Влияние уровня развития фонематического восприятия на звукопроизносительную сторону речи у дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 48 48 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Подходы к определению звукопроизносительной стороны речи в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Онтогенетические закономерности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста и его влияние на развитие звукопроизношения 13
1.3 Фонематическое восприятие и особенности логопедической работы по его развитию 17
Выводы по главе 1 24
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты обследование уровня фонематического восприятия и общего состояния звукопроизношения у дошкольников 28
2.3 Система работы по формированию и развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 34
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47


Фрагмент для ознакомления

Также рассмотрим несколько инновационных методик, которые мы будем использовать в своей работе по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, помимо игровых упражнений.Метод Берарда. Это наиболее распространенный в США метод слуховых тренировок. Метод был развит французским отоларингологом в 1960–1990 гг. Методика предусматривает использование специальных устройств для фильтрации и изменения музыки, которая поступает с электронного носителя. Частотные характеристики музыки модифицируются на основе аудиограммы, которую получают до начала тренировок. Определенные звуки отфильтровываются при прослушивании. Уровень звука в левом ухе периодически понижается с тем, чтобы стимулировать речевые зоны в правом полушарии мозга.Второй французский отоларинголог, профессор Альфред Томатис создал подобный метод. Дети слушали музыку Моцарта и Григорианские песнопения с целью улучшения аудиторной функции, которую обрабатывают с помощью устройства под названием «Электронное ухо». Оно постепенно отфильтровывает низкие частоты с помощью специальных фильтров. Когда ребенок слушает такую музыку, то мышцы его уха, а именно стремечка и молоточка тренируются путем поочередного напряжения и расслабленияНа начальном этапе мы работаем над развитием слухового восприятия, речевого внимания, над формированием умения слушать и понимать речь и инструкции взрослого. В этом нам помогают такие музыкальные инструменты, как дудка, барабан, бубен, колокольчик. С помощью них мы играем в разные игры, которые развивают слуховое внимание и память: «Узнай, что звучало», «Сколько раз ударил барабан», «Повтори за мной». Эти игры широко распространены в логопедии. Для развития рече-слухового внимания сейчас стали доступны различные компьютерные игры: «Как поют разные птицы», «Голоса животных», «Песенки насекомых», «Музыкальные инструменты». С помощью этих игр дети учатся различать и запоминать голоса животных, насекомых и птиц. Для развития слухового восприятия и внимания в своей работе мы будем использовать Киндер-сюрпризы. В логопедической практике их используют давно (подбирают пары сходных по звучанию). В этой игре развиваются слуховые анализаторы.В своей работе мы будем использовать их немного по-другому. Обклеиваем «Киндеры» разноцветными полосками и наполняем их разным содержимым. Задача детей запомнить, как выглядит и как звучит каждый «Киндер». В такой игре задействованы несколько анализаторов: зрительный и слуховой. Сначала дети запоминают, как звучит и выглядит каждый «Киндер», а потом их прячем. Для этого можно использовать ширму, а можно просто загородить киндеры листом бумаги. Для детей, которые имеют различные речевые нарушения или ее недоразвитие такая игра крайне сложна, поэтому начинаем с 2-х киндеров с тихим и громким звучанием наполнителя. Дети учатся различать тихий и громкий звук, называть их. В ходе игры они запоминают и называют цвета, что тоже немаловажно. Затем усложняем игру: увеличиваем количество «киндеров», сходных по звучанию.Работаем над развитием фонематического восприятия и слоговой структуры. В работе мы используем широко известную игру – «Металлофон». Все знают эту игру как хорошее средство для формирования и коррекции слоговой структуры. Металлофон можно использовать на начальном этапе как средство для развития слухового восприятия и внимания. Например: отстукиваем: та-ТА (громко и тихо, делаем акцент на громком звуке, ребенок должен повторить). Или: Та-та-та (громко-тихо-тихо + ритмический рисунок). Здесь задействованы слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, ребенок учится различать звуки по силе и высоте. Таким же образом будем работать и над фонематическим восприятием. Повторяем с детьми: та-то-ту, да-до-ду…и т. п. Можно давать оппозиционные звуки: та-да, га- ка, за-са-за, с постепенным наращиванием количества слогов. Или у-сы, у-ши, кот- год, дом-том и т. д.В такой игре мы работаем и над развитием фонематического восприятия, и над формированием слоговой структуры. На металлофоне можно отрабатывать поставленные звуки. Мы работаем одновременно над автоматизацией поставленных звуков и над коррекцией слоговой структуры. Повтори: ка-ша, шу-ба, пе-ту-шок и т. п. Затем, когда ребенок перейдет на более высокий уровень развития речи, на металлофоне можно работать над формированием простой фразы. Формирование дву-трехсловных предложений. Ребенок стучит столько раз, сколько услышит слов в предложении. Например, читаем: «Маша идет». Ребенок стучит два раза. «Солнце светит ярко». Ребенок стучит три раза.Логопеды знают, что в связной речи дети с низким уровнем развития речи почти не используют предлоги или используют их неправильно. Для отработки предлогов можно опять воспользоваться металлофоном. Отстукиваем количество слов, выделяя акцент на слоге. Например: Цветы стоят В вазе. Собака бежит По дороге и т. п. (три тихих удара и один громкий удар на предлоге).Также мы подобрали следующие игры для развития фонематического восприятия у дошкольников:«Собери бусы» (это нанизывание бусин на стержень: сколько слогов в слове, столько и бусин). Эту игру можно использовать и для развития фонематического восприятия, по аналогии с «Цветными камешками».«Домики» (рассели картинки по домикам). Подбираются картинки с разной слоговой структурой и «Домики», состоящие из нескольких «этажей» (один этаж – один слог, два этажа – два слога и т. д.). Эта игра успешно используется много лет. «Разрезные картинки» (собрать слово и разделить его на части-слоги). Картинки с разной слоговой структурой разрезаются на соответствующее количество частей. Ребенок должен собрать картинку и разделить ее на соответствующее количество слогов. «Пирамидка». Нанизывание колец на стержень с одновременным проговариванием слогов (цепочка слогов: ма-мо-му, па-ба-па и т. п.). Эту игру можно использовать и на формирование слоговой структуры, и на развитие фразовой речи. «Пальчики здороваются» – это широко известная игра на развитие межполушарных связей. Игру можно использовать для формирования фонематического восприятия. На каждое соприкосновение пальцев произносится один слог, если звук громкий (звонкий), то ребенок сжимает пальцы крепко- крепко, если звук тихий (глухой), то пальчики чуть касаются друг друга.Помимо этого несколько наших занятий были направлены не просто на формирование фонематического восприятия, а на речевое развитие, социальное-коммуникативное развитие, познавательное и физическое.Представим конспект интегрированного занятия, который может быть применен в работе по развитию фонематического восприятия у дошкольников.Тема: «В гостях у Лесовичка!»Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Задачи:- обогащать словарный запас детей по теме «Лес. Грибы»; (речевое развитие) - упражнять в употреблении предложно-падежных форм; (речевое развитие) - упражнять в изменении существительных по числам на материале лексической темы «Лес. Грибы»; (речевое развитие) - способствовать развитию произносительной стороны речи посредством формирования у детей направленной воздушной струи; (речевое развитие) - развитие диалогической формы речи; (речевое развитие) - развивать навык свободного общения детей со сверстниками и взрослыми; (социально-коммуникативное развитие) - приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; (социально-коммуникативное развитие) - развивать познавательно-исследовательскую деятельность; (познавательное развитие) - расширять кругозор детей; (познавательное развитие) - развивать способность к пространственной ориентировке; (познавательное развитие) - формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях; (познавательное развитие) - способствовать предупреждению нарушений зрительного анализатора; (физическое развитие) Используемые здоровьесберегающие технологии: • использование зрительной гимнастики; • создание положительного эмоционального фона; • системное чередование нагрузок и отдыха; Оборудование: яблоко (дольки по количеству детей), игрушка «Лесовичок», диск с записью спокойной музыки и звуков леса, муляжи грибов, корзинка, грибы на ниточках. Предметный словарь: грибы, лес, куст, ветка, шишка, боровик, подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка, бледная поганка и т.д.Словарь признаков: светлый, солнечный, зеленый, коричневый, толстый, тонкий, большой, маленький, грибной, ядовитый, вкусный, красивый и т.д.Глагольный словарь: собирать, дышать, гулять, искать, мыть, дуть, сушить, резать, кормить, уважать и т.д. Словарь наречий: сыро, сухо, темно, вкусно, много, мало, далеко, близко, низко и т.д.Ход занятия: Организационный момент Дети заходят в кабинет психолога, где их встречают учитель-логопед и педагог-психолог. П – Здравствуйте, ребята! Ритуал приветствия: дети встают в круг. И по очереди улыбаются соседу справа (слева), называя его по имени ласково (Катя - Катюша). П – Какая сегодня погода? П – Мы предлагаем вам совершить удивительное путешествие в осенний лес, в гости к Лесовичку. Включается маршевая музыка (негромко). Л – Прежде, чем мы попадем в лес, необходимо вспомнить правила поведения в лесу. (Учитель-логопед читает стихотворение о правилах поведения в лесу). Ребята маршируют по кругу на ковре. «Лесные правила» (Н. Рыжова) Если в лес пришли гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять; В лес приходят отдыхать. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу - всего лишь гость. Здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Л – Вот мы и пришли. Ребята, как нужно вести себя в лесу (Ответы детей). Л – Давайте оглядимся вокруг, что мы видим в лесу (Ответы детей). Л- Посмотрите, слева одно дерево (куст, ветка, гриб, шишка), а справа много…деревьев и т.д. (ответы детей)П – Мы с вами долго шли, давайте отдохнем. Дети ложатся на ковер, включается запись со звуками леса. П – Посмотрите на осеннее небо. На кроны деревьев, падающие листья. Теперь закройте глаза, представьте, что наступает ночь, на небе зажигаются звезды, затихают звуки в лесу (включается медленная музыка). Вот мы отдохнули, можем идти дальше, нас ждет много интересного. П – А теперь нам предстоит путь по узкой тропинке (дети идут друг за другом змейкой за учителем-логопедом). Л - Вот тропинка кончается, и мы видим чей-то домик. Наверное, здесь живет Лесовичок. Давайте постучим в дверь. Кулачком правой руки постучите по левой ладошке. Тук, так, тук! Теперь поменяйте руки – кулачком левой руки постучите по правой ладошке. Тук, тук, тук! Психолог приносит игрушку «Лесовичок». П – Ребята, вот кто здесь живет! (показывает игрушку) Это Лесовичок. Поздоровайтесь с ним (дети здороваются с Лесовичком.) Он приглашает нас в гости. Л – Ой, ребята, посмотрите, какие запасы на зиму сделал Лесовичок.Зрительная гимнастика «Заготовки на зиму».Л - Не поворачивая головы, только глазками, посмотрите в левый верхний угол, там мы видим баночки с вареньем. Посмотрите в правый нижний угол – там мешок с орехами. А теперь посмотрите в правый верхний угол – там сушатся лечебные травы. Посмотрите в левый нижний угол – там стоит бочонок с солеными грибами. Психолог в это время прячет муляжи грибов (под стол, под ковер, на подоконник, в шкаф, на стул, на ковер.) П – Ребята, Лесовичок так много заготовил, а про сушеные грибы позабыл и просит нас помочь ему насобирать грибов. Поможем? (ответы детей). П – Что мы с собой возьмем? (ответы детей). Психолог достает корзину. П – Можем отправляться. Л – Посмотрите, вот и наш первый гриб (на ковре - боровик). Где мы его нашли (ответы детей). Как называется этот гриб (ответы детей). Какая у него шляпка, ножка (ответы детей). Лисичку, подберезовик, подосиновик описываем по тому же плану. Л – Ребята, посмотрите, какой я гриб нашла! Красивый, красный, с белыми крапинками. Давайте возьмем его, пока никто его не подобрал. (Ответы детей). Бледная поганка описывается по тому же плану. П – Спасибо, ребята, что вы такие внимательные, и так много знаете и уберегли нас от ядовитых грибов. Нам пора возвращаться. Отнесем грибы Лесовичку. Дети с педагогами возвращаются в избушку (подходят к столу, на котором лежат грибы на ниточках). Л – Ребята, давайте поможем Лесовичку высушить грибы. Психолог раздает детям по одному грибу на ниточках.Л – Возьмите грибок за ниточку. Положите язычок на нижнюю губу. Подуйте«слабым ветерком» на грибок (учитель-логопед показывает), а теперь подуйте«сильным ветерком». Повторяем 2 раза.П – Лесовичок благодарит нас за помощь и угощает нас яблоком.Дети благодарят Лесовичка.П – Давайте поиграем в игру «Ласкуша»: мы по очереди говорим друг другу иЛесовичку ласковые слова. Например, Савушка, ты добрый и внимательныймальчик, сумел отличить ядовитый гриб и т.д.Л – Ребята, наше путешествие подходит к концу. Настало время прощаться.Дети прощаются с лесом и Лесовичком.Рефлексия и ритуал прощания:П – Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось сегодняшнеепутешествие? Где мы были? Чем занимались? Что вам понравилось большевсего? (Ответы детей).П – Давайте встанем в кружок, чтобы попрощаться.Встанем мы в кружочек дружно,Попрощаться всем нам нужно.Вместе за руки взялись,На носочках поднялись,Дружно вместе потянулись,И друг другу улыбнулись.Приходите к нам еще, мы вас будем ждать.Выводы по главе 2В практической части исследования представлены результаты логопедическое обследование, которое было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №222» городского округа города Уфа Республики Башкортостан, в подготовительной группе «Смешарики». По адресу: Первомайская 50 А.В обследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста. По результатам обследования мы установили, что у старших дошкольников в исследуемой группе фонематическое восприятие сформировано на низком и среднем уровнях, тогда, как высокий уровеньв исследуемой группе не выявлен ни у одного ребенка. Наиболее простыми операциями, которые были выполнены безошибочно можно считать только действия простого фонематического анализа. Сложные формы фонематического анализа и синтеза выполнялись с затруднением.На основании проведенного комплексного логопедического обследования, мы пришли к выводу, что все исследуемые дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитиемимеют нарушения звукопроизношения свистящих звуков, в большинстве случаев у них был выявлен сигматизм. Также был обнаружен сигматизм и парасигматизм шипящих звуков у всех исследуемых дошкольников. По результатам исследования была разработана система коррекционных мероприятий по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников, представлены подобранные игры, упражнения и конспект интегрированного занятия.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам теоретического анализа были сделаны следующие выводы:1. Звукопроизносительная сторона включает в себя умение правильного звукопроизношения, соответствующего нормам русского языка, владение интонационной выразительностью (просодическая сторона речи), а одним из условий развития звукопроизносительной стороны речи является, наличие координации действий речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.2. В настоящем исследовании, нами было принято за основное следующее определение фонематического восприятия – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие включает в себя: фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.3. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса формирования и развития речи: на его основе дети учатся различать в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, сопоставлять их с конкретными объектами, явлениями, действиями. Если в старшем дошкольном возрасте фонематический слух хорошо развит, то ребенок без труда выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, различает близкие по звучанию фонемы.4. В практической части исследования, мы установили, что у старших дошкольников исследуемой группы имеется диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие. Обследование показало, что фонематическое восприятие сформировано на низком и среднем уровнях, тогда, как высоких уровней ни у одного ребенка выявлено не было. Наиболее простыми операциями, которые были выполнены безошибочно можно считать только действия простого фонематического анализа заключавшегося в том, что детям необходимо было выделить первый или последний звук слова. Сложные формы фонематического анализа и синтеза, где требовалось определение количества, последовательности звуков, места в слове по отношению к другим звукам выполнялись с затруднением.Также у всех дошкольников были выявлены нарушения звукопроизношения свистящих звуков, в большинстве случаев у них был выявлен сигматизм. Также был обнаружен сигматизм и парасигматизм шипящих звуков у всех исследуемых дошкольников. По результатам исследования была разработана система коррекции и развития фонематического восприятия у старших дошкольников, представлены подобранные игры, упражнения и конспект интегрированного занятия.Перспективами дальнейшего исследования является апробация данной системы и выявление ее эффективности в развитии фонематического восприятия и звукопроизносительной стороны речи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлександрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.:Детство-пресс, 2015. — 48 с.Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е.Э Артемова. – Москва. 2008. – 123 с.Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2017. – 165с.Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.:Детство-пресс, 2011. – 144 с. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.Выготский Л. С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. – 420 с.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе. – СПб. Речь, 2010. – 128 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей [Текст] / Н.В. Дурова. - М.: Просвещение, 2016. - 23 с.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 279 с.Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – М.: СПб : Гиппократ, 2015. –224 с.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2010. - 367 с.Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. М.: Просвещение, 2014. – 159 с. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2015 – С.62.Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 С.Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2013. —104 с.Файзуллина Ю. Ф. Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическимирасстройствами // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 [Текст] / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — 332–333 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2014. – 310 с.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет.сада [Текст] / М.Ф. Фомичева. - Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 2017. - 304 с.Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 200 с.Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б Эльконин// Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107–110.

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2015. — 48 с.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е.Э Артемова. – Москва. 2008. – 123 с.
3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2017. – 165с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 144 с.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
6. Выготский Л. С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. – 420 с.
7. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе. – СПб. Речь, 2010. – 128 с.
8. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей [Текст] / Н.В. Дурова. - М.: Просвещение, 2016. - 23 с.
9. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
10. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – М.: СПб : Гиппократ, 2015. –224 с.
11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2010. - 367 с.
12. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
13. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2015 – С.62.
14. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 С.
15. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2013. —104 с.
16. Файзуллина Ю. Ф. Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 [Текст] / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — 332–333 с.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2014. – 310 с.
18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет. сада [Текст] / М.Ф. Фомичева. - Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 2017. - 304 с.
19. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 200 с.
20. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107–110.

Вопрос-ответ:

Что такое фонематическое восприятие и как оно влияет на звукопроизношение у дошкольников?

Фонематическое восприятие - это способность различать и узнавать звуки речи. Оно влияет на звукопроизношение у дошкольников, так как развитое фонематическое восприятие помогает правильно воспроизводить звуки и слова, улучшает артикуляцию и речевую плавность.

Какие подходы существуют в определении звукопроизносительной стороны речи?

В психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов. Некоторые авторы считают, что звукопроизносительная сторона речи включает артикуляцию и фонетические особенности звуков. Другие подходы учитывают еще и организацию двигательной структуры речевого аппарата и взаимосвязь с другими аспектами речи.

Как формируется фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста?

Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста формируется на основе опыта слушания и восприятия речи в раннем детстве. Постепенно ребенок учится различать звуки, осознавать их значимость и связывать с конкретными словами. Слуховая память и внимание играют важную роль в формировании фонематического восприятия.

Какое влияние оказывает развитое фонематическое восприятие на речевую плавность?

Развитое фонематическое восприятие способствует речевой плавности, так как ребенок может легко распознавать и воспроизводить звуки речи. Это помогает ему говорить без заикания и снижает вероятность возникновения ошибок в артикуляции и произношении слов.

Какие онтогенетические закономерности существуют в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста?

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста происходит по определенным закономерностям. Вначале ребенок различает только самые простые звуки речи, затем его способность различать и узнавать звуки постепенно улучшается. Он начинает осознавать связь между звуками и буквами, что является важным шагом в формировании грамотности.

Что такое фонематическое восприятие?

Фонематическое восприятие - это способность различать и распознавать звуковые единицы, называемые фонемами, в речи других людей. То есть, это умение слышать и узнавать отдельные звуки в словах и фразах.

Как влияет уровень развития фонематического восприятия на звукопроизносительную сторону речи у дошкольников?

Уровень развития фонематического восприятия напрямую влияет на звукопроизносительную сторону речи у дошкольников. Чем лучше развито фонематическое восприятие, тем точнее и более четко ребенок будет произносить звуки и слова.

Какие подходы используются для определения звукопроизносительной стороны речи в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе используются различные подходы для определения звукопроизносительной стороны речи. Некоторые авторы считают, что звукопроизносительная сторона речи включает только произношение звуков, в то время как другие подходы учитывают также артикуляцию, плавность и правильность ритма речи.

Какие закономерности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста?

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста происходит по закономерностям онтогенеза. На начальных стадиях дети проявляют умение выбирать и различать отдельные звуки, далее они начинают сопоставлять их с буквами и словами. Постепенно развивается их способность анализировать и синтезировать звуки в речи.

Как влияет развитие фонематического восприятия на звукопроизношение?

Развитие фонематического восприятия существенно влияет на звукопроизносительную сторону речи. Когда ребенок хорошо слышит и узнает звуки речи, он может более точно и правильно произносить слова. Недостатки в фонематическом восприятии могут привести к неправильному произношению звуков и слабо разборчивой речи.

Как влияет уровень развития фонематического восприятия на звукопроизносительную сторону речи у дошкольников?

Уровень развития фонематического восприятия влияет на звукопроизносительную сторону речи у дошкольников. Более развитое фонематическое восприятие позволяет детям лучше различать и произносить звуки, что способствует более четкой и правильной речи.

Какие подходы к определению звукопроизносительной стороны речи существуют в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению звукопроизносительной стороны речи. Один из подходов заключается в оценке правильности и четкости произношения звуков, другой подход связан с изучением развития и формирования фонематического восприятия у детей. Важно учитывать комплексный подход в изучении звукопроизносительной стороны речи у дошкольников.