Государственная антимонопольная политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие и виды монополии 5
1.2. Положительные и отрицательные черты монополии и сущность антимонопольного регулирования 7
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 11
2.1. Антимонопольная политика за рубежом 11
2.2. Исторические основы развития и особенности монополии в РФ 15
2.3. Основные направления антимонопольной политики в России 18
2.4. Антимонопольная деятельность в РФ 21
Заключение 26
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Данная санкция появилась относительно недавно и пришла с Запада, однако более распространённой является привлечение к уголовной ответственности.Среди эффективных мер, способствующих стимулированию конкуренции на российском рынке, можно отметить усиление контроля, в том числе и сто стороны общественности за порядком и механизмом приобретения товаров и услуг для государственных нужд посредством организации тендеров. В частности, обязательным элементом стало допущение малых и средних компаний к участию в соответствующих торгах. Действительно, антимонопольное законодательство не только должно бороться с монополиями, а также стимулировать конкуренцию, поддерживать малый и средний бизнес. Нельзя обойти вниманием и проигнорить систему закупок госкомпаний. Хорошо известно, что она направлена на защиту интересов крупного бизнеса. Тем не менее, следует сказать, что с 01.01.2014 г. действуют инновации, задача которых оказать поддержку МСБ в данном русле. С начала 2014 г. проведение конкурсов на государственные заказы регулируется ФЗ 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. В документе присутствует информация, что малый бизнес должен получать 15% заказов, также малые компании самостоятельно выбирают способ оплаты залога за обеспечение заявки конкурса - банковской гарантией либо деньгами. Правительством РФ 29 мая 2013 г. была сформирована и утверждена "дорожная карта". Цель дорожной карты - это облегчение доступа малого и среднего бизнеса к рынку обслуживания компаний с государственным участием. В целом антимонопольное законодательство России направлено на то, чтобы своевременно и оперативно реагировать и защищать интересы наиболее уязвимых участников рынка в условиях кризиса. Для совершенствования антимонопольного законодательства необходимо глубокое изучение соответствующей практики за рубежом. Сравнение антимонопольного законодательства и факторов, которые воздействуют на конкуренцию в России и за рубежом, представлено в таблице 1.Таблица 1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства и факторов конкуренции в России и за рубежомКритерий для сравненияРазвитые страны зарубежьяРоссийская ФедерацияЗаконодательная направленностьотражает интересы государства по уменьшению влияния со стороны монополийзащищает интересы монополий, созданных еще при командно-административной системе в СССР, недопущение образования новых монополийСанкции, применяемые к нарушителямОчень высокие (пример ЕС и США)относительно низкие Господдержка малого и среднего бизнесасильнаяСлабая Уровень экономической свободывысокий Низкий Уровень коррупцииНизкий Высокий  Анализ таблицы и исследование предыдущей главы показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом, которое существует долгое время, эффективно работает и демонстрирует хорошие результаты. Для иллюстрации приведем пример США – в этой стране действует широкая поддержка малому и среднему предпринимательству, частное предпринимательство и инициатива активно поощряются. Однако из-за наличия множества причин американское и европейское антимонопольное законодательство различается. Американское антимонопольное законодательство направлено против монополий как бизнес-единицы. Антимонопольное законодательство Европейского Союза ориентировано на противодействие отрицательных последствий доминирования монополий на рынке, а не на ликвидацию монополии самой по себе как структуры.Антимонопольное законодательство России требует усовершенствования. С нашей точки зрения, дальнейшее развитие должно предусматривать следующие направления: 1) модернизация корпоративного законодательства и улучшение механизма корпоративного управления, в частности усиление механизмов защиты и гарантирования прав собственности акционеров и инвесторов, усиление эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, реорганизация интегрированных бизнес-структур, совершенствование законодательной базы в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве) и др.; В последние годы в рамках данного направления предприняты существенные изменения, а именно: внесены поправки в ГК РФ насчет организационно-правовых форм, улучшается законодательство в сфере банкротства (несостоятельности) компаний.2) улучшение конкурентной ситуации и стимулирование конкуренции; 3) совершенствование регулирования естественных монополий; 4) усиление эффективности функционирования особых экономических зон.Исследование показывает, что в сравнении с российской практикой зарубежное антимонопольное законодательство является более тщательно разработанным. Более того, опыт применения антимонопольного законодательства за рубежом более длительный, и практика применения норма антимонопольного законодательства более обширна. Тем не менее, в последние годы российское антимонопольное законодательство совершенствуется, в том числе используя передовой опыт зарубежных стран в этой сфере. Государство, с одной стороны, пресекает недобросовестную конкуренцию, с другой, поощряет и стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, до сих пор уровень монополизации российского рынка очень существенный не только за счет крупнейших российских компаний (Газпром, РЖД и др.), но и за счет международных корпораций, которые активно покоряют российский рынок. В последние годы в связи с санкциями объем осуществляемых в России международных корпораций уменьшился, но тенденция монополизировать российский рынок сохраняется.ЗАКЛЮЧЕНИЕМонополия - это такой вид рыночной структуры, которая выступает диаметральной антитезой модели совершенной конкуренции. Последствия монополизации экономики в целом крайне негативны. К отрицательным последствиям относится нарушение функционирования конкурентного механизма. А именно конкуренция, прежде всего, выступает стимулом и катализатором экономического роста, повышения качества выпускаемой продукции, уменьшения затрат и позитивно воздействует на общественное благосостояние в целом. Не всякая монополия приносит вред обществу. Естественные монополии в отличие от искусственно созданных монополий – неотъемлемая часть экономического механизма, без которого никак не обойтись. Следовательно, деятельность подобных структур необходимо контролировать государством. Если компания получает свыше 65% всей прибыли отрасли, такая отрасль считается монополистичной. Единственная возможность получать такую прибыль – это лишить потребителей права выбора.Ключевые методы борьбы с монополизмом следующие: - Устранение всевозможных барьеров и формирование благоприятных условий для стимулирования создания в отрасли конкурирующих фирм.- Устранение преград для зарубежных производителей.- Принудительный раздел крупной организации на мелкие структуры и компании.- Государственный контроль за слияниями и поглощениями, которые способствуют монополизации рынка, а также регламентация жестких требований к фирме-«поглотителю».- Прямой контроль. Государство самостоятельно определяет зарплату работников и цену продукции предприятий, относящихся к естественным монополистам. Пример подобной компании – «Уралкалий», компания, которая разрабатывает единственное в России месторождение калийных солей.На текущий момент времени антимонопольное регулирование – это важное направление экономической политики. Антимонопольное регулирование - это деятельность государства по защите интересов потребителей, недопущению монополизации хозяйствующими контрагентами сфер и отраслей производства. Антимонопольная политика государства включает в себя микроэкономическую и институциональную концепцию, где речь идет о детерминантах и стимулах эффективности рынка монополии, т.е. о несовершенной конкуренции, а также о рынках естественной монополии и эффективности государственного регулирования. Специфика монополизации за рубежом наиболее отчетливо проявляется через призму антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство США направлено против монополий как бизнес-единицы. Антимонопольное законодательство Европейского Союза направлено на противодействие отрицательных последствий доминирования монополий на рынке, а не на ликвидацию монополии самой по себе как бизнес-единицы.Высокая степень монополизации российской экономики, существующая и до сих пор, объясняется длительным существованием в СССР командно-административной системы. Подобную систему легко было контролировать, поскольку осуществлять контроль за несколькими крупными предприятиями проще, чем за множеством небольших компаний. Однако такой системе можно найти оправдание – это была потребность того времени. В последние годы в антимонопольном законодательстве РФ происходят улучшения, в частности за счет изучения и заимствования положительного зарубежного опыта. Сейчас антимонопольное законодательство в РФ ориентировано на формирование конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Заглавный законодательный акт в РФ - ФЗ «О конкуренции». Конституция РФ регламентирует магистральные принципы антимонопольного законодательства. Так, ст. 8 устанавливает основной экономический принцип – свободу рыночных отношений, т.е. конкуренцию. Ст. 34 устанавливает запрет на монополизацию осуществления предпринимательской деятельности. Ст. 74 указывает, что территория РФ является единым экономическим пространством. Законодательство РФ определяет уровни внедрения антимонопольных законов: федеральный уровень и на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право формировать и регулировать ценовую политику в определенных областях и направления.К огорчению, законодательство РФ, задача которого предотвращение и снижение уровня монополизации экономики в России, до сих пор страдает несовершенством. Конечно, нельзя не отметить, что шаги по улучшению законодательства делаются. Однако антимонопольные законы зачастую двойственны, противоречивы, что позволяет их обходить и негативно в результате сказывается на экономическом развитии страны в целом. Антимонопольная политика РФ находится в кризисной ситуации. Ежегодно ФАС РФ возбуждает огромное количество антимонопольных дел. По этому параметру Россия превышает другие страны, вместе взятые. Подавляющая часть дел (свыше 80%) направлена против предприятий малого и среднего бизнеса. На международные корпорации, которые работают в России, накладывается очень мало штрафов (около 1%), в то время когда в США показатель составляет до 90%.Подытоживая, существенное количество антимонопольных дел не улучшает, а ухудшает конкурентную среду. По-другому говоря, ФАС борется с отечественными компаниями, прежде всего, практически не обращая на злоупотребления зарубежных конкурирующих компаний. В последние годы все крупные сделки по слияниям и поглощениям ФАС одобряет, что еще больше способствует дальнейшей монополизации российской экономики. Это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства в РФ с учетом зарубежного опыта и российской действительности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗакон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 11.02.2019)Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724 (Дата обращения: 12.02.2019)Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0 (Дата обращения: 11.02.2019)Белоусова Н., Васильева Е. Об актуальном направлении стратегического анализа в сфере естественной монополии // Российский экономический журнал. 2014. №1. [Электронный ресурс] http://www.re-j.ru/archive/2014/1/article_253 (Дата обращения: 10.02.2019)Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2014 – с. 88-114Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html (Дата обращения: 12.02.2019)Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika (Дата обращения: 09.02.2019)Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/ (Дата обращения: 12.02.2019)История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm (Дата обращения: 08.02.2019)Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html (Дата обращения: 12.02.2019)Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/ (Дата обращения: 07.02.2019)Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/ (Дата обращения: 12.02.2019)Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61html (Дата обращения: 12.02.2019)Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.nsf/buisness/19263 (Дата обращения: 12.02.2019)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 11.02.2019)
2. Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9039724 (Дата обращения: 12.02.2019)
3. Акт Шермана [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2_%D8%E5%F0%EC%E0%ED%E0 (Дата обращения: 11.02.2019)
4. Белоусова Н., Васильева Е. Об актуальном направлении стратегического анализа в сфере естественной монополии // Российский экономический журнал. 2014. №1. [Электронный ресурс] http://www.re-j.ru/archive/2014/1/article_253 (Дата обращения: 10.02.2019)
5. Бондарь, А.В. Микроэкономика [Текст] / учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - МН БГЭУ. 2014 – с. 88-114
6. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков – М.: Синергия, 2014.
7. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/antimonopolnaya-politika.html (Дата обращения: 12.02.2019)
8. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fb.ru/article/142498/antimonopolnoe-zaconodatelstvo-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-gosudarstvennaya-antimonopolnaya-politika (Дата обращения: 09.02.2019)
9. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/ (Дата обращения: 12.02.2019)
10. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotecar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/155htm (Дата обращения: 08.02.2019)
11. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://eclib.net/27/50html (Дата обращения: 12.02.2019)
12. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] // режим доступа: http://fas.gov.ru/about/mission/ (Дата обращения: 07.02.2019)
13. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/dictionary/ (Дата обращения: 12.02.2019)
14. Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www/bibliotrcar.ru/predprinematelskoe – pravo/61html (Дата обращения: 12.02.2019)
15. Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.nsf/buisness/19263 (Дата обращения: 12.02.2019)

Вопрос-ответ:

Что такое монополия?

Монополия - это экономическое состояние, при котором единственный производитель или поставщик контролирует рынок и не имеет конкурентов. В такой ситуации он может устанавливать высокие цены и контролировать предложение товаров или услуг.

Какие виды монополии существуют?

Существует несколько видов монополии, включая натуральную монополию, созданную из-за естественных экономических условий, и искусственную монополию, которая образуется из-за искусственных препятствий для конкуренции, например, правовых ограничений или эксклюзивных прав.

Какие положительные и отрицательные черты монополии?

Монополия может быть полезна, если она обеспечивает эффективное использование ресурсов, стимулирует инновации и снижает затраты на производство. Однако, она также может привести к высоким ценам, снижению качества товаров и услуг, ограничению выбора потребителей и ущемлению интересов других компаний и конкурентов.

Какая антимонопольная политика существует за рубежом?

Антимонопольная политика за рубежом включает различные меры и инструменты для борьбы с монополией, такие как контроль за слияниями и поглощениями, разрешение споров, оптимизация регулирования и содействие конкуренции.

Какая антимонопольная политика в России?

В России антимонопольная политика направлена на предотвращение и снижение негативных последствий монополии. Основные направления антимонопольной политики включают контроль за слияниями и поглощениями, пресечение нарушений антимонопольного законодательства, защиту прав потребителей и содействие конкуренции на рынке.

Что такое монополия?

Монополия означает существование единственного продавца или поставщика какого-либо товара или услуги на рынке. Это означает, что данная компания контролирует рыночные цены и имеет полный контроль над предложением товаров или услуг. Монополия может быть создана как естественными условиями рынка, так и результатом доминирования конкретной компании в данной отрасли.

Какие виды монополии существуют?

Существует несколько видов монополии. Натуральная монополия возникает тогда, когда одна компания может обеспечить более эффективную производственную деятельность по сравнению с конкурентами. Технологическая монополия создается благодаря защите интеллектуальной собственности, такой как патенты или авторские права. Государственная монополия возникает, когда государство самостоятельно контролирует и управляет определенной отраслью экономики.

Какие положительные и отрицательные черты монополии?

Монополия имеет свои преимущества и недостатки. Среди положительных черт можно отметить повышенную эффективность и экономию масштаба благодаря контролю над всем производственным процессом. Однако существуют и негативные аспекты. Монополии могут злоупотреблять своим положением, устанавливая высокие цены и ограничивая выбор потребителей. Также монополии могут подавлять конкуренцию и инновации.

Какая антимонопольная политика существует за рубежом?

Антимонопольная политика за рубежом предпринимает меры для предотвращения и регулирования монополистических практик. В разных странах могут применяться различные подходы к антимонопольному регулированию. В некоторых странах используется административное регулирование, а в других - рыночный подход с использованием мер по стимулированию конкуренции.

Что такое монополия?

Монополия - это экономическое состояние, при котором рынок одного конкретного товара или услуги контролируется одним продавцом или группой продавцов, которые имеют значительное влияние на цены и условия торговли. Монополия может быть естественной, когда компания становится монополистом благодаря своему технологическому преимуществу или инновациям, или искусственной, когда монополия создается искусственно, например, через нарушение антимонопольного законодательства.