Разработка и внедрение системы управления безопасности для теплохода

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судовождение
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 16.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Система управления безопасностью плавания и её элементы 5
1.1. Общие принципы построения схемы обеспечения безопасности судна 5
1.2. Обеспечение безопасности при маневрировании 9
1.3. Обеспечение живучести судна 14
1.4. Безопасность при погрузке/выгрузке 18
1.5. Борьба с пожарами 22
1.6. Непотопляемость 24
1.7. Оставление судна 25
1.8. Оказание первой медицинской помощи 27
2. Моделирование безопасности плавания судна 28
2.1. Волжские речные суда 28
2.2. План перехода «Казань – Самара» 30
2.3. Приложения к плану перехода, в обеспечение безопасности: 34
2.4. Разработка и внедрение системы управления безопасности для конкретного теплохода 36
Заключение 38
Литература 39


Фрагмент для ознакомления

По этому сигналу все члены судового экипажа в спасательных жилетах должны незамедлительно собраться в установленных местах сбора. Оказание первой медицинской помощиКонвенция 164 Конвенция о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков [24], а также Конвенция 2006 года «О труде в морском судоходстве» Международной организации труда предусматривает наличие на борту каждого судна судовой аптеки, медицинского оборудования и медицинского руководства.Моделирование безопасности плавания судна2.1. Волжские речные судаВолжские речные суда являются крупнейшими в мире судами внутренних водных путей. Разделяя волжский речной флот на грузовой и пассажирский, выделим теплоход типичного водоизмещения, показанный на рисунке 1 [8].Пассажирские речные теплоходы волжского бассейна могут быть представлены судном «Георгий Жуков» проекта 92-016. Рис. 1. Теплоход «Георгий Жуков» на реке Волга.Суда проекта 92-016 имеют следующие основные технические характеристики: Длина судна: 135,8 метров; Ширина судна: 16,8 метра; Осадка – до 3.6 метров, Высота судна (от основной линии): 16,1 метра;Количество пассажирских палуб: 4;Средняя скорость движения: 24-26 км/ч (до 14 узлов);Количество главных двигателей: 3;Мощность каждого из двигателей: 1000 л/с;Класс Речного регистра: «О» - то есть, для внутренних водных путей, рек и водохранилищ, возможен проход по Ладожскому и Онежскому озерам при ограничении высоты и длины волны.Проведем дальнейшее рассмотрение и моделирование плавания на примере выбранного судна «Георгий Жуков».Моделирование будем проводить в условиях предполагаемого рейса теплохода по маршруту – «Казань – Самара», но можно это делать и на любом другом маршруте в пределах заданного ВВП. 2.2. План перехода «Казань – Самара»В целях обеспечения безопасности плавания каждый предстоящий рейс должен быть с планирован заблаговременно с учетом всей относящейся к этому рейсу информации. Любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.Старший механик, по консультации с капитаном, всегда должен заранее определять потребности предстоящего рейса. В счет идет как учет потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, так и в инструментах, запасах, а также любые другие потребности.Капитан каждого судна до начала любого рейса должен обеспечить планирование предполагаемого пути из порта отхода до первого порта захода с использованием надлежащих и подходящих карт и других навигационных пособий, необходимых для предстоящего рейса. Карты должны содержать точную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер и имеют отношение к безопасности плавания судна.По завершении проверки запланированного пути, необходимо принять во внимание всю относящуюся к этому пути информацию, а также запланировать путь так, чтобы он был проложен на соответствующих картах и был постоянно доступным для вахтенного помощника капитана. Вахтенный помощник обязан проверить проложенный путь до того, как судно ляжет на соответствующий курс.Если в ходе выполнения рейса капитаном принято решение об изменении следующего порта захода, находящегося на заранее запланированном пути, или если судну необходимо существенно отклониться от запланированного курса по иным причинам, то новый измененный курс должен детально прорабатываться до того, как судно существенно отклонится от первоначально запланированной линии движения.При составлении плана должна быть изучена вся информация, относящаяся к предполагаемому переходу: положение, состояние, оборудование судна; характеристики грузов; состояние экипажа и его документов; наличие карт, лоций, справочников, атласов и таблиц приливов и течений; метеорологическая информация; служба лоцманской проводки; а также информация о портах выхода и прибытия; интенсивность движения других судов по предполагаемому маршруту. Подробности и особенности плана должны быть ясно и явно обозначены и записаны надлежащим образом на картах, в рейсовом плане и/или в памяти бортового компьютера. В реальной обстановке на любом судне каждый план рейса или перехода, также как и все подробности этого плана, должны получить одобрение и утверждение капитана до начала рейса.Выполнение плана перехода осуществляется по завершении его подготовки, с учетом следующих факторов: состояние навигационного оборудования; соблюдения расчетного времени прибытия к контрольные точки; метеорологические условия; наличие опасных точек; движение других судов в районе плавания. План должен находиться на мостике. Реальное движение судна должно тщательно контролироваться на соответствие утвержденному плату. ПЛАН ПЕРЕХОДА (ОТ ПРИЧАЛА ДО ПРИЧАЛА) PASSAGE PLAN (BERTH TO BERTH) УТВЕРЖДАЮ - КапитанСудно: «Георгий Жуков»Порт отхода: Казань Пункт прихода: СамараОтход: 19.00Расстояние/Distance: 294 км (по прямой), 400 км по воде Скорость/Speed: 11 уз.Безопасный запас под килем/SafeUKC: 1.5 м в рекеПортовые воды/Portsarea: 2.3 мОсадка/Draught: 3.6 мБезопасный запас по высоте/SafeADC: NA Безопасный запас под килем на отходе/на приходе: 1.8/2.3 метраПлан перехода выполнен в виде таблицы, показанной ниже, где каждой строке соответствует существенный пункт траектории судна, в котором совершается изменение курса. По каждому пункту даны – географические координаты (широта и долгота). Название пункта, курс – на который должно лечь судно после прохождения данного пункта, расстояние до следующей точки, пройденный и оставшийся пути, опасности и методы определения текущего местоположения судна. N п/пШиротаДолготаНазвание объектаКурсРасстояние до след. точки, кмВсего пройденоВсего осталосьОпасностиМетод определения места суднаПорт 55.791649.0465КазаньПерем.183520400Суда в портуРЛС, GPS55.362649.0608Красновидово 1742852355Якорная стоянкаРЛС, GPS55.192049.3024Мыс Камское устье1233680327Крутой поворотРЛС, GPS54.979848.9891Болгар17842116291Острова по курсуРЛС, GPS54.607748.9014Старая Майна12439158249Якорная стоянкаРЛС, GPS54.333148.4977Ульяновск16963197203Сужение руслаРЛС, GPS53.812649.0827Хрящевка18356260140Якорная стоянкаРЛС, GPS53.397049.0635Волжский утёс1172831684Сужение руслаРЛС, GPS53.480549.4892Тольятти925634456Мост над рекойРЛС, GPS53.267550.1951Самара17604000Суда в портуРЛС, GPSИнтервал обсерваций – постоянный по всему переходу. Контрольные пункты – при каждом изменении курса.Предельное смещение по месту– не более 20 метров. Кроме РЛС и GPS, определять положение судна визуально по всему маршруту. Графический план перехода приведен в Приложении 1.Видно, что план перехода включает в себя последовательность контрольных точек по пути следования, с указанием их координат, названий, перемены курсов в каждой точке, пройденных расстояний между ними. Перечислены опасности по пути следования, намечены методы определения текущего положения судна в каждой точке. Из приведенных примеров следует, что план перехода спланирован заранее. Разделы, предусмотренные в плане перехода, отражают основные особенности движения, существенно влияющие на его безопасность. Основные виды опасностей выявлены и определены. Возможные отклонения от запланированного курса контролируются бортовым навигационным оборудованием. Безопасный запас глубины под килем определен. План перехода одобрен и утвержден капитаном, и находится на мостике судна в ходе движения в полном соответствии с требованиями ПДНВ и ИМО. В результате, безопасность перехода гарантирована исполнением требований нормативных документов. 2.3. Приложения к плану перехода, в обеспечение безопасностиДля обеспечения безопасности человеческих жизней на воде, а также для безопасного и эффективного судовождения и защиты окружающей среды во время предполагаемого рейса или перехода, план обязательно должен включать (не ограничиваясь только ими) такие факторы, как: выбор безопасной скорости движения вблизи навигационных опасностей, лежащих на предполагаемом пути; учет маневренных характеристик своего судна, используя периодические замеры глубины; необходимые вариации скорости судна на пути его следования, к примеру - при ограниченном движении в ночное время, или в условиях ограниченной видимости из-за погодных условий; необходимость учета просадки судна на ходу; требуемый контроль минимальной глубины под килем на мелководье; предварительно намеченный перечень мест, где потребуется изменение готовности машин и механизмов; точки предполагаемого изменения курса при запланированной скорости в условиях ожидаемого воздействия приливных и других течений; способ и частота определения местоположения судна, выделяя главные и второстепенные; указание районов, где точность позиционирования особенно важна и где требуется максимальная достоверность наблюдений и оборудования;эффективное использование систем управления движением (СУДС), систем контроля за движением судов; оперативное рассмотрение вопросов, касающихся планов действий в ситуациях, требующих необходимости отступления от плана: следование в порт-убежище на безопасную якорную стоянку или для оказания помощи в случае аварии, сама аварийная ситуация. 2.4. Разработка и внедрение системы управления безопасностидля конкретного теплоходаЕстественно, не может быть никаких сомнений в том, что система управления безопасностью внедрена на флагманском теплоходе волжской флотилии «Георгий Жуков», иначе он не был бы допущен к плаванию и перевозке пассажиров. Однако, в соответствии с перечнями, данными выше в главе 1 настоящей работы, можно выделить мероприятия, составляющие суть действующей системы управления безопасности для теплохода «Георгий Жуков»:В части маневрирования и управления судномна судне имеются поименованные выше навигационные руководства и рабочие пособия и руководства для плавания, лоции, перечни, таблицы;При маневрировании в узкостях и на мелководьеэкипаж теплохода во главе с капитаном уделяют достаточное внимание технике расхождения с близко идущими судами, понимаю влияние гидродинамического поля идущего судна на близкорасположенные другие суда и объекты;При организации якорной стоянки экипаж обоснованно выбирает место стоянки в стороне от ВВП, отдачу якоря начинают на малой скорости, против течения, выбираю дно с твердой почвой, способной удержать якорь, организовывают наблюдение за стоянкой с периодической проверкой координат выбранных ориентиров; В целях обеспечения и поддержания живучести судна экипаж отрабатывает приемы по использованию имеющихся средств борьбы с водой, огнем и дымом; регулярно проводят занятия и тренировки; изучают конструктивные особенности судна и правила его эксплуатации;Для обеспечения безопасности при погрузке/выгрузке экипаж тщательно контролируют транспортную документацию, устанавливает способы размещения грузов согласно действующим правилам, выделяет опасные грузы в отдельную категорию при их наличии, и транспортируют их в соответствии с требованиями Кодекса МОПОГ;Для предотвращения и борьбы с возможными пожарами на борту судна экипаж выполняет предупредительные мероприятия, осваивает методы разведки пожара, эвакуации людей, отрабатывает взаимодействие в случае пожара, и использование штатных средств пожаротушения;Для обеспечения непотопляемости судна экипаж следит за правильным использованием систем водоотлива и спрямления судна, аварийно – спасательного имущества;В случае крайней необходимости, по личной команде капитана, экипаж оценивает готовность покинуть аварийное судна, поддерживает знание аварийных сигналов; осмысливает перечень действий по спасению человека за бортом; поддерживает в работоспособности имеющиеся на судне средства спасения, а именно: одну моторную четыре ручных стеклопластиковых шлюпки общей вместимостью 100 человек, а также 6 спасательных плота «Викинг» по 25 человек каждый; Для оказания первой медицинской помощи экипаж поддерживает соответствующие индивидуальные навыки, и необходимое медицинское оборудование.В результате, судно и экипаж во главе с капитаном всегда готовы к организации безопасного плавания с соблюдением всех норм и правил, установленных действующими нормативными документами.Итак, на основании выполненной работы, автором верифицирована схема безопасности плавания теплохода по реке Волга, которая включает в себя следующие компоненты:План перехода;Навигационный контроль маршрута с помощью судовых средств:Контроль глубин фарватера с помощью ультразвукового эхолота,Комплект навигационных руководств и пособий;Радиолокационное наблюдение за сближением с другими судами;Обоснованный выбор места якорной стоянки;Руководство по маневрированию в узкостях;Перечень мероприятий по обеспечению живучести судна;Правила безопасной погрузки/выгрузки, включая опасные грузы;Противопожарные инструкции;Мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;Перечень аварийно – спасательного и медицинского оборудования. ЗаключениеВыполнен обзор и анализ мероприятий, направленных на организацию и поддержания на борту теплохода системы управления безопасностью. Установлено, та данные мероприятия распространяются на широкий спектр вопросов, касающихся создания организационный и те технических мероприятий на борту по обеспечению безопасности плавания и сохранности жизней экипажа. Для моделирования безопасности выбраны конкретный маршрут и моделирующее судно. В ходе анализа плана перехода показано, что на данном судне имеются все положенные документы и приняты и реализованы все, обозначенные в обзоре, мероприятия по обеспечению безопасности плавания во всех рассмотренных направлениях. В результате выявлен и сформулирован перечень вопросов и направлений, внимание к которым повысит безопасность плавания судов рассмотренного типа. Работа имеет практический смысл в качестве руководства для совершенствования методов организации безопасности плавания судна на ВВП с применением современных средств навигации и контроля окружения судна. ЛитератураМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по теме «Судовождение», Казань, ВГУВТ, 2018 г. Г.Б. Вильский, А.С. Мальцев, В.В Бездольный, Е.И. Гончаров Навигационная безопасность при лоцманской проводке судов.- Одесса: Феникс, 2007.-330 с.Воробьев Ю.Л. Гидродинамика судна в стесненном фарватере.- С.-Петербург: Судостроение, 1992. -135 с.Мальцев А.С. Теория и практика безопасного управления судном при маневрировании. Дис.докт. техн. наук: 05.22.16.-Одесса, 2007.-395 с.Снопков В.И. Управление судном. - Санкт-Петербург: АНО НПО «Профессионал», 2004. https://helpiks.org/6-8280.htmlhttp://wc.matrixplus.ru/usbm03-001.htmhttps://megaobuchalka.ru/10/14602.htmlhttp://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71794832/#ixzz5dzotrhLHhttps://masterok.livejournal.com/1029282.htmlМаневрирование и управление судном: метод. указания к выполнению лабораторных работ для студ. оч. и заоч. обуч. специальности 260505.65 «Судовождение» / сост.: А.Н. Клементьев, П.Н. Токарев, Р.С. Хвостов. – Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – 101 ст. https://flot.com/publications/books/shelf/conning/91.htmМеждународный Кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) – версия 01.06.2010. International Safety Management (ISM) Code (КодексМКУБ) - http://seoasr.ru/Media/Site/Docs/ISMC/ISMC.pdfНаставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов (НБЖ – ТС- 2002) Приказ ГТК РФ от 15.03.2002 N 249 об утверждении - https://www.lawmix.ru/pprf/50757Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС (SOLAS, InternationalConventionfortheSafetyofLifeatSea) - http://www.sur.ru/upload/legislation/Solas_74_file_5_37_4078.pdfГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утвержден Постановление Государственного Стандарта №2957 от 19.08.88 г. ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы. Упаковка» (01.01.86 г.). Стандарт от 2007 год. МК МПОГ – Международный Кодекс морских перевозок опасных грузов, введен ИМО, Ассамблеей Международной морской организации 27.09.1965 - https://online.lexpro.ru/document/2000602КТМ – Федеральный кодекс торгового мореплавания РФ № 81-ФЗ от 30.04.1999 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ-73/78) приказ Минтранса РФ №ВР-1-п от 21.04.2003 - http://www.idgca.org/doc/app6_020215.pdfhttps://helpiks.org/2-45849.htmlhttps://helpiks.org/2-45850.htmlhttp://volga-micro.narod.ru/maps/maps.htmlКонвенция N 164о здравоохранении и медицинскомобслуживании моряков - http://docs.cntd.ru/document/1901837

Литература
1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по теме «Судовождение», Казань, ВГУВТ, 2018 г.
2. Г.Б. Вильский, А.С. Мальцев, В.В Бездольный, Е.И. Гончаров Навигационная безопасность при лоцманской проводке судов.- Одесса: Феникс, 2007.-330 с.
3. Воробьев Ю.Л. Гидродинамика судна в стесненном фарватере.- С.-Петербург: Судостроение, 1992. -135 с.
4. Мальцев А.С. Теория и практика безопасного управления судном при маневрировании. Дис.докт. техн. наук: 05.22.16.-Одесса, 2007.-395 с.
5. Снопков В.И. Управление судном. - Санкт-Петербург: АНО НПО «Профессионал», 2004.
6. https://helpiks.org/6-8280.html
7. http://wc.matrixplus.ru/usbm03-001.htm
8. https://megaobuchalka.ru/10/14602.html
9. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71794832/#ixzz5dzotrhLH
10. https://masterok.livejournal.com/1029282.html
11. Маневрирование и управление судном: метод. указания к выполнению лабораторных работ для студ. оч. и заоч. обуч. специальности 260505.65 «Судовождение» / сост.: А.Н. Клементьев, П.Н. Токарев, Р.С. Хвостов. – Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – 101 ст.
12. https://flot.com/publications/books/shelf/conning/91.htm
13. Международный Кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) – версия 01.06.2010. International Safety Management (ISM) Code (Кодекс МКУБ) - http://seoasr.ru/Media/Site/Docs/ISMC/ISMC.pdf
14. Наставление по борьбе за живучесть морских (речных) таможенных судов (НБЖ – ТС- 2002) Приказ ГТК РФ от 15.03.2002 N 249 об утверждении - https://www.lawmix.ru/pprf/50757
15. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС (SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea) - http://www.sur.ru/upload/legislation/Solas_74_file_5_37_4078.pdf
16. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утвержден Постановление Государственного Стандарта №2957 от 19.08.88 г.
17. ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы. Упаковка» (01.01.86 г.). Стандарт от 2007 год.
18. МК МПОГ – Международный Кодекс морских перевозок опасных грузов, введен ИМО, Ассамблеей Международной морской организации 27.09.1965 - https://online.lexpro.ru/document/2000602
19. КТМ – Федеральный кодекс торгового мореплавания РФ № 81-ФЗ от 30.04.1999 г.
20. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ-73/78) приказ Минтранса РФ №ВР-1-п от 21.04.2003 - http://www.idgca.org/doc/app6_020215.pdf
21. https://helpiks.org/2-45849.html
22. https://helpiks.org/2-45850.html
23. http://volga-micro.narod.ru/maps/maps.html
24. Конвенция N 164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков - http://docs.cntd.ru/document/1901837

Вопрос-ответ:

Какие элементы включает в себя система управления безопасностью плавания?

Система управления безопасностью плавания включает в себя общие принципы построения схемы обеспечения безопасности судна, обеспечение безопасности при маневрировании, обеспечение живучести судна, безопасность при погрузке выгрузке, борьбу с пожарами, непотопляемость, оставление судна, оказание первой медицинской помощи и моделирование безопасности плавания.

Какие принципы лежат в основе построения схемы обеспечения безопасности судна?

Основными принципами построения схемы обеспечения безопасности судна являются определение возможных опасностей, оценка рисков, разработка предупредительных мероприятий, обучение экипажа правилам безопасности, контроль выполнения мероприятий и постоянное совершенствование системы безопасности.

Как обеспечивается безопасность при маневрировании судна?

Для обеспечения безопасности при маневрировании судна используются специальные системы управления, такие как системы автоматического пилотирования, системы контроля рулевых механизмов, системы контроля пространственной ориентации и т.д. Также важным элементом является обучение экипажа правилам маневрирования.

Что непотопляемость судна?

Непотопляемость судна означает, что оно способно сохранять плавучесть и сохранять работоспособное состояние даже при попадании внутрь судна воды. Для обеспечения непотопляемости применяются различные системы, такие как водонепроницаемые отсеки, системы автоматического закрытия отверстий при проникновении воды и т.д.

Зачем нужно моделирование безопасности плавания?

Моделирование безопасности плавания позволяет предсказать возможные опасности и риски, связанные с плаванием судна, и разработать соответствующие меры по их предупреждению и устранению. Это позволяет снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций и обеспечить безопасность плавания.

Какие элементы включает в себя система управления безопасностью для теплохода?

Система управления безопасностью для теплохода включает в себя ряд элементов, включая общие принципы построения схемы обеспечения безопасности, обеспечение безопасности при маневрировании, обеспечение живучести судна, безопасность при погрузке и выгрузке, борьбу с пожарами, непотопляемость, оставление судна, оказание первой медицинской помощи и моделирование безопасности плавания.

Какие общие принципы лежат в основе схемы обеспечения безопасности теплохода?

Общие принципы построения схемы обеспечения безопасности теплохода включают в себя анализ рисков, определение мероприятий по предотвращению и устранению этих рисков, разработку процедур эксплуатации и инструкций, обучение персонала, проведение проверок и контроля систем безопасности.

Как обеспечивается безопасность при маневрировании теплохода?

Для обеспечения безопасности при маневрировании теплохода применяются различные меры, такие как использование противодвижительной силы, управление рулем, регулировка скорости движения, наблюдение за окружающей обстановкой, соблюдение правил и инструкций маневрирования, а также обучение экипажа и использование специализированных систем управления.

Как обеспечивается живучесть теплохода?

Обеспечение живучести теплохода осуществляется за счет различных мероприятий, включая правильное конструирование и строительство судна, установку систем автоматического контроля состояния корпуса, применение система защиты от водахлопа, обеспечение надежности и соответствия системы энергообеспечения, использование запасных средств связи и эвакуации, а также подготовку экипажа к действиям в экстремальных ситуациях.

Как осуществляется борьба с пожарами на теплоходе?

Борьба с пожарами на теплоходе осуществляется путем использования систем автоматического пожаротушения, установки противопожарного оборудования, проведения учений и тренировок по эвакуации и пожаротушению, а также подготовки экипажа к действиям в случае возникновения пожара. Кроме того, важную роль играет превентивная работа по обнаружению и предотвращению возможных источников возгорания.

Какие элементы входят в систему управления безопасностью поведения теплохода?

Система управления безопасностью поведения теплохода включает в себя общие принципы построения схемы обеспечения безопасности судна, обеспечение безопасности при маневрировании, обеспечение живучести судна, безопасность при погрузке и выгрузке, борьбу с пожарами, непотопляемость, оставление судна, оказание первой медицинской помощи и другие элементы.

Как обеспечивается безопасность при маневрировании теплохода?

Безопасность при маневрировании теплохода обеспечивается соблюдением определенных правил. На борту теплохода должны находиться опытные и квалифицированные моряки, которые знают все особенности маневрирования. Кроме того, применяются специальные навигационные системы и оборудование, которые помогают управлять судном в условиях ограниченной видимости. Также используются средства связи для коммуникации с другими судами и контрольными центрами.