Математические сказки как средство формирования математических представлений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 02.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы условий формирования математических представлений дошкольников 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Характеристика математического мышления и его структура 8
1.3. Особенности развития математических представлений у старших дошкольников 12
Глава 2. Использование математических сказок как эффективного подхода к формированию математических представлений дошкольников 16
2.1. Сущность и классификация математических сказок в дошкольном образовании 16
2.2. Возможности использования математических сказок на различных этапах развития дошкольников 18
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

- вот и начался последний волшебный дождик из квадратиков. Посмотрите, что написано на этих квадратиках? Верно, это цифры от 1 до 10, которые мы с вами уже знаем. Давайте разложим квадратики так, чтобы цифры на них шли по порядку.Самостоятельно считают количество кукол, отвечают.Отвечают, что эта геометрическая фигура называется «круг», считают число колобков.Участвуют в физкультминуткеДети составляют логический ряд из треугольников.Дети раскладывают квадратики в порядке возрастания цифр на нихКонтролирует поведение детей, отмечает, что им кажется интересным, а что нет, что им даётся легко, а что сложно.Заключительная часть- Молодцы, вы сегодня со всеми заданиями справились!- Вам понравилась эта сказка? - Вы бы хотели что-нибудь ещё в неё добавить?- может быть, вам что-то показалось сложным? Давайте разберём подробно эти моменты.- Большое спасибо вам за старания. А теперь давайте уберём всех кукол на место. Дети высказывают свои мысли по поводу сказки, в которой они приняли участие.Делает выводы, исходя из ответов воспитанников.Математические сказки для детей в возрасте 6-7 летДля воспитанников старшей группы содержание сказок может быть ещё более сложным. Для них бывает интересным включение в сказочный сюжет их любимых персонажей сказок и мультфильмов. Продолжительность математической сказки может быть увеличена до 25-30 минут при условии, что её содержание интересно детям и в ходе работой над математической сказки на различных этапах дети сосредоточены и внимательны.Пример. Математическая сказка «Барбоскины»Цель: закрепление знаний об основных геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрепление знаний количественного и порядкового счёта до 10.Задачи:Образовательные: углубить знания детей о свойствах основных геометрических фигур, сформировать умения распознавать цифры от 1 до 10 и выполнять с ними простые математические операции.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения через систему математических действий.Развивающие: развивать умение решать логические задачи, умение выражать свои рассуждения вслух; развивать воображение и наблюдательность.Оборудование: «ковёр самолёт», заплатки для ковра в виде геометрических фигур, мягкие игрушки в виде персонажей мультфильма «Барбоскины», мяч, кукла, утюг, планшет, настольная игра, карточки.Ход сказкиОсновные этапыДействия воспитателяСамостоятельные действия детейАнализ воспитателяОрг. моментВоспитатель настраивает детей на предстоящую работу:- Здравствуйте, Ребята! Сегодня мы отправимся в сказочный мир ваших любимых мультфильмов! Пожалуйста, слушайте меня очень внимательно и выполняйте мои задания!Положительный настрой на занятие Отмечает вовлечённость и заинтересованность детей темой занятия. Вводная часть- Ребята, в это волшебное путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолёте. (достаёт ковёр-самолёт, в котором есть множество разрезов в виде геометрических фигур). На столе находятся «заплатки» для данного ковра.- Дети, нам срочно нужно починить наш ковёр-самолёт. Сейчас каждый из Вас должен взять в руки одну из фигур, назвать её и приложить к тому месту на ковре, куда это необходимо.(После действий детей):- Молодцы, ребята! Вы всё выполнили верно. Теперь нас ждет очень интересное путешествие в ваш любимый мультфильм «Барбоскины». Но сначала мы проведём физкультминутку, чтобы чуть-чуть подвигаться.После физкультминутки: (открывает коробку, в которой находятся мягкие игрушки – семья Барбоскиных).Дети выполняют задание воспитателя: берут геометрические фигуры, называют их и прикладывают к ковруОтмечает настроение, с каким дети выполняют это задание. Следит за порядком в группе: дети должны поочерёдно выполнять действия. Не создавая при этом шума и беспорядка.Основная частьИгра «Продолжи счёт»- Ребята, перед вами большая дружная семья Барбоскиных. Давайте назовём каждого члена семьи и посчитаем, сколько их всего:(после того как дети выполняют это задание):- Смотрите, дети: в гости к Барбоскиным пришёл их друг Тимоха (достаёт игрушку). Скажите, сколько сейчас собачек стало?Воспитатель проводит логическую игру игру «Найди лишнее»- ребята, наши собачки очень хотят поиграть. Я принесла предметы, которые им могут в этом понадобиться. Скажите, нет ли среди них лишнего (достаёт мяч, куклу, настоящий утюг, детский планшет, настольную игру)- Молодцы. Ребята! А теперь наши собачки проголодались. Игра «продолжи ряд»- ребята, сначала они будут кушать овощи. Сейчас каждый из вас положит на стол карточку с изображением овоща и назовёт его.- после овощей они будут кушать горячие блюда. Вот карточки. Задание такое же: в один ряд нужно поместить нужные блюда.- Очень хорошо! А теперь собачки будут кушать фрукты и сладости. Пожалуйста. Создайте и этот ряд.1. Дети считают и называют персонажей вслух:1) – Роза2) – Лиза3) – Дружок4) – Гена5) Малыш6) – папа7) – мама2. Дети прибавляют нового героя и говорят, что теперь собачек стало восемь.Дети находят лишний предметКаждый самостоятельно берёт предмет и помещает его в ряд.Отмечает настроение детей. Делает выводы о том, насколько сложны для них эти задания.Продумывает варианты использования новых методов и средств для подобного занятия.Организует действия детей, контролирует их поведение. Заключительная часть Подводит итоги математической сказки:- ребята, вам понравилось это волшебное путешествие к героям мультфильма? - Что вам больше всего понравилось в наших сказках?- Может быть, что-то показалось для вас сложным? Если да, то скажите мне. Пожалуйста, я помогу вам.- Спасибо за ваши старания, мы обязательно ещё раз вернёмся к Барбоскиным!Отвечают на вопросы педагога, выражают собственные мыслиДелает выводы об интересах детей, помогает им разобраться с трудными для них заданиями. Таким образом, для различных возрастных категорий существуют свои особенности использования математических сказок в процессе образовательно-развивающей работы в условиях ДОУ. При этом постепенно изменяется продолжительность сказок и усложняется их содержание.ЗаключениеПроблема развития основ математического мышления детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач развития познавательной сферы будущих школьников. Именно от того, насколько грамотно построена работа с дошкольниками, во многом зависит их последующая адаптация к школьной ситуации в целом.Многие авторы уделяли особое внимание изучению закономерностей формирования математических мыслительных действий и операций. Впоследствии этого были выделены подходы к изучению данного аспекта формирования мыслительной деятельности дошкольников. Опираясь на полученные в ходе всестороннего развития дошкольников наблюдения, можно сделать вывод о том, что чем ранее начата работа по формированию уровня сформированности математического мышления, тем более ребёнок будет успешен в последующем в процессе усвоения школьного материала. Особое значение в формировании различных способностей детей имеют развивающие сказки. Математические сказки, обладая интересным содержанием, повышают познавательный интерес детей к изучению математики. Также они активируют все мыслительные процессы, особенно если дети самостоятельно принимают участие в развитии сюжета.Математические сказки эффективно развивают представления детей о размерах и величинах, пространственных характеристиках объектов, алгебраических процессах. В данной исследовательской работе установлено, что на различных возрастных этапах необходимо использовать соответствующие развитию детей математические сказки. Так, в возрасте 3-4 года математические сказки должны быть короткими и содержать в себе одно математическое действие. Для детей в возрасте 5-6 лет содержание сказок усложняется, также увеличивается их продолжительность. Детям в возрасте 6-7 лет интересными будут сказки с участием их любимых персонажей, которые содержат в себе комплекс различных математических понятий.Список литературы1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.17. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.18. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.19. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.20. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / НищеваНаталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.21. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.22. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.24. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.25. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.26. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.27. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.28. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.29. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.30. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.

Список литературы

1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.
4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.
7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.
12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.
13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.
14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.
16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.
17. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.
18. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
19. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.
20. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / НищеваНаталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
21. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.
22. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
24. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
25. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.
26. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.
27. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.
28. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.
29. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.
30. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы условий формирования математических представлений у детей дошкольного возраста описываются в статье?

В статье описываются психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте, характеристика математического мышления и его структура, а также особенности развития математических представлений у старших дошкольников.

Какие математические сказки рекомендуются в статье для использования в дошкольном образовании?

В статье рекомендуется использовать математические сказки как эффективный подход к формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Какую роль играют математические сказки в развитии математических представлений детей?

Математические сказки играют роль средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Они помогают развивать математическое мышление, способствуют формированию представлений о числах, пространстве, геометрии, логике и других математических концепциях.

Какие преимущества имеет использование математических сказок в образовательном процессе?

Использование математических сказок в образовательном процессе имеет несколько преимуществ. Во-первых, сказки интересны детям и мотивируют их к изучению математики. Во-вторых, сказки помогают детям легче усваивать математические понятия и вырабатывать логическое мышление. В-третьих, сказки способствуют развитию воображения и креативности у детей.

Какие возрастные особенности следует учитывать при использовании математических сказок?

При использовании математических сказок следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Например, для младших дошкольников рекомендуется использовать сказки с простыми математическими заданиями, а для старших дошкольников можно использовать сказки с более сложными заданиями и концепциями.

Зачем нужны математические сказки в дошкольном образовании?

Математические сказки играют важную роль в формировании математических представлений у дошкольников. Они помогают детям познакомиться с математическими понятиями и развивают их математическое мышление. Кроме того, математические сказки делают обучение более интересным и увлекательным для детей.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития детей дошкольного возраста?

Развитие детей дошкольного возраста основано на принципах развивающего обучения. Это означает, что обучение должно быть игровым, интересным и мотивирующим для детей. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его полноценного развития.

Какова структура математического мышления?

Математическое мышление включает в себя несколько компонентов. Это умение абстрагироваться, умение анализировать и синтезировать информацию, умение решать проблемы и принимать решения, а также умение использовать логическое мышление. Все эти компоненты взаимосвязаны и помогают ребенку развивать математические представления.

Сколько лет должны быть дети, чтобы использовать математические сказки?

Математические сказки могут быть использованы с детьми 4-6 лет. В этом возрасте дети уже способны понимать математические понятия и строить простые математические представления. Математические сказки помогают им закрепить эти знания и развить свое математическое мышление.

Какие особенности развития математических представлений у старших дошкольников?

У старших дошкольников развивается абстрактное мышление, они уже могут участвовать в счетных действиях и строить некоторые простые математические операции. Однако их математические представления еще не сформированы полностью и требуют систематического развития и закрепления. Математические сказки помогают им в этом процессе.

Какие основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста включают психолого-педагогические аспекты развития детей, характеристики математического мышления и его структуры, а также особенности развития математических представлений у старших дошкольников.

Какие психологические и педагогические основы влияют на развитие математических представлений дошкольников?

Развитие математических представлений дошкольников обусловлено психологическими и педагогическими основами, такими как развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, внимания, а также особенностями развития речи и моторики. Взаимодействие с окружающей средой и игровая деятельность также оказывают значительное влияние на формирование математических представлений.