Методика факторного анализа себестоимости продукции (работ, услуг).
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 20.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Методика факторного анализа себестоимости продукции 4
1.1. Основные задачи и источники анализа себестоимости продукции 4
1.2 Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции 6
Глава 2. Комплексный анализ деятельности АО «Группа «Илим» 9
за 2016-2017 годы 9
2.1. Анализ влияния на динамику объема продаж изменения объема произведенной продукции (работ, услуг) и остатков непроданной продукции. 9
2.2. Анализ влияния трудовых ресурсов и эффективности их использования на величину выручки от продаж 12
2.3. Анализ влияния материальных ресурсов и эффективности их использования на величину выручки от продаж 13
2.4. Анализ влияния основных фондов и эффективности их использования на величину выручки от продаж 14
2.5. Анализ затрат на производство и расходов по обычным видам деятельности 15
2.6. Анализ финансовых результатов 18
2.7. Анализ показателей рентабельности 21
Заключение 24
Библиографический список 26
Приложения 27
Данный анализ приведен в таблице 8. Оценив результаты обоих таблиц, можно сделать вывод, что снижение выручки на 8 % при росте себестоимости на 4,68% (показатель стр. 1таблицы 6) стало причиной сокращения прибыли от продаж на 14%. Существенное сокращение прочих доходов, размер которых снизился на 7,9% при более медленном падении прочих расходов, уровень которых снизился всего на 2,94%, повлекло ускорение темпов падения прибыли до налогообложения по сравнению с темпом падения выручки. Размер текущего налога на прибыль изменился пропорционально падению прибыли до налогообложения и не оказал влияния на совокупный финансовый результат.
Таблица 8
Факторный анализ динамики прибыли до налогообложения
№ п/п Слагаемые Фактически Влияние изменения на динамику прибыли до налогообложения, прибыли 2016 2017 в сумме, млн.руб. в % к ПДН0 до налогообложения сумма, млн.руб. уд. сумма, млн.руб. уд. вес, % вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Прибыль от продаж (Ппр) 35363 105 30501 126 -4862 -14,50 2. Доходы от участия (ДУ) 0 0 0 0 0 0,00 3. Проценты к получению (ПП) 1237 4 628 3 -609 -1,82 4. Проценты к уплате (ПУ) 5225 16 5456 23 -231 -0,69 5. Прочие доходы (ПД) 6231 19 3583 15 -2648 -7,90 6. Прочие расходы (ПР) 4083 12 5070 21 -987 -2,94 7. Прибыль до налогообложения (ПДН) (п.1 + п.2 + п.3 – п.4 + п.5 – п.6) 33523 100 24186 100 -9337 -27,85 Основной составляющей прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. Для оценки факторов, повлиявших на ее изменение, воспользуемся данными о составе прибыли от продаж, приведенными в таблице 9.
Таблица 9
Факторный анализ динамики прибыли до налогообложения
№ п/п Показатели Сумма, млн. руб. Затраты на 1 руб. выручки, руб. Изменение суммы, ± 2016 2017 2016 2017 млн. руб. на 1 рубль выручки руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Выручка от продаж (В) 111690 110412 х х -1278 х 2. Себестоимость продаж (С) 63754 66084 0,57081 0,59852 2330 0,02771 3. Коммерческие расходы (КР) 4259 4700 0,03813 0,04257 441 0,00444 4. Управленческие расходы (УР) 8314 9126 0,07444 0,08265 812 0,00821 5. Полная себестоимость продаж (ПСпр) 76327 79910 0,68338 0,72374 3583 0,04036 Анализ оценки влияния каждого из факторов приведен в таблице 10.
Таблица 10
Расчет влияния факторов на динамику прибыли от продаж
№ п/п Название факторов Влияние на динамику прибыли от продаж порядок Размер влияния, ± расчета в сумме, млн. руб. в % к Ппр0 1 2 3 4 5 1 Изменение объема выручки (110412-110412*0,68338)-35363 -405 -1,1 2 Изменение полной себестоимости продаж на один рубль выручки, 30501-(110412-110412*0,68338) -4457 -12,6 в том числе: 2.1 изменение производственной себестоимости продаж на один рубль выручки 110412*0,02771 -3060 -8,7 2.2 изменение коммерческих расходов на один рубль выручки 110412*0,00444 -490 -1,4 2.3 изменение управленческих расходов на один рубль выручки 110412*0,00821 -906 -2,6 Итого изменение прибыли от продаж х -4862 -13,7 Как было отмечено выше, общее изменение прибыли от продаж за 2017 год по сравнению с 2016 годом составило 4862 млн. руб. Сокращение прибыли произошло под влиянием двух основных факторов снижение объема выручки и рост себестоимости. За счет снижения выручки прибыль от продаж сократилась на 405 млн. рублей, рост себестоимости привел к сокращению в 4457 млн. руб. Детальное рассмотрение структуры себестоимости позволяет сделать вывод, что из-за роста удельной производственной себестоимости прибыль от продаж сократилась на 3060 млн. руб., увеличение коммерческих расходов на рубль продукции обусловил сокращения прибыли на 490 млн. руб., и рост удельных затрат на управление стал причиной сокращения прибыли на 906 млн. руб. Совокупное влияние негативных факторов привело к сокращению прибыли от продаж 2017 года на 13,7% относительно аналогичного показателя 2016 года.
2.7. Анализ показателей рентабельности
Помимо абсолютных показателей прибыли для оценки эффективности предприятия рассчитывают относительные показатели рентабельности. Пример расчета таких показателей приведен в таблице 11.
Таблица 11
Характеристика уровня и динамики показателей рентабельности организации
№ п/п Показатели 2016 2017 Изменение, ± 1 2 3 4 5 1 Прибыль от продаж, млн. руб. 35363 30501 -4862 2 Чистая прибыль, млн. руб. 26218 18956 -7262 3 Полная себестоимость продаж, млн. руб. 76327 79910 3583 4 Выручка от продаж, млн. руб. 111690 110412 -1278 5 Средняя стоимость активов, млн. руб. 137556 139673 -2118 6 Средняя стоимость собственного капитала, млн. руб. 34736 29892 -4845 7 Рентабельность затрат на проданную продукцию, % (п. 1 : п. 3 × 100) 46,3% 38,2% -8,2% 8 Рентабельность продаж, % 31,7% 27,6% -4,0% (п. 1 : п. 4 × 100) 9 Рентабельность активов (рентабельность капитала, авансированного в активы), % (п. 2 : п. 5 × 100) 19,1% 13,6% -5,5% 10 Рентабельность собственного капитала, % (п. 2 : п. 6) 75,5% 63,4% -12,1% Снижение уровня прибыли обусловило падение всех показателей рентабельности, однако с точки зрения инвесторов наибольший интерес представляет показатель рентабельности активов, показывающий, сколько копеек прибыли генерирует каждый рубль, вложенный в активы предприятия. Расчет данных для анализа и оценка влияния факторов на рентабельность актива приведена в таблицах 12 и 13.
Таблица 12
Исходные данные для факторного анализа динамики рентабельности активов
№ п/п Показатели Усл. обозн. 2016 2017 Изменение, 1 2 3 4 5 6 1 Чистая прибыль, млн. руб. ЧП 26218 18956 -7262 2 Средняя стоимость активов организации, млн. руб. 137556 139673 2117,5 3 Рентабельность активов, % РА 19,1% 13,6% -5,5% (п.1 : п. 2 × 100) 4 Выручка от продаж, млн. руб. В 111690 110412 -1278 5 Коэффициент отдачи активов ОА 0,812 0,791 -0,021 (п. 4 : п. 2) 6 Рентабельность продаж, рассчитанная исходя из чистой прибыли, % (п. 1 : п. 4 × 100) Рпрч 23,5% 17,2% -6,3%
Таблица 13
Расчет влияния изменения коэффициента отдачи активов и рентабельности продаж на динамику рентабельности активов
№ п/п Название факторов Влияние на динамику рентабельности активов, ± порядок расчета результат в % 1 2 3 4 1 Изменение коэффициента отдачи активов -0,021*23,5% -0,5 2 Изменение рентабельности продаж -6,3%*0,791 -5,0 3 Итого изменение рентабельности активов (см. табл. 12, п.3, гр.6) -5,5 Под влиянием сокращения выручки от продаж и роста стоимости активов, коэффициент отдачи активов АО «Группа «Илим» снизился в 2017 году на 0,021, это означает, что с каждого рубля активов предприятия стало получать на 2 копейки меньше выручки. Изменение рентабельности продаж сократилось в 2017 году на 5%. Совокупное влияние снижения рентабельности продаж и коэффициента отдачи активов стало причиной снижения показателя общей рентабельность активов организации на 5,5%
Заключение
Себестоимость наряду с выручкой и прибылью является одним из ключевых показателей деятельности предприятия. Поэтому анализ ее динамики и составляющих является важным этапом аналитической работы предприятия. Рассмотренные в работе основные этапы анализа себестоимости позволяют сделать вывод, что основным направлением при исследовании затрат является факторный анализ затрат, а именно анализ затрат на рубль товарной продукции. Данный вид анализа позволяет установить влияние эффективности использования каждого вида ресурсов организации на совокупную себестоимость. Теоретические знания, полученные в ходе работы над первой главой, были применены при расчете показателей хозяйственной деятельности предприятия, проведенным во второй главе.
Предметом проведенного исследования стала хозяйственная деятельность АО «Группа» Илим», информационной базой анализа бухгалтерская отчетность и годовой отчет за 2017 год. АО «Компания «Илим» является одним из крупнейших предприятия Ленинградской области, стабильно получающим прибыль. Однако приведенный по итогам 2017 года анализ показал, что в 2017 году наблюдалось снижение выручки продаж компании на 8% и падение чистой прибыли на 28%. Такое существенное снижение прибыли потребовало проведение факторного анализа, который установил, что основной причиной падения чистой прибыли является наметившаяся негативная тенденция, заключающаяся в снижении роста выручки от продаж при увеличении себестоимости. Факторный анализ структуры себестоимости позволил установить, что одной из основных причин роста затрат стало повышение зарплатоемкости и увеличения удельной величины прочих расходов. Руководству предприятия следует обратить внимание на детальный анализ структуры расходов на оплату труда, чтобы выявить за счет чего произошло увеличение затрат на оплату труда за счет роста вознаграждения производственного или управленческого персонала. Отдельное пристальное внимание следует уделить росту прочих расходов, проведя оценку их структуры и обоснованности. Среди положительных тенденций следует указать снижение материалоемкости продукции, что вызвано в первую очередь внедрением нового более эффективного оборудования, что косвенно подтверждается ростом показатели амортизациоемкости.
Снижение показателей прибыли и выручки при росте стоимости активов привело к снижению показателя рентабельности актива, который снизился по итогам 2017 года на 5,5% и составил 13,6%.
В целом следует отметить, что предприятии является стабильно развивающимся и регулярно выплачивает дивиденды своим акционерам, о чем свидетельствуют показатели годового отчета, однако более детальный подход к планированию и анализу расходов позволит максимизировать прибыль компании и укрепить финансовое положение.
Библиографический список
I. Законодательные и нормативные акты
Приложения
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
Экономический анализ: Учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2015.
http://www.ilimgroup.ru/aktsioneram/raskrytie-informatsii/godovji-otchet/
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013., с.-104
6
Затраты на 1 рубль товарной продукции = Общая сумма затрат (1)
Объем товарной продукции
I. Законодательные и нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н (с изм.).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изм.).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (с изм.).
II. Монографическая и учебная литература
6. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / О.В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2013.
7. Ефимова О.В. Финансовый анализ: Современный инструментарий для принятия экономических решений – 5-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2014.
8. Петров А.М., Басалаева Е.В., Мельникова Л.А. Учет и анализ: учебник. – М.: КУРС, 2015 – ЭБС Знаниум.
9. Румянцева Е.Е. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017 – ЭБС Юрайт.
10. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
11. Экономический анализ: Учебник / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2015.
Вопрос-ответ:
Какие задачи решает факторный анализ себестоимости продукции?
Факторный анализ себестоимости продукции помогает выявить основные факторы, влияющие на себестоимость, а также определить оптимальные пути снижения затрат.
Какие источники анализа себестоимости продукции используются?
Источниками анализа себестоимости продукции могут быть данные бухгалтерии, отчеты о продажах, данные о затратах на материалы, трудовые затраты и другие.
Что такое факторный анализ затрат на 1 рубль продукции?
Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции позволяет определить, какие конкретные затраты оказывают наибольшее влияние на стоимость продукции и какие из них можно оптимизировать для снижения себестоимости.
Какой комплексный анализ проводится на примере АО Группа Илим?
На примере АО Группа Илим проводится анализ влияния на динамику объема продаж, изменения объема произведенной продукции, остатков непроданной продукции и трудовых затрат на себестоимость продукции.
Какие основные задачи решает комплексный анализ деятельности АО Группа Илим?
Комплексный анализ деятельности АО Группа Илим позволяет определить факторы, влияющие на себестоимость продукции, выявить тенденции изменения объема продаж и производства, а также оценить влияние трудовых затрат на финансовые результаты предприятия.
Какие задачи решает факторный анализ себестоимости продукции?
Факторный анализ себестоимости продукции помогает определить влияние различных факторов на себестоимость продукции, выделить основные затраты и оценить их долю в общей себестоимости.
Какие источники анализа себестоимости продукции могут использоваться?
Источники анализа себестоимости продукции могут быть различными, например данные бухгалтерского учета, информация о затратах на материалы, трудовые ресурсы, амортизацию, информация о объеме продаж и т.д.
Как проводится факторный анализ затрат на 1 рубль продукции?
Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции проводится путем определения доли каждой составляющей себестоимости в общем объеме производства. Далее анализируются измения в этих долях и выявляются факторы, оказывающие наибольшее влияние на себестоимость.
Какой анализ проводится при комплексном анализе деятельности компании?
При комплексном анализе деятельности компании проводится анализ влияния на динамику объема продаж изменения объема произведенной продукции, работ, услуг и остатков непроданной продукции. Также анализируется влияние трудовых ресурсов и других факторов на себестоимость продукции.
Какие данные используются при комплексном анализе деятельности АО Группа Илим?
Для комплексного анализа деятельности АО Группа Илим используются данные о динамике объема продаж, изменении объема произведенной продукции, работ, услуг, остатках непроданной продукции, а также данные о затратах на трудовые ресурсы и других факторах, влияющих на себестоимость продукции.
Какие задачи решает методика факторного анализа себестоимости продукции?
Методика факторного анализа себестоимости продукции позволяет выявить и изучить основные факторы, влияющие на ее формирование. С помощью данной методики можно определить вклад каждого из факторов в общую себестоимость продукции и выявить возможности для ее оптимизации.
Как проводится факторный анализ затрат на 1 рубль продукции?
Для проведения факторного анализа затрат на 1 рубль продукции необходимо разложить ее себестоимость на составляющие факторы. Затем определить долю каждого фактора в общей себестоимости и оценить их влияние на изменение цены продукции при изменении объемов производства. Таким образом, можно выявить наиболее значимые факторы и разработать стратегию для управления себестоимостью продукции.