Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 45 45 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 20.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Детская застенчивость: причины и следствие .......................................................................................................................6
1.2 Застенчивые дети: особенности воспитания 9
1.3.Влияние застенчивости на развитие личности старшего дошкольника 11
2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3. Роль психолога в сопровождении застенчивого ребенка старшего дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Фрагмент для ознакомления

Он старается воздерживаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются 2-3 ребенка («предпочитаемые»), пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. «Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания, «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным, за то, что он знает, чего хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Наряду с этим имеются, дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. «Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе не заинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность («Так уж и быть!»). Таких принимают к игру на посредственные роли. У этих детей копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни и группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает «эмоциональный голод» по общению со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести (реальные и прочные или эфемерные) или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне. «Изолированный ребенок» - это, как правило, ребенок застенчивый, робкий, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, неуверенностью действий, вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договорится, он постоянно нарушает, прилила, замыкается, по его вине раскраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число не принятых. Капризули, плаксы, робкие, нерешительные, застенчивые, вредные все те, кто не в состоянии доиграть до естенственнго конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся не принятыми сверстниками. Они - источник конфликтов и напряжений. Сверстники не хотят с такими связываться. И именно к такой категории, увы, очень относятся застенчивые дети. Игровые отношения суровые отношения по правилам. Только смышленый, опрятный, уверенный в себе ребенок будет принят сверстниками. Тихий и 46 нерешительный, слабый ребенок или новенький может вызывать желание не принимать его в игру. Определим причины, по которым ребенок становится «изолированным». Один ребенок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Второй имеет физические недостатки. Третий никогда прежде не посещал детский, сад не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приемами - и тоже не принят в детской группе. Четвертый очень застенчив, постоянно смущается, когда к нему обращаются, нерешителен в игре, да и играет все время сам с собою. Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, следствие одно - социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь. Со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Притязая на интересную или главную роль в игре на победу и соревновательной игре с правилами, ребенок при неуспехе может пережить острое чувство неполноценности, ощутить себя слабее и хуже других. Именно какая ситуация может стать начальной для проявления застенчивости у незастенчивого ребенка. А у застенчивого ребенка появится еще большая неуверенность в себе и своих силах. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализовано или ущемлено его притязание на признание среди сверстников. Рассмотрев подробно структуру взаимоотношений застенчивого ребенка со сверстниками, определив мотивы и потребности общения, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, застенчивый ребенок не может в достаточной мере реализовать себя в общении и игре с другими детьми. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы и правила повеления, сочувствуя и сопереживая сверстникам, он все равно не может проявить решительность, настойчивость, если того требуют обстоятельства. Во-вторых, застенчивый ребенок более 47 подвержен конформности, чем его решительные сверстники, так как для него легче и выгоднее принять мнение большинства, чем высказывать свое мнение и отстаивать его. В-третьих, застенчивый ребенок в большинстве случаев принадлежит к « не принятым» или «изолированным»; это объясняется тем, что он, как правило, имеет трудности в коммуникативной сфере, нерешителен, робок, не может довести сюжет игры до конца и, как следствие этого, не принимается сверстниками в игру. Но необходимо также заметить, что, как и все дети, застенчивый ребенок имеет притязание на признание, он хочет быть признанным, получить адекватную оценку своим действиям со стороны сверстников, чувствовать спою принадлежность к детскому обществу. Но его неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, боязнь, что его недостаточно высоко оценят, мешает ему проявить свои способности, показать, что он способен на многое. Все это мешает ему нормально общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинаем действовать вполне самостоятельно. Однако это не означает, что он может обойтись без внимания и заботы со стороны взрослых. После того, как у ребенка появляется эмоциональное отношение к себе, у него возникает новое социально необходимое образование стремление соответствовать требованиям взрослого, стремление быть признанным взрослым. В старшем дошкольном возрасте, как и в среднем и раннем детстве, сохранятся эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, проявляет рад иль его успеху и сопереживание неуспеху, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха II условиях установления положительных взаимоотношении с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок, замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт с взрослым, это происходит в случае с достаточно решительным ребенком, уверенным в своих силах, или сам замыкается и стремится избежать общения; это уже характерно для детей застенчивых, нерешительных. В.В. Зеньковский отмечает, что в развитии эмоциональной жизни ребенка огромное значение имеет свобода выражения чувств. Прежде всего, здесь надо иметь в виду свободу социального выражения: для нормального развитии чувств ребенка чрезвычайное значение имеет то, свободно ребенок выражает свои чувства и общении с взрослым или же «уходит в себя», таит про себя скрытые желания. Застенчивость, имеющая часто органические корни, еще чаще является итогом горького социального опыта; она всегда вносит психическое направление в душе ребенка, задерживая естественное выражение чувств [18]. Таким образом, мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослым является одним из ведущих, определяющих социальное развитие ребенка, Взаимоотношения ребенка с взрослым в большей мере зависит от содержания общения со стороны взрослого. В условиях эмоционального положительного отношения со стороны взрослого, ребенок доверительно относится к этому взрослому, стремится быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила и нормы. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка. 49 Отчуждение, раздражительность и даже невнимание со стороны взрослого приводят к тому, что ребенок стремится избежать неприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может принести к развитию таких отрицательных качеств, как замкнутость, застенчивость, робость, покорность и ложь. Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В этом случае чрезвычайно важно поддержать ребенка. Нельзя обрушивать на ребенка реплики типа: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», «Не мешай мне; пустыми вопросами» и так далее. Подобные неуважительные реплики взрослого могу привести ребенка к потере уверенности в себе и своих возможностях. У ребенка может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности. Комплекс неполноценности - один из труднейших моральных недостатков человека, который, как и застенчивость, затрудняет общение с другими людьми и создаст обременяющее тяжелое внутреннее самочувствие. Л.Н. Галилузова, изучая проблему общения застенчивых детей, отмечает, что застенчивые дети менее инициативные, чем их незастенчивые ровесники, чисто испытывают робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегают взглядов в глаза, проявляют двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращаются к взрослому или отвечают на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий окрашены амбивалентными эмоциями. Действуя в совокупности, эти симптомы нарушают естественный ход общения, его диалогический характер. Л.Н. Галигузова также отмечает, что отличительной особенностью общения застенчивого ребенка является прерывистость, цикличность протекания. Но что же все-таки кроется таким поведением застенчивого ребенка? Можно ли выделить единое основание для его объяснения? 50 Для ответа на этот вопрос мы обратились к классификации причин застенчивости, выделенной в результате анализа экспериментальной деятельности Л.Н. Галигузовой, и непосредственно влияющих на результативность и продуктивность общения застенчивого ребенка с взрослым [10, c. 15]. Первая - и наиболее распространённая причина - отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Отношение к оценке имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и эффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают удовольствие, с возрастом у них формируются парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения. Вторая причина - собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь, попросить, о помощи. Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи. Обе выделенные области, как правило, «идут рука об руку»: ребенок одновременно не унарен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей. Третья причина - общая самооценки ребенка, которая отражается в его неуверенности и в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом - оказаться и центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Четвертая причина - «примыкает» к третьей и отрожает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности, постороннего вмешательства. Эта потребность действует с доброжелательным отношением ребенка к взрослому, желанием общаться с ним. У 5-6-летних детей в разных вариантах внеситуативноличностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего. Застенчивость проясняется преимущественно в варианте беседы, где внимание привлекается к личности ребенка, в то время как в беседе о другом человеке застенчивый ребенок обычно расслаблялся. Рекомендации воспитателям по работе с застенчивым ребёнком 1. Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии. 2. Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.). 3. Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал». 4. Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения. 5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа. 6. Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает. 7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять. 8. В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть. Исследуя влияние застенчивости на продуктивность общения ребенка с 52 взрослым, можно сделать следующие выводы: • Во-первых, причин, влияющих на успешность общения, несколько. Bce они связаны с отношением ребенка к оценке взрослого и самого себя. Несмотря на то, что застенчивый ребенок оценивает себя достаточно высоко, он все время сомневается в оценке других. Неуверенность блокирует его потребность в общении и не дает в полной мере реализовать свои коммуникативные возможности, что отрицательно сказывается на процессе общения с взрослыми. • Во-вторых, эмоциональная зависимость ребенка от взрослого в старшем дошкольном возрасте, что обусловливает постоянную потребность ребенка в общении с взрослым, а так как застенчивый ребенок испытывает значительные трудности в установлении контакта, то это приводит к снижению уровня продуктивности общения. Результаты эмпирического исследования показали: • большинство застенчивых детей обладают низким уровнем самооценки, они не способны оказать влияние на других, не осознают себя включенными в мир людей, проявляют высокий уровень эгоцентризма; • у 80% испытуемых наблюдается ярко выраженная тревожность и незащищенность, отмечаются признаки нарушения адаптации, непоследовательность мышления, потеря ассоциаций. Застенчивость в значительной степени влияет на взаимоотношение ребенка с взрослым и сверстниками, препятствуя социальной адаптации. Кроме того, застенчивость влияет на способность планировать свою деятельность и противостоять возникающим трудностям, приводит к повышенной тревожности и недоверию к себе, что в дальнейшем может сформировать неадекватную самооценку. Выявление застенчивости на более ранних этапах развития личности ребёнка, своевременное оказание квалифицированной психической поддержки и сопровождения является залогом успешного решения данной проблемы. Соблюдение психологом принципа единства диагностики и поддержки в значительной степени обусловливает объективное диагностирование, прогнозирование, составления перспективного коррекционного плана работы и достижения положительных результатов. Только при наличии тесного плодотворного и комплексного сотрудничества между педагогами, родителями и непосредственно самими психологами возможно достижение значительных результатов по оказанию помощи застенчивым детям и детям, испытывающим трудности в адаптации и социализации.

Заключение

Настоящее исследование предпринято с целью определения личностных особенностей застенчивого ребенка старшего дошкольного возраста. Детская застенчивость как феномен психического развития ребенка старшего дошкольного возраста на теоретическом уровне изучалась посредством рассмотрения следующих вопросов: концептуальные подходы к исследованию проблемы застенчивости в психологии; застенчивость и проблемы социальной адаптации; влияние застенчивости на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. Застенчивость мы определили как хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МАДОУ детский сад № 138 города Тюмени. В качестве психодиагностического инструмента были использованы: проективная методика «Изучение самооценки», техника А. Абрамса и А. Эмчина «Нарисуй человека под дождем», «Детский апперцептивный тест» (САТ). Результаты эмпирического исследования показали: • большинство застенчивых детей обладают низким уровнем самооценки, они не способны оказать влияние на других, не осознают себя включенными в мир людей, проявляют высокий уровень эгоцентризма; • у 80% испытуемых наблюдается ярко выраженная тревожность и незащищенность, отмечаются признаки нарушения адаптации, непоследовательность мышления, потеря ассоциаций. В ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что застенчивость, проявляясь в комплексе поведенческих и мимических реакций, влияет на развитие личности ребенка, формирование его самооценки и затрудняет приобретение социальных и коммуникативных навыков. Застенчивость в значительной степени влияет на взаимоотношение ребенка с взрослым и сверстниками, препятствуя социальной адаптации. Кроме того, застенчивость влияет на способность планировать свою деятельность и противостоять возникающим трудностям, приводит к повышенной тревожности и недоверию к себе, что в дальнейшем может сформировать неадекватную самооценку.
Практическая значимость исследования заключается в апробации пакета методик, направленного на выявление застенчивости в целом. Результаты исследования будут полезны родителям и воспитателям в целях разработки наиболее актуальных и действенных мер по коррекции застенчивости.
В результате изучения данного вопроса мы утверждаем, что, застенчивость, проявляясь в комплексе поведенческих и мимических реакций, оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, формирование самооценки, социальных, и коммуникативных навыков, что в значительной мере затрудняет адаптацию ребенка в обществе. И хотя застенчивость в некоторых случаях носит адаптивную функцию, позволяет удержать ребенка в знакомой и безопасной среде, все же, и большей степени, крайние проявления застенчивости и смущения, встречающиеся гораздо чаще, имеют дезадаптивное значение.
В заключении отметим перспективность данной темы, учитывая недостаточность информации о феномене застенчивости, причинах ее вызывающих и работе по ее коррекции на ранних этапах. На наш взгляд, данный вопрос находится в стадии изучения и требует всестороннего и глубокого изучения.








Список использованной литературы
Беллак, Л.К. Детский апперцептивный тест (CAT), адаптация [Текст] / Л.К. Беллак. - СПб.: Питер Ком, 2014. – 62 с.
Березина «Игра как средство коррекции поведения в дошкольном возрасте». М., 2016
Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига: Новая школа, 2014. - 205с.
Валявко С.М. Застенчивость как отягчающий фактор в формировании социальной компетентности личности / С.М. Валявко, А.А. Князева // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. – 2015. – Т. 1. – С. 57 – 62.
Вачков, И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей / И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2012. - 424 с.
Венгер, Л.A., Мухина, B.C. Психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 2017. – 340 с.
Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова. - М.: Профиздат, 2014. - 196 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. - СПб.: Союз, 2016. - 224 с.
Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 28 – 38.
Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 4. - С. 116-120.
Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости [Текст] Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 14-16.
Гаспарова, Е. Застенчивый ребёнок / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 11-12.
Гуревич, Ю. По ту сторону застенчивости Ю. Гуревич // Педагогический калейдоскоп. – 2012. - № 5. - С. 12-16.
Даль, В.И. Толковый словарь.- М.:, 2014. – 560 с.
Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A.M. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2014. - 464 с. 57
Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст]: Учебно-методич. пособие / М.В. Ермолаева. – М.: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. институт, 2015. - 121 с.
Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают / М.А. Зажигина. - М.: Генезис, 2016. - 240 с.
Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2016. – 352 с.
Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: ИЦ Академия, 2017. – 347 с.
Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. - СПб: Питер Пресс, 2014. - 256 с.
Игры в школе. Для млад. шк. Возраста [Текст]. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2016. - 144 с.
Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
Карпенко, В. Застенчивость / В. Карпенко // Воспитание школьников. - 2013. - № 2. - С. 10-13
Кислица, Г.К., Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. 140 вопросов семейному психологу / А.В. Потапова. - М.: Генезис, 2012. - 356 с.
Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 224 с.
Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 448 с.
Корнилова М.Д. Застенчивость как психологическая проблема / М.Д. Корнилова, М.И. Андросова // Актуальные роблемы развития личности в онтогенезе. – 2014. – С. 341 – 344.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. – 628 с. 58
Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М., 2001. - 278 с.
Лаврентьева, Т.В., Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Т.В. Лавренттьева. - М.: Гном и Д, 2016. - 144 с.
Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. - М.: Просвещение, 2014. - 204 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2016. – 574 с.
Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рожлеиия до семи лет / М.И. Лисина: автореферат, дис. к. психол. наук. - М., 2016. – 36 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство «Речь», 2007.
Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2013. Авторы: Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений». М., 2016
Минаева, В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость / В. Минаева // Воспитание школьников. – 2011. - № 9. - С. 10-14.
Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А., Потапова, А.В., Кислица, Г.К. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Е.А. Потапова. - М.: ДрофаПлюс, 2012. - 192 с.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2017. – 352 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 2014. – 400 с.
Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М.: Класс, 2014. - 245 с.
Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е.В. Субботский. - М., 2016. – 143 с.
Тарасова Е.А. Инновационные подходы к решению проблемы застенчивости у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Тарасова // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2016. - № 14. – С. 181 – 186.
Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2010. – 368 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов. - М.: Академия, 2011. – 416 с.









7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беллак, Л.К. Детский апперцептивный тест (CAT), адаптация [Текст] / Л.К. Беллак. - СПб.: Питер Ком, 2014. – 62 с.
2. Березина «Игра как средство коррекции поведения в дошкольном возрасте». М., 2016
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига: Новая школа, 2014. - 205с.
4. Валявко С.М. Застенчивость как отягчающий фактор в формировании социальной компетентности личности / С.М. Валявко, А.А. Князева // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. – 2015. – Т. 1. – С. 57 – 62.
5. Вачков, И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей / И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2012. - 424 с.
6. Венгер, Л.A., Мухина, B.C. Психология / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 2017. – 340 с.
7. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова. - М.: Профиздат, 2014. - 196 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. - СПб.: Союз, 2016. - 224 с.
9. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 28 – 38.
10. Галигузова, Л.Н. Застенчивый ребёнок Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 4. - С. 116-120.
11. Галигузова, Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости [Текст] Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 14-16.
12. Гаспарова, Е. Застенчивый ребёнок / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 11-12.
13. Гуревич, Ю. По ту сторону застенчивости Ю. Гуревич // Педагогический калейдоскоп. – 2012. - № 5. - С. 12-16.
14. Даль, В.И. Толковый словарь.- М.:, 2014. – 560 с.
15. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A.M. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2014. - 464 с. 57
16. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст]: Учебно-методич. пособие / М.В. Ермолаева. – М.: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. институт, 2015. - 121 с.
17. Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают / М.А. Зажигина. - М.: Генезис, 2016. - 240 с.
18. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2016. – 352 с.
19. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: ИЦ Академия, 2017. – 347 с.
20. Зимбардо, Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. - СПб: Питер Пресс, 2014. - 256 с.
21. Игры в школе. Для млад. шк. Возраста [Текст]. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2016. - 144 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
23. Карпенко, В. Застенчивость / В. Карпенко // Воспитание школьников. - 2013. - № 2. - С. 10-13
24. Кислица, Г.К., Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. 140 вопросов семейному психологу / А.В. Потапова. - М.: Генезис, 2012. - 356 с.
25. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 224 с.
26. Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 448 с.
27. Корнилова М.Д. Застенчивость как психологическая проблема / М.Д. Корнилова, М.И. Андросова // Актуальные роблемы развития личности в онтогенезе. – 2014. – С. 341 – 344.
28. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. – 628 с. 58
29. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М., 2001. - 278 с.
30. Лаврентьева, Т.В., Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Т.В. Лавренттьева. - М.: Гном и Д, 2016. - 144 с.
31. Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. - М.: Просвещение, 2014. - 204 с.
32. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2016. – 574 с.
33. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рожлеиия до семи лет / М.И. Лисина: автореферат, дис. к. психол. наук. - М., 2016. – 36 с.
34. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство «Речь», 2007.
35. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2013. Авторы: Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
36. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений». М., 2016
37. Минаева, В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость / В. Минаева // Воспитание школьников. – 2011. - № 9. - С. 10-14.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
39. Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А., Потапова, А.В., Кислица, Г.К. Мир дошкольника: Вопросы и ответы / Е.А. Потапова. - М.: ДрофаПлюс, 2012. - 192 с.
40. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2017. – 352 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 2014. – 400 с.
42. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М.: Класс, 2014. - 245 с.
43. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е.В. Субботский. - М., 2016. – 143 с.
44. Тарасова Е.А. Инновационные подходы к решению проблемы застенчивости у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Тарасова // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2016. - № 14. – С. 181 – 186.
45. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2010. – 368 с.
46. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов. - М.: Академия, 2011. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Что такое детская застенчивость и почему она возникает у детей старшего дошкольного возраста?

Детская застенчивость - это особенность психического развития ребенка, проявляющаяся в неуверенности, стеснительности и неловкости в социальных ситуациях. Она может возникать из-за различных причин, включая нарушение самооценки, негативный опыт взаимодействия с окружающими, а также наследственные факторы.

Какие особенности воспитания нужны для застенчивых детей?

Застенчивые дети нуждаются в терпимом и поддерживающем отношении со стороны родителей и педагогов. Воспитательная среда должна быть спокойной и безопасной, чтобы ребенок мог постепенно преодолевать свои страхи и развивать социальные навыки. Важно поощрять и похвалить ребенка за малые успехи, чтобы он чувствовал себя увереннее.

Как детская застенчивость влияет на развитие личности старшего дошкольника?

Детская застенчивость может сказываться на различных аспектах развития личности старшего дошкольника. Она может препятствовать формированию социальных навыков и самооценки, так как ребенок может избегать общения с другими и чувствовать себя неуверенно. Застенчивость может также влиять на эмоциональное развитие, вызывая стресс и тревогу у ребенка.

Какие причины и следствия детской застенчивости?

Причины детской застенчивости могут быть разнообразными, включая генетические факторы, негативный опыт взаимодействия, недостаток уверенности в себе и другие. Следствия застенчивости могут проявляться в трудностях в общении со сверстниками и взрослыми, низкой самооценке, тревожности и снижении социальной активности.

Что такое детская застенчивость?

Детская застенчивость - это феномен психического развития, проявляющийся у детей старшего дошкольного возраста. Застенчивые дети испытывают страх и неуверенность в общении с другими людьми, особенно с незнакомыми. Они склонны избегать социальных ситуаций и предпочитают оставаться на заднем плане.

Какие причины могут быть застенчивости у детей старшего дошкольного возраста?

Причины застенчивости у детей могут быть разные. Одной из основных причин является недостаток самооценки и уверенности в себе. Застенчивые дети часто боятся быть осужденными или отвергнутыми окружающими. Также застенчивость может быть обусловлена воспитанием, генетическими факторами, и событиями в жизни ребенка, такими как переезд или развод родителей.

Какими особенностями воспитания нужно обладать, чтобы помочь застенчивому ребенку?

Воспитание застенчивого ребенка требует особого подхода. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители и педагоги могут помочь ребенку преодолевать застенчивость, поощряя его участие в социальных ситуациях, давая ему возможность проявить свои таланты и качества, и обучая навыкам коммуникации и самовыражения.

Как застенчивость влияет на развитие личности старшего дошкольника?

Застенчивость может оказывать отрицательное влияние на развитие личности старшего дошкольника. Ребенок может испытывать чувство неполноценности, страдать от социальной изоляции и иметь проблемы с установлением дружеских отношений. Застенчивые дети также могут быть более подвержены стрессу и тревоге. Однако, при правильной поддержке и помощи, ребенок может преодолеть застенчивость и развить свои социальные навыки и уверенность в себе.

Какие причины могут стать основой детской застенчивости?

Детская застенчивость может иметь различные причины, такие как генетическая предрасположенность, негативный опыт общения, плохая самооценка, отсутствие доверия к окружающим, стрессовые ситуации и другие факторы.