- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Предпосылки становления античной науки и философии 4
2. Развитие медицинского знания в античности: Алкмеон Кротонский и Эмпедокл 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Фрагмент для ознакомления
э.), который разработал ряд главных положений. Он полагал, что состояние организма человека (здоровье или болезнь) находится в зависимости от воздействия на него множества противоположных факторов, полагая здоровье как некоторую промежуточную субстанцию между этими противоположностями. В связи с этим, он обосновывал идею соразмерности противоположностей, понимая их как единство. Таким образом, здоровье определяется равновесием сил влажного, сухого, холодного, тёплого, горького, сладкого и прочих; преобладание же одного из них является причиной болезни. С другой стороны, болезнь, по мнениюАлкмеона, есть господствующее влияние какого-либо противоположного или крайнего фактора. В лечении болезней этот подход стал фундаментом принципа лечить противоположное противоположным, который часто приписывается Гиппократу, но методологически был обоснован Алкмеоном. В некоторой степени философия суждения о болезни и здоровье Алкмеона сталапродолжением традиций древнекитайской медицины о роли «предельных» факторов и необходимости умеренности во всех проявлениях человеческой деятельности.По мыслиАлкмеона, интеллектуальная деятельность человека происходит в головном мозгу. Другой вопрос, тесно связанный с предыдущим, касается природы сна – его происхождение было предметом интереса многих натурфилософов, в том числе и ввиду мистического восприятия сна как аналога смерти и сновидений, как выражения духовной жизни. По мнению Алкмеона, сон становится следствием отлива крови от мозга в вены, несущие кровь. Семя, по мнению Алкмеона, выступает производным головного мозга. Эмбриологические процессы интерпретировались Алкмеоном как смешение семени от мужчины и женщины. Пол ребенка задается тем, чье семя превалирует. Если женского семени больше, рождается девочка, если мужского – мальчик. Ввиду главенствующего положения мозга среди остальных органов тела, голова, по мыслиАлкмеона, развивается внутри утробы матери в первую очередь по отношению к другим частям плода.Таким образом, на стадии оформления медицинских знаний античности наблюдается их тесное соприкосновение с натурфилософией, которая выступает основанием понимания и интерпретации устройства и механизма работы человеческого организма. Традиционное для античной культуры понятие равновесности и соразмерности становится отправной точкой для обоснования понятия здоровья.ЗаключениеВ первом параграфе охарактеризованы предпосылки становления античной науки.Для ранней греческой науки характерен синтез абстрактного понятия с образностью мышления, благодаря чему абстрактные категории получали образное воплощение. Специфика античной науки включает в себя: космоцентрическую картину мира, утверждение основного вопроса философии и ключевых философских направлений, поиск первоосновы мира; разработку категориального языка, аппарата и методологии философии, формирование системы социально-аксиологических идеалов.Во втором параграфе были рассмотрены взгляды двух античных философов-врачей – АлкмеонаКротонского и Эмпедокла.Эмпедокл стремился обосновать целостную картину мироздания, помещая в основу своей концепции принцип эволюционизма. Так, согласно Эмпедоклу, на раннем этапе развития живой природы ее населяли разобщенные органы, которые впоследствии в случайном порядке объединились в существа, лишенные гармонии. И только на последнем этапе развития сформировались люди и животные, отличающиеся функциональным и гармоничным строением. Основы медицинской концепции Эмпедокла берут начало из его более общей натурфилософской концепции – в основание мироздания Эмпедокл помещал четыре стихии, объединяющей силой которых выступает любовь. Натурфилософский подход выразился также и во взглядах Эмпедокла на природу и соотношение телесного и духовного (психического) начала в человеке. Так, Эмпедокл отождествляется тело и психику, для Эмпедокла тело есть непосредственно психика, а психика есть непосредственно тело. Еще одна крупная фигура античной философии и науки, АлкмеонКротонский, в своих воззрениях также исходил из натурфилософских принципов. В круг интереса философа входили такие проблемы, как природа и сущность здоровья и болезни. В идеях Алкмеона впервые было обосновано понимание болезни, как динамического явления, проходящего определенные стадии развития и требующие наблюдения. Согласно Алкмеону, состояние организма человека находится в зависимости от воздействия на него множество противоположных факторов: здоровье определяется равновесием сил влажного, сухого, холодного, тёплого, горького, сладкого и прочих; преобладание же одного из них является причиной болезни. Таким образом, на стадии формирования медицинских знаний античности наблюдается их тесное соприкосновение с натурфилософией, которая лежит в основании обоснований механизма работы человеческого организма.Список использованной литературыАфонасина А. С. Эмпедокл о дыхании / А.С. Афонасина // Scholae. – 2015. - № 9 (2). – С. 353-363.Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа / Л.Я. Жмудь – Ленинград: Наука, 1990. – 194 с.Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции / Д.А. Изуткин // Медицинский альманах. – 2009. - № 2 (7). – С. 34-37.История мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.Лебедев С. П. Диалектика телесного и душевного в досократической традиции (методологический аспект) / С.П. Лебедев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. - № 6. – С. 18-35.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.Нагорнова Е. Е. «Красота» в античной философии [Электронный ресурс] / Е.Е. Нагорнова// Аналитика культурологии. – 2005. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krasota-v-antichnoy-filosofii (дата обращения: 12.02.2019).Обидина Ю. С. Концепция переселения душ у элеатов и Эмпедокла / Ю.С. Обидина// Вестник Марийского государственного университета. – 2008. - № 2. – С. 10-14.Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.Чикин С. Я. Древнегреческие врачи-философы Алкмеон и Эмпедокл / С.Я. Чикин // Советская медицина. – 1987. – № 8. – С. 112-116.ШойфетМ. С. Эмпедокл / М.С. Шойфет // Сто великих врачей. – Москва : Вече, 2005. – С. 14-18.
Список использованной литературы
1. Афонасина А. С. Эмпедокл о дыхании / А.С. Афонасина // Scholae. – 2015. - № 9 (2). – С. 353-363.
2. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа / Л.Я. Жмудь – Ленинград: Наука, 1990. – 194 с.
3. Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции / Д.А. Изуткин // Медицинский альманах. – 2009. - № 2 (7). – С. 34-37.
4. История мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
5. Лебедев С. П. Диалектика телесного и душевного в досократической традиции (методологический аспект) / С.П. Лебедев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. - № 6. – С. 18-35.
6. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.
7. Нагорнова Е. Е. «Красота» в античной философии [Электронный ресурс] / Е.Е. Нагорнова // Аналитика культурологии. – 2005. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krasota-v-antichnoy-filosofii (дата обращения: 12.02.2019).
8. Обидина Ю. С. Концепция переселения душ у элеатов и Эмпедокла / Ю.С. Обидина // Вестник Марийского государственного университета. – 2008. - № 2. – С. 10-14.
9. Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101
10. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.
11. Чикин С. Я. Древнегреческие врачи-философы Алкмеон и Эмпедокл / С.Я. Чикин // Советская медицина. – 1987. – № 8. – С. 112-116.
12. Шойфет М. С. Эмпедокл / М.С. Шойфет // Сто великих врачей. – Москва : Вече, 2005. – С. 14-18.
Вопрос-ответ:
Кто были древнегреческие врачи-философы Алкмеон и Эмпедокл?
Алкмеон Кротонский и Эмпедокл были древнегреческими врачами-философами. Алкмеон был известен своими работами в области медицины и философии, а Эмпедокл также был врачом и философом, он разработал ряд важных положений по медицине.
Какие предпосылки легли в основу становления античной науки и философии?
Становление античной науки и философии было обусловлено рядом факторов, включая развитие общественных отношений, увеличение научного и философского мышления, активное взаимодействие различных культур и цивилизаций, а также накопление знаний и опыта предыдущих эпох.
Какое медицинское знание было разработано Алкмеоном Кротонским и Эмпедоклом?
Алкмеон Кротонский и Эмпедокл внесли значительный вклад в развитие медицинского знания в античности. Алкмеон разработал ряд главных положений, включая представление о состоянии организма человека и его взаимодействии с внешними факторами. Эмпедокл также сделал важные открытия в области медицины, включая понятие здоровья как субстанции, находящейся между противоположностями.
Каковы основные положения Алкмеона и Эмпедокла в отношении здоровья и болезни человека?
Основные положения Алкмеона и Эмпедокла связаны с пониманием здоровья и болезни человека. Они полагали, что состояние организма зависит от воздействия множества противоположных факторов, и здоровье можно рассматривать как промежуточную субстанцию между этими противоположностями. Такое понимание позволяло им лучше понимать и объяснять причины болезней и разрабатывать методы их лечения.
Кто были Алкмеон и Эмпедокл?
Алкмеон и Эмпедокл - древнегреческие врачи философы, которые жили в античную эпоху. Они сделали значительный вклад в развитие медицинского знания и философии своего времени.
Какие были предпосылки становления античной науки и философии?
Предпосылками становления античной науки и философии были рост научного мышления, обмен знаниями между различными культурами, развитие математики, астрономии и медицины, а также мировоззренческие взгляды древних греков.
Какое влияние оказали Алкмеон и Эмпедокл на развитие медицинского знания в античности?
Алкмеон и Эмпедокл сформулировали ряд важных положений. Они утверждали, что состояние организма человека, его здоровье или болезнь, зависят от воздействия на него множества противоположных факторов. Они также представляли здоровье как некую промежуточную субстанцию между этими противоположностями. Их идеи стали фундаментом для развития медицины в античности.
Какие были основные идеи Эмпедокла?
Основными идеями Эмпедокла было представление о здоровье как промежуточной субстанции между противоположностями. Он считал, что здоровье зависит от баланса между различными факторами. Также, Эмпедокл разработал ряд главных положений, которые оказали влияние на развитие медицинской науки.