Сравнение теорий анархизма и научного социализмаП.Ж. Прудон, К. Маркс каковы сходные черты и отличия их учений

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 16 16 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 09.03.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Учение К. Маркса 4
Глава 2.Учение Прудона. Отличия и сходства учений анархизма и марксизма 10
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

«Если справедливость не врожденна для человечества, если она чужда ему, то это значит, что у него и вовсе нет законов, что коллективный субъект не имеет обычаев, а социальное состояние противоестественно, что цивилизация развращена». Это целиком подтверждает опыт французской революции.Справедливость является принципом и формой мысли, гарантией суждения, правилом поведения, целью знания и существования, жизнью, духом и всеобщим разумом. Коммунистический путь решение экономических проблем Прудон отвергает, поскольку если отдать в руки государства все средства производства, то свобода людей будет задушена скорее, чем наступит социальное равенство. При коммунизме государство становится собственником не только материальных благ, но и жизней самих граждан.Прудон говорил о необходимости реорганизации государства и экономики таким образом, чтобы рабочие являлись собственниками средств производства у руля производственного процесса. Множество производственных центров, уравновешивая друг друга, не позволят государству нарушить свободу и справедливость.Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности, свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность. Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления. Как противник рыночной экономики и неограниченной конкуренции, Прудон, тем не менее, считал не меньшим злом их замену на государственно-социалистическую казарму, тотальную регламентацию в экономической и политической жизни общества. Оба теоретика относятся к существующему обществу с откровенной неприязнью. Но при этом Прудон ищет сочетания эволюционных и революционных путей к новому обществу, а Маркс – сторонник революционного разрыва с прошлым. Прудон – реформист, готовый участвовать в революции, Маркс – радикал и революционер, но к концу жизни и он предпочитает «мирные пути» и реформы, если возможно избежать крови.По Марксу эволюционную работу для социалистов проделает капитализм. Марксисты должны сосредоточиться на идейном и организационного воспитании рабочего класса, способного совершить революцию. Прудон считает необходимым уже в недрах существующего общества создавать структуру будущего. Когда она станет достаточно сильной и работоспособной, то разрушит оболочку капитализма, сохранив по мере возможности его достижения.Прудон подверг уничтожающей критике «священное» право собственности, нанеся удар по видимым основаниям капиталистической системы. При этом Прудон не ограничился критикой только частной собственности (что делалось и до него, и на чем концентрируется Маркс ), а критиковал собственность как таковую. Собственность (и частная, и государственная) – это ничем не оправданная монополия и привилегия.Отрицая собственность и отстаивая владение, Прудон требует распространить демократию на социально-экономическую сферу, а через нее – достичь действительного народовластия. Маркс тоже демократ, но он не противопоставляет демократию и диктатуру.Прудон концентрирует свое внимание на отношениях власти, господства, а Маркс – производства и распределения.Прудон определяет свой идеал как анархию (безвластие, максимально возможная свобода, ликвидация бюрократического государства).Маркс стремится к коммунизму (общности, целостности, преодолению социальных разделений).ЗаключениеТаким образом, учения Маркса и Прудона объединяет критическое отношение к современному общества и политической системе, к капитализму. И все же, учение Прудона носит более радикальный характер. Благодаря идеям Прудона стало очевидным несовершенство системы государства. Прудон обратил внимание на необходимость реформирования и радикального усовершенствования экономической, социальной и государственной жизни, принципов их регулирования. Конечно же, предлагаемый Прудоном путь реформирования трудно осуществим, тем не менее, многие идеи Прудона вполне можно адаптировать к нуждам современной жизни. Ключевым понятием марксистской теории в отличие от учения Прудона является категория общественно-экономической формации, которую следует понимать как общество на определенной ступени культурного и исторического развития, которое имеет специфический экономический базис и соответствующие ему политическую и духовную надстройку, исторические формы общности людей, тип и форма семьи, то есть речь идет об исторически определенном типе общества, рассмотренным в органической взаимосвязи всех его аспектов.Список литературыАвтономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 1993.Глуздов В.А. Культурология. М., 2003. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/757956/Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. М., 1996. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gur_kult/Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.История государства и права зарубежных стран // Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1998. Почин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.Прудон П. Что такое собственность? - М., 1998.Семенов Ю. Философия истории. http://scepsis.net/library/id_1065.htmlСпиркин А.Г. Философия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtmlФилософия./Под ред. В.Н. Лавриненко.// http://philosophica.ru/lavrinenko/menu.htmШмарловская Г.А. История экономических учений. - М.: Новое знание, 2010. – 388 с.Шубин А.В. Социализм. Золотой век теории.// https://history.wikireading.ru/65440Ядгаров Я.С.. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000.// http://economuch.com/ekonomicheskih-ucheniy-istoriya/ekonomicheskoe-uchenie-prudona-9424.html


Список литературы

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 1993.
2. Глуздов В.А. Культурология. М., 2003. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/757956/
3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. М., 1996. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gur_kult/
4. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
5. История государства и права зарубежных стран // Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1998.
6. Почин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
7. Прудон П. Что такое собственность? - М., 1998.
8. Семенов Ю. Философия истории. http://scepsis.net/library/id_1065.html
9. Спиркин А.Г. Философия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
10. Философия./Под ред. В.Н. Лавриненко.// http://philosophica.ru/lavrinenko/menu.htm
11. Шмарловская Г.А. История экономических учений. - М.: Новое знание, 2010. – 388 с.
12. Шубин А.В. Социализм. Золотой век теории.// https://history.wikireading.ru/65440
13. Ядгаров Я.С.. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000.// http://economuch.com/ekonomicheskih-ucheniy-istoriya/ekonomicheskoe-uchenie-prudona-9424.html

Вопрос-ответ:

Какие сходные черты между учениями Прудона и Маркса?

Учение Прудона и Маркса имеют несколько сходных черт. Оба автора критикуют капитализм и видят его как источник эксплуатации рабочего класса. Они также оба идеализируют рабочую классовую борьбу и призывают к уничтожению государственной власти в своих идеальных обществах.

Какие отличия между учениями Прудона и Маркса?

Учение Прудона и Маркса отличаются в нескольких аспектах. В отличие от Маркса, Прудон придает большее значение индивидуальной свободе и критикует государственную власть в любой форме. Маркс же видит диктатуру пролетариата как переходный этап к коммунизму. Также, Прудон пропагандирует перемещение собственности от государства к рабочим и образование федерации профессиональных ассоциаций, в то время как Маркс акцентирует внимание на коллективной собственности и диктатуре пролетариата.

В чем сходство между анархизмом и марксизмом?

Анархизм и марксизм имеют общие черты, так как оба направления выступают против капитализма и пропагандируют равенство и справедливость. Оба также критикуют государственную власть и стремятся к идеальному обществу без классовых различий. Однако, отличия заключаются в методах достижения этих целей и в роли государства в будущем обществе.

Что пропагандирует Карл Маркс?

Карл Маркс пропагандирует научный социализм и диктатуру пролетариата как переходный этап к коммунистическому обществу. Он считает, что капитализм создает противоречия и эксплуатацию рабочего класса, и что единственный способ преодолеть эти проблемы - это уничтожение частной собственности и создание коллективной собственности на средства производства.

В чем суть анархизма?

Анархизм пропагандирует отсутствие государства и формирование общества без иерархии и принудительной власти. Анархисты стремятся к полной индивидуальной свободе и самоорганизации общества. Главная идея анархизма состоит в том, что люди способны жить в гармонии и взаимной поддержке без вмешательства государства.

Какие сходные черты и отличия в учениях К. Маркса и П. Ж. Прудона?

Сходные черты в учениях Маркса и Прудона заключаются в их общей критике капитализма и стремлении к равенству всех людей. Однако, отличия между ними заключаются в подходах к достижению этого равенства. В то время как Маркс призывал к революции пролетариата и установлению диктатуры пролетариата, Прудон пропагандировал анархическую форму организации общества без государства и приватной собственности.

Каковы сходства и различия между анархизмом и марксизмом?

Сходство между анархизмом и марксизмом заключается в общей критике капитализма и стремлении к равенству. Однако, различия между ними заключаются в подходах к достижению этого равенства. Анархизм призывает к уничтожению государства и приватной собственности, а марксизм предлагает революцию пролетариата и установление диктатуры пролетариата. Кроме того, марксизм акцентирует внимание на экономической борьбе классов, в то время как анархизм подчеркивает значимость индивидуальной свободы и самоуправления.

Какие подходы к достижению равенства предлагают К. Маркс и П. Ж. Прудон?

К. Маркс предлагает достижение равенства через революцию пролетариата и установление диктатуры пролетариата, которая бы в свою очередь приведла к уничтожению классового общества и установлению классового благополучия. П. Ж. Прудон, напротив, пропагандирует анархическую форму организации общества без государства и приватной собственности, где равенство достигается через аболицию привилегий и создание самоуправляющихся коллективов.