Подготовка к следственному эксперименту
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, цели и задачи следственного эксперимента……………………………..6
1.2. Виды следственного эксперимента………………………………………………...11
ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………………………………………………….14
2.1. Принятие тактического решения о производстве следственного эксперимента.14
2.2. Подготовка к следственному эксперименту до выезда к месту проведения следственного действия…………………………………………………………………15
2.3. Подготовка к следственному эксперименту на месте проведения следственного действия…………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..32
Принцип объективности исходит из того, что содержание эксперимента и его результаты отражали действительный ход расследуемых событий. Объективность обеспечивается полнотой и добросовестностью выполнения всех подготовительных мероприятий.При проведении следственного эксперимента на местности могут применяться тактические приемы. Так, территория проведения следственного эксперимента может разбиваться на сектора и квадраты, в которых участники эксперимента работают либо одновременно, либо последовательно. В процессе эксперимента может использоваться встречное или параллельное движение участников. При встречном движении один из участников эксперимента может двигаться вдоль одного из направлений, другой - вдоль другого направления. Встретившись, они переходят к совместным действиям в центре. В каждой из групп, действующей самостоятельно, должны присутствовать понятые. Последовательное проведение эксперимента предполагает движение следователя (или участников эксперимента) из исходной точки в избранном направлении, обследуя значимые для эксперимента смежные участки и предметы, последовательно переходя от одного к другому. При выборочном методе очередность определяется территориальной близостью объектов друг к другу, а также наличием информации о наиболее вероятных вариантах развития исследуемого события.Тождество климатических параметров подлинного и экспериментального событий позволяет достичь большего сходства факторов зависящих от погодных условий. Необходимо принять во внимание, что на зрительное восприятие влияют осадки (туман, снег, дождь) и характер облачности. Скорость перемещения человека, звука, транспортных средств, непосредственно связанны со скоростью ветра, силы дождя или густоты тумана. На сохранность следов на местности и работу механизмов влияет температурный режим. Обеспечить полную идентичность климатических условий крайне сложно, и для достижения этой цели могут быть задействованы такие тактические приемы, использование поливальных машин и снегодувных пушек, обогревателей и увлажнителей воздуха и т. д.Тождество временных параметров опыта с временными показателями расследуемого события позволяет доказать возможность выполнения какой-либо действий за установленное время. Установление временных параметров является важнейшим тактическим аспектом эксперимента позволяющим определить отрезок времени между совершением и обнаружением происшествия; время начала и окончания события; различные моменты (временные точки) события; различные временные отрезки, соответствующие протеканию тех или иных событий; последовательность возникновения и чередования явлений события.Для расследования преступлений совершённых с применением технических средств, следователь может использовать тактический прием проведения эксперимента, с участием подозреваемого или обвиняемого, когда они демонстрируют навыки обращения с техникой. В целях обеспечения необходимой квалифицированности применения ТС следователь может пригласить специалиста, который будет контролировать и оценивать ход и результаты их эксплуатации.При проведении эксперимента следователь обязан учитывать возможность изменения условий проведения эксперимента. Следователь обязан конструировать различные версии происходившего события и реализовывать опытные действия в нескольких направлениях. Одним из тактических приемов позволяющих осуществить реализацию следственного эксперимента в нескольких направлениях может быть метод аналогий. При наличии несущественных отклонений результатов следственного эксперимента от ожидаемых результатов следователь может сопоставить их с аналогичными ситуациями.Участие в эксперименте необходимого круга лиц определяется непосредственно следователем. Категория лиц обязанных участвовать в эксперименте, за исключением понятых законом не определены. Понятых следователь может избрать непосредственно на месте проведения эксперимента из числа случайных лиц, однако наиболее целесообразно заблаговременно обеспечить выбор понятых и осуществить их доставку на место проведения эксперимента в установленное время. Следователь обязан определить роль каждого участника эксперимента, в том числе и свою. При проведении эксперимента следователь учитывает, специфику физиологических особенностей каждого из участников следственного эксперимента которые в силу своих, физических и психологических состояния одни и те же факты воспринимают не одинаково. Осуществляя подбор участников следственного эксперимента следователю необходимо принимать во внимание весь комплекс социально-психологических особенностей каждого. Многочисленность участников следственного эксперимента влечет, с одной стороны, неизбежность влияния социально-психологических факторов, а с другой - фактора индивидуальных особенностей, поскольку каждый из участников эксперимента обладает своими, только ему присущими качествами и свойствами, которые накладывают отпечаток на ход исследования, и без учета которых нельзя быть уверенным вдостоверности данных, полученных экспериментальным путем. Следовательно в ходе подбора участников следственного эксперимента следователю необходимо установить степень соответствия каждого из кандидатов возможностям достижения поставленным.Особое внимание следователь должен уделять психологическому состоянию подростков. Глазырин Ф.В. отмечает, подростки (13-14 лет) легко возбудимы и крайне, склонны к эффектным вспышкам эмоций, подвержены негативизму и подражательности, зачастую им свойственны, чувства излишней самостоятельности, завышенной самооценки, самолюбия, неуравновешенности характера, быстрые смены.Привлекая подозреваемого к участию в эксперименте, следователь должен учитывать его готовность сотрудничать со следствием, степень вероятности побега, наличие угроз в отношении подозреваемого со стороны подельников, поэтому при производстве следственного эксперимента должны быть приняты меры по охране жизни и здоровья его участников.Если уголовном деле имеется несколько подозреваемых либо обвиняемых, то каждый из них участвует в эксперименте отдельно от других, их совместное участие в опытных действиях не допускается. Исполнение данного требования достигается проведением нескольких экспериментов в которых поочерёдно учувствуют все подозреваемые. Указанные действия могут быть проведены и в рамках одного эксперимента, но при условии, что подозреваемые будут лишены возможности контактирования.В ходе эксперимента возможно возникновение ситуаций, связанных с отказом участников от его продолжения, при этом закон не предусматривает норм принудительного участия лица в опытных действиях. Мотивы отказа могут быть следующими: нежелание давать показания против самого себя; боязнь разоблачения ложных показаний; нежелание содействовать следствию; нежелание появляться в обстановке места преступления в силу боязни психотравмирующей ситуации и др. Мотивы согласия на участие в мероприятиях следственного эксперимента могут быть продиктованны следующими обстоятельствами: оказать помощь следствию для доказательства своей невиновности, получения смягчающих обстоятельств и др.; направить расследование по ложному пути; установить связь с соучастниками; уничтожить имеющиеся на месте преступления следы и улики; совершить побег т. д.Учитывая возможность различной мотивации участников эксперимента, следователь должен определить их причины, что возможно сделать посредством изучения личности подозреваемого. Ведерников Н.Т. считает необходимым выяснить следующие сведения: "биографические данные; материальное положение; состояние здоровья и психологические особенности; общественно-производственная характеристика; общественно-политическая характеристика; отношение виновного к содеянному и поведение в ходе следствия".Определяя возможность совершения участниками следственного эксперимента определенных действий следователь может воспользоваться следующими тактическими приемами:· повторение опыта с конкретным лицом в одних и тех же условиях;· производство опытных действий с участием других исполнителей;· разделение опытных действий на этапы;· перемена места нахождения участников;· моделирование опытных действий в иных условиях, чем были при подлинном событии;· проведение экспериментальных действий во временных параметрах в которых происходило расследуемое событие;· эксплуатация при эксперименте муляжей предметов, объектов;· многократность проведения опытов.Определяя возможности визуального восприятия какого-либо явления применяются такие тактические приемы, как: многократность повторения опытных действий в условиях худших по сравнению с реальными; повторение однородных опытных действий в условиях тождественных подлинным событиям; использование возможных вариантов реконструкции обстановки; реконструкция только тех явлений, которые лицо воспринимало; учет условий не поддавшихся реконструкции.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри помощи проведения следственного эксперимента появляется возможность проверить сведения, которые были получены в ходе иных процессуальных действий (осмотра места происшествия, допросов, предъявления для опознания), а также доказательства, которые представлены следователю подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданами, должностными лицами и т.д. Между тем, при проведении следственного эксперимента крайне важно помнить о том, что воспроизведение всего состава преступления в полном объеме невозможно фактически, поскольку любое воспроизводимое событие будет всегда иметь отличия от воспроизводимого события по причине тождественности любого субъекта исследования только самому себе; воспроизведенное преступление всегда можно фактически считать иным преступлением, а не тем, которое рассматривается в качестве предмета судебного исследования; невозможно воспроизвести преступление и по той причине, что подобное воспроизведение будет представлять собой такое же общественно опасное явление; если возможно воспроизвести (точнее, повторить) определенные фактические моменты, непосредственно связанные с составом преступления, то невозможно воспроизвести субъективные параметры, которые также являются частью состава преступления: например, субъективные переживания преступников, обусловленные как причинами личного характера (к примеру, ревность, злоба, корыстолюбие, зависть и т.д.), так и причинами общественными (война, паника и т.п.) либо факторами стихийного порядка (пожар, наводнение, кораблекрушение и т.д.); невозможно воспроизвести в точности психическое отношение преступника к содеянному, поскольку обстановка в процессе эксперимента создается искусственно, что порождает изменение эмоций преступника. Анализ данных вопросов практическими работниками правоохранительных органов имеет крайне важное значение для быстрого и точного расследования преступлений и изобличения виновных лиц, для привлечения каждого виновного в совершении преступления к предусмотренной законом ответственности, для предотвращения необоснованных обвинений граждан в совершении преступлений, для преодоления причин и условий, способствовавших совершению преступлений. К сожалению, следственные органы далеко не всегда обладают возможностью проведения следственных экспериментовпо причине их финансовой затратности, поскольку это требует существенных расходов и материальных и временных ресурсов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные актыУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921Учебная литература1. Абрамочкин В.В. Отдельные вопросы криминалистической методики производства следственного эксперимента по определению общей видимости при расследовании дорожно-транспортных преступлений / В.В. Абрамочкин// Наука и практика. - 2014. - № 4 (53). -С. 188.Аверьянова Т.В. Криминалистика. Учебник для вузов / Т.В.Аверьянова. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2014. - С. 45.Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов / Р.С.Белкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - С. 205.Драпкин Л.Я. Криминалистическая рекогносцировка как организационно-тактический метод расширения поисковой ситуации в процессе раскрытия и расследования преступлений / Л.Я.Драпкин, Г.А. Кокурин. - Екатеринбург, 2015. - С. 64.Егоров Н.Н. Криминалистика / Н.Н.Егоров. - М: Контракт. 2014. - С. 158.Кондря С.А. Взаимосвязь следственного эксперимента с иными следственными действиями / С.А Кондря// В мире научных открытий: Материалы XV Международной научно-практической конференции. - М.: Центр научной мысли, 2015. - С. 224-228.Криминалистика / под ред. Белкина С.Р. - М., 2014, - С 638Криминалистика: Учебник. / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2016. - С. 183.Ляхов Ю.А. Следственный эксперимент: Учебное пособие / Ю.А.Ляхов, О.А. Луценко, Ю.Б. Чупилкин. - Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2016. - С. 8.Меремьянина О.В. Новое в системе следственных действий / О.В. Меремьянина// Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. - № 4. - С. 30-36Моисеев Н.А. Некоторые психологические аспекты производства следственного эксперимента / Н.А. Моисеев // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 2. - С. 10.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - С. 184.Рубан А. С. Следственный эксперимент: теория и практика / А. С.Рубан. - Владимир, 2015. - С.4.Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Гриненко. - М.: НОРМА-ИНФРА М., 2014. - С. 399.Степанов А.С. Актуальные проблемы при производстве следственного эксперимента / А.С. Степанов // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. - С. 189.Труфанов Н.И. К вопросу нормативной регламентации следственного эксперимента / Н.И. Труфанов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции.- Иркутск, 2016. -С. 153.Ханов Т.А. Понятие и система следственных действий / Т.А. Ханов, Д.М. Куренкеев// Актуальные вопросы современности: Международный научный журнал. - 2015. - № 4 (10). - С.5-9.Шейфер С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С. А. Шейфер. - М.: Юрлитинформ, 2015. - С. 67-68.Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение / С. А.Шейфер. - М.: Владос, 2014. - С. 35.Каковы особенности тактики следственного эксперимента? //URL: http://www.bibliotekar.ru/criminalistika-2/157.htmСудебная практикаПриговор по делу 22-1368/2018 (13.04.2018, Алтайский краевой суд (Алтайский край))(СПС «Консультант-плюс»)Приговор по делу 22-1353/2018 (02.04.2018, Приморский краевой суд (Приморский край))(СПС «Консультант-плюс»)Приговор по делу 22-1726/2018 (27.03.2018, Пермский краевой суд (Пермский край))(СПС «Консультант-плюс»)Приговор по делу 22-347/2018 (06.03.2018, Верховный Суд Республики Мордовия (Республика Мордовия))(СПС «Консультант-плюс»)Приговор по делу 10-4/2018 (14.02.2018, Киреевский районный суд (Тульская область))(СПС «Консультант-плюс»)Приговор Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области. Уголовное дело №1-94/2016(СПС «Консультант-плюс»)
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
Учебная литература
1. Абрамочкин В.В. Отдельные вопросы криминалистической методики производства следственного эксперимента по определению общей видимости при расследовании дорожно-транспортных преступлений / В.В. Абрамочкин // Наука и практика. - 2014. - № 4 (53). -С. 188.
2. Аверьянова Т.В. Криминалистика. Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2014. - С. 45.
3. Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов / Р.С. Белкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - С. 205.
4. Драпкин Л.Я. Криминалистическая рекогносцировка как организационно-тактический метод расширения поисковой ситуации в процессе раскрытия и расследования преступлений / Л.Я. Драпкин, Г.А. Кокурин. - Екатеринбург, 2015. - С. 64.
5. Егоров Н.Н. Криминалистика / Н.Н. Егоров. - М: Контракт. 2014. - С. 158.
6. Кондря С.А. Взаимосвязь следственного эксперимента с иными следственными действиями / С.А Кондря // В мире научных открытий: Материалы XV Международной научно-практической конференции. - М.: Центр научной мысли, 2015. - С. 224-228.
7. Криминалистика / под ред. Белкина С.Р. - М., 2014, - С 638
8. Криминалистика: Учебник. / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2016. - С. 183.
9. Ляхов Ю.А. Следственный эксперимент: Учебное пособие / Ю.А. Ляхов, О.А. Луценко, Ю.Б. Чупилкин. - Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2016. - С. 8.
10. Меремьянина О.В. Новое в системе следственных действий / О.В. Меремьянина // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. - № 4. - С. 30-36
11. Моисеев Н.А. Некоторые психологические аспекты производства следственного эксперимента / Н.А. Моисеев // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 2. - С. 10.
12. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - С. 184.
13. Рубан А. С. Следственный эксперимент: теория и практика / А. С. Рубан. - Владимир, 2015. - С.4.
14. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Гриненко. - М.: НОРМА-ИНФРА М., 2014. - С. 399.
15. Степанов А.С. Актуальные проблемы при производстве следственного эксперимента / А.С. Степанов // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. - С. 189.
16. Труфанов Н.И. К вопросу нормативной регламентации следственного эксперимента / Н.И. Труфанов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2016. -С. 153.
17. Ханов Т.А. Понятие и система следственных действий / Т.А. Ханов, Д.М. Куренкеев // Актуальные вопросы современности: Международный научный журнал. - 2015. - № 4 (10). - С.5-9.
18. Шейфер С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С. А. Шейфер. - М.: Юрлитинформ, 2015. - С. 67-68.
19. Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение / С. А. Шейфер. - М.: Владос, 2014. - С. 35.
20. Каковы особенности тактики следственного эксперимента? //URL: http://www.bibliotekar.ru/criminalistika-2/157.htm
Судебная практика
1. Приговор по делу 22-1368/2018 (13.04.2018, Алтайский краевой суд (Алтайский край)) (СПС «Консультант-плюс»)
2. Приговор по делу 22-1353/2018 (02.04.2018, Приморский краевой суд (Приморский край)) (СПС «Консультант-плюс»)
3. Приговор по делу 22-1726/2018 (27.03.2018, Пермский краевой суд (Пермский край)) (СПС «Консультант-плюс»)
4. Приговор по делу 22-347/2018 (06.03.2018, Верховный Суд Республики Мордовия (Республика Мордовия)) (СПС «Консультант-плюс»)
5. Приговор по делу 10-4/2018 (14.02.2018, Киреевский районный суд (Тульская область)) (СПС «Консультант-плюс»)
6. Приговор Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области. Уголовное дело №1-94/2016 (СПС «Консультант-плюс»)
Вопрос-ответ:
Что такое следственный эксперимент?
Следственный эксперимент - это метод исследования, проводимый следователем или экспертом в рамках уголовного дела для установления фактов и проверки гипотезы взаимодействия участников преступления или восстановления обстоятельств преступления.
Какие задачи решает следственный эксперимент?
Следственный эксперимент решает несколько задач: установление причинно-следственных связей, проверку гипотезы, достоверную реконструкцию событий, доказательство наличия или отсутствия преступного умысла, установление доказательств и опровержение доводов стороны защиты.
Какие виды следственного эксперимента существуют?
В зависимости от цели и метода проведения, следственный эксперимент может быть классифицирован как демонстративный, проспективный, моделирующий, испытательный, компаративный и комбинированный.
Каковы тактические приемы подготовки следственного эксперимента?
При подготовке следственного эксперимента следователь должен принять тактическое решение о необходимости его проведения, определить его цели и задачи, выбрать подходящий вид следственного эксперимента, а также разработать план и организовать его проведение.
Как принять тактическое решение о проведении следственного эксперимента?
Принятие тактического решения об осуществлении следственного эксперимента основывается на необходимости установления конкретных обстоятельств преступления, отсутствии других способов исследования, наличии достаточного количества доказательств и возможности его проведения в условиях, приближенных к реальным.
Какие цели и задачи ставятся перед следственным экспериментом?
Целью следственного эксперимента является воспроизведение событий, имеющих значимость для дела, в целях получения доказательств и объяснений от участников происшествия. Задачи следственного эксперимента включают проверку и опровержение версий дела, получение ответов на вопросы следствия, установление хронологии событий и идентификацию улик.
Какие виды следственного эксперимента существуют?
В зависимости от целей, объекта и условий проведения следственный эксперимент может быть различных видов. К ним относятся макетный, показательный, судебно-психологический и технический следственные эксперименты. Каждый из этих видов имеет свои особенности и специфику проведения.
Какие тактические приемы используются при подготовке следственного эксперимента?
При подготовке следственного эксперимента применяются различные тактические приемы. Среди них можно выделить принятие решения о проведении эксперимента, определение его формы и метода, выбор места и времени его проведения, обеспечение безопасности участников, подбор и подготовка необходимых материалов и устройств, и другие тактические моменты.
Опишите процесс принятия тактического решения о производстве следственного эксперимента.
Процесс принятия тактического решения о проведении следственного эксперимента включает анализ имеющейся информации, обсуждение с коллегами и руководством, оценку рисков и выгод от проведения эксперимента, а также учет законодательных и процессуальных норм. Затем принимается окончательное решение о проведении эксперимента на основе вышеперечисленных факторов.