Платная деятельность библиотек

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 27 27 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 10.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 1
1. Платные услуги. Понятие. Правовые основы 3
1.1. Понятие «Библиотечные услуги», их классификация 3
1.2. Законодательная база платных услуг 7
2. Платная деятельность в библиотеках 14
2.1 Платная деятельность 14
2.2. Платная деятельность в библиотеках страны 18
Заключение 24



Фрагмент для ознакомления

Среди услуг, которые оказывают библиотеки есть нетрадиционные услуги - Проведение тренинга; Видеомонтаж; Аудиомонтаж; Фольгирование; Дизайнерские услуги: оформление помещений, книжных выставок; изготовление пазлов, информационных стендов, рекламных и режимных вывесок, информационных табличек; Цифровая фотосъемка; Репортажная фотосъемка; Репортажная видеосъемка.Стоимость услуг варьируется от 3 до 8400 тыс. рублей, например, разработка квеста стоит 1280 руб., разработка текста (сценария, поздравления) 1 авторский лист - 8000 руб. и т.д.Лидером в получению доходов от платных услуг является молодежная библиотека «Квартал 5/1», которая заработала за 2017 год 275607, 25 руб. (13,4% от общего дохода). Всего библиотеки заработали 2064250,55 руб.Коммуникационные услуги, находятся на первом месте по доходности. Самая популярная услуга - Проведение совместных мероприятий в помещении библиотеки (176,8 тыс.руб.).Использование и предоставление компьютерных технологий на втором месте. Самые популярные и доходные услуги в этой группе– распечатка на принтере (84,6 тыс. руб.) и самостоятельная работа на ПК (27,3 тыс. руб.).Среди услуг библиографического обслуживания, самый значительный доход приносит выполнение тематической справки с использованием сети Интернет (87,6 тыс. руб.) Ксерокопирование, занимает среди сервисных услуг первое место. Оказывая эту услугу населению было заработано – 68,8 тыс. руб. [12].В Централизованной городской библиотечной системе г. Тюмени среди платных услуг можно выделить платные группы «Поделки своими руками». В 12 библиотеках системы организованы различные кружки, например, в Центральной детской библиотеке, кружок изобразительного искусства, «Чуланчик мастера» для детей и школьников, в библиотеке №4 организован клуб «Хозяюшка» для пожилых людей. Стоимость одного занятия от 55 до 330 рублей за 1-1,5 ч.Так же в библиотеках проводятся платные мастер-классы, развивающие занятия по всем направлениям, т.е. вокал, театральное искусство, живопись для всех желающих.На базе библиотек организованы выставочные композиции, например, «История библиотеки им А.С.Пушкина», экспозиция по творчеству А.А. Гришина «Меня на крыльях птица в мир принесла» и другие. Стоимость услуги с экскурсоводом 70 руб., без него – 40 руб. Предусмотрены льготы для школьников и студентов [21].Для того чтобы взять книгу на дом из Национальной библиотеки Республики Татарстан, нужна постоянная прописка в Казани. Также придется оформить постоянный или временный (годовой) читательский билет (50 - 30 рублей). За каждую книгу вы оставляете залоговую сумму 500 рублей и оплачиваете по 25 рублей в сутки за пользование ею. А вот временный читательский билет на месяц (20 рублей) и разовый пропуск на один день (15 рублей при наличии паспорта) не дают права на вынос книг из библиотеки. Зато необходимые страницы можно скопировать на ксероксе (2 рубля). Открыт и доступ в интернет (30 рублей в час).В обычных районных библиотеках все обстоит немного проще: залог там составляет от 150 рублей, а в сутки за книгу придется заплатить от 2 до 4 рублей [23].Но такая ситуация не везде, есть библиотеки которые в силу ограничения финансирования, отсутствия возможностей не оказывают платные услуги.МБУК «Межпоселенческая библиотека Пушкинского муниципального района Московской области»дополнительные платные услуги — их оказывает только Центральная библиотека (репродуцирование и компьютерные услуги). Все остальные библиотеки таких услуг не предоставляют. Для того чтобы увеличить перечень платных услуг необходимо приобрести дополнительное оборудование, например, аппараты для ламинирования, брошюровки, переплета и пр. Денег на это сейчас нет.Министерство культуры Московской области и МОГНБ им. Н.К. Крупской предложили организовать коворкинг в библиотеках области. Но этот вид деятельности требует наличия свободного помещения в библиотеках. Не все библиотеки района имеют свободное помещение, а там, где оно есть - нет желающих этой услугой воспользоваться. Чтобы организовать клуб «Библионяня» (или «Библиопродленка»), где бы дети проводили время под присмотром сотрудника библиотеки от одного до четырех часов в день необходимо выполнить ряд требований Роспотребнадзора, а также увеличить штат библиотеки. Все это потребует дополнительных финансовых затрат и вряд ли окупится в дальнейшем [4].На основание этого можно сделать вывод, что не везде возможно внедрение инновационных и даже самых простых платных услуг.В библиотеках России представлен широкий ассортимент платных услуг – это и ксерокопирование, и фотосъемки, и концертные вечера. Каждая библиотека оказывает или по ряду причин не оказывает, тот ассортимент услуг, который может выполнить на базе своей библиотеке, с помощью возможностей своей материально-технической базы.Если это небольшая сельская библиотека, то при наличии компьютера и МФУ, она сможет выполнять минимум платных услуг. Крупные областные, городские библиотеки могут предложить широкий перечень услуг. Это говорит, о неравномерном развитии библиотек страны. Одни зарабатывают деньги оказывая большой перечень услуг, другие на гране закрытия, т.к. не могут заработать необходимый минимум. Необходимо исследование возможностей и потребностей библиотек, финансирование небольших библиотек, приобретение необходимого оборудования и оказание другой помощи для внедрения и осуществления платных услуг.ЗаключениеСегодня в век рыночной экономии библиотекам необходимо шагать в ногу со временем, уметь зарабатывать деньги. Каждая библиотека должна быть востребованной и конкурентоспособной на рынке услуг. Чтобы быть востребованной библиотека должна проводить постоянный мониторинг услуг: анализировать потребности пользователей, оперативно реагировать на их изменения, постоянно следить за тем, что нужно изменить, подкрепить рекламой, отменить или организовать вновь. Так же необходимо уделять внимание качеству услуг. Пусть будет меньше количество услуг, но лучше качество.Внедряя платные услуги в свою деятельность библиотеки должны тщательно изучить нормативные документы, внести изменения в уставные документы. Проработать положения, просчитать стоимость услуг, льготы для определённых категорий граждан.Библиотекари должны быть готовыми к оказанию платной услуги профессионально и психологически, способными создать собственный уникальный информационный продукт и предлагать и оказывать на должном уровне платные услуги, которые есть в библиотеке.Анализ деятельности по оказанию платных услуг библиотеками страны показал, что в крупных городах (г. Москва, Омск и др.) перечень платных услуг большой, библиотеки зарабатывают деньги, например, библиотеки г. Сургута за 2017 год заработали 1 198 243,54 руб.Ассортимент услуг широк, самыми распространёнными являются услуги по ксерокопированию, распечатки, предоставлению компьютеров с выходом в интернет, хотя эти услуги, приносят не так уж и много денег.Предоставление помещений для фото и видеосъемок, написание текстов, разработка сценариев и квестов, организация и проведение экскурсий в библиотеки и по городу – это лишь небольшой перечень инновационных услуг, которые оказывают библиотеки.Но, к сожалению, есть библиотеки, которые не могут оказывать платные услуги из-за отсутствия материально-технической базы, знаний и умений сотрудников, что негативно сказывается на работе библиотеки.Среди библиотечных специалистов нет единого мнения оказывать ли библиотекам платные услуги или нет. Кто-то выступает за внедрение услуг, кто-то против (Швайберг Я.Л.), что библиотеки изначально были бесплатными.Сегодня каждая библиотека сама решает оказывать или нет ей платные услуги, анализируя потребности социума, свою материально-техническую базу и кадровый состав, утверждая перечень услуг, который она может реально оказывать.Инновационная деятельность, конкурентоспособности библиотеки зависит также и от её возможности зарабатывать деньги, предоставлять пользователям эксклюзивные продукты и услуги.Список использованной литературы:Аббакумова, Н.П. Использование метода directcosting в целях определения себестоимости и ценообразования на платные услуги библиотеки [Текст] / Н. П. Аббакумова, А. В. Базикова // Библиотечное дело- 2007: современные технологии и ресурсы: материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). – Ч. 1. – Москва: МГУКИ, 2007. – С. 63-67.Бейлина, Е. Кадровая карусель: ставки сделаны! Интервью с директором РНБ А.П. Вершининым[Текст] / Е. Бейлина // Университетская книга. – 2018. – №10. – С.20-27.Бейлина, Е. Московские библиотеки: стратегия развития [Текст] / Е. Бейлина // Университетская книга. – 2018. – №3. – С.46-52.Библиотеки заставляют зарабатывать деньги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkino.tv/news/kultura-i-iskusstvo/91824/. – Загл. сэкр.Библиотечное завтра: от кризиса системы к эффективной модели управления проектами. Ч. 4 [Текст] // Университетская книга. – 2018. – № 6. – С.16-26Вахрушева, А.Л. Тургеневка: эффективный библиотечный маркетинг [Текст] / Александра ЛеонидовнаВахрушева// Университетская книга. – 2012. –№4. – 34-37Власова, Л. И. Право читателя на качество библиотечных услуг [Текст] / Л. И. Власова // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург, 2013. – № 68. – С. 151-153.Как заработать миллион: платные услуги библиотек [Текст] / Нижегородская гос. обл. универсальная научная б-ка им. В. И. Ленина; [сост. М. Г. Болотова, А. В. Суворова]. – Нижний Новгород: Нижегородская гос. обл. универсальная научная б-ка им. В. И. Ленина, 2012. – 75 с.Клюев, В.К. Номенклатура услуг как качественный показатель работы библиотеки [Текст] / В. К. Клюев, М. П. Захаренко // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 90-летию научно-исследовательского института книговедения в Петрограде: Материалы IV международной научной конференции (Москва, 24-25 ноября 2010 г.). – М.: Наука, 2010. – С. 159-161.МБУК Централизованная библиотечная система Сургута [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slib.ru/uslugi#uslugi-platnye. – Загл. сэкр.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).Омские муниципальные библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.omsk.ru/libomsk/. – Загл. сэкр. Орлова, О. Платные услуги в библиотеке: опыт ЦБС «Кунцево» по привлечению внебюджетных средств [Текст] / Ольга Орлова // Вестник библиотек Москвы. – 2012. – № 3. – С. 9-11.Отчет о деятельности муниципальных библиотек 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.omsk.ru/libomsk/node/8136. – Загл. сэкр.Платные услуги в библиотеках [Текст]: опрос // Современная библиотека. – 2011. – №7. – С. 22-34.Платные услуги в муниципальных библиотеках [Текст] : документное обеспечение / Белгородская государственная универсальная научная библиотека; [составитель: В. С. Дмириевцева]. – Белгород: Белгородская гос. универсальная науч. б-ка, 2008. – 57 с. : табл.Российская государственная библиотека для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rgub.ru. – Загл. сэкр.Самодова, Ю.В. Платные услуги в библиотеках разных типов [Текст] / Ю. В. Самодова // Библиотечное дело за рубежом - 2013: сборник аналитических и справочных материалов. – Москва: Пашков Дом, 2014. – С. 81-102.Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Миникиной. – СПб.: Профессия, 2014. – 432 с. – (Библиотека).Учет источников финансирования хозяйственной деятельности библиотек / Арская Е.В., Калуцкая Н.А. // Белгородский экономический вестник. – 2013. –№2. – 88-98Централизованная городская библиотечная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citylib-tyumen.ru/. – Загл. сэкр. Чернявская, Н.Л. Внебюджетное ресурсное обеспечение деятельности публичной библиотеки: реальность и иллюзии [Текст] / Н. Л. Чернявская // Библиотечное дело. – 2011. – №21.– С. 33-35.Яковлева, С. На чем зарабатывают библиотеки? [Электронный ресурс] / С. Яковлева. – Режим доступа: https://kazved.ru/article/22766.aspx. – Загл. сэкр.

Список использованной литературы:
1. Аббакумова, Н.П. Использование метода direct costing в целях определения себестоимости и ценообразования на платные услуги библиотеки [Текст] / Н. П. Аббакумова, А. В. Базикова // Библиотечное дело- 2007: современные технологии и ресурсы: материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). – Ч. 1. – Москва: МГУКИ, 2007. – С. 63-67.
2. Бейлина, Е. Кадровая карусель: ставки сделаны! Интервью с директором РНБ А.П. Вершининым [Текст] / Е. Бейлина // Университетская книга. – 2018. – №10. – С.20-27.
3. Бейлина, Е. Московские библиотеки: стратегия развития [Текст] / Е. Бейлина // Университетская книга. – 2018. – №3. – С.46-52.
4. Библиотеки заставляют зарабатывать деньги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkino.tv/news/kultura-i-iskusstvo/91824/. – Загл. с экр.
5. Библиотечное завтра: от кризиса системы к эффективной модели управления проектами. Ч. 4 [Текст] // Университетская книга. – 2018. – № 6. – С.16-26
6. Вахрушева, А.Л. Тургеневка: эффективный библиотечный маркетинг [Текст] / Александра Леонидовна Вахрушева // Университетская книга. – 2012. – №4. – 34-37
7. Власова, Л. И. Право читателя на качество библиотечных услуг [Текст] / Л. И. Власова // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург, 2013. – № 68. – С. 151-153.
8. Как заработать миллион: платные услуги библиотек [Текст] / Нижегородская гос. обл. универсальная научная б-ка им. В. И. Ленина; [сост. М. Г. Болотова, А. В. Суворова]. – Нижний Новгород: Нижегородская гос. обл. универсальная научная б-ка им. В. И. Ленина, 2012. – 75 с.
9. Клюев, В.К. Номенклатура услуг как качественный показатель работы библиотеки [Текст] / В. К. Клюев, М. П. Захаренко // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 90-летию научно-исследовательского института книговедения в Петрограде: Материалы IV международной научной конференции (Москва, 24-25 ноября 2010 г.). – М.: Наука, 2010. – С. 159-161.
10. МБУК Централизованная библиотечная система Сургута [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slib.ru/uslugi#uslugi-platnye. – Загл. с экр.
11. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
12. Омские муниципальные библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.omsk.ru/libomsk/. – Загл. с экр.
13. Орлова, О. Платные услуги в библиотеке: опыт ЦБС «Кунцево» по привлечению внебюджетных средств [Текст] / Ольга Орлова // Вестник библиотек Москвы. – 2012. – № 3. – С. 9-11.
14. Отчет о деятельности муниципальных библиотек 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.omsk.ru/libomsk/node/8136. – Загл. с экр.
15. Платные услуги в библиотеках [Текст]: опрос // Современная библиотека. – 2011. – №7. – С. 22-34.
16. Платные услуги в муниципальных библиотеках [Текст] : документное обеспечение / Белгородская государственная универсальная научная библиотека; [составитель: В. С. Дмириевцева]. – Белгород: Белгородская гос. универсальная науч. б-ка, 2008. – 57 с. : табл.
17. Российская государственная библиотека для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rgub.ru. – Загл. с экр.
18. Самодова, Ю.В. Платные услуги в библиотеках разных типов [Текст] / Ю. В. Самодова // Библиотечное дело за рубежом - 2013: сборник аналитических и справочных материалов. – Москва: Пашков Дом, 2014. – С. 81-102.
19. Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Миникиной. – СПб.: Профессия, 2014. – 432 с. – (Библиотека).
20. Учет источников финансирования хозяйственной деятельности библиотек / Арская Е.В., Калуцкая Н.А. // Белгородский экономический вестник. – 2013. – №2. – 88-98
21. Централизованная городская библиотечная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citylib-tyumen.ru/. – Загл. с экр.
22. Чернявская, Н.Л. Внебюджетное ресурсное обеспечение деятельности публичной библиотеки: реальность и иллюзии [Текст] / Н. Л. Чернявская // Библиотечное дело. – 2011. – №21.– С. 33-35.
23. Яковлева, С. На чем зарабатывают библиотеки? [Электронный ресурс] / С. Яковлева. – Режим доступа: https://kazved.ru/article/22766.aspx. – Загл. с экр.

Вопрос-ответ:

Какие платные услуги предоставляются в библиотеках?

В библиотеках предоставляются различные платные услуги, такие как заказ книги из другого отделения, составление индивидуального библиотечного списка, услуги ксерокопирования и печати, прокат мультимедийного оборудования, проведение тренингов, аудио- и видеомонтаж, фольгирование, дизайнерские услуги и другие.

Какие официальные документы регламентируют платную деятельность библиотек?

Платная деятельность библиотек основывается на законодательной базе, включающей закон о библиотечном деле, нормативно-правовые акты Министерства культуры, региональные нормативные акты и локальные нормативные акты, устанавливающие порядок оказания платных услуг в библиотеках.

Какие виды платных услуг существуют в библиотечном деле?

В библиотечном деле выделяются основные виды платных услуг: заказ книги из другой библиотеки, составление индивидуального библиотечного списка, услуги ксерокопирования и печати, прокат мультимедийного оборудования, проведение тренингов, аудио- и видеомонтаж, фольгирование, дизайнерские услуги и другие, в зависимости от потребностей пользователей.

Каковы особенности платной деятельности в библиотеках разных стран?

Платная деятельность в библиотеках различных стран имеет свои особенности. В некоторых странах все услуги библиотеки оказываются платными, в других странах часть услуг может быть бесплатной. Непосредственный перечень платных услуг и их цены также могут различаться в зависимости от страны и региональных особенностей.

Какие нетрадиционные услуги могут оказывать библиотеки?

Среди нетрадиционных услуг, которые могут оказывать библиотеки, можно выделить проведение тренингов, видео- и аудиомонтаж, фольгирование, оформление помещений книжных выставок и другие дизайнерские услуги. Эти услуги могут быть платными и предоставляться для удовлетворения специфических потребностей пользователей библиотеки.

Какие услуги библиотек могут быть платными?

Платные услуги библиотек могут включать аренду книг на длительный срок, предоставление электронных ресурсов, участие в мастер-классах и тренингах, а также услуги по оформлению помещений и дизайну книжных выставок.

Какие правовые основы регулируют платные услуги библиотек?

Платные услуги библиотек описаны в законодательной базе, которая включает федеральные законы, нормативные акты и региональные законы. Основным документом является Федеральный закон "О библиотечном деле", который определяет правила предоставления платных услуг и защиту интересов пользователей.

Какие услуги могут быть разделены на платные и бесплатные в библиотеках?

Библиотечные услуги могут быть разделены на платные и бесплатные в зависимости от их характера и объема. Некоторые услуги, такие как предоставление доступа к книгам и чтение в зале, могут быть бесплатными, в то время как услуги по аренде книг на длительный срок и обучению могут предоставляться за плату.

Какова практика платной деятельности в библиотеках разных стран?

Практика платной деятельности в библиотеках разных стран может отличаться. Некоторые страны предоставляют бесплатные услуги, финансируемые из государственного бюджета, в то время как другие страны разрешают библиотекам оказывать как бесплатные, так и платные услуги. В некоторых случаях, платные услуги используются для дополнительного финансирования библиотеки и расширения ее возможностей.