Ветхозаветное жертвоприношение. История. Толкование.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 31.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Раздел 1 История развития системы жертвоприношений иудеев………….6
1.1 Жертвоприношения до Закона Моисея. Принесение в жертву Исаака…8
1.2 Период Скинии…………………………..……………………………….11
1.3 Храмовые жертвоприношения…………………………………………..12
1.4 Иудейская синагога и система жертвоприношений……………………14
Выводы к разделу 1…………..………………………………………………15
Раздел 2 Толкование ветхозаветного жертвоприношения в контексте христианского богооткровения…………………………………………………….16
2.1 Ветхозаветная жертва как жертва за грехи народа Израилева………...17
2.2 Прообраз Христовой жертвы на кресте в постановлениях Закона Моисея……..………………………………………………………………………...22
Выводы к разделу 2…………………………………………………………..28
Заключение...…………………………………………………………………29
Литература…...……………………………………………………………….30
Выдающийся богослов К. Барт считает, что после разрыва пут греха через спасительную жертву Иисуса Христа человек должен осознать: «я отрезан и отделен от греха, я живу, так как живу больше недля него, но для Бога, совершил этот разрез между ним и мной: именно в Иисусе Христе, на основе того ив истине того, что я принадлежу к этому образу Его смерти и Его жизни на основе и в истине того, что то, чтопроизошло Ему, произошло для меня, произошло для меня так авторитетно и легитимно, что все, чтопроизошло для меня, не только покрыло, но и сгладило все то, что могло произойти с меня и за меня, такимобразом я больше не подлежу своей собственной, а Его ответственности, больше принадлежу не себе самому, араз ему» [1, с. 68].Аналогия крещения в иудейской пасхальной трапезы в Послании к римлянам позволяет провести параллели относительно реминисцентность и алюзийности символического текста христианского таинства с ветхозаветными-иудейскими ритуалами праздника Песах. Понимание жертвы как определенного текстоориентованого элемента таинства крещения, наделенного потенциалом структурирования библейского семиозиса, детерминирует необходимость артикулировать другие его коннотации для расшифровки имплицитного содержания.Обратимся в Книгу бытия, в частности к тому ее фрагмента, когда после победы над обладателями Ханаана навстречу Авраму выходит царь Содома: «А Мелхиседек, царь Салему, вынес хлеб и вино - он был священник Бога Всевышнего - благословил его и сказал: «Да благословен будет Авраам Богом Всевышним, что сотворил небо и землю.» Благословен будь Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» (Быт. 14,18-20).Мелхиседек (др.-евр. Malki-sedek–«мой царь справедливый») - довольно загадочная фигура на страницах Библии; знаем о нем лишь то, что был обладателем Салему и «священником Бога Всевышнего». То весьма странно, поскольку в Книге бытия находим немало генеалогий. Кроме того, нет стопроцентной уверенности, что Салем (Шалем) - это Иерусалим (согласно, общего убеждения), а «Бог Всевышний» - это Яхве. В то же время, боговдохновенности автор возвышает его над Авраамом, которого избрал Бог и который возвращался с победой. То необычная ситуация в Ветхом Завете, так отца избранного народа благословляет анонимный царь, да еще и не еврей. Более того, Авраам отдает ему десятую часть из всего, чем владел.Христианские экзегеты считают, что жертвование Авраму хлеба и вина является аллюзией евхаристии. В одной из давних церковных евхаристических молитв читаем такие слова: «составляем Твоему высоком величия сполученных от Тебя даров Жертву чистую, святую и совершенную. Святой хлеб вечной и бокал изначального спасения. Призри на них с любовью и милосердно прими, подобно принял дары своего слуги, справедливого Авеля, и жертву нашего патриарха Авраама, а также то жертву, которую Тебе составил Твой священник Мелхиседек, как заповедь Жертвы досконалои6» [3].На сегодня большинство литургистов сходится на том, что Тайная вечеря Сына Божия и апостолов, на которой было установлено таинство Евхаристии, была традиционной иудейской предпасхальной трапезой седер, символические обряды и предписания которой было выполнено: "и именно потому, что Христос, исполнив их, применил их к себе, к своему спасительному делу, - стали первоначальной, основной формой Церкви, ее самосвидетельствования, ее самореализации в мире »[16].Семиосфера Книги Левит позволяет проследить иудео-христианскую континуальность символики,требует более детального анализа, в частности, на примере ветхозаветной символики, касается, прежде всего, жертвоприношений, референтной христианской благодарственной жертвы - евхаристии. В христианской теологии долгое время критиковалась формализованная система ветхозаветных жертвоприношений. Но в такой общей критике терялось понимание того, что «Иисус замещает еврейскую систему жертвоприношений. В то же время именно на категориях этой системы базируется свидетельство о личности и роль Иисуса» . И«все христианское учение о «спасении через кровь» зависит от этой литургической системы, ставшей основой учения о спасительной жертве Христа »[6, с. 82].Литургические наблюдения над Ветхим Заветом свидетельствуют о том, что чем ближе приближаемся к Новому Завету, тем отчетливее видно, что для формирования сообщества и коммуникации с Богом важными выступают кровавые жертвоприношения, а внутреннее изменение человека. Внешний культовый пение мог заменить кровавую жертву; одновременно церемония выполнялась у ворот Храма, а левиты призвали верующих к прославлению Яхве: «Войдите с благодарностью (tôdâ) в его ворота, в его дворы с хвалой; благодарите ему, благословите его имя!» (Пс. 100, 4) [14, с. 415].Понятие tôdâ может иметь экклезиальный отголосок также вне контекста литургии. В частности, сознательно и добровольно совершенный грех исключает израильтянина с культовой сообщества, поскольку он разрушает связь между верными и Яхве. В такой ситуации признание вины является обязательным условием для исправления испорченного связи и получения Господня прощение. Примером такой ветхозаветной исповеди является случай с Ахан, который присвоил себе часть запрещенных вещей, что стало причиной поражения Израиля при Ае.После разоблачения преступления Иисус Навин обратился к виновнику: «Сын мой, дай славу Господу Богу Израиля, и проявления уважения к нему» (Нав. 7, 19). Признание вины (гр. Eksomologēsis) является условием признания славы Господней в израильской общественности. Согласно священнической традиции, при определенных условиях признания вины составляет вступительную часть обрядов жертвоприношения: «И как станет виновным в чем-нибудь таком, должен признаться, что согрешил, и принести Господу за грех жертву содеянное грех" (Лев. 5, 5-6) . На наименование признание вины законодатель использует здесь форму глагола jādâ, от которого происходит термин «признание» (tôdâ). Ритуалы Дня Искупления (ЙомКипур) предусматривали также признание вины Израиля, правда, здесь акт общей «исповеди» выполнял первосвященник от имени всего народа. Во время праздника выполнялась уже известна схема (Лев. 5,1-6. 20-36; Чис. 5,5-8): признание вины - составление жертвы - соединения с Богом.Обряд с жертвенным бараном - не только остаток древнего мифологического ритуала, но и заповедь новозаветного таинства евхаристии. После возвращения из вавилонского плена евреи стали еще более сплоченной сообществом, конституированной признанием собственных проступков и прославлением Бога. Последний раздел Книги Эздры - это описание впечатляющей грех литургии всей общины (др.-евр. Qāhāl) Израиля. Священник Эзра, как когда-то Иисус Навин, призывает верующих «отдайте честь Господу» (Эз. 10, 11: tôdâ) через признание вины и отлучение от чужих народов. В завершение Книги Неемии немало места занимает описание посвящения иерусалимских стен - символа святой сообщества, отделенной от языческого мира. По этому случаю был созван левитов, "чтобы праздновать посвящение с радостью, благодарностью и песнями (tôdôt, мн. От tôdâ), под звуки цимбал, арф и гуслей» (Неем. 12, 27). Финалом этого торжества была процессия «двух больших хоров, что благодарность пели» (tôdōt: Неем. 12, 31. 38. 40), которые сошлись у дома Господня. «Большие жертвы» и «большая радость» (Неем. 12, 43) заканчивают это все символический образ. Признание, сопряженное с жертвой, ведет к объединению грешной сообщества со Святым Израиля.Несмотря на то, что прямого наименования евхаристия в текстах Ветхого Завета нет, все символические реминисценции указывают на связь обеих частей Библии в формировании теологически-символического представления благодарственного таинства. Евхаристическую жертву всегда сопровождал пение гимнов, который черпал вдохновение из благодарственных псалмов (tôdâ). Кроме текстов Нового Завета, их встречаем также и в апокрифической литературе, в частности в «Дидахе»: "Спасибо Тебе (eucharistoumensoi), Отче наш, святым виноград Давида». Эта же известная достопримечательность содержит также важное свидетельство сочетание евхаристической жертвы с признанием грехов, подобно Ветхого Завета: «В день Господень собравшись вместе, ломайте хлеб и благодарите (eucharistēsate), признав, прежде всего, грехи ваши, чтобы чистой была ваша жертва». Целью жертв израильского народа было укрепление связи (communio) между Израилем и Яхве. Среди сложной системы животных жертв со временем большее значение приобретают бескровные мучные жертвы (oblata), которые были символом благодарности за различные проявления Божьего милосердия. Антрополог М. Дуглас объясняет переход от кровавой к мучной жертвы так: «Во-первых, Левит одаривает уважением и опекой жизни животных. Во-вторых, уже в Книге Левит развитая система мучных жертв дополняет жертвы животные.В-третьих, речь религии характеризуется аналогичным мышлением, в котором развились метафорыкосмоса и тела. Христианская наука о евхаристии вырастает естественным образом из поучения Книги Левит.Без необходимости резкого разрыва с древними формами религиозности или также важными идеями традиций другихрелигий»[2, с.223]. Итак, теологическая преемственность Ветхого и Нового Заветов предусматривает наследование христианством из иудаизма также образно-символических топосов в парадигме "традиция-новаторство", согласно новозаветной сотериологии. Органическую взаимосвязь двух частей Библии прослеживается не только на теологическом уровне, но и на структурно-семиотическом, что удостоверяется анализом отдельных концептуальных текстоформуючихтопосов, которые являются важной частью целостности библейского канона.Выводы к разделу 2Семиотический текст таинств крещения и евхаристии коррелируется с семантическими кодами ветхозаветных жертв. Крещение как внутреннее преображение человека детерминировано теологическим пониманием сораспятие со Христом, на основе Послания к римлянам апостола Павла, когерентное с денотативное значение иудейской пасхальной трапезы, образующие гармоничный коммуникативный дискурс на основе представления о духовном "переход-освобождения". Концептуальные символические коннотации таинства евхаристии в контексте нарратива благодарственных жертв Ветхого ЗаветаЗАКЛЮЧЕНИЕСложившаяся система жертвоприношений, которая была заповедана израильскому народу Господом через Моисея представляла собой прообраз искупительной жертвы Иисуса Христа и имела педагогическое значение для божьего народа.Жертвоприношения имели огромнейшее религиозное и культурное значение для народа древней Иудеи и для всех, кто уверовал в Единого Бога. Так как посредством жертвоприношения народ Божий очищал свои грехи и был свят для Бога. Также все этапы жизни правоверного иудея сопровождались рядом разнообразных жертвоприношений. Толи это мирная жертва, толи возлияние, толи это приношение первых плодов.Жертвы Израиля имели выразительный експиациальный характер, то есть измерение возмещения Бога за совершенные грехи. Для людей той эпохи это было средство получить прощение грехов. Особая роль отводилась крови жертвы - это она смывала грех человека за Лев. 17,11: «Ибо в крови - жизнь тела, и я вам позволил употреблять ее на жертвеннике в искупление за ваши души, кровь так делает покаяние, поскольку в ней жизни». Кровь была единственной частью жертвенного животного, которую вносили внутрь Храма (во время грех жертвы за грехи всего народа). Раз в год, в праздник ЙомКиппур, жертвоприношения было исключительно торжественное и происходило согласно особым ритуалом, описанным в Лев. 16. Только тогда первосвященник заносил кровь за завесу во Святое Святых, чтобы окропить ею Ковчег , символ Божьего присутствия.ЛИТЕРАТУРАBart. K. TolkovaniePoslanii k RimlianamiFilippiitsam [The Expounding of the Messages to the Romans and Phillipians] / K. Bart. – M. :Bibleisko-bogoslovskiiinstitutsv. apostolaAndreia, 2010. – х+306 s. – Seriia "Sovremennaiabibleistika".Douglas М. The Eucharist: Its Continuity with the Bread Sacrifice of Leviticus / M. Douglas // Modern Theology. -1999. - № 15. - P. 209-224 .: 223.Sekściński A., ks. Chlebi wino [Електроннийресурс] / ks. A. Sekściński. – Режим доступу :http://biblia.wiara.pl/doc/463502.Chleb-i-wino/2. Авдиев В. И. История Древнего Востока / В. И. Авдиев. — М.: Высшая школа, 1970. — 609 с.Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистики текста / Н.С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск. - 2003. - № 3-4. - С. 198-207, с. 3Брюггеман В. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение / В. Брюггеман. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - XVI - 570 с. - Серия "Современная библеистике"Вулли Л. Ур халдеев / Л. Вулли. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с.Даймонт М. Евреи, Бог и История / М. Даймонт. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.litmir.co/br/?b=74022. Еврей // Электронная еврейская энциклопедия. Том 2, кол. 405–411. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/11501.Нудельман Р. Тора от Моше до Моше / Р. Нудельман. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://www.skeptik.net/religion/judaism/rolls.htm.Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино [Електронний ресурс] – Режим доступу http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_3.htmРоландеВо (Les institutions de l’Ancien Testament. Vol. II. Cerf, Paris, 1958, pp. 316–317Соломон // Электронная еврейская энциклопедия. Том 8, кол. 421–425. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/13893. Тора. Пятикнижие и гафтаротт. Ивритский текст с руським переводом и классическим комментарием «Сончино» / коммент. сост. д-р Й. Герц. – М. : Мосты культуры; Иерусалим : Гешарим, 2007. – 1455 с.Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Л. Шиффман; пер. с англ. А. М. Сиверцева. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm.Шмеман А. Евхаристия. Таинство царства / А. Шмеман; [Пер. с рус. Т. Резун]. - Львов: Светильник, 2007. -272 с. - Серия "Свет Востока".Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия («СеферГатодаа»). Еврейский календарь, его памятные дни и их значении. Том 3: Ияр-Эул / Э. Ки-Тов; пер. с иврита под редакцией А. Этермана. – Иерусалим : «Авида», 1998. – 406 с.Эттингер Ш. Очерки по истории еврейского народа / Ш. Эттингер. - ТельАвив: Изд-во «Амовед», 1972. — 872 с.
2. Douglas М. The Eucharist: Its Continuity with the Bread Sacrifice of Leviticus / M. Douglas // Modern Theology. -1999. - № 15. - P. 209-224 .: 223.
3. Sekściński A., ks. Chleb i wino [Електронний ресурс] / ks. A. Sekściński. – Режим доступу :http://biblia.wiara.pl/doc/463502.Chleb-i-wino/2.
4. Авдиев В. И. История Древнего Востока / В. И. Авдиев. — М.: Высшая школа, 1970. — 609 с.
5. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистики текста / Н.С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск. - 2003. - № 3-4. - С. 198-207, с. 3
6. Брюггеман В. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение / В. Брюггеман. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - XVI - 570 с. - Серия "Современная библеистике"
7. Вулли Л. Ур халдеев / Л. Вулли. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с.
8. Даймонт М. Евреи, Бог и История / М. Даймонт. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.litmir.co/br/?b=74022.
9. Еврей // Электронная еврейская энциклопедия. Том 2, кол. 405–411. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/11501.
10. Нудельман Р. Тора от Моше до Моше / Р. Нудельман. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : https://www.skeptik.net/religion/judaism/rolls.htm.
11. Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино [Електронний ресурс] – Режим доступу http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_3.htm
12. Ролан де Во (Les institutions de l’Ancien Testament. Vol. II. Cerf, Paris, 1958, pp. 316–317
13. Соломон // Электронная еврейская энциклопедия. Том 8, кол. 421–425. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/13893.
14. Тора. Пятикнижие и гафтаротт. Ивритский текст с руським переводом и классическим комментарием «Сончино» / коммент. сост. д-р Й. Герц. – М. : Мосты культуры; Иерусалим : Гешарим, 2007. – 1455 с.
15. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Л. Шиффман; пер. с англ. А. М. Сиверцева. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm.
16. Шмеман А. Евхаристия. Таинство царства / А. Шмеман; [Пер. с рус. Т. Резун]. - Львов: Светильник, 2007. -272 с. - Серия "Свет Востока".
17. Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия («Сефер Гатодаа»). Еврейский календарь, его памятные дни и их значении. Том 3: Ияр-Эул / Э. Ки-Тов; пер. с иврита под редакцией А. Этермана. – Иерусалим : «Авида», 1998. – 406 с.
18. Эттингер Ш. Очерки по истории еврейского народа / Ш. Эттингер. - ТельАвив: Изд-во «Ам овед», 1972. — 872 с.
Вопрос-ответ:
Как развивалась система жертвоприношений у иудеев до принятия Закона Моисея?
До принятия Закона Моисея иудеи принесли в жертву Исаака, сына Авраама. Этот акт жертвоприношения стал символом веры и послушания Богу в иудейской традиции.
Какие виды жертвоприношений были принесены в Скинии?
В Скинии принимались различные виды жертвоприношений, включая животных, таких как овцы, козлы, тельцы, и птицы. Жертвоприношения были предназначены для очищения от грехов и как проявление поклонения иудеев Богу.
Какие жертвоприношения проходили в храме?
В храме принимались различные виды жертвоприношений, включая всесожжение, принесение пищи, жертвоприношение примирения и жертвоприношение благодарности. Целью этих жертвоприношений было выполнение заповедей Бога и искупление грехов иудеев.
Как система жертвоприношений была связана с иудейской синагогой?
Жертвоприношения не проходили в синагогах, так как эти места служили для молитв и чтения Писания. Однако, иудеи молились о прощении грехов и приносили жертвы в храме, который был связан со синагогой.
Какое значение имеет ветхозаветное жертвоприношение в христианском контексте?
Ветхозаветное жертвоприношение в христианском контексте служит символом и предвестником жертвы Иисуса Христа на кресте. Христиане считают, что смерть Иисуса стала окончательным искуплением грехов человечества, и поэтому уже не нужно приносить жертвы животных или другие ритуальные жертвоприношения.
Какова история развития системы жертвоприношений у иудеев?
Система жертвоприношений у иудеев имела долгую историю. Вначале, до Закона Моисея, люди приносили жертвы свободно, без каких-либо ограничений. Затем, в период Скинии, жертвоприношения стали проводиться в определенном месте, на святилище, которое передвигалось вместе с израильтянами. В конце концов, с постройкой Храма жертвоприношения стали проводиться только там. Даже после уничтожения Храма, жертвоприношения продолжались в Иудейской синагоге.
Какие жертвоприношения приносили до появления Закона Моисея?
До появления Закона Моисея, люди приносили различные жертвы, как свободные, так и обязательные. Основные виды жертвоприношений включали животных, плоды земли и тельца, приносимого в жертву уплаты за убийство. Эти жертвы были приносимы в благодарность Богу или для искупления грехов.
Какими были жертвоприношения во время Скинии?
Во время Скинии, жертвоприношения проводились в определенном месте - передвижном святилище, где находилась ковчег Завета. Жертвы в форме животных и других приношений приводились здесь для искупления грехов и благодарности Богу. Жертвоприношения стали более структурированными и организованными, чем до этого.
Какие жертвоприношения проводились в Храме?
В Храме, после его постройки, проводились различные виды жертвоприношений. Это включало животных жертв, винные и хлебные приношения, а также курение благовоний. Жертвы анафемы, то есть предназначенные для уничтожения, также приносились в Храме. Большую часть этого служения осуществляли специально обученные священники.
Как развивалась система жертвоприношений у иудеев до появления Закона Моисея?
Перед появлением Закона Моисея, у иудеев существовала практика жертвоприношений. Ветхий завет описывает примеры таких жертвоприношений, например, принесение в жертву Исаака Авраамом. Однако, до появления Закона Моисея не было установлено жестких правил и норм, связанных с жертвоприношениями.
Какие жертвоприношения совершались в период Скинии?
В период Скинии, когда израильтяне путешествовали по пустыне, совершались различные жертвоприношения. Ветхий завет описывает, что в этот период молодые племена наносили жертвы на портативный жертвенник, который был сделан приказом Бога. Эти жертвоприношения были необходимы для очищения грехов и выражения благодарности Богу за его милость и защиту.
Какие жертвы приносились в иудейской синагоге и какая была система жертвоприношений в те времена?
В иудейской синагоге жертвы не приносились, так как это не было местом для жертвенных обрядов. Жертвоприношения совершались только в Священном храме в Иерусалиме. В отличие от современных синагог, где проводятся только религиозные службы, исключительно в храме совершались жертвенные обряды, согласно закону Торы. Жертвы, как правило, были животными, такими как агнцы или теленки, и их кровь и тушу использовали для очищения грехов и покаяния.