Основные конституционные начала российского государства
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 26 + 26 источников
- Добавлена 14.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации 5
1.1 Понятие и формы народовластия 5
1.2 Прямая и представительная демократия в России 7
Глава 2. Республиканская форма правления в России 15
2.1 Выборность главы государства и его юридическая ответственность 15
2.2 Разделение властей 19
Глава 3. Федеративное устройство и иные конституционные начала российского государства 23
3.1 Федеративное устройство России 23
3.2 Иные конституционные начала российского государства 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
д.В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;-защита прав и свобод человека и гражданина;-защита прав национальных меньшинств;-обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;-режим пограничных зон;-вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;-разграничение государственной собственности;- природопользование;-охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;-особо охраняемые природные территории;-охрана памятников истории и культуры;-иные задачи.К вопросам исключительного ведения субъектов РФ относятся:-правовое регулирование субъекта.На всей территории РФ действуют Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.Федеральные органы исполнительной власти создают собственные территориальные органы в регионах и назначают соответствующих должностных лиц. Однако это не исключает возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ. Также возможен и обратный вариант.Формально все субъекты являются равноправными, однако, как утверждают многие ученые и специалисты в области права, на практике это не так. Например, пункт 2 статьи 5 дает право республикам иметь свою Конституцию, остальные субъекты имеют свой устав и законодательство. В юридической литературе давно обсуждается вопрос – не ставит ли это республики в привилегированное положение по отношению к другим субъектам, которые иметь свою Конституцию не могут. Формально уставы регионов обладают той же юридической силой, что и конституции республик. Помимо этого, как уставы, так и конституции не должны противоречить Конституционному законодательству. Также крайне противоречивой является формулировка данного пункта: «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Если толковать данное положение буквально, то можно сделать вывод, что республики являются государствами и как следствие они обладают всеми его признаками. Таким образом, федеративное устройство России имеет своим особенности.3.2 Иные конституционные начала российского государстваРассмотрим иные основополагающие принципы, которые закрепила Российская Конституция.Законность.Применительно к организации и деятельности механизма современного государства принцип законности содержит такие требования, как верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных актов.Государственный суверенитет.Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государственной власти внутри страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет является сущностным признаком государства, который выражает его верховенство и независимость. Установление гарантий государственного суверенитета, реализация народовластия – это важнейшие факторы внутренней целостности государства и внешней независимости.Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность.Одним из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации является положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».Права и свободы человека призваны ограничить произвол власти, препятствовать всевластию государственных органов и должностных лиц и необоснованному вторжению государства в сферу личной жизни человека.Российская Конституция закрепляет за гражданами целый ряд личных, политических и социально-экономических прав:-личные –право на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство, личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу мысли и слова и т.д.;-политические – право участвовать в управлении государства, равный доступ к государственной службе, пассивное и активное избирательное право и т.д.;-социально-экономические – право частной собственности, использование своих способностей и возможностей, медицинская помощь и т.д.Высшая ценность прав и свобод означает то, что права конкретно взятой личности поставлены выше, чем государство и его интересы – это является одной из особенностей действующей Конституции, ранее мы могли наблюдать другую ситуацию, когда интересы государства ставились в приоритет.Россия – социальное государство.В социальном государстве политика направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.Ч. 2 ст. 7 Конституции РФ конкретизирует данное положение и устанавливает следующее:-труд и здоровье людей находится под охраной;-устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;-государство обеспечивает поддержку семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан;-устанавливается пенсионное обеспечение, пособие и иные гарантии социальной защиты.Россия – светское государство.Россия провозглашается светским государством, что означает, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Образование должно носить светский характер ( в государственных и муниципальных образовательных учреждениях).Подводя итог работы, стоит отметить, что, как было отмечено в начале исследования, не все базовые принципы, закрепленные Конституцией, реализованы в полной мере на практике. Например, не до конца реализован принцип разделения властей – сегодня можно наблюдать существенный перевес в сторону исполнительной власти. Также в России существует монархическое восприятие государственной власти, которая, как правило, ассоциируется с конкретной личностью, вследствие чего мы можем наблюдать сосредоточение излишней власти в руках главы государства.Отсутствует сменяемость власти – важнейший принцип демократического государства. И хотя формально выборы проводятся, все же реального обновления власти не происходит. Подобная ситуация может привести к сосредоточению всех властных ресурсов в руках небольшой группы людей.Важно создать такую политическую систему, в которой сменяемость власти будет проходить естественно, демократическим путем и без болезненных потрясений для страны.ЗаключениеТаким образом, подводя итог исследованию, можно сделать определенные выводы:Основные конституционные начала российского государства представляют собой совокупность базовых конституционных принципов, составляющих фундамент Российской государственности. Анализ Конституции РФ позволяет сделать вывод, что к таковым стоит отнести народовластие, республиканскую форму правления федерализм.Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народовластие осуществляется в двух формах – прямой и представительной.Представительная демократия в России представлена Федеральным Собранием – представительным органом на уровне всей федерации и региональными парламентами. К институтам непосредственной демократии можно отнести выборы и референдум, публичные мероприятия, обращения граждан, наказы избирателей.Республиканская форма правления подразумевает:-выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти – в России избирается глава государства, парламент, многие должности государственной и муниципальной службы являются выборными;-юридическую ответственность главы государства – в России представлена в виде института отрешения Президента от должности;-имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – исполнительную власть в России осуществляет Правительство, законодательную – парламент, судебную – система судов.Федерализм означает, что в России государственная территория разделена на части – республики, области, края и т.п., которые обладают некоторой самостоятельностью, однако не нарушают целостность всего союзного государства. Также к базовым конституционным началам российского государства можно отнести приоритет прав и свобод человека, законность, социальную направленность государственной политики, светскость.На сегодняшний день не все конституционные положения реализованы на практике, однако в целом, Российскую Федерацию можно назвать конституционным государством, где все институты власти основываются на Конституции.Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 43982. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СПС Консультант Плюс6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс7. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс8. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант Плюс9. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// СПС Консультант Плюс10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литература11. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. – 635 с.12. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2014. – 512 с.13. Дерябина Е.М. Основы права, М.: Проспект, 2014.- 446 с.14. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. -- М.: Юстицинформ, 2018. -409 с.15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 520 с.16. Сергеев С.Г. Конституционное право России / С.Г. Сергеев. - М.: Дашков и К, 2010. – 607 с.17. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. -387 с.18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016.- 565 с.19. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 1019 с.Периодические издания20. Андриянов В.Н. Контрольная власть в системе разделения властей и ее реализация в современной России// Известия Байкальского государственного университета. – 2011. –№ 2.– С.146-15021. Голощапова Д. С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации // Молодой ученый.– 2018.– №7.– С. 126-12822. Луковская Д.И. Гарантии прав личности//История государства и права.–2009.– №16.–С.34-3623. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения, Российский юридический журнал. –2013.– № 5. –С.180-18224. Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем //Вестник Самарского государственного университета. – 2014.– № 11.–С. 156-15725. Титова Н.К. Основные способы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации //Вестник Московского Университета МВД России.–2015.– № 8.–С.75-7726. Червонюк В.И. Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи//Социально-экономические явления и процессы.– 2010.–№ 3.–С. 297-300
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс
8. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// СПС Консультант Плюс
10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ//СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература
11. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. – 635 с.
12. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2014. – 512 с.
13. Дерябина Е.М. Основы права, М.: Проспект, 2014.- 446 с.
14. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. -- М.: Юстицинформ, 2018. -409 с.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 520 с.
16. Сергеев С.Г. Конституционное право России / С.Г. Сергеев. - М.: Дашков и К, 2010. – 607 с.
17. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. -387 с.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016.- 565 с.
19. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 1019 с.
Периодические издания
20. Андриянов В.Н. Контрольная власть в системе разделения властей и ее реализация в современной России// Известия Байкальского государственного университета. – 2011. –№ 2.– С.146-150
21. Голощапова Д. С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации // Молодой ученый.– 2018.– №7.– С. 126-128
22. Луковская Д.И. Гарантии прав личности//История государства и права.–2009.– №16.–С.34-36
23. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения, Российский юридический журнал. –2013.– № 5. –С.180-182
24. Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем //Вестник Самарского государственного университета. – 2014.– № 11.–С. 156-157
25. Титова Н.К. Основные способы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации //Вестник Московского Университета МВД России.–2015.– № 8.–С.75-77
26. Червонюк В.И. Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи//Социально-экономические явления и процессы.– 2010.–№ 3.–С. 297-300
Вопрос-ответ:
Какие основные конституционные начала являются основой государственного устройства Российской Федерации?
Оглавление 3 Главы Конституции Российской Федерации содержит основные конституционные начала, включающие в себя народовластие, республиканскую форму правления, федеративное устройство и другие принципы.
Что представляет собой народовластие в Российской Федерации?
Народовластие в России означает, что исходящая от народа власть осуществляется его избранными представителями. У граждан РФ имеется право прямого и представительного участия в управлении делами государства, а также право на местное самоуправление.
Каковы формы народовластия в Российской Федерации?
Формы народовластия включают в себя прямую и представительную демократию. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений (например, референдумы), а представительная демократия основана на выборности представителей, которые принимают решения от имени народа.
Какой формы правления придерживается Российская Федерация?
Российская Федерация придерживается республиканской формы правления, которая предполагает выборность главы государства и его юридическую ответственность перед народом.
В чем заключается принцип разделения властей в Российской Федерации?
Разделение властей предусматривает разделение функций государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную. Это необходимо для обеспечения сбалансированности и независимости этих ветвей власти, чтобы одна ветвь не имела преобладающего влияния над другими и не злоупотребляла своими полномочиями.
Что такое народовластие и как оно является основой конституционного строя Российской Федерации?
Народовластие - это принцип, согласно которому государственная власть исходит от народа. В Российской Федерации народовластие закреплено в Конституции и осуществляется через выборы на всех уровнях власти. Этот принцип является основой конституционного строя России и гарантирует гражданам право участвовать в управлении государством.
Какие формы народовластия существуют в России?
В России существуют две основные формы народовластия: прямая и представительная демократия. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений, например, через референдумы. Представительная демократия основана на выборных органах власти, которые действуют от имени и в интересах граждан. Оба этих принципа народовластия хорошо развиты и функционируют в России.
Какие преимущества и недостатки прямой и представительной демократии в России?
Преимущества прямой демократии включают возможность непосредственного участия граждан в принятии решений, что способствует более прямому выражению их воли. Однако, в практическом плане, прямая демократия может быть затруднительна организационно и экономически. Представительная демократия, в свою очередь, обеспечивает стабильность и эффективность управления, однако в ней возможны проблемы с выборами и отсутствием активного участия граждан в политической жизни.
В чем заключается республиканская форма правления в России?
Республиканская форма правления предполагает, что главой государства является президент, который избирается населением страны. Президент не наследуется и не передает свои полномочия по наследству, а отвечает перед народом и законом. Российская Федерация, согласно Конституции, является республикой с президентской формой правления.
Каким основным принципам подчиняется конституционный строй Российской Федерации?
Основными принципами конституционного строя Российской Федерации являются народовластие, республиканская форма правления и федеративное устройство. Народовластие означает, что все власть в государстве принадлежит народу, который осуществляет ее как непосредственно, так и через выбранных представителей. Республиканская форма правления предполагает, что глава государства выбирается народом и не обладает наследственными полномочиями. Федеративное устройство подразумевает союз независимых государств и субъектов, объединенных для общего управления.
Какие формы народовластия существуют в России?
В России существуют две формы народовластия - прямая и представительная демократия. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений по вопросам государственного значения, например, через референдумы. Представительная демократия означает, что граждане выбирают представителей, которые затем принимают решения от их имени.
Что означает выборность главы государства и какова его юридическая ответственность?
Выборность главы государства означает, что он избирается народом через всеобщие, свободные и тайные выборы. Это гарантирует его легитимность и отвечаемость перед народом. Юридическая ответственность главы государства означает, что он может быть привлечен к ответственности за нарушение конституционных норм и обязанностей, например, импичментом или судебным преследованием.