Формирование фонетико-фонематического компонента речи дошкольного возраста у детей с дизартрией.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 88 88 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.01.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………………………………………. 7
1.1. Предпосылки и условия овладения детьми фонетико-фонематической стороной речи в онтогенезе…………………………………………………………7
1.2. Современные представления о дизартрии…………………………… 18
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………………………………………… 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…………………… 30
2.1. Организация констатирующего эксперимента………………………. 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………. 34
2.2.1. Состояние фонетической стороны речи испытуемых……………...35
2.2.2. Состояние фонематического восприятия………………………........41
2.2.3. Состояние фонематических представлений………………………...47
2.2.4. Состояние фонематического анализа и синтеза…………………… 50
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…………………………………. 61
3.1. Программа коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………………………………………… 61
3.2. Сравнительный анализ результатов до и после проведения коррекционно-развивающей программы…………………………………………67
Выводы по третьей главе……………………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...........................................71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 73
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..........78

Фрагмент для ознакомления

Состояние фонематических представлений не изменилось (Таблица 3.3, Рисунок 3.3)Таблица 3.3.Распределение дошкольников с дизартрией по уровням сформированности фонематических представленийдо и после коррекцииУровни Количество детейвысокийсреднийнизкийДо коррекции-10 (67 %)5 (33 %)После коррекции-10 (67 %)5 (33 %)Рис. 3.3. Распределение дошкольников с дизартрией по уровням сформированности фонематических представленийдо и после коррекцииРезультаты исследования фонематических представлений свидетельствует о длительности формирования навыка у детей с дизартрией. Результаты исследования фонематического анализа и синтеза до и после коррекции (Таблица 3.4, Рисунок 3.4):- высокий уровень не изменился,- количество детей со средним уровнем увеличилось с 6 (40 %) до 7 (48 %) детей,- количество детей с низким уровнем уменьшилось с 5 (33 %) до 4 (26 %) детей.Таблица 3.4.Распределение дошкольников с дизартрией по уровням сформированности фонематического анализа и синтеза до и после коррекцииУровни Количество детейвысокийсреднийнизкийДо коррекции4 (26 %)6 (40 %)5 (33 %)После коррекции4 (26 %)7 (48 %)4 (26 %)Рис. 3.4. Распределение дошкольников с дизартрией по уровням сформированности фонематического анализа и синтеза до и после коррекцииСравнительный анализ результатов выполнения заданий детьми с дизартрией до и после коррекционных мероприятий выявил следующие особенности:- улучшились результаты по всем параметрам,- дети с дизартрией более точно выполняли артикуляционные упражнения, удерживали язык в заданной позе, правильно выдыхали воздушную струю,- были вызваны некоторые звуки (шипящие, свистящие, соноры[Л]),- поставленные звуки у части детей автоматизированы в слогах, словах, чистоговорках,- улучшилось восприятие звуков в слоговом и словесном рядах,- дети более уверенно осуществляют звуковой анализ и синтез слов,- изменились уровни сформированности навыков, увеличилось число детей со средним уровнем выполнения заданий по всем параметрам, уменьшилось количество детей с низким уровнем.Выводы по третьей главеКоррекция фонетико-фонематический нарушений у дошкольников с дизартрией организуется с учетом характера и структуры речевого дефекта. Работа опирается на знания онтогенеза формирования фонематических функций и операций в норме при соблюдении дидактических принципов: наглядности, индивидуализации процесса обучения и коррекции, доступности, последовательности. Учитывая психологические особенности контингента детей, коррекционная работа сочетает в себе задания, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и проходит в игровой форме. Сравнительный анализ состояния фонетико-фонематических процессов показал эффективность выбранных коррекционных мероприятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение такого речевого нарушения как дизартрия, несмотря на многочисленные исследования в данной области, привлекает внимание ученых с целью поиска эффективных методов коррекции данного речевого нарушения. Разработанная методика изучениянарушений фонетико-фонематической стороны речи детей с дизартрией опиралась на методикиГ.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой. По результатам констатирующего эксперимента у дошкольников была выявлена недостаточная сформированность фонематических функций и операций. Были выделены три группы дошкольников в зависимости от уровня фонетико-фонематических нарушений.Низкий уровень – дети со значительными нарушениями фонетико-фонематической стороны речи. У детей с низким уровнем развития фонематических процессов отмечается недостаточная сформированность речеслуховой дифференциация:- дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков, - затруднялись в выделении заданного звука в звуковом, слоговом и словесном рядах,- не могли подобрать предметные картинки, в названии которых содержится заданный звук, несмешиваемый в произношении, - не могли определить правильное произношение слов в собственной и чужой речи.Средний уровень имеют дети, у которых отмечались трудности при определении заданного звука в слогах и словах, нахождении картинок, в названии которых находится определяемый звук, смешиваемый в произношении. Редко наблюдались ошибки в определении неправильно произносимых слов в собственной речи. Высокий уровень развития фонематических процессов имеют дети, у которых имеются незначительные нарушения по всем показателям: - дети достаточно правильно дифференцируют звуки,- воспринимают звуки в слогах, словах в разной позиции,- нарушения звукопроизношения в стадии автоматизации,- достаточно точно выполняют артикуляционные упражнения.Однако, у детей данной группы не в полном объеме сформированы фонематические представления. Существуют трудности, связанные с подбором слов на заданный звук без опоры на предметную картинку.С учетом результатов констатирующего эксперимента, была спланирована логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией. Были определены следующие направления коррекционной работы: - развитие восприятия звуков (речевых и неречевых),- развитие навыков фонематического анализа в слогах, словах, предложениях, развитие синтетических навыков, - дифференциация слов несходных по артикуляторно-акустическим признакам и близких по звучанию,- формирование фонематических представлений,- коррекция и совершенствование звукопроизношения.Исследование состояния фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией после проведения коррекционных мероприятий выявило изменения уровнейсформированности навыков, увеличилось число детей сосредним уровнем выполнения заданий по всем параметрам, уменьшилось количество детей с низким уровнем.Таким образом, подобранный комплекс коррекционных мероприятий эффективен в работе с детьми с дизартрией и способствует развитию фонетико-фонематического компонента речи у данной категории детей. Поставленные цели и задачи в ходе проведения экспериментального исследования были достигнуты и решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей[Текст] / Е. Ф. Архипова.– М. : АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.Астахова, Н.Ю. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Ю. Астахова, Г.А.Андросова // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144 – 150.Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек[Текст] / Е. Л. Барсукова// Логопед.– 2009. - №5. - С. 26.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии)[Текст] / В.И. Бельтюков. – М., 1977. – 176 с.Винарская, Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А.Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977.– № 9. – С. 1347 - 1351.Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч. в 6 т., Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1982. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи[Текст] / Н.А. Гвоздев. – СПб., 2007. – 472 с.Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников[Текст] :книга для логопеда[Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с.Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха детей[Текст] / Н. В. Дурова. - М., 1996. – 23 с.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с.Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии[Текст] // Дефектология. - 1996. - №5. – С. 22 – 24.Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств[Текст] //Дефектология. - 2000. - №1. – С. 24 – 20.Каше, Г.А.Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г.А. Каше, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1986.Киселёва, В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии[Текст] :автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с.Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи[Текст] :учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии[Текст] / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.Леонтьев, А.Н. Основы теории речевой деятельности [Текст] /А. Н. Леонтьев. – М., 1997. Логопедия[Текст]:учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов/ под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста[Текст] / Л. В. Лопатина. –СПб., 2004. – 192 с.Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия)// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения[Текст] :сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.Лопатина, Л.В.Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)[Текст] : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 2000. – 192 с.Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии[Текст] / Р.И.Мартынова//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34 -48.Методы обследования речи детей[Текст] :пособие по диагностике речевых нарушений / под общей ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте[Текст]/ В. К. Орфинская // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г.В. Чиркина. – М., 2005. – 240 с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст] / Т. В.Волосовец. – М., 2002. – 200 с.Панченко, И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003.Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей[Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2005. – 224 с.Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи[Текст]: практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.Розенгардт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста[Текст] / Г. Л. Розенгардт-Пупко. – М., 1963. – 186 с.Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей[Текст] / М.А.Рыбакова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1282-1284.Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2005. – 144 с.Семёнова, К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии[Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 118.Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97.Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук[Текст]. - М., 1999. – 187 с.Титова, Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией [Текст]. - СПб., 2003. – 126 с.Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия[Текст] / Т. А.Ткаченко. – М., 2001. – 155 с. Токарева, О.А. Дизартрия [Текст] /О.А.Токарева// Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155.Тумакова, Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду[Текст] / Г. А. Тумакова. - М., 1985. – 192 с.Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников[Текст]: учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / под ред. Т.Б. Филичевой. – М., 2001. – 192 с.Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. [Текст] : учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей/ Т. Б.Филичева, Т. В.Туманова. – М. : 2000. – 80 с.Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст] :программно-методические рекомендации/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.Хватцев, М.Е. Хрестоматия по логопедии [Текст] / М. Е. Хватцев. - М., 2009. - 456 с.Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 240 с.Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика[Текст] :хрестоматия. / К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.Эйдинова, М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления[Текст] / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская. – М., 1959. – 275 с. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте[Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин. – М., 1958. – Режим доступа:http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2ПРИЛОЖЕНИЕ 1Сводные данные изучения медико-педагогической документацииИспытуемыйОбщий анамнезПримечаниеБеременностьРодыРазвитие моторной сферыЗаболевания1Токсикоз 2 половины беременности, угроза прерывания беременностиСтремительные родыСидит с 7 месяцев,Токсикоз 2 половины беременности, угроза прерывания беременности2Токсикоз 1 половины беременности, угроза прерывания беременности, гестоз 3 триместрСрочные, тяжелые однократное тугое обвитие пуповиной вокруг шеи, химическая стимуляция. Асфиксия синяяСидит с 7 мес., ходит с 10 мес.Ветряная оспарасторможенность3Угроза прерывания во 2 триместре беременностиСтремительные в головном предлежанииСидит с 8 месяцев, ходит с 10 мес.Часто ОРВИРебенок часто болеющий4Угроза прерывания беременности, повышенное А/ДХимическая стимуляция, обезвоживаниеСидит с 6 мес., ходит с 1 г. 1 мес.В 3 года грипп, высокая температура, судорогиСостоит на учете у невропатолога, неустойчивость внимания5Токсикоз 1 половины беременностиКесарево сечениеСидит с 6 месяцев ходит с 1 г.2 мес.В 3 года была травма головного мозга, сотрясениеОбщ. физ. Ослабленность, состоит на учете у невропатолога6Токсикоз 1 половины беременности,Срочные, тяжелые однократное тугое обвитие пуповиной вокруг шеиСидит с 7 месяцев,бронхитрасторможенность7Угроза прерывания беременности во 2 половине беременностиСтремительные родыСидит с 6 месяцев ходит с 1 г.частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)Часто болеет8повышенное А/ДХимическая стимуляция, обезвоживаниеСидит с 7 месяцев ходит с 1 г.2 мес.Ветряная оспа9Угроза прерывания беременности во 2 половине беременностиКесарево сечениеСидит с 7 месяцев,частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)расторможенность10Токсикоз 1 половины беременностиАсфиксия Сидит с 6 месяцев ходит с 1 г.1 мес.частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)11повышенное А/ДСтремительные родыСидит с 6 месяцев ходит с 1 г.2 мес.Двусторонняя ангинаОбщая ослабленность, расторможенность12Угроза прерывания беременности, повышенное А/ДХимическая стимуляция, обезвоживаниеСидит с 7 месяцев,12Угроза прерывания беременности, повышенное А/Д13Токсикоз 2 половины беременности, угроза прерывания беременностиСтремительные родыСидит с 6 месяцев ходит с 1 г.частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)Часто болеет, неустойчивость внимания14повышенное А/ДСрочные, тяжелые однократное тугое обвитие пуповиной вокруг шеи,Сидит с 6 месяцев ходит с 1 г.2 мес.частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)Часто болеет15Токсикоз 1 половины беременностиКесарево15Токсикоз 1 половины беременностиКесаревоПоказатели раннего речевого развитияИспытуемыйРечевой анамнезГулениеЛепет1 словаФразаИспытуемый 1В 3 мес.С 6 мес.В 1,5 годВ 1,8 годаИспытуемый 2В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 3В 4 мес.С 5 мес.В 1,4 годаВ 2,4 годаИспытуемый 4В 3 мес.С 6 мес.В 1 годВ 2 годаИспытуемый 5В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 6В 3 мес.С 5 мес.В 1 годВ 2,5 годаИспытуемый 7В 4 мес.С 5 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 8В 3 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 9В 4 мес.С 5-6 мес.К 2 годамК 3 годамИспытуемый 10В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 11В 5 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 12В 4 мес.С 5 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 13В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 14В 3 мес.С 5 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 15В 4 мес.С 5 мес.В 2 годаК 3 годамПРИЛОЖЕНИЕ 2Методика экспериментального исследованияI. Исследование фонетической стороны речи- 1 серия заданийИсследование статической и динамической организации артикуляционных движений.Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5.Инструкция:1) открыть рот и удерживать его открытым под счет от 1 до 5;2) открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, постучать по нему губами – пя-пя-пя; затем зубами – та-та-та;3) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет от 1 до 5;4) открыть рот, выгнуть язык горкой, прижать кончик языка к нижним зубам, удерживать его под счет от 1 до 5.5) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед «трубочкой»;6) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам;7) поочередно делать язык широким и узким;8) поочередно двигать высунутым языком вправо – влево.- 2 серия заданийИсследование уровня развития звукопроизношения разных групп звуков.Процедура: ребенок воспроизводит стихотворение за взрослым, рассказывает знакомую сказку, экспериментатор фиксирует произношение исследуемых групп звуков в отраженной и самостоятельной речи.Инструкция: повтори за мной стихотворение; расскажи знакомую сказку.Группы исследуемых звуков:- свистящие – [с], [с’], [з], [з’]; - шипящие – [ш], [ж]; - аффрикаты – [ц], [ч], [щ];- соноры – [л], [л’], [р], [р’]Критерии оценки:5 баллов – правильное произношение звука в связной речи;4 балла – звук автоматизирован в предложениях;3 балла – звук автоматизирован в слогах и словах;2 балла – правильно произносит звук изолированно;1 балл – нарушение произношения звукаII Исследование фонематического восприятия- 1 серия заданийа) повторение слогов с изменением согласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори ихСерии слогов, с фонетически близкими звуками. Серии из двух слогов:ба– папа – ба га – кака – гаво–фофо–вота – дада – таза – саса – заса – шаша – саса – цаца – сажу – шушу – жуза – жажа – заша – жажа –шача – тятя – чаща – чача – щаСерии из трех слогов:да–та–даба–па–бага–ка–гата–да–тапа–ба–пака–га–каса–ша–саза–са–заца–са–цаша–са–шаса–за–саса–ца–сажа–ша–жача–тя–чаща–ча–щаша–жа–шатя–ча–тяча–ща–чара–ла–рала–ра–лава–фа–ваб) повторение слогов с изменением гласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори их да–до–дуда–ди–дуга–ги–годи–де–дяпо–па–пука–ку–косу–са–соза–зо–зуца–цу–цоси–се–сязи–за–зюки–кя–кижа–жу–жоти–тя–теща–шу–щота-тю-тета–то–туча–че–чира–ру–рола–ля–лува–ву–вив) восприятие звуковых рядовИнструкция:Послушай, запомни и повтори:- ао, уа, аи, ио,- аиу, иао, уао, оиы,- аоуи, иоуа, иыоу, аоыу,- дадуе, пипоа, лилуи, рямиуКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 2 серия заданийа) выделение заданного звука в звуковом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].б) выделение заданного звука в слоговом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[ш]: ша, са, зи, ца, шо, шу,за;[щ]: ще, те, се, зи, шо, ше, ща;[ц]: та, ца, ся, цо, ша, цу, сю;[ч]: тя, ча, ся, че, ща, чу; [с]: са, за, зи, се, жа, ша, са.в) выделение заданного звука в словахИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[м]: сом, кофта, пижама, мак, голова, автомобиль, лампа.[н]: утюг, кнопка, суп, окно, дача, ноты, батон.[д]: аист, забор, дача, шкаф, дырка, пушка, задача.[т]: танк, боты, стакан, стул, ноты, петух, пижама.[с]: посуда, вза, стакан, батон, шапка, замок, сом.[ш]: шапка, сумка, крыша, крыса, кошка, лодка.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 3 серия заданийа) выделение звуков, не смешиваемых в произношенииИнструкция: Подбери картинку к слову Речевой материал: слова-квазиомонимы: мишка – миска; ночка - дочка; Юля – юла; кочка – кошка; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов.б) различение звуков, смешиваемых в произношении.Инструкция: Покажи картинку Речевой материал: слова-квазиомонимы: Марина-малина; коза-коса; каска – кашка; цветик – Светикв) различение слов, близких по звуковому составу.Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.Инструкция: Повтори правильное словоРечевой материал: цепочки слов: катон – батон – падон – батон (картинка батон); шумка – чумка – сумка – хумка (картинка сумка); гукла – кукла – рукла – кукла (картинка кукла); самолет – самолет – замолет – шамолет (картинка самолет).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.III Исследование фонематических представленийа) подбор слов на заданный звук в определенной позиции (с опорой на предметные картинкиИнструкция: Выбери картинку, в названии которой заданный звук стоит в начале (середине, конце) слова.б) выбор слов на заданный звук в определенной позиции (без опоры на предметные картинки),в) выбор правильного слова из двух вариантовСлова: рыба – лыба, санки – шанки, сапка – шапка, лук – вук, пила – пива, кошка – коска, марка – малка, пишка – пуска, жук – зук, зонт – жонт, заба – жаба, ладуга – радуга.IVИсследование навыков анализаа) навыки слогового анализа«Раздели слова на слоги»,«Посчитай слоги»Инструкция: Послушай слово и произнеси его по слогамРечевой материал. Слова: дом, рама, каша, диван, сахар, лампа, кошка, клумба, танкист, машина, пижама, барабан, самокат, пастух, рубаха, подсвечник, сказочница.б) навыки звукового анализа«Поймай звук»«Найди место звука в слове»Инструкция: послушай слово, определи место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) VИсследование навыков синтезаа) навыки слогового синтеза«Соедини слоги»Инструкция: Соедини слоги так, чтобы получилось словоРечевой материал. Слова: лапа, кошка, лопата, подушка, ленивый, пастушок, бумажник, пирамидка, магазин, космонавтб) навыки звукового синтеза«Повтори слитно»Инструкция: повтори ряд звуков слитно, догадайся какое слогво получилось, повтори его.Критерии оценки:5 баллов – выполнено верно;4 балла – неправильное воспроизведение четырёх- и пятисложных слов со стечением согласных3 балла – неправильное воспроизведение пяти- четырёх- и трёхсложных слов различной звукослоговой структуры2 балла – только двусложные слова различной звукослоговой структуры1 балл – правильный слоговой анализ только простых двусложных слов (без стечения согласных)ПРИЛОЖЕНИЕ 3Тема «Постановка звука [Ш]»Цель: вызвать у ребенка звук [Ш]Задачи:- развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, направленных на удержание позы («лопата», «чашка»), на подъем языка («чашка», «обними верхнюю губу»), динамические упражнения («маляр», «болтушка», «чистим верхние зубы», «вкусное варенье»),- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- отрабатывать голосовые упражнения,- формировать фонематическое восприятие на материале звука -ж-, учить выделять звук в словесном ряду в начальной позиции, - развитие грамматических категорий, навыков словообразования (образование сложных слов путем слияния двух основ – голубоглазый, светловолосый),- развитие психических функций и процессов (слуховое внимания «поймай заданное слово», мышление «подбери пару»).Ход занятия1.Орг. момент с элементами психогимнастики. Объявление темы занятия.Логопед сообщает ребенку тему занятия, объясняет значимость правильного произношения звука в целях подготовки к школе.2.Артикуляционная гимнастика с использованием видеоматериала.3.Дыхательная гимнастика, голосовые упражнения.4.Постановка звука.5.Анализ артикуляции по схеме.6.Развитие фонематического восприятия:в словесном ряду «Поймай слово» (кошка, сумка, шапка, замок, желудь, дом, булка, шина, звезда и т.д.), «Поймай лишнее слово» (дом, шуба, шайба, шина)7.Работа по словообразованию с опорой на схемы.8.Развитие психических процессовслуховое внимание «Поймай заданное слово - бок» (сок, бок, шок, бок, сок, рог, рот и т.д.),подбери пару – обобщающие понятия (пальто – куртка, автобус – поезд, стол – шкаф и т.д.)9.Задание для повторения.10. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.Тема «Звук [Ш]» Цель: автоматизация звука в прямых слогах, словах Задачи:- развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, направленных на удержание позы («лопата», «чашка»), на подъем языка («чашка», «обними верхнюю губу»), динамические упражнения («маляр», «болтушка», «чистим верхние зубы», «вкусное варенье»),- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («замок», «пальчики здороваются»),- развивать взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения: кулак-ребро-ладонь, солнышко и туча),- формировать фонематическое восприятие на материале звука [Ш], учить выделять звук в прямых слогах, словесном ряду в начальной позиции, - развитие грамматических категорий, навыков словообразования (образование качественных прилагательных), - развитие психических функций и процессов (слуховое внимания «поймай заданное слово», мышление «подбери пару»).Ход занятия1.Орг. момент с элементами психогимнастики. Объявление темы занятия.Логопед сообщает ребенку тему занятия, объясняет значимость правильного произношения звука в целях подготовки к школе.2.Артикуляционная гимнастика с использованием видеоматериала.3.Дыхательная гимнастика.4.Развитие фонематического восприятия:в слоговом ряду: ша, ка, мо, шу, по, ши, са, ты в словесном ряду «Поймай слово» (кошка, сумка, жаба, замок, шишка, дом, шайба, жираф, звезда и т.д.), 5.Работа по словообразованию: шерстяная шапка, шерстяные носки, шерстяной свитер.6.Развитие психических процессовслуховое внимание «Повтори слова: майка-зайка, галька-гайка, кот-кит, палка-балка, зуб-суп),подбери пару – обобщающие понятия (пальто – куртка, автобус – поезд, стол – шкаф и т.д.)7.Задание для повторения.8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.Тема «Звук [Л]»Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Л] в обратных слогах, словах (в конце слова)Задачи:- развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, направленных на удержание позы («лопата», «чашка»), на подъем языка («чашка», «обними верхнюю губу»), - динамические упражнения («маляр», «болтушка», «чистим верхние зубы», «вкусное варенье»),- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («замок», «пальчики здороваются»),- развивать взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения: кулак-ребро-ладонь, солнышко и туча),- формировать фонематическое восприятие на материале звука [Л], учить выделять звук в словесном ряду в позиции в конце слова, - развитие грамматических категорий, навыков словоизменения (изменение по падежам, согласование существительных с числительными),- развитие психических функций и процессов (слуховое внимания «поймай заданное слово», мышление «подбери пару»).Оборудование: предметные картинкиХод занятия (структурные элементы занятия с перечнем использованных видов работ)Орг. момент с элементами психотерапии. Объявление темы занятия.Артикуляционная гимнастика - комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л] («болтушка», «маляр», «лопата»), - подготовительные упражнения для звука [Р] («лошадка», «грибок», «молоток», «дятел»).2.Произношение звука изолированно.3.Анализ артикуляции звука по плану: губы, зубы, язык, воздушная струя.4.Развитие фонематического восприятия - д/и «Эхо» - повтори обратные слоги со звуком [Л],- д/и «Поймай слово» - выделить хлопком слово со звуком [Л],- д/и «Разложи картинки» - выбрать картинки со звуком [Л] в начале и конце слова. 5. Формирование навыка произношения звука [Л] в конце слова. Сначала добавление звука [Л], затем самостоятельное произнесение слов (пол, шакал, пенал, вокзал, стол, стул, бокал и т.д.).6.Деление слов на слоги (односложные и двусложные слова разной конструкции).7.Закрепление навыка изменения слов по падежам (Р.п. имен существительных)д/и «Нет кого, чего?8.Согласование количественных числительных с существительными лошадь, лампа, лопата – д/и «Посчитай»9.Развитие психических процессов:зрительного внимания (д/и «Нет кого, чего»),слуховой и зрительной памяти («Назови картинки», «Вспомни слова со звуком [Л]»).10. Задание для повторения.11. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.Тема «Звук [С]»Цель: автоматизация [С] в связной речи. - развивать тонкую и артикуляционную моторику, дыхание, - развивать фонематическое восприятие, слуховую память,- развивать связную речь,Оборудование: зеркало, предметные картинки, иллюстрации к рассказу «Светина комната».Организационный момент.- Назови слова со звуком -С-.2. Основная часть.- Артикуляционные упражнения.- Повтори чистоговорку: Са-са-са – летит оса. Сы-сы-сы – не боимся мы осы. Су-су-су – я боюсь осу. Сы-сы-сы – убегаю от осы.3. «Составь предложение»Куст, аист, стоять, под.   Мост, за, высокий, сад.   Сад, стоять, в, аист. Кони, под,  стоять, мост.  4. Физминутка.5. «Подбери слово к схеме»- развитие навыков звукового анализа (сад, сани, коса, нос, лиса, самокат, насос).6. Назови по картинке слова со звуком [С].7. Составь по картинке рассказ про Свету и ее комнату.8. Итог занятия. Тема «Постановка звука [Р]»Цель: учить правильно произносить звук [Р] механическим способомЗадачи:- упражнять в определении наличия и места звука,- способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;- создать условия для развития фонематических процессов;- развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание,- воспитывать внимательность, усидчивость.Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.Ход занятия 1. Организационный момент.Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.2. Сообщение темы и цели занятия.- Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику: «грибок», «молоточек», «лошадка», «барабанщик»3. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.- Какое положение принимают губы? (губы открыты)- А зубы? (зубы сближены)- Как работает кончик языка? (кончик языка дрожит)- Где проходит воздушная струя? (посередине языка)4. Дыхательные упражнения.- «Кораблики»,- «Бабочки». 5. Постановка звука [Р] механическим способом от [Д].6.Развитие фонетического слуха.- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.- в слогах: са-ра-на-ты-ры-два-дра.- в словах: радуга, грузовик, санки, автобус, вертолет, рак, ракета, тапки.- Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах.7. Итог занятия.8. Домашнее задание.Тема «Звуки [С], [Ш]»Цель:формирование навыков дифференциации звуков в словах.Задачи:- учить дифференцировать звуки,- различать их в словах,-закрепить правильное произношение звуков с-ш в словах,- совершенствовать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза;-развивать внимание, память.- активизировать словарь.- упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.План урока1. Орг.момент:Психологический настройСообщение темы занятия.2. Артикуляционная гимнастика.4. Уточнение артикуляции звуков.5. Дифференциация с-ш в слогах. Развитие фонематических процессов.6. Разложи предметные картинки для Сани и Шуры.7. Пальчиковая гимнастика «Дорожка»8. Дифференциация с-ш в словах, поднимать соответствующие фишки.9. Формирование лексико-грамматического строя речи, составление предложений по схеме.10. Итог урока. Оценивание. Тема «Дифференциация звуков [Х-Ж]»Дифференциация звуков [х] и [ж]. Цель: дифференциация звуков [х] и [ж] в звуковом и слоговом рядах. Задачи:- уточнение и сравнение артикуляции звуков; - закрепление навыка дифференциации звуков [х] и [ж] в звуковом и слоговом рядах; - развитие фонематического восприятия на материале звуков [х] и [ж], - развитие звуко-слогового анализа; - развитие общей и мелкой моторики; - воспитание навыков самостоятельной деятельности.Ход занятия Организационный моментАртикуляционная разминка.1. Определите первый звук в словах (хомяк, жук, жаба, хлопушка, хобот, жираф, халат, желудь) Основная часть1.Характеристика звука, анализ артикуляции. Какой звук [ж]? (звонкий, твердый), звук [х]? (глухой, твердый). 2.Игра «Слушай и повторяй»ха-жа, хы-жи, жа-ха, хо-жо, жи-хы4.Игра «Светофор». Если услышишь звук [х] подними КРАСНЫЙ кружок, если [ж] – ЖЕЛТЫЙ, если другой звук – ЗЕЛЕНЫЙ.5. Физкультминутка. Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, ручками хлопают,Глазками моргают, после отдыхают. 6. Упражнение «Кто громче?»- развитие силы голоса.Маленький волчонок воет: у-у-у, а взрослый У-У-У.7. Игра «Наоборот» - заменить первый звук: Ха - .а, Хы - .и, Ха - .а, Жо - .о и т.д. 8. Итог занятия. О каких звуках мы говорили? У кого в имени есть звук [ш] или [ж]?Тема:Постановка звука [Ж]Цель: вызвать у ребенка звук -ж-Задачи:- развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, направленных на удержание позы («лопата», «чашка»), на подъем языка («чашка», «обними верхнюю губу»), динамические упражнения («маляр», «болтушка», «чистим верхние зубы», «вкусное варенье»),- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («замок», «пальчики здороваются»),- развивать взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения: кулак-ребро-ладонь, солнышко и туча),- формировать фонематическое восприятие на материале звука -ж-, учить выделять звук в словесном ряду в начальной позиции, - развитие грамматических категорий, навыков словообразования (образование сложных слов путем слияния двух основ – голубоглазый, светловолосый),- развитие психических функций и процессов (слуховое внимания «поймай заданное слово», мышление «подбери пару»).Ход занятияОрг. момент с элементами психогимнастики. Объявление темы занятия.Логопед сообщает ребенку тему занятия, объясняет значимость правильного произношения звука в целях подготовки к школе.Артикуляционная гимнастика с использованием видеоматериала.Дыхательная гимнастика.Постановка звука.Анализ артикуляции по схеме.Развитие фонематического восприятия:в словесном ряду «Поймай слово» (кошка, сумка, жаба, замок, желудь, дом, булка, жираф, звезда и т.д.), «Поймай лишнее слово» (жук, жилет, зуб, жаба)Работа по словообразованию с опорой на схемы.Развитие психических процессовслуховое внимание «Поймай заданное слово - рог» (кот, рот, рог, сок, бок, шок, сок, рог, рот и т.д.),подбери пару – обобщающие понятия (пальто – куртка, автобус – поезд, стол – шкаф и т.д.)Задание для повторения. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.Тема: Звуки [Л-Р].Цель: учить различать (дифференцировать) звуки [Л-Р] на слух и в произношении слов (в начале слова)Задачи:- развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, направленных на удержание позы («лопата», «чашка»), на подъем языка («чашка», «обними верхнюю губу»), динамические упражнения («маляр», «болтушка», «чистим верхние зубы», «вкусное варенье», «моторчик», «грибок»),- продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»),- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («подъемный кран», «вертолет» - упражнения с карандашом),- формировать фонематическое восприятие и представления на материале звук [Л-Р], учить различать звуки в словесном ряду в позиции - начало слова, - закреплять использование грамматических категорий, навыков словоизменения (изменение по падежам, согласование существительных с числительными),- развитие психических функций и процессов (зрительное восприятие «Чего не стало», слуховые представления «Четвертый лишний»).Ход занятия Орг. момент с элементами психотерапии. Объявление темы занятия.Артикуляционная гимнастика - комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л] («болтушка», «маляр», «лопата»), для звука [Р] («лошадка», «грибок», «молоток», «дятел»).Произношение звуков изолированно, в слогах, словах по предметным картинкам.Анализ артикуляции звуков по плану: губы, зубы, язык, воздушная струя.Развитие умения различать звуки на слух - д/и «Предметы для Раи и Ларисы» - назови слова со звуком [Л] и со звуком [Р],- д/и «Сигнальщик» - послушай слова, подними соответствующий флажок (оранжевый для слов со звуком [Р], голубой для слов со звуком [Л]),- д/и «Продолжи ряд» - без проговаривания подобрать картинки в первый ряд со звуком [Р], в другой со звуком [Л] в начале слова (лак, лама, лодка, лук, лупа, лошадь, рак, радуга, рыба, роза, ролики, ручка, рубашка). 5. Деление слов на слоги (односложные и двусложные слова разной конструкции).6. Упражнения для пальцев рук («подъемный кран», «вертолет» - упражнения с карандашом)7. Закрепление навыка изменения слов по падежам (Р.п. имен существительных)д/и «Нет кого, чего?Согласование количественных числительных с существительными лошадь, лампа, лопата – д/и «Посчитай»Развитие психических процессов:зрительного внимания (д/и «Чего не стало»»),слуховых представлений («Четвертый лишний»). Задание для повторения. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Методические рекомендации в работе с детьми с дизартриейПоследовательность постановки звуков специф а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л Используя зрительный контроль, тактильно-вибрационную чувствительность, педагог объясняет ребенку, как произвести движения, необходимые для произнесения звука. Работая над постановкой звуков, педагог добивается хотя бы приближенного произношения. На первых порах, владение камнем ребенком аналогом звука важно для его различения, таким образом формируется соотношение между артикуляционными и слуховыми образами звука. Отрабатывая каждый новый  звук, необходимо изучить его артикуляционные особенности, выделить основной характерный признак артикуляции, отличающий его от других звуков, сравнить с другими артикуляциями. Помимо работы над артикуляционной моторикой и постановкой звуков, ведется систематическая работа по развитию фонематического восприятия. Часть каждого занятия по звукопроизношению составляет произнесение детьми уже освоенных фонологических гласных и согласных звуков, изолированных и в звукосочетаниях. На данном этапе проводятся также упражнения формирование по дифференциации звуков, наиболее резко противопоставленных друг другу по артикуляционным признакам:1) дифференциация ротовых и носовых звуков (п-м);2) дифференциация звуков м и н,3) дифференциация звуков к и х,4) дифференциация гласных, а, у, о, ы,5) дифференциация взрывных и фрикативных звуков (т-с).В процессе этих упражнений создается база для усвоения остальных звуков.Следующую группу звуков составляют фонемы, сложные по артикуляции:звонкие, шипящие согласные, аффрикаты, соноры раскрашивани. В это время проводится работа по дифференциации звуков:дополнительныес-з, ш-ж,  влияниец-ч, ч-щ,  слоговой ч-т' и др. в той же последовательности.2. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:1) захват сначала тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их в несколько рядов,2) застегивание, расстегивание пуговиц на образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности иплавности движений, нужных дляписьма, для этого выполняют следующие упражнения:1) раскрашивание картинок;2) точное обведение контуров предметов;3) рисование простых предметов по проставленным точкам;4) соединение точек линиями разного направления;5) штриховка.Таким образом, тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики, интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи у детей с дизартрией, осуществляя  подходетем самым формирование речи  выражены как целостной  речи психической деятельности.

-

Вопрос-ответ:

Что такое фонетико-фонематический компонент речи?

Фонетико-фонематический компонент речи представляет собой основу звуковой структуры языка и включает в себя звуки (фонемы) и их фонетические характеристики, такие как звуковая продолжительность, интенсивность и высота тона.

Как формируется фонетико-фонематический компонент речи у детей дошкольного возраста?

Формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Дети начинают осознавать и использовать различные звуки, учатся правильно произносить слова и предложения. Они также учатся различать звуки речи и связывать их с определенными буквами.

Какие предпосылки и условия овладения детьми фонетико-фонематической стороной речи?

Овладение детьми фонетико-фонематической стороной речи зависит от нескольких предпосылок и условий. Во-первых, дети должны быть достаточно зрелыми и готовыми к обучению речи. Во-вторых, им необходима подходящая обучающая среда, включающая речевые упражнения, игры и задания, способствующие развитию фонетических и фонематических навыков. Также важно, чтобы дети получали поддержку и коррекцию своей речи от взрослых.

Какие особенности имеет дизартрия?

Дизартрия – это нарушение артикуляции звуков речи. Она может быть вызвана различными причинами, такими как поражение нервной системы или мышц, нарушение координации движений речевых органов и другие факторы. Дети с дизартрией могут иметь трудности с правильным произношением определенных звуков и звукосочетаний.

В чем заключаются особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией?

У детей с дизартрией фонетико-фонематическая сторона речи может быть значительно нарушена. Они могут испытывать трудности с правильным произношением звуков, их длительностью, интенсивностью и высотой тона. Также дети с дизартрией могут иметь трудности с различением и связыванием звуков речи с буквами в письменной форме.

Каковы предпосылки и условия овладения детьми фонетико-фонематической стороной речи в онтогенезе?

Овладение фонетико-фонематической стороной речи у детей зависит от нескольких факторов: развития физических возможностей органов речи, слуховых функций, нейрофизиологических процессов, психического и социального развития ребенка. Также важно учитывать биологические особенности каждого ребенка, его познавательную и мотивационную сферу, а также наличие или отсутствие дизартрии.

Что считается дизартрией?

Дизартрия – это нарушение артикуляции речи, вызванное нарушением функций мышц губ, языка, горла и вокализационного аппарата голосовых связок. Один из основных симптомов дизартрии – неправильное произношение звуков и замены звуков на другие. Дизартрия может быть результатом повреждения нервной системы или других факторов.

Какие особенности есть у фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией?

У детей с дизартрией могут быть такие особенности фонетико-фонематической стороны речи, как неправильное произношение звуков, затруднения в артикуляции, замены звуков на другие, ограниченные возможности в использовании речевых звуков и др. Дети с дизартрией нуждаются в особой коррекционно-развивающей работе для улучшения фонетико-фонематической стороны речи.

Каковы современные представления о дизартрии?

Современные представления о дизартрии уточнились благодаря развитию нейрофизиологии и дефектологии. Дизартрия представляет собой результат нарушений нейромоторных функций нижней средней мозговой области, способной отвечать за планирование, программирование и координацию движений, включая артикуляцию речи.

Какое влияние оказывает дизартрия на формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей дошкольного возраста?

Дизартрия оказывает негативное влияние на формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей дошкольного возраста. У них возникают трудности с произношением звуков, формированием голоса и речевого аппарата. Это затрудняет их коммуникативное развитие и взаимодействие с окружающими.

Какие предпосылки и условия существуют для овладения детьми фонетико-фонематической стороной речи в онтогенезе?

Для овладения детьми фонетико-фонематической стороной речи в онтогенезе существуют несколько предпосылок и условий. Важную роль играют генетически обусловленные факторы развития речи, а также воздействие окружающей среды и общения с родителями. Для успешного овладения фонетико-фонематическим компонентом речи ребенку необходимо получить достаточно стимуляций и практики в общении и обучении произношению звуков.