Переплет и художественное оформление книг XIX - нач. XX вв. (с анализом эпохи и с иллюстрацией примеров)
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 29.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Художественное оформление книг в XIX-начале XX вв. 6
1.1 Характеристика исторической эпохи XIX века: основные векторы развития 6
1.2 Особенности развития художественного оформления в XIX веке 9
1.3 Развитие литографии 23
1.4 Книжный переплет в России в XIX 29
2. Книжное искусство начала XX века 47
2.1 Характеристика эпохи начала XX века 47
2.2 Особенности книжного переплета и художественного оформления 50
Заключение 56
Список литературы 57
L’art la extérieure livres France à l’etranger. — Paris, 1898. издание, искусству . Сафьян; тиснение. мастерская А., СПб., XIX в. переплета приведенный в образец — французского Э.-Ф. Мерсье, А .Шнеля и книги. мастерские, самого класса, не «художественные», «», но и «» переплеты, которые, не , наклеивали или печать и -тиснение. этими условно типами находится группа , примыкающих стилю ко , но с большей , из дорогих и по их . К ним уже полусафьяновые и «библиофильские» с уголками, а переплеты изданий, которых во половине века принято обрезать, , в таких отсутствует оформление , почти встречаются и золотое на крышек. защита и привычное оформление выше, роскошь и художественного . Впрочем, антиквары и , как, , Е.А.Аркадьев, «Словаря » (1890 г.), порой на «» русских , невысоко, В.А. Верещагин, их . Развиться «» отечественного в полной не , главным , вследствие бурь, Россию в веке. основная база индивидуального переплета, стали массовой книге, а переплетного , надеемся, , были .Рязанско- железная и ее . — СПб., 1913. библиотеки дворца. замша, тиснение, , чеканка, . Неизв. , Россия, 1913 г.К , мы мало о русском переплете — начала века. тема изучена, каталогов и , не основная подписных переплетов периода, методик места и их . Но нового библиофилов к как , так и отечественной , безусловно, — из стимулов исследований в области.2.Книжное искусство начала XX века2.1 Характеристика эпохи начала XX века рубеже -XX Российская , преодолевая отсталость и пореформенного , вступила в эпоху. сравняться с странами , Россия в срок была путь, который народам века. пестроте экономической , многонациональности, общественных , огромных это могло привести к , однобокости -экономического . Вместо мира и рождались большие и конфликты. переворот 80-90-х обусловил капиталистического , но оказалось обеспечено соответствующей , общественной , образования, жизни. граждан, в положительно реформы и участвовавших в проведении, глубокое . Таковы и настроения интеллигенции, в произведениях А.П. , Л.Н. Толстого, М. и других. весь своими (только период 1860-1900 . объем производства более в семь ), высоким научной и мысли, произведениями и литературы, продолжала одним самых в общественном государств. деклассированного - безземельного , полунищих , национальных - при бесправии горючей для революционных в стране. с 1900 по 1917 г. историческими . За время в произошло войны и революции, существенно на книжного .В начале продолжали старые Вольфа, , братьев , Риккера, , Сытина и . Они в своих основные богатства. часть страны (140) к категории , так имела оборот 20 тыс. .Образование внутреннего книг, строительство дорог, сети кредитных содействовали акционерных . На долю более 70 печатной .В период русской и русско- войны отрасли претерпевали , а книгоиздание объемы. 1905-1907 гг. свыше 350 , выпускавших политическую . Это опасение , считавшего, книгоиздание « сделаться вредной ». В 1907-1908 гг. спад. В с населением 120 . жителей тираж 2-2,5 тыс. .Однако было явление, и в 1913 г., империалистической , Россия на из мест в (после , Франции, ) по книг: 34 . названий 118 млн. . Это в раза объем конца века. рост на больших и народов, на России. В период 40 процентов продукции на языках, русского. обострилось в империалистической . Многие ndash; оборудования и ndash; продолжать отношения с издателями. сократился машин. в 1913 г. их семь , то к 1916 осталось тысяч. 30 процентов не из- отсутствия деталей. упала труда, а объем выпуска книг снизился до 50 процентов (например, на иностранных языках).На первое место выступает литература о войне, патриотические и исторические сочинения. В 1915 г. книг этой тематики было напечатано 1991 название тиражом 18836 тыс. экз. В два раза сократилась сеть книжных магазинов: с 2000 до 1000.Спрос на художественную литературу резко падал, несмотря на то, что это был «серебряный век» русской литературы.Книги все более становились товаром для избранных. В ходу оставались детективы, псевдоисторическая, развлекательная проза ndash; то, что Н.М. Лисовский с горечью назвал «малозначительными» произведениями.Вместе с тем произошел быстрый рост духовной литературы, вероятно, под влиянием мистицизма, культа обреченности, характерных для уходящих с исторической арены сословий. С другой стороны, казалось бы, перед лицом революционной ситуации должен развиваться поток политических изданий. Статистика, однако, об этом не свидетельствует. В связи с ослаблением цензурных запретов политическая и агитационная функции были возложены на периодику ndash; газеты, журналы, а также листовки, плакаты. Выходило множество малоформатных и малообъемных брошюр. Библиограф Н.А. Рубакин так и охарактеризовал эту эпоху ndash; «брошюрный поток».Дифференциация жизни предреволюционного общества России нашла отражение в главных типах изданий, в их художественном облике, стиле оформления. Картина книжного репертуара была очень пестрой ndash; от роскошных малотиражных книг для состоятельных людей и библиофилов до дешевой книжки, разделенной на копеечные выпуски-тетрадки.Большую роль в развитии эстетических вкусов, искусства и технологии приготовления книги сыграл «Кружок любителей русских изящных изданий». Кружок ставил своей задачей «содействовать развитию художественной стороны в издаваемых в России произведениях печатного и графического искусства и способствовать взаимному сближению означенных произведений».В целом книгоиздание в рассматриваемый период развивалось неравномерно, испытывая спады и трудности.Впервые в издательском репертуаре появились бесцензурные издания. Особого расцвета достигла художественная литература, а вместе с ней и высококачественная в смысле полиграфического исполнения книга.Несмотря на сложный и противоречивый период в русской истории, каковым было начало XX века, отечественные книгоиздатели сумели не только сохранить все достижения в области создания книг, но и явить миру первоклассные образцы печатной продукции, которые на международных выставках неоднократно получали достойное признание.2.2 Особенности книжного переплета и художественного оформленияВ художественном оформлении изданий акцент переместился на обложку - своеобразную увертюру, которая обычно украшалась символическим изображением, интерпретирующим основную идею книги. Цвет также способствовал толкованию текста произведения. Имели значение оттенок, фактура и плотность бумаги для книжного блока и обложки. Смысловая нагрузка нередко придавалась рисунку шрифтов, они служили знаком стиля, эстетической ориентации автора. Все эти приемы использовались для «символизации» изданий либо для акцентирования элитарности символистской книжности, усиливали воздействие произведений литературы на читателя.Именно в эти годы сформировались понятия «красивая книга», «изящная книга», которые соответствовали духу. Изданиями такого типа стали «Пиковая дама» А.С. Пушкина с иллюстрациями А.Н. Бенуа (СПб.: Изд. т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1911); «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого с иллюстрациями Е.Е. Лансере (Пг.: Изд. т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1916), в которых использовались все виды репродукционной техники начала XX в.; «Казначейша» М.Ю. Лермонтова, оформленная М.В. Добужинским в традициях книжной графики первой половины XIX века (Пг.: КЛРИИ, 1913), и другие. Они печатались небольшими тиражами в лучших типографиях Петербурга и Москвы, были очень дороги и предназначались для узкого круга коллекционеров. Для библиофильских изданий были характерны особые сорта бумаги (верже, веленевая, слоновая), редкие шрифты (медиеваль, эльзевир, рональдсон, елизаветинский), оригинальные виньетки в стиле модерн, именные и нумерованные экземпляры. По напечатании тиража оригиналы уничтожались, и издание не повторялось.Эстетические воззрения новой эпохи книжной культуры были восприняты современниками далеко не однозначно. Так, резко отрицательно отзывался о ней В.В. Стасов. Выдающийся критик-демократ не уловил в новой книге симптом целого направления в русском искусстве и культуре.Конечно, книга художественная была лишь небольшой, хотя и яркой, частью издательской продукции. Демократизация первых лет XX в. коснулась и облика изданий. По словам наблюдателя, «вместо прежних солидно-степенных по внешности томов, вместо недавних декадентски-нарядных томиков, книжный рынок заполняют дешевые издания, скромные, простые листовки (здесь - издания в один печатный лист. - О.А.)». Если не учитывать двух революционных «брошюрных потоков» и особого облика нелегальных изданий, который диктовался требованиями компактности, портативности, максимальной быстроты печатания (мельчайший шрифт, тончайшая бумага, специальные приемы набора и верстки), то основная масса книг начала века была внешне вполне добротной, хотя и не отличалась изысканностью. На международной книжной выставке в Лейпциге (1914) экспозиция русского отдела успешно конкурировала с лучшими зарубежными изданиями; было отмечено, что современная книга России достигла европейского уровня.В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). Ее первыми мастерами были художники И.Н.Павлов, В.Д.Фалилеев, Н.А.Шевердяев. Заслуга применения линогравюры в книгоиздательском деле принадлежит И.Н.Павлову, который впервые использовал ее для оформления обложки и иллюстраций детской книги вместо цинкографии и литографии.Большой вклад в создание художественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения "Мир искусства" А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства.Формирование современной художественной формы книги в нашей стране завершается уже в советскую эпоху. Новые задачи, поставленные перед книгоизданием, способствовали поиску наиболее оптимальных выразительных средств их художественно-полиграфического оформления и созданию новой по сути высокохудожественной формы книжных изданий. В этом направлении с первого дня своей деятельности работали многие издательства, в том числе Госиздат РСФСР, "Красная новь", "Земля и фабрика", Объединение научно-технических издательств (ОНТИ), "Молодая гвардия" и др. Взамен изданий, дифференцированных в царской России по классовому признаку (роскошная книга для богатых библиофилов, просто оформленная для городской бедноты, грубый лубок для полуграмотного крестьянина и т.д.), были созданы книги, оформление которых определялось их типом, видом, целевым и читательским назначением.В 20-е годы над оформлением советской книги работали лучшие представители дореволюционного книжного искусства. Среди них Е.Е.Лансере, создавший рисунки к повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" (1916), Ю.П.Анненков - иллюстрации к поэме А.Блока "Двенадцать" (1918), М.В.Добужинский - иллюстрации к повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" (1923), Д.Н.Кардовский - иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" (1922). В 1918 году Литературно-издательский отдел (ЛИО) начал выпуск "Народной библиотеки" - популярной в те годы серии книг русской классики, с 1919 года продолженной Госиздатом. Усилиями целого ряда художников - А.Н.Бенуа, Г.С.Верейского, М.В.Добужинского, В.И.Конашевича, С.В.Чехонина, Д.И.Митрохина, П.А.Шиллинговского и др. - был создан тип дешевого, но художественно оформленного массового издания с рисованными и наборными обложками, явившегося первой массовой советской издательской серией.Высоким качеством художественного оформления и полиграфического исполнения отличались книги издательства "Аквилон" (1921-1924), выпускавшего изящные иллюстрированные издания небольшими тиражами 500-1500 экземпляров. В числе лучших книг издательства - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина с иллюстрациями М.В.Добужинского (1921), "Золотой жук" Э.По с иллюстрациями Д.И.Митрохина (1922), "Шесть стихотворений Н.А.Некрасова", иллюстрированные Б.М.Кустодиевым (1922) и др. Последний по праву считается основоположником советской изобразительной обложки, отличающейся яркостью и убедительностью образов, лаконизмом композиции и минимумом изобразительных средств (одна-две краски). Только в период с 1919 по 1927 год им было создано более семидесяти иллюстрированных обложек (преимущественно для Госиздата), в том числе к произведениям русской классической литературы в серии "Народная библиотека", современных советских авторов, массовых брошюр для деревенских мастеров и др. В числе лучших работ Кустодиева - обложки книг "Дело Артамоновых" М.Горького (1927), "После бала" Л.Н.Толстого (1926) и др. Кустодиеву-иллюстратору принадлежит и одна из лучших книг того времени - "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С.Лескова (1930). [11]В книжной графике этого времени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шли поиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданий преобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однако лучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления. Таково, например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР "Классики мировой литературы" (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926), К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947).На оформлении книги сказались и разного рода новаторские теории, в том числе конструктивизм, представители которого в книжном искусстве отстаивали идею "визуальной книги", основанной на разработке броских композиций, и в поисках новых художественных средств заменяли иллюстрации и другие изобразительные элементы фотомонтажами, комбинацией наборных материалов и шрифтов (Л.М.Лисицкий, А.М.Родченко, Г.Г.Клуцис и др.).Большие успехи были достигнуты в области шрифтовой обложки (художники И.Ф.Рерберг, А.Н.Лео и др.).В непосредственном общении с "потребителем" продолжали работать над созданием книги и ее художественного облика футуристы, бросившие вызов эстетике "Мира искусства", в том числе поэты А.Е.Крученых, В.В.Хлебников, художники Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, О.В.Розанова, К.С.Малевич, Н.И.Кульбин и др. Их книжная продукция издавалась, как правило, незначительными тиражами (100-150 экземпляров), в небольших форматах, легких бумажных обложках, на серой дешевой бумаге и отличалась небрежностью брошюровки; текст и иллюстрации в них воспроизводились литографским способом. В начале 20-х годов в связи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книге получает ксилография, в области которой работали В.А.Фаворский, А.И.Кравченко, П.Я.Павлинов, Н.И.Пискарев, А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский и другие художники, выдвинувшие деревянную гравюру на ведущее место в мировом искусстве. Благодаря их работам был создан новый тип изданий - одновременно массовых и художественных, иллюстрированных оригинальными гравюрами на дереве.Заключение Русская книга XIX в. прошла путь от строгой классицистской уравновешенности и лапидарности, через романтическое изящество и избыточную декоративность, через относительное падение книжного искусства, через «буржуазную» пышность и безвкусие к ампирным реминисценциям модерна. Круг как бы замкнулся.В XIX в. достижения в области того, что современники называли «(типо)графическими искусствами», огромны. Был создан целый ряд книг, представляющих собой памятники издательско-полиграфической культуры, в которых итог деятельности резчика пунсонов, словолитчика, наборщика, метранпажа, печатника, художника, гравера стал результатом творчества. Вместе с тем движение от индивидуального к типичному в книге привело к некоторому ее обезличиванию.Список литературыАнисимов В.И. Книжный переплет: краткий конспект по истории и технике переплетного дела, с рисунками на отдельных листах. - СПб., 1921.-93 с.Бородин О.Р. О художественном переплете в собраниях Российской государственной библиотеки // Исследования книжных памятников. - М., 2000.- С. 4-20.Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга: Исследования и материалы: Сб. 1. - М., 1959. - С. 98 - 166.Ловягин A.M. Основы книговедения: Популярный очерк. - Л., 1926. - 164 с.Петрова Л.Н. Уникальный художественный переплет XIX начала XX века: коллекция Российской государственной библиотеки // Книжное дело. - № 5. - М., 1994. - С. 67 - 70.Сидоров A.A. История оформления русской книги. -М., 1964.-392 с.
1. Анисимов В.И. Книжный переплет: краткий конспект по истории и технике переплетного дела, с рисунками на отдельных листах. - СПб., 1921.-93 с.
2. Бородин О.Р. О художественном переплете в собраниях Российской государственной библиотеки // Исследования книжных памятников. - М., 2000.- С. 4-20.
3. Клепиков С.А. Из истории русского художественного переплета // Книга: Исследования и материалы: Сб. 1. - М., 1959. - С. 98 - 166.
4. Ловягин A.M. Основы книговедения: Популярный очерк. - Л., 1926. - 164 с.
5. Петрова Л.Н. Уникальный художественный переплет XIX начала XX века: коллекция Российской государственной библиотеки // Книжное дело. - № 5. - М., 1994. - С. 67 - 70.
6. Сидоров A.A. История оформления русской книги. -М., 1964.-392 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития художественного оформления книг были характерны для XIX века?
В XIX веке художественное оформление книг приобрело новые черты и стало более разнообразным. Одной из особенностей стало использование литографии, которая позволяла достичь более высокого качества и детализации изображений. Также развивались различные стили и направления в оформлении книг, от классических до модернистских. Некоторые художники и дизайнеры, такие как Уильям Моррис, Ив Моран и Виктор Гюди, оказали значительное влияние на развитие этого искусства.
Какие особенности книжного переплета можно отметить в России XIX века?
В России XIX века книжный переплет приобрел свои особенности. Наиболее характерными стилями были классический и имперский стили с использованием красивых узоров и драгоценных материалов, таких как золото и кожа. Особую популярность получили кожаные переплеты с эмблематическими узорами и золотыми декоративными элементами. Одним из наиболее известных мастеров книжного переплета в России в XIX веке был Николай Лукарь, чьи работы отличались изысканностью и тонкостью исполнения.
Чем отличалось книжное искусство начала XX века?
Книжное искусство начала XX века отличалось новыми творческими подходами и экспериментами. Одной из основных особенностей было использование современных и новаторских художественных стилей, таких как модернизм и футуризм. В это время книжные переплеты стали менее формальными, а художественное оформление стало более экспрессивным и авангардистским. Отдельные художники, такие как Генрих Маннерхайм и Густав Климт, оказали значительное влияние на развитие книжного искусства в этот период.
Какие основные векторы развития можно выделить в исторической эпохе XIX века?
В исторической эпохе XIX века можно выделить несколько основных векторов развития. Во-первых, это расширение географических границ и научно-технический прогресс, который повлиял на развитие промышленного производства и влияние капитализма. Во-вторых, XIX век характеризовался политическими потрясениями, такими как Наполеоновские войны и восстания национально-освободительного движения. И, наконец, XIX век стал периодом культурных перемен, с развитием литературы, искусства, науки и образования.
Какие особенности развития художественного оформления можно наблюдать в XIX веке?
Особенности развития художественного оформления в XIX веке включают такие факторы, как развитие новых художественных стилей и направлений, рост коммерческой книжной продукции, использование новых технологий в процессе изготовления книг, а также интерес к вопросам типографии и дизайна книжных обложек. Важным аспектом развития художественного оформления в этот период стало также расширение доступа к печатным материалам и повышение интереса к чтению.
Как развивалась литография в XIX веке?
Литография в XIX веке испытала значительное развитие. В этот период были созданы новые методы и приемы литографии, что позволило значительно расширить возможности визуальной передачи информации. Литография стала широко использоваться в изготовлении иллюстраций для книг, журналов, рекламы и других печатных изданий. Это позволило художникам более точно передавать свои идеи и создавать более выразительные иллюстрации, что в свою очередь способствовало развитию книжной иллюстрации в XIX веке.
Какие основные векторы развития характеризуют историческую эпоху XIX века?
Основными векторами развития XIX века были промышленная революция, ускоренное развитие науки и техники, рост городов и появление крупных промышленных центров. Также в этот период активно развивалась литература, искусство и культура вообще. Важным фактором было усиление национальных движений и появление новых политических и идеологических идей.
Какие особенности развития художественного оформления книг в XIX веке?
В XIX веке художественное оформление книг приобрело новые черты и особенности. Основными стилями стали романтизм, классицизм, историзм и сентиментализм. В книгах этого периода активно использовались иллюстрации, выдержанные в жанровых и стилистических рамках эпохи. Также были введены новые техники переплета, использовались драгоценные материалы и элементы декора, такие как тиснение, горячее тиснение, гравировка и т. д.
Как развивалась литография в XIX веке?
Литография, как техника печати, стала все более популярной и развивалась в XIX веке. Она позволяла воспроизводить изображения высокого качества и точности. Литография дала новые возможности для создания иллюстраций в книгах, а также для художественного оформления обложек и переплетов. Благодаря литографии книги стали более красочными и привлекательными.
Какие особенности характеризуют эпоху начала XX века и книжное искусство того времени?
Начало XX века характеризовалось многообразием художественных стилей и направлений. В книжном искусстве того времени было заметно влияние модернизма и символизма. Книги стали еще более экспрессивными, изящными и уникальными. Авангардные идеи и экспериментальные формы нашли свое отражение в книжном искусстве того периода. Книги начала XX века также отличались высоким уровнем художественной проработки и оригинальным переплетом.