Формирование ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 07.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психологические аспекты развития младшего школьного возраста 6
1.2 Педагогический смысл народной музыки – как народной традиции в современной России 11
2. Практические аспекты изучения формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста 19
2.1 Педагогический опыт формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста 19
2.2 Проект педагогического процесса по формированию ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста 22
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

«Горенка» М.В. Хазова [11]. Принцип программы – использование «сквозного воспитания» на основе народного календаря. Цель – привлечение внимания к народной педагогике. Авторы программы сделали акцент на создании интерьера группы и всего учреждения в национальном духе и организации музея русской культуры; на создании фольклорного ансамбля, состоящего из педагогов и детей; наличии соответствующего репертуара и национальных костюмов для взрослых и детей. Задачи программы: формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; воспитывать уважительное отношение в общении к взрослым и другим детям; учить понимать роль семьи, свое место в семье; посредством музыкального фольклора развивать активное восприятие музыки. Программа состоит из разделов: - «Народные игры»; - «Календарные праздники»; - «Народные музыкальные инструменты»; - «Народный театр»; - «Народная песня и ее режиссура»; - «Народная хореография». «Оберег» Е.Г. Боронина [1]. Целью программы является воспитание ребенка в традициях народной культуры. Задачи: используя средства народной педагогики, формировать у детей миропонимание; развивать сенсорные способности и эмоциональную сферу ребенка; развивать музыкальный слух; творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; формировать целостное восприятие народной культуры. Проанализировав программы, направленные на нравственное воспитание школьников, мы пришли к выводу, что во многих программах разработана модель нравственного воспитания посредством народной культуры, но нет такой программы, которая способствовала бы формированию нравственных ценностей в отношении народной музыки.2.2 Проект педагогического процесса по формированиюценностногоотношения к народной музыке у детей младшего школьного возрастаПредставим проект педагогического процесса по формированию ценностного отношения к народной музыке. Одной из исследуемых нами традиций является – народная музыка. К особенностям народной музыки, определяющим ее использование в коррекционной работе с детьми, можно отнести следующие характеристики:- через образы музыки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В музыкальныхсюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.- отсутствие в музыке прямых нравоучений, назиданий. События музыкальной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, и ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.Цель разработанной программы состояла в формировании ценностного отношения младших школьников к народной музыке. Коррекционно-формирующие музыкальные занятия были направлены на решение следующих задач:расширение представлений детей об эмоциональных явлениях,снижение уровня тревожности,развитие сенсорно-перцептивной и психомоторной сфер,развитие познавательных процессов,развитие коммуникативной сферы,развитие эмпатии,развитие ценностно-смысловой сферы.Занятия продолжительностью от 30 до 45 минут проводились два раза в неделю в групповой форме и были представлены в виде технологических карт. Набор технологических карт представляет картотеку, и каждую из них можно использовать для решения проблемы ребёнка независимо от цикла занятий.Программа включает проведение восьми музыкальных занятий с младшими школьниками по следующим темам: «Гнев» (музыкальная композиция «Лошадка Дора»), «Радость» (музыкальная композиция а «Добрый цветок»), «Интерес» (музыкальная композиция «Прислушайся к себе»), «Горе» (музыкальная композиция «Медведь-липовая нога»), «Презрение.Удивление» (музыкальная композиция «Подводный бал»), «Злость» (музыкальная композиция «Канцелярская кнопка»), «Эмпатия» (музыкальная композиция «Путешествие паровозика»), «Агресивность» (музыкальная композиция «Волшебный камешек»).Каждое занятие состояло из следующих этапов:1. Создание настроя на совместную работу и вхождение в музыку (ритуал прохода через волшебные ворота и произнесение волшебного заклинания).2. Психогимнастические упражнения, направленные на выражение определенной эмоции и распознавание эмоции по ее выражению.3. Работа с музыкальной композицией.4. Обобщение опыта приобретенного на занятии, его связывание с реальной жизнью.5. Выход из музыкальной композиции с помощью специального ритуала.Для работы с музыкальными композициями были отобраны народные произведения. Основными видами работ стали прослушивание музыки, анализ, рисование по мотивам музыки, проигрывание, драматизация. Терапия в ходе занятий сочеталась с музыкотерапией, психогимнастикой, изотерапией, драматизацией.Анализ музыкальных персонажей и психологических ресурсов персонажей представлен в таблице 1.Таблица 1 – Анализ психологических ресурсов музыкальных персонажейНазвание музыкальной композицииГлавный геройСмысловая нагрузкаСфера влияния«Лошадка Дора»ЛошадьИдентификация себя с трудолюбивым животным, посредством звуковых и мимических реакций проработка гнева и агрессииГнев«Добрый цветок»ЦветокОдушевление ребенка с прекрасным, умение проявлять радость, принятие окружающего мираРадость«Прислушайся к себе»РебенокПроектирование своего внутреннего мира, умение интересоваться собой и окружающим миромИнтерес«Медведь-липовая нога»МедведьПроектирование своих переживаний и идентификация себя с медведем, как носителем силы, агрессии, горя и гневаГоре«Подводный бал»РыбаПроектирование своих эмоций посредством немого персонажа, живущего под водой. Умение проявлять эмоции мимикойПрезрение, удивление«Канцелярская кнопка»Кнопка Выражение своих эмоций злости посредством абстрактного предметаЗлость«Путешествие паровозика»Паровозик Идентификация себя с паровозиком, пассажирами, умение проявлять эмпатию к окружающимЭмпатия«Волшебный камешек»Камешек Проявление агрессивности и враждебных эмоций посредством камешкаАгрессивностьПроведенная программа позволяет осуществить поиск психологических ресурсов каждого ребенка при работе с его ценностной сферой. Опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом в саморегуляции, при реабилитации в экстремальных условиях.Каждый музыкальный персонаж несет свою смысловую нагрузку и работает как механизм активации того или иного психологического ресурса ребенка. Так, например, при работе персонажами «цветок», «паровозик» - ребенок учится проявлять положительные эмоции, учится радоваться, сопереживать и чувствовать окружающих. При работе с персонажем «камешек», «лошадь» ребенок проявляет эмоцию гнева, агрессивность, учится не только проявлять эти негативные проявления, но и контролировать их, переводить в другое русло.ЗаключениеОдним из важнейших направлений современной системы образования средней школы является гуманизация обучения, направленная на самостоятельное формирование культурных ориентаций и нравственно-эстетических установок личности. В связи с этим в учебный процесс вводятся дисциплины, призванные соответствовать гуманитарным потребностям общества – способствовать сохранению преемственности историко-культурных, художественно-эстетических традиций на базе оптимального привлечения материалов региональных художественных промыслов, специфики бытовой материальной и духовной культуры народов. В условиях радикальных социальноэкономических и культурных перемен в стране педагогическая проблема оптимально плодотворного развития художественной культуры учащихся приобретает особое значение как одна из основополагающих в современной научной педагогике и практике общеобразовательного и школьного обучения. Общество и окружающий предметный мир являются важной сферой формирования личности человека с определёнными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и его национальными культурно-художественными традициями. Культурно-художественные традиции России неотъемлемо больше всего связаны с православием, которое долгое время было недостаточно востребовано в системе образования, в частности – художественно-педагогическом. В тоже время русская традиционная национальная художественная культура и искусство являются бесценным достоянием не только русского народа, но и других народов мира, и обладают большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной культуры и искусства В.В. Бычков, Б.В. Раушенбах, В.И. Успенский, П.Ф. Флоренский отмечают важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства как самое ценное явление национальной и мировой художественной культуры. Испытывая влияние европейской культуры, вбирая традиции западного искусства, мастера русского искусства, как бы минуя предшественников, прокладывали мосты к глубинным явлениям национальной культуры. На этом сложном пути утверждались черты общего, формировалось его содержание, обычно определяемое выражением национального характера, вернее, как воплощение в искусстве особого духовного состояния народа. Ведущей целью образования сегодня является воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства.Список литературыБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребѐнка). – М., 2013.- 102с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.; Воронеж: Московский социально-психологический ин-т; МОДЭК. – 2001. – 352 с. – (Сер.Психологи Отечества). Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Сочи, 26–27 мая, 2017 г.) / под ред. И. Б. Шуванова [и др.]. – Сочи: РИЦ ФГБОУ « СГУ», 2017. – С. 36–40. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии вначале ХХ века [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – № 2. – С. 149–156. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268. 9 Некрасов, С. Д. Как составить психологический портрет человека [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / С. Д. Некрасов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. – 67 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26365750. Губина Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников / Е.Г. Губина // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского со- става, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2010. – С. 239 – 241. Казьмина Е.В. Школьное детство – самоценный период в жизни человека / Е.В. Казьмина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. №39. – С. 9 – 13. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб: Питер, 2015. – 214с.Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2015. – 312с.Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 680 с. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М., 2007. – 168 с. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие / А. С. Макаренко – М.: Знание 2015. – 302с.Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 640 с.Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой.– М., 2015. – 302с.Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика о народных традициях нравственного воспитания детей. / Г.В. Нездемковская // Воспитание школьников. 2017. №7. С.74. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко. – Владивосток, 2013. – 312с.Обухова Л.Ф. Современный ребёнок: шаги к пониманию / Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование. – 2010. №2. – С. 5 – 19Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: Аркти, 2013. – С. 47–48. Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников / Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк: Липецк гос. пед. ун-т, 2015. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. – СПб: Питер, 2010. – 248сСкопинцева Т. Ю. Народная традиция в региональных проектах // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.- метод. конф., 29–31 янв. 2014 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». Оренбург, 2014. С. 2409–2416.Скопинцева Т. Ю. Народная традиция как основа социокультурного проектирования // Основы социокультурного и социально-образовательного проектирования : сб. тез.по материалам семинара. Оренбург : ОДТМ, 2015. С. 6–14. Хазова М.В. Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора: [на основе материала школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой] / М.В. Хазова // Фольклор – музыка – театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзлякова. – М.: Владос, 2015. – С. 6–35.

Список литературы

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребѐнка). – М., 2013.- 102с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.; Воронеж: Московский социально-психологический ин-т; МОДЭК. – 2001. – 352 с. – (Сер. Психологи Отечества).
3. Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Сочи, 26–27 мая, 2017 г.) / под ред. И. Б. Шуванова [и др.]. – Сочи: РИЦ ФГБОУ « СГУ», 2017. – С. 36–40.
4. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии вначале ХХ века [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – № 2. – С. 149–156.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268. 9 Некрасов, С. Д. Как составить психологический портрет человека [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / С. Д. Некрасов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. – 67 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26365750.
6. Губина Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников / Е.Г. Губина // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского со- става, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2010. – С. 239 – 241.
7. Казьмина Е.В. Школьное детство – самоценный период в жизни человека / Е.В. Казьмина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. №39. – С. 9 – 13.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб: Питер, 2015. – 214с.
9. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2015. – 312с.
10. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 680 с.
11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М., 2007. – 168 с.
12. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие / А. С. Макаренко – М.: Знание 2015. – 302с.
13. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 640 с.
14. Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой.– М., 2015. – 302с.
15. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика о народных традициях нравственного воспитания детей. / Г.В. Нездемковская // Воспитание школьников. 2017. №7. С.74.
16. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко. – Владивосток, 2013. – 312с.
17. Обухова Л.Ф. Современный ребёнок: шаги к пониманию / Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова // Психологическая наука и образование. – 2010. №2. – С. 5 – 19
18. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: Аркти, 2013. – С. 47–48.
19. Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников / Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк: Липецк гос. пед. ун-т, 2015.
20. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. – СПб: Питер, 2010. – 248с
21. Скопинцева Т. Ю. Народная традиция в региональных проектах // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.- метод. конф., 29–31 янв. 2014 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». Оренбург, 2014. С. 2409–2416.
22. Скопинцева Т. Ю. Народная традиция как основа социокультурного проектирования // Основы социокультурного и социально-образовательного проектирования : сб. тез. по материалам семинара. Оренбург : ОДТМ, 2015. С. 6–14.
23. Хазова М.В. Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора: [на основе материала школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой] / М.В. Хазова // Фольклор – музыка – театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзлякова. – М.: Владос, 2015. – С. 6–35.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты изучаются в статье?

В статье изучаются теоретические и практические аспекты формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста.

Какие психологические аспекты развития младшего школьного возраста влияют на формирование ценностного отношения к народной музыке?

Развитие младшего школьного возраста характеризуется формированием социального и эмоционального развития, которые оказывают влияние на формирование ценностного отношения к народной музыке.

Каким образом народная музыка может быть ценной для детей младшего школьного возраста?

Народная музыка имеет педагогический смысл как народная традиция в современной России и способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса и культурного наследия у детей младшего школьного возраста.

Какие практические аспекты исследуются в статье?

В статье исследуются практические аспекты формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста, включая методы и приемы работы, использование народной музыки в образовательном процессе и оценку эффективности этого формирования.

Какую роль играет народная музыка в современной России?

Народная музыка имеет педагогический смысл как народная традиция в современной России, она способствует сохранению культурного наследия, объединяет людей разных поколений и формирует у детей младшего школьного возраста ценностное отношение к народной музыке.

Какие аспекты изучения формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста рассматривает статья?

Статья рассматривает теоретические и практические аспекты формирования ценностного отношения к народной музыке у детей младшего школьного возраста. В теоретической части рассматриваются психологические и педагогические аспекты развития младшего школьного возраста, а также педагогический смысл народной музыки как народной традиции в современной России.

Какие психологические аспекты развития младшего школьного возраста рассматриваются в статье?

Статья рассматривает психологические аспекты развития младшего школьного возраста в контексте формирования ценностного отношения к народной музыке. Речь идет о влиянии музыки на эмоциональное развитие ребенка, развитие слуха и музыкальных способностей, а также о влиянии народной музыки на формирование самосознания и национальной идентичности.

Какой педагогический смысл имеет народная музыка как народная традиция в современной России?

Статья подчеркивает педагогический смысл народной музыки как народной традиции в современной России. Народная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия народов России и способствует сохранению и передаче этой культурной ценности новым поколениям. Она помогает формировать у детей позитивное отношение к народным традициям, укреплять национально-патриотические чувства и уважение к культурному наследию своего народа.