Основные конституционные начала российского государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 14.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации 5
1.1 Понятие и формы народовластия 5
1.2 Прямая и представительная демократия в России 7
Глава 2. Республиканская форма правления в России 15
2.1 Выборность главы государства и его юридическая ответственность 15
2.2 Разделение властей 19
Глава 3. Федеративное устройство и иные конституционные начала российского государства 23
3.1 Федеративное устройство России 23
3.2 Иные конституционные начала российского государства 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

д.В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;-защита прав и свобод человека и гражданина;-защита прав национальных меньшинств;-обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;-режим пограничных зон;-вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;-разграничение государственной собственности;- природопользование;-охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;-особо охраняемые природные территории;-охрана памятников истории и культуры;-иные задачи.К вопросам исключительного ведения субъектов РФ относятся:-правовое регулирование субъекта.На всей территории РФ действуют Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.Федеральные органы исполнительной власти создают собственные территориальные органы в регионах и назначают соответствующих должностных лиц. Однако это не исключает возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ. Также возможен и обратный вариант.Формально все субъекты являются равноправными, однако, как утверждают многие ученые и специалисты в области права, на практике это не так. Например, пункт 2 статьи 5 дает право республикам иметь свою Конституцию, остальные субъекты имеют свой устав и законодательство. В юридической литературе давно обсуждается вопрос – не ставит ли это республики в привилегированное положение по отношению к другим субъектам, которые иметь свою Конституцию не могут. Формально уставы регионов обладают той же юридической силой, что и конституции республик. Помимо этого, как уставы, так и конституции не должны противоречить Конституционному законодательству. Также крайне противоречивой является формулировка данного пункта: «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Если толковать данное положение буквально, то можно сделать вывод, что республики являются государствами и как следствие они обладают всеми его признаками. Таким образом, федеративное устройство России имеет своим особенности.3.2 Иные конституционные начала российского государстваРассмотрим иные основополагающие принципы, которые закрепила Российская Конституция.Законность.Применительно к организации и деятельности механизма современного государства принцип законности содержит такие требования, как верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных актов.Государственный суверенитет.Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государственной власти внутри страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет является сущностным признаком государства, который выражает его верховенство и независимость. Установление гарантий государственного суверенитета, реализация народовластия – это важнейшие факторы внутренней целостности государства и внешней независимости.Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность.Одним из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации является положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».Права и свободы человека призваны ограничить произвол власти, препятствовать всевластию государственных органов и должностных лиц и необоснованному вторжению государства в сферу личной жизни человека.Российская Конституция закрепляет за гражданами целый ряд личных, политических и социально-экономических прав:-личные –право на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство, личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу мысли и слова и т.д.;-политические – право участвовать в управлении государства, равный доступ к государственной службе, пассивное и активное избирательное право и т.д.;-социально-экономические – право частной собственности, использование своих способностей и возможностей, медицинская помощь и т.д.Высшая ценность прав и свобод означает то, что права конкретно взятой личности поставлены выше, чем государство и его интересы – это является одной из особенностей действующей Конституции, ранее мы могли наблюдать другую ситуацию, когда интересы государства ставились в приоритет.Россия – социальное государство.В социальном государстве политика направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.Ч. 2 ст. 7 Конституции РФ конкретизирует данное положение и устанавливает следующее:-труд и здоровье людей находится под охраной;-устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;-государство обеспечивает поддержку семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан;-устанавливается пенсионное обеспечение, пособие и иные гарантии социальной защиты.Россия – светское государство.Россия провозглашается светским государством, что означает, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Образование должно носить светский характер ( в государственных и муниципальных образовательных учреждениях).Подводя итог работы, стоит отметить, что, как было отмечено в начале исследования, не все базовые принципы, закрепленные Конституцией, реализованы в полной мере на практике. Например, не до конца реализован принцип разделения властей – сегодня можно наблюдать существенный перевес в сторону исполнительной власти. Также в России существует монархическое восприятие государственной власти, которая, как правило, ассоциируется с конкретной личностью, вследствие чего мы можем наблюдать сосредоточение излишней власти в руках главы государства.Отсутствует сменяемость власти – важнейший принцип демократического государства. И хотя формально выборы проводятся, все же реального обновления власти не происходит. Подобная ситуация может привести к сосредоточению всех властных ресурсов в руках небольшой группы людей.Важно создать такую политическую систему, в которой сменяемость власти будет проходить естественно, демократическим путем и без болезненных потрясений для страны.ЗаключениеТаким образом, подводя итог исследованию, можно сделать определенные выводы:Основные конституционные начала российского государства представляют собой совокупность базовых конституционных принципов, составляющих фундамент Российской государственности. Анализ Конституции РФ позволяет сделать вывод, что к таковым стоит отнести народовластие, республиканскую форму правления федерализм.Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народовластие осуществляется в двух формах – прямой и представительной.Представительная демократия в России представлена Федеральным Собранием – представительным органом на уровне всей федерации и региональными парламентами. К институтам непосредственной демократии можно отнести выборы и референдум, публичные мероприятия, обращения граждан, наказы избирателей.Республиканская форма правления подразумевает:-выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти – в России избирается глава государства, парламент, многие должности государственной и муниципальной службы являются выборными;-юридическую ответственность главы государства – в России представлена в виде института отрешения Президента от должности;-имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – исполнительную власть в России осуществляет Правительство, законодательную – парламент, судебную – система судов.Федерализм означает, что в России государственная территория разделена на части – республики, области, края и т.п., которые обладают некоторой самостоятельностью, однако не нарушают целостность всего союзного государства. Также к базовым конституционным началам российского государства можно отнести приоритет прав и свобод человека, законность, социальную направленность государственной политики, светскость.На сегодняшний день не все конституционные положения реализованы на практике, однако в целом, Российскую Федерацию можно назвать конституционным государством, где все институты власти основываются на Конституции.Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 43982. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//СПС Консультант Плюс5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СПС Консультант Плюс6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс7. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс8. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант Плюс9. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// СПС Консультант Плюс10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литература11. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. – 635 с.12. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2014. – 512 с.13. Дерябина Е.М. Основы права, М.: Проспект, 2014.- 446 с.14. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. -- М.: Юстицинформ, 2018. -409 с.15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 520 с.16. Сергеев С.Г. Конституционное право России / С.Г. Сергеев. - М.: Дашков и К, 2010. – 607 с.17. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. -387 с.18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016.- 565 с.19. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 1019 с.Периодические издания20. Андриянов В.Н. Контрольная власть в системе разделения властей и ее реализация в современной России// Известия Байкальского государственного университета. – 2011. –№ 2.– С.146-15021. Голощапова Д. С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации // Молодой ученый.– 2018.– №7.– С. 126-12822. Луковская Д.И. Гарантии прав личности//История государства и права.–2009.– №16.–С.34-3623. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения, Российский юридический журнал. –2013.– № 5. –С.180-18224. Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем //Вестник Самарского государственного университета. – 2014.– № 11.–С. 156-15725. Титова Н.К. Основные способы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации //Вестник Московского Университета МВД России.–2015.– № 8.–С.75-7726. Червонюк В.И. Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи//Социально-экономические явления и процессы.– 2010.–№ 3.–С. 297-300

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//СПС Консультант Плюс
8. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ//СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ// СПС Консультант Плюс
10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ//СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература
11. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. – М. 2015. – 635 с.
12. Виноградов В. А. Конституционное право России. - М., 2014. – 512 с.
13. Дерябина Е.М. Основы права, М.: Проспект, 2014.- 446 с.
14. Дмитриев Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. -- М.: Юстицинформ, 2018. -409 с.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 520 с.
16. Сергеев С.Г. Конституционное право России / С.Г. Сергеев. - М.: Дашков и К, 2010. – 607 с.
17. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. -387 с.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016.- 565 с.
19. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Г. Румянцева, В. И. Додонова. М., Инфо-М., 2008.- 1019 с.
Периодические издания
20. Андриянов В.Н. Контрольная власть в системе разделения властей и ее реализация в современной России// Известия Байкальского государственного университета. – 2011. –№ 2.– С.146-150
21. Голощапова Д. С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации // Молодой ученый.– 2018.– №7.– С. 126-128
22. Луковская Д.И. Гарантии прав личности//История государства и права.–2009.– №16.–С.34-36
23. Макарцев А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения, Российский юридический журнал. –2013.– № 5. –С.180-182
24. Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем //Вестник Самарского государственного университета. – 2014.– № 11.–С. 156-157
25. Титова Н.К. Основные способы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации //Вестник Московского Университета МВД России.–2015.– № 8.–С.75-77
26. Червонюк В.И. Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи//Социально-экономические явления и процессы.– 2010.–№ 3.–С. 297-300

Вопрос-ответ:

Какие основные конституционные начала являются основой государственного устройства Российской Федерации?

Оглавление 3 Главы Конституции Российской Федерации содержит основные конституционные начала, включающие в себя народовластие, республиканскую форму правления, федеративное устройство и другие принципы.

Что представляет собой народовластие в Российской Федерации?

Народовластие в России означает, что исходящая от народа власть осуществляется его избранными представителями. У граждан РФ имеется право прямого и представительного участия в управлении делами государства, а также право на местное самоуправление.

Каковы формы народовластия в Российской Федерации?

Формы народовластия включают в себя прямую и представительную демократию. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений (например, референдумы), а представительная демократия основана на выборности представителей, которые принимают решения от имени народа.

Какой формы правления придерживается Российская Федерация?

Российская Федерация придерживается республиканской формы правления, которая предполагает выборность главы государства и его юридическую ответственность перед народом.

В чем заключается принцип разделения властей в Российской Федерации?

Разделение властей предусматривает разделение функций государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную. Это необходимо для обеспечения сбалансированности и независимости этих ветвей власти, чтобы одна ветвь не имела преобладающего влияния над другими и не злоупотребляла своими полномочиями.

Что такое народовластие и как оно является основой конституционного строя Российской Федерации?

Народовластие - это принцип, согласно которому государственная власть исходит от народа. В Российской Федерации народовластие закреплено в Конституции и осуществляется через выборы на всех уровнях власти. Этот принцип является основой конституционного строя России и гарантирует гражданам право участвовать в управлении государством.

Какие формы народовластия существуют в России?

В России существуют две основные формы народовластия: прямая и представительная демократия. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений, например, через референдумы. Представительная демократия основана на выборных органах власти, которые действуют от имени и в интересах граждан. Оба этих принципа народовластия хорошо развиты и функционируют в России.

Какие преимущества и недостатки прямой и представительной демократии в России?

Преимущества прямой демократии включают возможность непосредственного участия граждан в принятии решений, что способствует более прямому выражению их воли. Однако, в практическом плане, прямая демократия может быть затруднительна организационно и экономически. Представительная демократия, в свою очередь, обеспечивает стабильность и эффективность управления, однако в ней возможны проблемы с выборами и отсутствием активного участия граждан в политической жизни.

В чем заключается республиканская форма правления в России?

Республиканская форма правления предполагает, что главой государства является президент, который избирается населением страны. Президент не наследуется и не передает свои полномочия по наследству, а отвечает перед народом и законом. Российская Федерация, согласно Конституции, является республикой с президентской формой правления.

Каким основным принципам подчиняется конституционный строй Российской Федерации?

Основными принципами конституционного строя Российской Федерации являются народовластие, республиканская форма правления и федеративное устройство. Народовластие означает, что все власть в государстве принадлежит народу, который осуществляет ее как непосредственно, так и через выбранных представителей. Республиканская форма правления предполагает, что глава государства выбирается народом и не обладает наследственными полномочиями. Федеративное устройство подразумевает союз независимых государств и субъектов, объединенных для общего управления.

Какие формы народовластия существуют в России?

В России существуют две формы народовластия - прямая и представительная демократия. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений по вопросам государственного значения, например, через референдумы. Представительная демократия означает, что граждане выбирают представителей, которые затем принимают решения от их имени.

Что означает выборность главы государства и какова его юридическая ответственность?

Выборность главы государства означает, что он избирается народом через всеобщие, свободные и тайные выборы. Это гарантирует его легитимность и отвечаемость перед народом. Юридическая ответственность главы государства означает, что он может быть привлечен к ответственности за нарушение конституционных норм и обязанностей, например, импичментом или судебным преследованием.