Использование игры в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 71 71 страница
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 15.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ) 7
1.1 Грамматический срой речи и его развитие в онтогенезе 7
1.2 Особенности речевого развития и специфика нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) 13
1.3 Сущность игры и возможности ее применения в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень) 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ) 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты исследования 34
Выводы по главе 2 43
Глава 3. Практическое применение игры в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР (III уровень) 44
3.1 Программа коррекции и развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) с применением игровой деятельности и оценка ее эффективности 44
3.2 Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) 59
Выводы по главе 3 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Фрагмент для ознакомления

Этим требованиям отвечают дидактические упражнения и игры, игровые ситуации на практическое усвоение приемов словообразования и словоизменения, согласования:1. «Назови ласково», «Ласковые имена», «Угостим большую куклу, маленькую куколку», «Прятки», «У кого кто». По заданию педагога дети образуют уменьшительно-ласкательные названия предметов: стул- стульчик, Коля - Коленька, конфета -конфеточка, лиса - лисонька, у медведицы – медвежонок2. «Новое слово» на завершенность и не завершенность действия. Дети называют действия с приставками: в-, вы-, у- (прыгает-выпрыгнул, идет-ушел, стоит-встал);3. «Мама в магазине», «Скажи, как правильно называется посуда» упражняются в образовании по аналогии разных частей речи: существительных (сахар-сахарница, хлеб-хлебница); «Скажи по-другому», «Про кого так говорят?» прилагательных (ушастый-безухий).4. «Для чего что нужно Электронику», «Чудо рядом» (вслушиваются, как звучат некоторые слова: кофейник (для варки кофе), холодильник (образует холод), мясорубка (рубит, измельчает мясо), пылесос (сосет пыль)); «Раздели слово на два» (упражняются в словообразовании (Что делает ледокол? - лёд колет.Самолёт - сам летает.)5. Назови правильно», «Угостим Карлсона», «Что из чего» (упражняются в образовании относительных прилагательных: суп из мяса-мясной, салат из овощей-овощной, варенье из малины-малиновое).6. «Чей? Чья? Чьи?» (упражняются в образовании притяжательных прилагательных: белка-беличий-беличьи, волк-волчья (голова), медведь-медвежьи (лапы) петух-петушиный (хвост)).7. «Будь внимательным», «Скажи со словом «еще» (упражняются в употреблении сравнительной степени имен прилагательных: сладкий-слаще, хитрый-хитрее, чистый-чище).8. Упражняются в употреблении притяжательных местоимений мой, моя, мои, мое: моя кукла – мой медвежонок – мои краски (дидактическая игра «Мой, моя, мои», «Я знаю интересные слова» – мое, мой, моя, твои, наши».Это мое – платье, пальто; это моя – куртка, майка; это мой – пиджак, фартук; это мои – колготки, варежки в дидактической игре «Жадина»).9. Упражняются в образовании существительных от глаголов: учит-учитель; строит-строитель (дидактическая игра с мячом «Назови профессию»).10. Осваивают некоторые формы словоизменения, учатся употреблять имена существительные в родительном, винительном, творительном, дательном падежах в единственном и множественном числе (дидактические упражнения: «Что с чем?», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?» (Тв. п.), «Чего не стало?», «Кого не стало?» (Р. п.), «Что или кого вижу?», «Что или кого покажу?» (В. п.), «Кого кормит девочка» (Р. п.), «Кому что принадлежит?» (Д. п.), а также глаголов настоящего времени в форме третьего лица: заяц(ы)-он(они)-прыгает(ют) в дидактической игре «Поймай-скажи».11. Под постоянным контролем находятся несклоняемые имена существительные и существительные среднего рода. Дети упражняются в воображаемой ситуации «Дети пьют кофе». Дети составляют предложение по картинкам: «На вешалке висит пальто. Девочка надевает пальто» (дидактическая игра «Что это?»). Дети добавляют слово «пальто» в дидактической игре «Синее пальто» (У девочки было коричневое .... Она мечтала о синем .... Мама пошла с дочкой за синим … в магазин. Они подошли к синему ... Девочка обрадовалась синему ...)12. Дети упражняются в употреблении предлогов под, за, над (дидактическое упражнение «Составь предложение»), на, в, между (дидактическое упражнение «Скажи где Петрушка»).13. С целью формирования умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже проводится дидактическое упражнение «Подбери словечко», дидактическая игра «Картинки» (красное – яблоко, пальто; красный - шарф, флаг, помидор; красная – машина, рубашка, роза), «Про что так говорят» (ледяная, скользкая, большая – горка; пушистый, белый, холодный – снег; сладкое, сливочное, шоколадное – мороженное).14. Упражняются в согласовании числительных с существительными: три куклы - пять кукол (дидактическое упражнение «Посчитай со словом 2, 5»; прилагательных и числительных с существительными: шесть ловких обезьян (дидактическое упражнение «Считай дальше», «Кому сколько» и т.п.).Наблюдения за ошибками детей служили основой при планировании индивидуальной работы с детьми. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями, их педагогическое просвещение в речевом развитии осуществлялось в определенной системе. Используются средства обратной связи: опросы, анкетирование родителей («Развитие связной речи»). Организовывались групповые родительские собрания: в форме круглого стола («А как, речь-то говорит, словно реченька журчит»), беседы-диалога («Особенности и проблемы речевого развития у детей с ОНР»), отчета-презентации («Формирование графических навыков и профилактика дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»). Проводятся консультирования: индивидуальные беседы («Использование коррекционных игр и упражнений»), рекомендации («О чём говорить с ребёнком в семье»), консультации («Развиваем речь ребенка в семье»). Реализация этой системы способствует включению родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, преемственности в работе логопеда, воспитателя и родителей в решении коррекционных задач. Использование игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, помогло снять у детей эмоциональное напряжение при выполнении заданий, повысило их работоспособность, качество усвоения знаний, активизировало речемыслительную деятельность на всех стадиях изучения нового материала. Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм организации образовательной деятельности, которая позволила сделать процесс развития речи интересным и увлекательным, вызывающим у детей положительные эмоции, выступающим как средство побуждения, стимулирования в дальнейшем к учебной деятельности.В приложении 2 приеден ряд дидактических игр, направленных на развитие исследуемых навыков, которые были использованы в нашей работе.После реализации программы, для оценки ее эффективности, на контрольном этапе была проведена повторная диагностика. Методики исследования были использованы, как и на констатирующем этапе. Наглядно результаты представлены в сравнительной форме. На рисунке 3.1 представлены сравнительные результаты контрольной группе, а на рисунке 3.2 – сравнительные результаты экспериментальной группы.Рисунок 3.1.Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования в контрольной группеРисунок 3.2.Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группеКак видно из полученных результатов, в контрольной группе, в которой не проводилась целенаправленная логопедическая работа с применением игровых технологий, изменений практически не произошло. Тогда, как в экспериментальной группе число детей, с низким уровнем сформированностиразвития грамматического строя речи уменьшилось на 30%, на 22% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности, а также на 12 % возросло количество детей со средним уровнем сформированностиисследуемых навыков. На контрольном этапе было выявлено только 12% детей, у которых сохранился низкий уровень сформированности исследуемого навыка. Эти дети присутствовали не на всех занятиях по причине болезни.Таким образом, мы приходим к выводу, что разработанная нами и реализованная система работа, с использованием игровой деятельности эффективна.Далее проанализируем изменения в сформированности отдельных компонентов в экспериментальной группе.Первое задание - словообразование существительных, которые означают вместилище чего-либо. В данном задании детям показывались картинки, на которых изображены предметы, которые могут в себя что-либо вмещать, так например сахарница.Сравнительные результаты представлены на рисунке 3.3.Рисунок 3.3.Сравнительные результаты выполнения первого задания в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахКак видно из рисунка выше, произошли значительные изменение в сформированности данного компонента в экспериментальной группе.На 23% повысился высокий уровень сформированности и на 9% уровень выше среднего, тогда, как уровни ниже среднего и низкий, понизились на 14% и 7% соответственно. На среднем уровне было выявлено 13% меньше детей, по сравнению с констатирующим этапом.Таким образом, навыки словообразования существительных, обозначающих вместилище, были значительно улучшены. В своих ответах дети стаи делать значительно меньше ошибок, увереннее отвечать на поставленные задания.Перейдем к анализу второго задания - исследование единичных словообразований существительных.Результаты наглядно отражены на рисунке 3.4.Рисунок 3.4.Сравнительные результаты выполнения второго задания в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахПри анализе результатов второго задания, нами также было выявлено что именно в сформированности данного качества произошли сильные положительные изменения.Как видно из рисунка выше, высокий уровень сформированности изменился с 5 до 35%, а уровень ниже среднего, на котором находилось большинство детей на констатирующем этапе (41%), уменьшилось на 34%.Следующее задание было направлено на выявление умения образовывать относительные прилагательные (рис. 3.5).Рисунок 3.5.Сравнительные результаты выполнения третьего задания в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахПо данному заданию, на констатирующем этапе эксперимента были выявлены неоднозначные результаты. Но на контрольном этапе данные заметно изменились в лучшую сторону. Количество детей на высоком уровне с 0% изменилось 20%. Заметные имения, также произошедшие на уровне ниже среднего, так количество детей на данном уровне уменьшилось на 18%.Далее проанализируем данные, которые были получены в четвертом задании – словообразование сравнительной степени простых прилагательных. Данные представлены на рисунке 3.6.Рисунок 3.6.Сравнительные результаты выполнения четвертого задания в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахПо результатам изучения навыков словообразования сравнительной степени простых прилагательных, на констатирующем этапе были выявлены самые низкие результаты.На контрольном этапе ситуация заметно изменилась в лучшую сторону, однако необходимо проведение дополнительной логопедической работы в данном направлении.Последнее задание, которое необходимо было выполнить, было направлено на исследование умения образования глаголов от существительных.Результаты обследования по данному заданию представлены на рисунке 3.7.Рисунок 3.7.Сравнительные результаты выполнения пятого задания в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахПо результатам на рисунке выше, мы приходим к выводу, что детей с низким уровнем сформироанности данного компонента в экспериментальной группе на контрольном этапе не осталось.На высоком уровне произошла положительная динамика на 30%.На остальных уровнях также произошли положительные качественные и количественные изменения.В целом, дошкольников, которые справились с заданием самостоятельно, стало больше после эксперимента и наоборот дошкольники, которые испытывают сложности в выполнение заданий, стало меньше. Следовательно, игровая деятельность - это эффективное средство коррекционной работы по преодолению нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.Таким образом, использование игровой деятельности по специальной программе позволяет развивать компоненты грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает высказанную в начале работы гипотезу.На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены.3.2 Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень)По результатам проведенного исследования, были предложены следующие методические рекомендации:1. Основными задачами грамматической работы с детьми с ОНР должны быть: - обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи; - расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение); - развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр. 2. При организации коррекционно-развивающей работы следует учитывать следующие моменты: 1) Разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по-разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона. В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения; на пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу структуры предложения; на седьмом году – осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. 2) Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики. 3) В процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения (согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде, образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.). Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях. Языковой материал следует отбирать таким образом, чтобы давать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, помогать детям на практике овладевать правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Необходимо дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. 4) Руководство грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной, совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и сверстниками.Выводы по главе 3В третьей главе представлены результаты разработки и апробации программы коррекции и развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) с применением игровой деятельности.Основными направлениями работы программы были следующие:упражнения на словоизменение (число, род, падеж);упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.Вся деятельность дошкольников с ОНР 3 уровня была организована в игровой деятельности. Помимо работы с дошкольниками, проводились консультации и встречи с родителями, а также были созданы необходимые условия для речевой практики детей: организован центр «Красивая и правильная речь», который оснащен необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями, нестандартным оборудованием и т.п. Созданный в групповой комнате речевой центр, предусматривает возможность создания содержательной и разнообразной игровой деятельности, учитывает личностно-ориентированный подход. По результатам реализации программы были выявлены положительные изменения в развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР. На основании эффективности проведанной работы были предложены соответствующие методические рекомендации, которые могут быть использованы логопедами при организации коррекционно-развивающей работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕГрамматический строй речи, или грамматика – это строй языка, система отношений между языковыми категориями.В онтогенезе существует определенная специфика в формировании грамматического строя языка, и для того, чтобы происходило развитие, должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации). Грамматический строй в процессе онтогенеза формируется последовательно от простых форм словоизменения и словообразования к сложным, по мнению, исследователей данной проблемы о наличии аграмматизмов у детей старшего дошкольного возраста можно говорить, начиная с 5 летнего возраста.К школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой грамматики. Именно этот уровень практического знания языка довольно высок. Это позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к пониманию грамматических закономерностей при изучении русского языка.У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются какнарушения речи, так и нарушения моторной сферы, эмоционально-волевойсферы, высших психических функций, личностных качеств в целом.Психическое развитие таких детей опережает их речевое развитие. Дляпредупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольномвозрасте большое значение имеет ранняя диагностика и коррекциянарушений речевого развития у детей.При ОНР 3 уровня формирование грамматических средств языка происходит сбольшими трудностями, т.к. грамматические значения абстрактны.У детей с общим недоразвитием речи программирование, отбор, синтез языкового материала в процессе генерирования высказываний, а также операции выбора и объединения нарушаются или формируются недостаточно, что приводит к нарушению языкового и речевого оформления высказывания.Нарушаются все аспекты лексического и грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, звуковое оформление высказывания. Кроме того, они не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития языка, который типичен для нормальных детей.Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации образовательной деятельности, которая позволяет сделать процесс развития речи интересным и увлекательным, вызывающим у детей положительные эмоции, выступающим как средство побуждения, стимулирования в дальнейшем к учебной деятельности.В эмпирическом исследовании приняли участие 28 детей подготовительной группы детского сада, каждый из которых, имеет диагноз ОНР 3 уровня. Все дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную.Целью эмпирического исследования было изучение особенностей развития грамматического строя речи через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.Исследование было проведено в логике трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.Результаты полученных данных констатирующего этапа позволили сделать вывод, что у большинства детей структурные компоненты грамматического строя речи сформированы недостаточно. Наибольшую трудность вызывало словообразование прилагательных.В количественном выражении, сводные результаты констатирующего этапа были следующие:- к первому (высокому) уровню относится 15 % дошкольников ЭГ и 18% дошкольников КГ;- ко второму (среднему) уровню относятся 43% дошкольников ЭГ и 48% дошкольников КГ %;- к третьему (низкому) уровню относятся 42% детей ЭГ и 34% детей КГ.Данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, побудили нас к исследованию, поиску наиболее эффективных методов и приемов работы по развитию грамматического строя речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня.В связи с этим, была разработана и апробирована программа, цель которой - коррекция и развитие грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 3.Основными направлениями работы программы были следующие:упражнения на словоизменение (число, род, падеж);упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.Вся деятельность дошкольников с ОНР 3 уровня была организована в игровой деятельности. Помимо работы с дошкольниками, проводились консультации и встречи с родителями, а также были созданы необходимые условия для речевой практики детей: организован центр «Красивая и правильная речь», который оснащен необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями, нестандартным оборудованием и т.п. Созданный в групповой комнате речевой центр, предусматривает возможность создания содержательной и разнообразной игровой деятельности, учитывает личностно-ориентированный подход. По результатам реализации программы были выявлены положительные изменения в развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР. На основании эффективности проведанной работы были предложены соответствующие методические рекомендации, которые могут быть использованы логопедами при организации коррекционно-развивающей работы.Таким образом, использование игровой деятельности по специальной программе позволяет развивать компоненты грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает высказанную в начале работы гипотезу.На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академиа, 2015 – 123 с.Агранович, З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.И. Агранович. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 48 с.Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра: учеб, пособие/ А.М. Айламазьян.– МГУ– 2017. – 244 с.Арушанова А.Г. О понятии системы словообразования// Филологические науки. - 2014. - №2. – С. 23-43. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии / Т. В. Ахутина // Школьный психолог, 2001. . – № 37. – С. 34.Белякова Л.И. Логопедия. Дислалия : учеб.пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М. :Владос, 2009. – 286 с.Берлибо, Е. П. Дидактический материал по формированию лексикограмматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения I период / Е. П. Берлибо, В. Х. Петренко. — ИТД Корифей, 2016. — 93 с.Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 252-254.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2014. – 242 с.Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М. : «Педагогика», 2010. – 281 с.Волкова Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – N 4. С. 75-87Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Педагогика, 2011. – 275 с.Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5–6 лт. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 160 с.Диденко, О.В. Развитие речи в дошкольном возрасте / О.В. Диденко, – М.: Олма-пресс, 2017. – 320с.Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М. : «Педагогика», 2014. – 104 с.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Педагогика, 2015. – 254 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. : Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с.Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М. : Педагогика, 2013.- 265 с.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии, 2010. – № 3. – С. 31-38.Зайцев, И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев ; Акад. последиплом. образования. – Мн. : АПО, 2012. – 30 с. Запорожец А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ, 2012.–№ 2. –С.74-79.Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М. : Просвещение, 2017. – 244 с.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-еизд.,испр. и доп. –М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 279 с Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб. : «Каро», 2012. – 483 с.Киселева, А.В. Формирование грамматического строя речи (морфологии) у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / А.В. Киселева, О.Н. Кайтан // Специальное образование : традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск: БГПУ, 2016.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М. :Владос, 2013. – 422 с.Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М. : Феникс, 2015. – 381 с.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю. - М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М. : Феникс, 2015. – 382 с.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и граммат. строя / Р.И. Лалаева. – СПб. : Союз, 2016. – 158 с.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2014.– 303 с.Леонтьев, А.А. Избранные труды / А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2013. – 226с.Логопедия: методическое наследие : в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектол. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ. Кн. 4 : Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / авт.-сост. Р. И. Лалаева ; под ред. Л. С. Волковой. - М. :Владос, 2013. - 304 с.Лопатина, Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей / Л.В. Лопатина // Дошк. педагогика. – 2013. – № 5. – С. 32-35.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : Просвещение, 2017. – 384 с.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М. : Просвещение, 2008. – 482 с.Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.Поваляева М.П. Справочник логопеда / М.П. Поваляева, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 445с.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, – Мн.: Аверсев, 2016. – 128с.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова, – М.: Аст, 2011. – 84с.Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников / Е. С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Мн. : Нар.асвета, 2017. – 62 c.Соломатина Г.Н. Развитие речи детей с ОНР / Г.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия,– 2015. – №3 (14). - С.43Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2012. – 317 с.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2015. – 398 с.Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 286с.Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.Трошин О.В. Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чивилева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2012 – 105с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. : Академия, 2013. – 432 с.Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический/ Т.А. Фотекова; Моск. гос. ун-т. –М., 2013. – 41с.Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2009. - 272с.Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М. : Академия, 2012. – 433 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М. : Воронеж, 2005. -212 с.ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академиа, 2015 – 123 с.
2. Агранович, З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.И. Агранович. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 48 с.
3. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра: учеб, пособие/ А.М. Айламазьян.– МГУ– 2017. – 244 с.
4. Арушанова А.Г. О понятии системы словообразования// Филологические науки. - 2014. - №2. – С. 23-43.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии / Т. В. Ахутина // Школьный психолог, 2001. . – № 37. – С. 34.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дислалия : учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М. : Владос, 2009. – 286 с.
7. Берлибо, Е. П. Дидактический материал по формированию лексикограмматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения I период / Е. П. Берлибо, В. Х. Петренко. — ИТД Корифей, 2016. — 93 с.
8. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 252-254.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2014. – 242 с.
10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М. : «Педагогика», 2010. – 281 с.
11. Волкова Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – N 4. С. 75-87
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Педагогика, 2011. – 275 с.
13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5–6 лт. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 160 с.
14. Диденко, О.В. Развитие речи в дошкольном возрасте / О.В. Диденко, – М.: Олма-пресс, 2017. – 320с.
15. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М. : «Педагогика», 2014. – 104 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Педагогика, 2015. – 254 с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. : Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с.
19. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М. : Педагогика, 2013.- 265 с.
20. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии, 2010. – № 3. – С. 31-38.
21. Зайцев, И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев ; Акад. последиплом. образования. – Мн. : АПО, 2012. – 30 с.
22. Запорожец А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ, 2012.–№ 2. –С.74-79.
23. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М. : Просвещение, 2017. – 244 с.
24. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-еизд.,испр. и доп. –М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 279 с
25. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб. : «Каро», 2012. – 483 с.
26. Киселева, А.В. Формирование грамматического строя речи (морфологии) у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста / А.В. Киселева, О.Н. Кайтан // Специальное образование : традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск: БГПУ, 2016.
27. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М. : Владос, 2013. – 422 с.
28. Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М. : Феникс, 2015. – 381 с.
29. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю. - М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
30. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М. : Феникс, 2015. – 382 с.
31. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и граммат. строя / Р.И. Лалаева. – СПб. : Союз, 2016. – 158 с.
32. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2014.– 303 с.
33. Леонтьев, А.А. Избранные труды / А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2013. – 226с.
34. Логопедия: методическое наследие : в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектол. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ. Кн. 4 : Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / авт.-сост. Р. И. Лалаева ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2013. - 304 с.
35. Лопатина, Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей / Л.В. Лопатина // Дошк. педагогика. – 2013. – № 5. – С. 32-35.
36. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : Просвещение, 2017. – 384 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М. : Просвещение, 2008. – 482 с.
38. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.
39. Поваляева М.П. Справочник логопеда / М.П. Поваляева, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 445с.
40. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, – Мн.: Аверсев, 2016. – 128с.
41. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова, – М.: Аст, 2011. – 84с.
42. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников / Е. С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Мн. : Нар. асвета, 2017. – 62 c.
43. Соломатина Г.Н. Развитие речи детей с ОНР / Г.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия,– 2015. – №3 (14). - С.43
44. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2012. – 317 с.
45. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2015. – 398 с.
46. Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.
47. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 286с.
48. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.
49. Трошин О.В. Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
50. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
51. Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чивилева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2012 – 105с.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. : Академия, 2013. – 432 с.
53. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический/ Т.А. Фотекова; Моск. гос. ун-т. –М., 2013. – 41с.
54. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2009. - 272с.
55. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М. : Академия, 2012. – 433 с.
56. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М. : Воронеж, 2005. -212 с

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты важны при использовании игры в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень?

При использовании игры в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень важно учитывать особенности речевого развития и нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, также необходимо понимать сущность игры и возможности ее применения.

Какой грамматический строй речи развивается у детей с ОНР III уровень?

У детей с ОНР III уровень развивается грамматический строй речи, который оказывается нарушенным. Нарушения проявляются в неправильной употреблении грамматических форм, ошибочном построении предложений и проблемах с согласованием слов.

Какие особенности речевого развития наблюдаются у детей с ОНР III уровень?

У детей с ОНР III уровень наблюдаются особенности речевого развития, такие как ограниченный словарный запас, проблемы с употреблением правильных грамматических форм, затруднения с построением сложных предложений и согласованием слов.

Чем отличается игра от других методик развития грамматического строя речи?

Игра отличается от других методик развития грамматического строя речи тем, что она более привлекательна и интересна для детей. Она позволяет им активно участвовать в процессе обучения, экспериментировать с языком и осваивать новые грамматические правила через игровую деятельность.

Какие возможности предоставляет игра в процессе развития грамматического строя речи?

Игра в процессе развития грамматического строя речи предоставляет детям возможности практиковать употребление грамматических форм в коммуникативных ситуациях, наблюдать за правильным построением предложений, играть ролевые игры и тем самым развивать свою речь и коммуникативные навыки.

Как игра может помочь развитию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень?

Игра является эффективным инструментом для развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень. Она позволяет создать комфортную и мотивирующую среду, в которой дети могут экспериментировать с языком, повторять и закреплять грамматические конструкции.

Какие особенности речевого развития и нарушений грамматического строя речи могут наблюдаться у детей с ОНР III уровень?

У детей с ОНР III уровень часто наблюдаются нарушения грамматического строя речи, такие как ошибки в образовании грамматических форм, неправильное использование времен и падежей, отсутствие связных слов и союзов. Речевой развитие у таких детей может быть замедленным и требует дополнительной коррекции.

В каком возрасте дети начинают развивать грамматический строй речи?

Развитие грамматического строя речи начинается у детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста, примерно с 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают осознавать грамматические правила, использовать падежи, времена и склонение слов.

Какие возможности предоставляет игра для развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень?

Игра позволяет детям с ОНР III уровень активно использовать язык, учиться правильно строить предложения, работать с грамматическими формами. Она развивает мотивацию и интерес к изучению языка, помогает закрепить полученные знания через практическую деятельность.

Как можно использовать игру в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень?

Игра может быть использована в процессе развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровень через создание специальных игровых ситуаций, в которых дети могут практиковать грамматические конструкции. Например, можно играть в "Составь предложение", "Сделай правильное склонение" или "Выбери правильное время".