«Изучение орфоэпии на уроках русского языка в средней школе»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 24.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения орфоэпии в школе 5
1.1. Орфоэпия как раздел языкознания 5
1.2. Орфоэпические нормы русского языка 8
Глава 2. Методологические аспекты изучения орфоэпии в средней школе 12
2.1. Изучение орфоэпии на уроках русского языка 12
2.2. Виды упражнений и заданий, формирующих орфоэпический навык 15
2.3. Общие рекомендации при изучении орфоэпии в школе 23
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Конечно, литературное произношение в кино, театре, на телевидении и радио имеет большое значение для освоения русского литературного языка обществом. Именно школа призвана заложить у подрастающего поколения основы литературного произношения; потому забота оувеличении произносительной культуры обучающихся является одной из существенных обязанностей любого учителя словесника. Орфоэпия, как уже было сказано, опирается как составная часть науки о языке на соответственные нормы, под которыми подразумевается совокупность явлений, которые разрешёны системой языка, закреплённых и отобранных в речи носителей языка и являются обязательными для всех носителей этого языка. Литературный язык предполагает строгий отбор языковых фактов в качестве нормы с одной стороны, учитываются языковые традиции, с другой - в развитии языка прогрессивные тенденции.Орфоэпия не изучается в школе как самостоятельный раздел, и потому в методическом отношении представляется значительным рассмотрение орфоэпических вопросов параллельно с изучением главных разделов школьного курса русского языка. [21, c. 53]Однако во многом орфография определяется произношением. И в наше время наблюдается тенденция сближения написания и произношения. Таким образом, успех обучения орфографии зависит от одновременного решения орфоэпических задач, и наоборот.Потому целесообразно на уроках применить упражнения двух видов, когда:1. Написание и произношение слов совпадают (брать, том, дом и т.д.).2. Написание и Произношение слов не совпадают (нести, подруга, сестра и т.д.).Они должны осуществляться на основе наблюдений над звуковым и зрительным обликом слова, то есть его необходимопроизнести и записать. Обучение орфоэпии в школе также опирается на элементарные сведения в области фонетики, которые вырабатывают ряд фонетических умений:в словах различение звуков: определение по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, земля и земли; вода и воды; часы и часики) согласных в корнях слов (например, сторож и сторожить; луг и луга);смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают эти слова (например, лимон и лиман; лук и люк); определите, что различает данные слова (например, мода и дома; лот и тол);постановка ударения в словах: произнесите слово, голосом выделяя ударный слог;деление слова на слоги (деление горизонтальной чертой);определение звукового состава слова и его фонетический разбор слова.Особо стоит подчеркнуть, что значение основных законов фонетической системы русского литературного языка помогает изжить из речи обучающихся проявления произносительных особенностей, свойственных диалектам.Изучение систематического курса синтаксиса для продолжения работы по орфоэпии в VII - VIII классах открывает большие возможности. На уроках русского языка развитие речи предполагает формирование навыков и умений коммуникативно-целесообразной и правильной речи. Орфоэпия рассматривается как значительный компонент правильной речи одновременно в 2-ух разделах работы по развитию речи. [9, c. 27]Задачи обучения орфоэпии1. Развитие и формирование речевого слуха обучающихся, то есть способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать её с точки зрения соблюдения норм литературного языка.2. Целенаправленная и систематическая работа по формированию орфоэпических навыков и умений на основе соответственных знаний.3. У школьников развитие языкового вкуса и чутья, неравнодушного отношения к ненормированному, небрежному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля.4. Соблюдение единого речевого режима в школе.5. Речевое самосовершенствование, языковое самообразование учителя.Навыки и умения при обучении орфоэпии1. Умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и производить орфоэпический разбор. То есть обучающиеся должны объединять в любом звучащем слове его произносительные особенности и уметь их анализировать с точки зрения соблюдения норм орфоэпии, то есть совершать орфоэпический разбор. Например, школьники должны внимание обратить на произношение согласных звуков в словах парашют, скучный, поздно, местный, считать и др.2. Научить детей анализировать свою речь с позиций неправильности - правильности и оценки дикции. Необходимость выработки речевого самоконтроля, снабжающего, в конечном счете, эффективность в улучшении устной речи.3. Нужноразвивать у школьников потребность давать аргументированную оценку речи других носителей языка. То есть умения произношения окружающих людей оценивать тактично, ссылаясь на рекомендации словарей, орфоэпические правила и речевые образцы.Нужно учить говорить правильно и читать правильно, звучащему образцу подражая.Умение отчётливо и внятно произносить слова и звуки, соблюдать нормальный темп речи.Умение читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой.Умение рационально и правильно пользоваться орфоэпическими справочниками и словарями, в которых имеются произносительные пометы.Целесообразно при работе над орфоэпическими нормами руководствоваться следующими положениями:4.Обучение орфоэпии должно проводиться рассредоточено, порциями с V по IX классы включительно с одновременным улучшением речевого слуха.Выбор норм изучения по классам нужнореализовывать с учётом их доступности для школьников, связи с темами и разделами основного курса русского языка, в частности ошибок в речи школьников этой местности, рекомендаций справочной литературы по орфоэпии. [3, c. 21]Обучающиеся должны знать главные нормы ударения и произношения. Знакомство с трудными для усвоения в теоретическом плане нормами проводится практическим путём.Обучение целесообразно осуществлять на основе поклассных словарей-минимумов.5. Нужноприменить элементарную фонетическую транскрипцию, которая служит средством наглядного сопоставления и различения букв и звуков, предупреждения произносительных ошибок.Выводы по второй главеТаким образом, Формирование произносительных навыков в основном происходит в детские годы, потому для учащихся очень существенно овладеть орфоэпическими нормами – фундаментом культуры устной речи. Однако орфоэпия еще не занимает в школьном образовании того места, которое соответствовало бы ее существенной роли. Подбор соответствующего дидактического материала даёт возможность сравнивать произношение слов в потоке речи (в фразе, предложении) и изолированном положении (с вычленением из контекста). Синтаксический материал предоставляет возможность для закрепления орфоэпических навыков и умений, которые получены в предыдущие годы обучения.При обучении нужно учитывать соотношение правописания и произношения, так как нередко написанное и звучащее слова отличаются, что приводит к соответственным ошибкам. Таким образом, успех обучения орфографии зависит от одновременного решения орфоэпических задач, и наоборот.ЗаключениеОрфоэпические нормы очень важны в ситуации общения. Учить детей выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.Анализ учебно-методической литературы по исследуемой теме позволил нам выявить теоретические основы изучения орфоэпии в школе, разработать системуупражненийизаданий,формирующихорфоэпическийнавык, разработать конспект урока по орфоэпии.Мы заключили, что именноступенчатый,дифференцированныйподходкодномуиз разделов курса русского языка дает возможность сформировать навыки чистой, корректной речи.Рольорфоэпиианалогичнаролиорфографии.Точнотакже,какмалограмотноеписьмотруднопрочитать,неправильнооформленнаяречь,нестандартная устная речь также является помехой в понимании ивзаимном общении. Каждаянеправильностьпроизношенияотвлекаетслушателяот смысла, заставляет обратить внимание на внешнюю сторонуречи и мешает языковому общению.В ходе работы над исследуемой темой, мы убедились, что проблема обучения орфоэпии довольно актуальна в настоящее время. Ученые-лингвисты, такиекак,Р.Б. Сабаткоев,В.В.Львов,Р.И.Аванесовидругие,предлагают различныеподходыкобучениюрусскомуязыку,вчастностикобучению орфоэпическим нормам. Урокиразвитияречи,накоторыхтакжепроисходитовладение учащимися орфоэпическими нормами, приносятсвои плоды. Именно на таких урокахуучащихсяпоявляетсявозможностьпроявитьсвоитворческие способности, применить полученные знания на практике. Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи-решены. Список литературыАванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 5-е изд. – М.: Наука, 1984. – 378 c.Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX в. – М.: Академия, 1994. – 368 c.Головина Л.И. Обучение нормам литературного произношения учащихся начальных классов в условиях влияния местных говоров. – Воронеж, 2004. 234 c.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Мир, 1998. – 326 c.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в своеменном русском языке. - СПб.: Питер, 2000. – 228 c.Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русскоо языка. М.: Мир, 1984. – 322 c.Жезек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике // РЯШ, 1982, № 5.C. 61-68.Колесов В.В. Развитие словесного ударения в современном русском произношении. – Спб.: Питер, 1997. – 328 c.Костомаров В. Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов. // Теория и практика преподавания русского языка и литературы: Роль преподавателя в процессе обучения.— М.: Наука, 1980.— С. 11-19.Ладыгина И.А. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта на уроках фонетики. – М.: Мир, 2008. – 288 c.Ладыженская Г.А. Изучение фонетики и графики в IVклассе // РЯШ, 1981, № 5.C. 65-69Лекант П.А., Леденва В.В. Шкрольный орфоэпический словарь русского языка. - М.: Академия, 2005. – 522 c.Леонова Н.А. Орфоэпия в учебнике русского языка для IV класса // РЯШ, 1972, № 5.C. 47-53Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней шкроле. -М.: Мир, 1989. – 318 c.Львов М. Р. Место развития речи учащихся на уроках грамматики // Начальная школа.— 1976.—№ 7.—С. 7.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. – М.: Мир, 1972. – 366 c.Осипов Б.И. Речевая культура студентов факультета педагогики и методики начального обучения // Начальная школа. - 1977.- № 9.- С. 86.Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. —М.: Академия, 1979.—С. 6.Панов М.В. «И все-таки она хорошая». - М.: Мир, 1964. – 276 c.Панов М.В. О стилях произношения. – В сб.: Развитие современного русского языка. – М.: Наука, 1993. – 322 c.Пешковский А. М. Наш язык: Книга для учителя.— М.: Мир, 1926.— Ч. 1. — С. 21.Правдин В. О преподавании основ орфоэпии в школе. // Русский язык в школе.—1937.— № 6.— С. 10.Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе.— М.: Наука, 1963.— С. 224.Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальных классах.—М., 1960.—С. 31.Рождественский Н. С. Прием сопоставления при обучении русскому языку // Начальная школа.— 1972.— № 8.—С. 75.Розенталь Д. Э,, Теленкева М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.—М.: Мир, 1985.—С. 31.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Тельникова М, Современный русский язык. – М.: Рольдо, 2001. – 266 c.Русский язык и культура речи. Учебник для вузов.//Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003. – 128 c.Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник.//Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1990. – 286 c.Смолицкая Г.П. Работа по исправлению ошибок, вызванных умеренным яканьем.// Русский язык в школе. – 1967. – 128 c.Успенский Л. В. Культура речи. -М.: Наука, 1976.-С. 23.Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи: учебное пособие / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. – 322 c.Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими способами // российский язык в школе.- 1978 -№ 3.-С. 47.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 5-е изд. – М.: Наука, 1984. – 378 c.
2. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX в. – М.: Академия, 1994. – 368 c.
3. Головина Л.И. Обучение нормам литературного произношения учащихся начальных классов в условиях влияния местных говоров. – Воронеж, 2004. 234 c.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Мир, 1998. – 326 c.
5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в своеменном русском языке. - СПб.: Питер, 2000. – 228 c.
6. Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русскоо языка. М.: Мир, 1984. – 322 c.
7. Жезек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике // РЯШ, 1982, № 5. C. 61-68.
8. Колесов В.В. Развитие словесного ударения в современном русском произношении. – Спб.: Питер, 1997. – 328 c.
9. Костомаров В. Г. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов. // Теория и практика преподавания русского языка и литературы: Роль преподавателя в процессе обучения.— М.: Наука, 1980.— С. 11-19.
10. Ладыгина И.А. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта на уроках фонетики. – М.: Мир, 2008. – 288 c.
11. Ладыженская Г.А. Изучение фонетики и графики в IVклассе // РЯШ, 1981, № 5. C. 65-69
12. Лекант П.А., Леденва В.В. Шкрольный орфоэпический словарь русского языка. - М.: Академия, 2005. – 522 c.
13. Леонова Н.А. Орфоэпия в учебнике русского языка для IV класса // РЯШ, 1972, № 5. C. 47-53
14. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней шкроле. -М.: Мир, 1989. – 318 c.
15. Львов М. Р. Место развития речи учащихся на уроках грамматики // Начальная школа.— 1976.—№ 7.—С. 7.
16. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. – М.: Мир, 1972. – 366 c.
17. Осипов Б.И. Речевая культура студентов факультета педагогики и методики начального обучения // Начальная школа. - 1977.- № 9.- С. 86.
18. Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. —М.: Академия, 1979.—С. 6.
19. Панов М.В. «И все-таки она хорошая». - М.: Мир, 1964. – 276 c.
20. Панов М.В. О стилях произношения. – В сб.: Развитие современного русского языка. – М.: Наука, 1993. – 322 c.
21. Пешковский А. М. Наш язык: Книга для учителя.— М.: Мир, 1926.— Ч. 1. — С. 21.
22. Правдин В. О преподавании основ орфоэпии в школе. // Русский язык в школе.—1937.— № 6.— С. 10.
23. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе.— М.: Наука, 1963.— С. 224.
24. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальных классах.—М., 1960.—С. 31.
25. Рождественский Н. С. Прием сопоставления при обучении русскому языку // Начальная школа.— 1972.— № 8.—С. 75.
26. Розенталь Д. Э,, Теленкева М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.—М.: Мир, 1985.—С. 31.
27. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Тельникова М, Современный русский язык. – М.: Рольдо, 2001. – 266 c.
28. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов.//Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003. – 128 c.
29. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник.//Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1990. – 286 c.
30. Смолицкая Г.П. Работа по исправлению ошибок, вызванных умеренным яканьем.// Русский язык в школе. – 1967. – 128 c.
31. Успенский Л. В. Культура речи. -М.: Наука, 1976.-С. 23.
32. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи: учебное пособие / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. – 322 c.
33. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими способами // российский язык в школе.- 1978 -№ 3.-С. 47.

Вопрос-ответ:

Что такое орфоэпия?

Орфоэпия - это раздел языкознания, который изучает правила произношения слов в русском языке.

Какие орфоэпические нормы существуют в русском языке?

Орфоэпические нормы русского языка связаны с правильным произношением звуков и ударения в словах, а также с акцентом и интонацией в предложениях.

Как изучают орфоэпию на уроках русского языка в средней школе?

Изучение орфоэпии на уроках русского языка включает в себя различные виды упражнений и заданий, направленных на формирование орфоэпического навыка у учащихся.

Какие виды упражнений и заданий помогают формировать орфоэпический навык у учащихся?

К таким видам упражнений и заданий можно отнести прослушивание и повторение слов, составление слов по слогам, рассказывание слов по определенной теме и многое другое.

Какие рекомендации можно дать при изучении орфоэпии в школе?

При изучении орфоэпии в школе следует обращать внимание на правильное произношение звуков, ударение и интонацию, а также регулярно проводить тренировочные упражнения для закрепления навыков.

Зачем изучать орфоэпию на уроках русского языка в средней школе?

Изучение орфоэпии на уроках русского языка в средней школе помогает развить правильное произношение и различать звуки русского языка, что является основой для грамотной речи.

Что такое орфоэпия?

Орфоэпия - это раздел языкознания, изучающий произношение слов, звуков и интонации русского языка.

Какие орфоэпические нормы существуют в русском языке?

В русском языке существуют орфоэпические нормы, которые определяют правильное произношение звуков, ударение в словах и интонацию в предложениях.

Какие методы применяются при изучении орфоэпии на уроках русского языка?

При изучении орфоэпии на уроках русского языка применяются различные методы, включая анализ и проведение упражнений на правильное произношение слов, тренировку ударения и интонации, а также прослушивание и анализ записей русской речи.

Какие виды упражнений и заданий помогают формировать орфоэпический навык?

Для формирования орфоэпического навыка используются различные виды упражнений и заданий, такие как повторение и прослушивание слов, тренировка ударения и интонации, создание словарей с правильным произношением слов и дополнение предложений правильными звуками.

Что такое орфоэпия?

Орфоэпия - это раздел языкознания, который изучает правильное произношение слов и звуков в русском языке.