Диагностика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 01.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 6
1.1. Проблема развития мышления у детей в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Подходы к диагностике мыслительных операций у детей 6-7 лет 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 28
2.3. Практические рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций у дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Ребенок должен объяснить свои действия и ответы.Оценка результатовКаждая методика оценивалась следующим образом:Очень высокий уровень (5 баллов) - задание выполняется безошибочно, в отведенное время.Уровень выше среднего (4 балла) - задание выполняется в отведенное время, ребенок допускает небольшие ошибки и сам их исправляет.Средний уровень (3 балла) - задание выполняется в отведенное время или ребенку не хватает немного времени, ребенок допускает ошибки, некоторые из них исправляет самостоятельно, некоторые после указания на них взрослого. Помощь взрослого принимает.Уровень ниже среднего (2 балла) - ребенку не хватает времени или он наоборот очень спешит, ребенок невнимателен, допускает ошибки, некоторые исправляет после указания на них взрослого, некоторые ошибки не дивит. Помощь взрослого принимает.Низкий уровень (1 балл) - ребенок не укладывается в отведенное время, невнимателен, допускает ошибки, не видит их, помощь взрослого не принимает. Хотя некоторую часть задания выполняет, быстро теряет интерес к работе.Очень низкий уровень (0 баллов) - ребенок не принимает инструкцию и не выполняет задание.2.2.Анализ результатов исследованияРезультаты диагностики мыслительных операций старших дошкольников представлены в таблицах1.Воспитанники активно и с интересом выполняют задания, им не нужно привлечение внимания со стороны взрослого.Таблица 1Результаты диагностики мыслительных операций дошкольников№Ф.И.НелепицыНайди отличияЧто здесь лишнее?Обобщение понятийКлассификацияСреднее1.А. Артём444333,62.Б. Степан554444,43.Б. Зарина444433,84.Б. Соня444444,05.Б. София554434,26.К.Иван543444,07.К. Дарья444433,88.К. Илья443433,69.К. Андрей444343,810.Куз. Сергей555444,6Среднее4,44,33,93,83,53,98Станд. откл., σ0,50,50,60,40,50,3Результаты диагностики показали, что у старших дошкольников уровень развития мыслительных операцийвыше среднего. Детьми задания выполняются в отведенное время, дошкольники допускают небольшие ошибки и сами их исправляют. Разбросы значений по группе детей небольшие, можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте характерно развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации на уровне выше среднего.Лучше всего дети справляются с методикой «Нелепицы», «Найди отличия», то есть, у них лучше развиты такие мыслительные операции как конкретизация, сравнение и анализ на наглядном материале. Несколько хуже дошкольники справляются с методиками «Что здесь лишнее?» и «Обобщение рядов конкретных понятий». То есть, у них несколько хуже сформирован синтез иобобщение, как операции логического мышления. Труднее всего детям удается классификация, но они справляются с заданием на среднем или выше среднего уровне.Соотношение дошкольников с разным уровнем развития мыслительных операций представлено на рисунке 1.Рис. 1. Соотношение дошкольников с разным уровнем развития мыслительных операций.По результатам соотношения видно, что у большинства дошкольников (60%) операция анализа развита на уровне выше среднего, дети допускают ошибки, но сами исправляют их. У 40% старших дошкольников высокий уровень развития операции анализа, они выполняют задание безошибочно, умеют рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.У большинства дошкольников (70%) операция сравнения развита на уровне выше среднего. У 30% старших дошкольников высокий уровень развития операции сравнения, они выполняют задание безошибочно, находят все отличия за отведенное время.У большинства детей (70%) операция синтеза развита на уровне выше среднего, они допускают ошибки, но сами исправляют их. У 20% старших дошкольников средний уровень развития операции синтеза, им или не хватает немного времени, или некоторые ошибки они видят только после указания на них взрослого.У 10% дошкольников высокий уровень развития операции синтеза, они выполняют задание безошибочно.У большинства детей (80%) операция обобщения развита на уровне выше среднего, они могут назвать одним словом ряды конкретных понятий, допуская ошибки, но сами исправляют их. У 20% старших дошкольников средний уровень развития операции обобщения, им или не хватает немного времени, или некоторые ошибки они видят только после указания на них взрослого.У 50% детей операция классификации развита на уровне выше среднего, они могут распределить группы понятий, допуская ошибки, но сами исправляют их. Также у 50% старших дошкольников средний уровень развития операции классификации, они допускают ошибки и некоторые видят только после указания на них взрослого.Соотношение детей с разным уровнем развития мышления (по общему баллу) отражено на рисунке 2.Рис. 2. Соотношение детей с разным уровнем развития мышления (по общему баллу).Результаты соотношения показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста (60%) уровень развития словесно - логического мышления выше среднего. Они выполняют задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию за отведенное время, допускают небольшие ошибки и сами их исправляют. У 20% дошкольников высокий уровень развития словесно - логического мышления. Они безошибочно выполняют задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию.У 20% дошкольников средний уровень развития словесно - логического мышления. Они выполняя задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, не укладываются за отведенное время, либо допускают ошибки, которые исправляют после указания на них взрослого. 2.3. Практические рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций у дошкольниковЛогическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.Уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение. Синтез взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами. Обобщение (объединение объектов по их основным признакам) необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.Абстракция представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.Педагогам и родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Для тренировки логического мышления будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.Подойдут такие игры как:- «Где чья мама?» (подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей). - «Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (ряд сюжетных картинок с изображением времен года надо разложить их в соответствии с признаками).-«Логические цепочки» (цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты).- «Я начинаю, а ты продолжай…» (даются простые и доступные словосочетания, взрослый начинает фразу, ребенок продолжает: сахар сладкий, а лимон (кислый), птица летает, а черепаха (ползает)).-«Что лишнее?» (ребенку предлагают среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы)). - «Играем в ассоциации».- «Я знаю три овоща, фрукта…».- Логические задачи: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки, конструктор и т.д.Эффективны игры со словами — простые, доступные, не требующие особой подготовки, они могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас:1. Придумать новую концовку для известной сказки;2. Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;3. Поиграть в «разгадалки»: взрослый загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;4. Поиграть в «верю — не верю». Взрослый произносит утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша — это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.Игры - ассоциации. В них задача - подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.Например, птица — гнездо, человек — ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову «человек» подберем слово, обозначающее жилье, — «дом».Глухой — песня, слепой — … (картина);Самолет — летчик, автобус — … (водитель);Лето — кепка, зима — … (шапка);Половник — кастрюля, ложка — … (бокал, стакан);Ложка — суп, вилка — … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.Игра «Назови одним словом» (классификация, обобщение)Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.Кисель, компот, чай, морс (напитки);Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;Гнездо, дупло, нора, муравейник;Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению:- Используйте игры на сравнение и группировку предметов;- Применяйте готовые головоломки со спичками;- Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;- Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.- Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;- Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;- Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.Развивать и тренировать словесно - логическое мышление в дошкольном возрасте можно и нужно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно. Основная задача — отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном исследовании был поставлен и решен ряд задач.Были рассмотрены теоретические аспекты мышления и его развития в дошкольном возрасте.Мышление является сложным психическим познавательным процессом, оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек и всегда направлено на решение какой-либо задачи. Мышление заключается в образованииобщихпредставленийипонятий,рассужденийиумозаключений,способностипредвидеть.Мышление в своем развитии проходит несколько стадий. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. У ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление, понятийное мышление еще не сформировалось, и все же задатки этого вида мышления уже есть. При организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка к младшему школьному возрасту на достаточно высоком уровне. Было организовано и проведено эмпирическое исследование развития мыслительных операций у детей 6-7 лет. Диагностировались такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.Проанализированы результаты диагностики были сделаны следующие выводы:1. У старших дошкольников уровень развития мыслительных операцийвыше среднего. Детьми задания выполняются в отведенное время, дошкольники допускают небольшие ошибки и сами их исправляют. В старшем дошкольном возрасте характерно развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации на уровне выше среднего.2. У большинства детей старшего дошкольного возраста (60%) уровень развития словесно - логического мышления выше среднего. Они выполняют задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию за отведенное время, допускают небольшие ошибки и сами их исправляют. У 20% дошкольников высокий уровень развития словесно - логического мышления. Они безошибочно выполняют задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию. У 20% дошкольников средний уровень развития словесно - логического мышления. Они выполняя задания на анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, не укладываются за отведенное время, либо допускают ошибки, которые исправляют после указания на них взрослого. 4.на основе результатов исследования были разработаны рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций у дошкольников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБатуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб.: Питер, 2010. 317с.Боно Э. Латеральное мышление. учебник творческого мышления. М.: Мн: Попурри, 2010. 384 c.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 260с. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001. 992с.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. М.: Книга по требованию, 2012. 488с.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.М.: Астрель, 2008. 304 с. Детская психодиагностика: Практические занятия: Методические указания. Ярославль, 2003. 38 с.Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2014. 864 c.Корнилов Ю.К. Современные теории мышления: учебное пособие / Ю. К. Корнилов, И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 144 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология М.,2001. 436 с.Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Российской академии образования. 2006. №3. С. 15 - 23.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009. 592 с.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2001. 255с.Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009. 370с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. М.: Владос, 2001. 640 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. 374 с.Общая психология / Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А.: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 368 с.Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В. М., 2001 с.41-46. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. СПб: Изд-во «Питер», 1999. 675с.Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 272с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования // Дошкольная педагогика. 2009. №4. С. 16–21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2010. 319 с.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2008. 288 с.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, ТОО «Гринго», 1995. 240с.Шульц Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. СПб.: Евразия , 2002. 533 с.Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: СПб.: Питер, 2014. 800 c.Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов. М., 2008. 384 с.
2. Боно Э. Латеральное мышление. учебник творческого мышления. М.: Мн: Попурри, 2010. 384 c.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 260с.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001. 992с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.2. М.: Книга по требованию, 2012. 488с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психоло-гии. Психология мышления. М.: Астрель, 2008. 304 с.
7. Детская психодиагностика: Практические занятия: Методические указания. Ярославль, 2003. 38 с.
8. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2014. 864 c.
9. Корнилов Ю.К. Современные теории мышления: учебное пособие / Ю. К. Корнилов, И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин. Яро-славль: ЯрГУ, 2011. 144 с.
10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология М.,2001. 436 с.
11. Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Российской академии образования. 2006. №3. С. 15 - 23.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009. 592 с.
13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М.: Гарда-рики, 2001. 255с.
14. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разреше-ние проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009. 370с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
16. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. М.: Владос, 2001. 640 с.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое обще-ство России, 2001. 374 с.
18. Общая психология / Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А.: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 368 с.
19. Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория экс-перименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В. М., 2001 с.41-46.
20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. СПб: Изд-во «Пи-тер», 1999. 675с.
21. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Полива-нова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 272с.
22. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
23. Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования // До-школьная педагогика. 2009. №4. С. 16–21.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.
25. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и про-блем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2010. 319 с.
26. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2008. 288 с.
27. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления де-тей. Ярославль, ТОО «Гринго», 1995. 240с.
28. Шульц Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. СПб.: Евразия , 2002. 533 с.
29. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: СПб.: Питер, 2014. 800 c.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студен-тов. М., 2008. 384 с.
Вопрос-ответ:
В чем заключается проблема развития мышления у детей в отечественных и зарубежных исследованиях?
Проблема развития мышления у детей в отечественных и зарубежных исследованиях заключается в необходимости понять, как происходит формирование и развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет, а также выявить особенности этого процесса.
Какие особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста включают появление способности использовать символы для представления объектов и явлений, формирование предметных и операциональных действий, а также развитие понимания пространственно-временных отношений и логического мышления.
Какие подходы существуют к диагностике мыслительных операций у детей 6-7 лет?
Существует несколько подходов к диагностике мыслительных операций у детей 6-7 лет. Один из них - это наблюдение за детьми в игровой ситуации, анализ их действий и выявление уровня развития мыслительных операций. Другой подход предполагает использование специальных тестов и заданий, которые позволяют оценить разные аспекты мышления у детей данного возраста.
Как организовано экспериментальное исследование развития мыслительных операций у детей 6-7 лет?
Экспериментальное исследование развития мыслительных операций у детей 6-7 лет организовано с помощью определенных методов, таких как проведение специальных заданий и тестов, а также наблюдение за детьми в различных ситуациях. Исследователи записывают полученные данные и анализируют их с целью выявления особенностей развития мышления у данной возрастной группы.
Чему посвящена глава 1 статьи "Диагностика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет"?
Глава 1 статьи "Диагностика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет" посвящена теоретическим аспектам изучения мыслительных операций у детей данного возраста. В этой главе рассматривается проблема развития мышления в отечественных и зарубежных исследованиях, особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, а также подходы к диагностике данных операций.
Какие проблемы развития мышления у детей рассматриваются в отечественных и зарубежных исследованиях?
В отечественных и зарубежных исследованиях рассматриваются различные проблемы развития мышления у детей, включая формирование логического мышления, развитие речи и образного мышления, способность к абстрактному мышлению и прочие аспекты.
Какие особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается развитие самостоятельного мышления, появление образного и символического мышления, а также формирование простейших логических операций.
Какие подходы существуют к диагностике мыслительных операций у детей 6-7 лет?
Существует несколько подходов к диагностике мыслительных операций у детей 6-7 лет, включая наблюдение за поведением ребенка, тестирование с использованием специальных заданий и опросники для родителей и учителей.
Что включает организация и методы экспериментального исследования развития мыслительных операций у детей 6-7 лет?
Организация и методы экспериментального исследования развития мыслительных операций у детей 6-7 лет включают проведение специальных заданий, использование тестовых материалов, наблюдение за поведением детей и анализ полученных данных.
Какие методы используются для диагностики развития мышления у детей 6-7 лет?
Для диагностики развития мышления у детей 6-7 лет используются такие методы, как наблюдение за игровой активностью ребенка, проведение специальных тестов и заданий, а также интервьюирование родителей и учителей.
Какие подходы используются при диагностике развития мыслительных операций у детей 6-7 лет?
При диагностике развития мыслительных операций у детей 6-7 лет применяются различные подходы. Некоторые исследователи используют методику наглядно-образного действия, которая позволяет изучить, как ребенок воспринимает и осознает информацию из окружающего его мира. Другие исследователи предлагают задания, связанные с решением логических задач и проблемных ситуаций, чтобы определить уровень развития логического мышления у детей. Также широко применяются различные тесты и тестовые задания, которые позволяют оценить развитие определенных мыслительных операций у детей.
Какие особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются ряд особенностей в развитии мыслительных операций. В этом возрасте у них формируется возможность анализировать и сравнивать объекты и явления, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свои действия и решать простые логические задачи. Дети начинают использовать знаковую систему и абстрактные понятия для описания окружающего мира. Однако, их мышление все еще ориентировано на конкретные объекты и ситуации, а абстрактное и логическое мышление только начинает развиваться.