использование влиятельных авторов, массового медиа, различных технологий, таких как голосования и опросы общественного мнения, а также использование манипулятивных приемов, например, создание эмоционально окрашенных материалов.
Какие виды общественного мнения существуют?
Существует несколько видов общественного мнения, таких как общественное мнение масс, национальное общественное мнение, групповое общественное мнение и индивидуальное общественное мнение. Каждый вид имеет свои особенности и способы формирования.
Как влияют публикации в СМИ на общественное мнение?
Публикации в СМИ могут влиять на общественное мнение, так как они являются важным информационным ресурсом. Через СМИ передается информация, анализируются события, описываются мнения экспертов и общественных деятелей. В результате люди могут формировать свое мнение по конкретным вопросам, исходя из представленных в СМИ материалов.
Какие методы используются для влияния на общественное мнение?
Для влияния на общественное мнение используются различные методы, такие как использование влиятельных авторитетных фигур, проведение массовых мероприятий, использование массовых медиа, создание эмоционально окрашенных материалов, проведение опросов и голосований общественного мнения, использование манипулятивных техник и другие. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, а также свой способ влияния на формирование общественного мнения.
Какую роль играет общественное мнение в политике?
Общественное мнение играет важную роль в политике. Оно может влиять на формирование государственной политики, определять направление политических реформ, влиять на выборы и деятельность политических лидеров. С помощью общественного мнения формируются политические партии и движения, проводятся политические акции и протесты. В целом, общественное мнение является важным фактором, определяющим политическую обстановку в стране.
Какое определение имеет понятие "общественное мнение"?
Общественное мнение - это социальный институт, который представляет собой совокупность мнений, убеждений, оценок и представлений, сложившихся у большинства членов общества и влияющих на их поведение и решения.
Какие методы используются для формирования общественного мнения?
Для формирования общественного мнения применяются различные методы, такие как массовая медиа, социальные сети, политические кампании, образовательные программы и другие. Они помогают информировать и влиять на общественное мнение, создавая определенные представления и установки у граждан.
Какие виды общественного мнения существуют?
Существуют несколько видов общественного мнения: публичное мнение, которое обсуждается и выражается открыто; скрытое мнение, которое члены общества не проявляют публично из-за ряда причин; и негласное мнение, которое формируется внутри группы людей и становится их общепринятым стандартом.
Какие структурные элементы и функции имеет общественное мнение?
Общественное мнение состоит из нескольких структурных элементов, таких как убеждения, ценности, стереотипы, предубеждения и другие. Его функции включают согласование интересов людей, создание социального порядка, формирование политических решений, определение социальных норм и многое другое.
Какие методы используются для влияния на общественное мнение?
Для влияния на общественное мнение применяются различные методы, такие как использование пропаганды, манипуляция сознанием, психологическое воздействие, создание публичного мнения через СМИ и социальные сети, организация массовых мероприятий и т.д. Таким образом, можно формировать определенные убеждения и поведенческие модели у широкой аудитории.
Какое значение имеет общественное мнение?
Общественное мнение является социальным институтом, которое влияет на принятие решений в обществе. Оно может определять политическую и экономическую ситуацию в стране, а также влиять на формирование законодательства и общественных ценностей. Общественное мнение отражает коллективную позицию граждан по различным вопросам и может быть использовано как инструмент воздействия на общественные процессы.