Культура Византии. Палеологовский ренессанс

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 47 47 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.07.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Живопись и изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса. Палеологовский стиль (1261-1453 г.)
2.Архитектура и декоративно-прикладное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса
3. Литература и музыкальное искусство Византии
Заключение
Список литературы
Приложение
Словарь
Список иллюстраций
Иллюстрации

Фрагмент для ознакомления

В явлениях природы, которые они описывают, соразмерность считается первым признаком прекрасного».
Важно заметить, что византийские писатели восхищались не только красотой, но и материальной ценностью описываемых ими произведений искусства. В литературных и исторических сочинениях XIV-XV вв. также проявился интерес к бытовым деталям, к жанровым композициям, к эмоциональной окраске. Подобно тому как в изобразительном искусстве совершаются иконографические и стилистические изменения, в литературных произведениях происходят нововведения в области художественной формы и содержания.
Характерной чертой литературы становится интерес к внутреннему миру героя. В особенности это касается агиографических сочинений. Психология и внутренние переживания в центре такого произведения, как Житие святого Григория Синаита писателя Каллиста. Писатель подробно анализирует чувства и мысли своего героя, отыскивает причины того или иного поступка. Кроме того, автор Жития не перечисляет добродетели святого, а стремится найти в каждом его поступке индивидуальные черты.
В литературных произведениях также нашло отражение интерес к пейзажу, что также было характерно и для изобразительного искусства. В Житиях Ромилы, Феодоры большое место занимают описания природы.
Новый этап в развитии византийской эстетической мысли пришёлся на эпоху Палеологов. Теоретики искусства много внимания уделяли анализу композиции икон, изучению гармонии цвета. К примеру, «Экфразис» Иоанна Евгеника (первая половина XV века).
Значительное внимание уделялось описанию памятников искусства. В первой половине XIV века Мануил Филл посвятил несколько поэтических эпиграмм описанию произведений живописи, архитектуры, прикладного искусства не только эпохи Палеологов, но и прошедших веков.
Оживление музыкальной культуры Византии связано с деятельностью гимниста и теоретика Иоанна Кукузеля из Афонского монастыря, который возродил поэтическо-песенные приёмы Романа Сладкопевца. Этому этапу подъёма музыкальной культуры Византии (14—15 вв.), получившему название «кукузелева эпоха», положило конец турецкое завоевание Византии.
Многие из творений мелургов палеологовского периода были созданы в виртуозном «калофоническом» стиле, предвосхищенном в песнопениях сборника «Αισμα», содержащего мелизматические большей частью анонимные песнопения и дошедшего в 4 южноиталийских списках XIII в. (Grottaferrata. Γ. γ. 4; 6; 7; Messina gr. 161). Для зрелого калофонического стиля характерны перестановки текста, мелизматическая мелодика и вокализации не несущих смысловой нагрузки слогов — теретизмы (τερετισμοί), которые обнаруживаются как в составе песнопений (напр., стихир, стихов псалмов и таких новых форм, как анаграмматизм), так и в качестве отдельных композиций — кратим, иногда носящих характерные названия (напр., βιόλα — виола, περσικόν — персидское). Калофонические песнопения присутствуют среди новых песнопений литургии и всенощного бдения в списках Аколуфий либо в качестве самостоятельных произведений, либо как факультативные расширения для песнопений с менее развитым мелосом. Среди примеров последних встречаются: вставки в херувимскую песнь для удлинения ее звучания во время разросшегося обряда великого входа; развитые коды к таким песнопениям как прокимен субботы вечера и Трисвятое на литургии, музыкальным версиям которого предпослано указание «δύναμις». Мелурги палеологовского периода также выборочно применяли калофонический стиль к другому репертуару, например, к Акафисту Богородице или к песнопениям Стихираря. Эти гимнографические произведения записывались не только в Аколуфиях в качестве приложения к последованиям неизменяемых песнопений литургии и служб суточного круга, но и в отдельных книгах, таких как Икиматарий или Калофонический Стихирарь.
В последние века истории Византии наблюдается возрождение интереса к музыкальной теории, как классической, так и церковной. Древние и современные традиции соединены в трактате под названием «Агиополит» (изд. Й. Раастеда, 1983), дошедшем лишь частично в источниках XIV в. Георгий Пахимер (ок. 1242 — ок. 1310) и Мануил Вриенний (ок. 1300) в свои сочинения — соответственно «Квадривиум» и «Гармоника», — посвященные античным музыкальным системам, включили рассмотрение системы византийских гласов.


Заключение


Таким образом, в условиях очень напряжённой и даже критичной исторической обстановки в Византии в эпоху Палеологов начался период Ренессанса, основанного на возрождении интереса к античному классическому наследию. Искусство Палеологовского Ренессанса в целом обладает некоторыми общими чертами или особенностями. Для византийского искусства последней трети XIII — 1-й пол. XV в. свойственны классическая форма, глубина пространства, естественность движения, живописное понимание цвета и света, и, наконец, глубоко личностное чувство, присущее священному образу.
Особенностью палеологовского искусства в отличие от предшествовавших периодов является отсутствие противоборствующих тенденций: эллинизирующие и аскетические формы сосуществуют, смешиваясь друг с другом или преобладая в тех или иных памятниках. Значительно усилилось личностное начало в мировоззрении, что привело к повышению эмоциональности в трактовке даже самых строго возвышенных религиозных тем и сюжетов, к расширению отвлечённых средневековых художественных норм, к сближению всех видов искусства с реальной действительностью.
Наконец, стоит отметить усилившееся светское начало в искусстве Византии той эпохи.
Список литературы

Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969.
Даркевич В.П. Светское искусство Византии. – М.: Искусство, 1975
Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии./В.Н. Залесская//Православная энциклопедия. Т. 8. – М., 2004.
Казарян А.Ю. Архитектура Византии./А.Ю. Казарян// Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII.
Квливидзе Н.В. Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986.
Лингас А. Церковное пение. Византия./А. Лингас// Православная энциклопедия. Т. VIII. - М., 2004.
Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. – Л., 1986.
Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV- начала XV вв. и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля./Е.Я. Осташенко//Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. – М., 2005.
Попова О. Позднее византийское искусство./Электронный ресурс// http://nesusvet.narod.ru/



Приложение
Словарь

Апсида - (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Аркада - (от франц. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.
Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме — судейские и торговые здания, позже — один из главных типов христианского храма.
Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств.
ДИПТИХ - а, м. 1. ист. У древних греков и римлян: две покрытые воском и соединенные вместе дощечки для письма. 2. Складная икона (складень) с двумя створками.
ЗАКОМАРА. Полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода.
Изразцы - (кафель) , керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые).
Иконография (от греч. eikón — «изображение, образ» и графия) в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Интерколумний — (лат. itercolumium, от iter между и columa колонна, столб), пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения.
Исихазм - (греч. «isicia», «молчание», «тишина») - практика «умного делания», распространенная на Афоне. Мистическое направление в православном монашестве. Состоит во внутреннем сосредоточении безмолвствующих монахов, в духовном перемещении «ума» в «сердце», в созерцании «нетварного Фаворского света». Большую роль в практике исихазма играет повторение молитвы Исусовой – «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго». Одним из наиболее ярких авторов, писавших об исихазме, был афонский старец св. Григорий Палама.
Клуазоне – перегородчатая эмаль.
Македонская династия — императорская династия в Византии с 867 до 1056 года.
Мануил Евгеник – выдающийся византийский изограф, живший в Константинополе в XIV в. В девяностых гг. XIV в. Мануил Евгеник расписал великолепными фресками храм Спасителя в грузинском городе Цаленджиха по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани.
Меандр - распространённый тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии.
Минарет - (от араб. ман-ара, букв. - маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
Наос — (от греч. ναος — храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.
Ниша - в архитектуре — углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда Н. применяют для пластической обработки стены.
Палеоло́ги (греч. Παλαιολόγοι) — последняя и наиболее долговечная династия императоров Византии, правившая на протяжении двух столетий — со времени изгнания Михаилом VIII из Константинополя крестоносцев в 1261 г. до взятия Константинополя турками в 1453 г. Отдельные Палеологи были принуждены делить полноту власти с представителями рода Кантакузинов. С их правлением связан последний подъём византийского искусства, известный как палеологовское возрождение.
Параклис - в балканских славянских языках параклисом часто именуют придел или часовню по схожести греческих слов "парекклисио" и "параклисис".
Пилястры — столбы — плоские вертикальные выступы прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеют те же части — ствол, капитель, база — и пропорции, что и колонна, служит для членения плоскости стены.
Портик - выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие.
Притво́р, на́ртекс (позднегреч., от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить кроме иудев также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.
Сопочани (Сопоћани, Sopoćani), монастырь на Ю. Сербии, близ г. Нови-Пазар; памятник средневекового сербского искусства.Сопочани – монастырь на юге Сербии, памятник средневекового искусства.
ТЕМПЛОН (греч. τεμπλον от лат. templum — храм) — алтарная преграда раннехристианских и византийских храмов, представляющая собою ряд колонн с архитравом, на котором обычно располагались иконы.
ТЕТРАКОНХ (от греч. tetra — четыре и konche — раковина, ниша) — тип центрического христианского храма средних веков и Возрождения четырехлепестковый план образован нишами — апсидами, крестообразно обращенными к центральному подкупольному объему, квадратному в плане (храм Джвари в Мцхете, 586/587—604, Грузия, церковь Санта-Мария делла Консолационе в Тоди, 1508—1617, Умбрия, Италия).
Тимпан — внутреннее треугольное поле фронтона или ниша треугольного, стрельчатого или полуциркульного очертания над дверью или окном.
Торевтика - (от греч . toreuo - вырезаю, чеканю), искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла - чеканки, тиснения, отделки литых изделий.
Триконх (от греч. tri- - три и конха), тип средневекового христианского храма (или его восточной части): 3-лепестковый план создается апсидами, примыкающими с трех сторон к квадратному в плане внутреннему помещению.
Триптих - произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами.Сопочани (Сопоћани, Sopoćani), монастырь на Ю. Сербии, близ г. Нови-Пазар; памятник средневекового сербского искусства.Сопочани (Сопоћани, Sopoćani), монастырь на Ю. Сербии, близ г. Нови-Пазар; памятник средневекового сербского искусства.
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе.
Фронтон - (франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, передняя сторона) в архитектуре, завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом. Поле Ф. (тимпан) часто украшается скульптурой.
Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма.

Список иллюстраций


1. Христос Еммануил
2. Святая Анна с Марией. Конец XIII – начало XIV вв. Мозаическая икона. Монастырь Ватопед, Афон
3. Архангел Михаил. Конец XIII – начало XIV вв. Национальный музей, Пиза, Италия
4. Церковь Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. XIV век
5. Интерьер нартекса Церкви Хора
6. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора
7. Брак в Кане Галилейской. Церковь монастыря Хора. Мозаика экзонартекса церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе
8. Успение Богородицы. Мозаика кафоликона церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе
9. Мистра. Монастырь Пантанасса. XIV в. (середина)
10. Монастырь Пантанасса. Росписи. Середина XIV века









Иллюстрации
1. Иконы, выполненные в палеологовском стиле

Христос Еммануил







































2. Святая Анна с Марией. Конец XIII – начало XIV вв. Мозаическая икона. Монастырь Ватопед, Афон










































3. Архангел Михаил. Конец XIII – начало XIV вв. Национальный музей, Пиза, Италия









































4. Архитектура Византии
Церковь Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. XIV век















5. Интерьер нартекса Церкви Хора














6. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора
















7. Брак в Кане Галилейской. Церковь монастыря Хора. Мозаика экзонартекса церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе















8. Успение Богородицы. Мозаика кафоликона церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе














9. Мистра. Монастырь Пантанасса. XIV в. (середина)















10. Монастырь Пантанасса. Росписи. Середина XIV века



















Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. – Л., 1986. С. 212.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986. С. 124.
Квливидзе Н.В. Указ. соч.
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 212
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 64
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 213.
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 214
Там же. С. 215.
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 215
Там же. С. 216
Квливидзе Н.В. Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII. С. 327

Квливидзе Н.В. Указ. соч. С. 326-327
Квливидзе Н.В. Указ. соч. С. 328
Там же. С. 329-330.
Квливидзе Н.В. Указ. соч. С. 331-333.
Попова О. Позднее византийское искусство./Электронный ресурс// http://nesusvet.narod.ru/

Попова О. Указ. соч.
Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV- начала XV вв. и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля./Е.Я. Осташенко//Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. – М., 2005. С. 497.
Казарян А.Ю. Архитектура Византии./А.Ю. Казарян// Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII. С. 298.
Казарян А.Ю. Указ. соч. С. 299
Там же.
Там же. С. 300
Казарян А.Ю. Указ. соч. С. 300
Казарян А.Ю. Указ. соч. С. 301-302
Даркевич В.П. Светское искусство Византии. – М., 1986. С. 155
Там же. С. 156
Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии./В.Н. Залесская//Православная энциклопедия. Т. 8. – М., 2004. С. 347
Там же.
Залесская В.Н. Указ. соч. С. 348.
Там же. С. 349.
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 217
Лихачёва В.Д. Указ. соч. С. 219.
Лингас А. Церковное пение. Византия./А. Лингас// Православная энциклопедия. Т. VIII. - М., 2004. С. 352-353












2

Список иллюстраций


1. Христос Еммануил
2. Святая Анна с Марией. Конец XIII – начало XIV вв. Мозаическая икона. Монастырь Ватопед, Афон
3. Архангел Михаил. Конец XIII – начало XIV вв. Национальный музей, Пиза, Италия
4. Церковь Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. XIV век
5. Интерьер нартекса Церкви Хора
6. Мозаика нартекса церкви монастыря Хора
7. Брак в Кане Галилейской. Церковь монастыря Хора. Мозаика экзонартекса церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе
8. Успение Богородицы. Мозаика кафоликона церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе
9. Мистра. Монастырь Пантанасса. XIV в. (середина)
10. Монастырь Пантанасса. Росписи. Середина XIV века

Список литературы

1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969.
2.Даркевич В.П. Светское искусство Византии. – М.: Искусство, 1975
3.Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии./В.Н. Залесская//Православная энциклопедия. Т. 8. – М., 2004.
4.Казарян А.Ю. Архитектура Византии./А.Ю. Казарян// Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII.
5.Квливидзе Н.В. Изобразительное искусство. Византийский период (IV-1453 г.)./Н.В. Квливидзе.//Православная энциклопедия. – М., 2004. Т. VIII.
6.Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986.
7.Лингас А. Церковное пение. Византия./А. Лингас// Православная энциклопедия. Т. VIII. - М., 2004.
8.Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. – Л., 1986.
9.Осташенко Е.Я. Русское искусство XIV- начала XV вв. и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля./Е.Я. Осташенко//Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. – М., 2005.
10.Попова О. Позднее византийское искусство./Электронный ресурс// http://nesusvet.narod.ru/



Вопрос-ответ:

Что представлял собой Палеологовский ренессанс в Византии?

Палеологовский ренессанс был периодом расцвета культуры в Византии, который пришелся на период с 1261 по 1453 годы. В этот период произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе и музыке Византии.

Какой стиль преобладал в живописи и изобразительном искусстве Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

В эпоху Палеологовского Ренессанса выделялся особый стиль, который называется палеологовским. Этот стиль характеризовался использованием более реалистических изображений, богатым цветовым панно, сложными композициями и вниманием к деталям.

Какие особенности имели архитектура и декоративно-прикладное искусство Византии в период Палеологовского Ренессанса?

Архитектура и декоративно-прикладное искусство в период Палеологовского Ренессанса были отличительными по своим украшениям и деталям. Здания были оформлены богатыми мозаиками, фресками, живописными витражами и высокохудожественными резными декорациями.

Какую роль играла литература и музыка в культуре Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

Литература и музыка были важной частью культуры Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса. В литературе появились новые литературные жанры, такие как мемуары, биографии и панегирики. Музыка развивалась в сторону более сложных мелодий и гармоний, создавая новый звуковой ландшафт.

Какую роль играла природа в византийской культуре?

Природа играла важную роль в византийской культуре. В искусстве Византии, природа часто описывается и изображается, и соразмерность считается одним из признаков прекрасного. Пейзажи и изображения природы были широко используемы в живописи, мозаиках и скульптуре.

Чем отличалась живопись и изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

Живопись и изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса отличались высокой степенью эмоциональности и выразительности. Художники старались передать глубокие чувства и духовные состояния на своих полотнах. Особенностью стиля было использование светотеневых переходов и ярких цветов, которые создавали ощущение глубины и объема. В это время также начали появляться портреты, которые красочно передавали особенности внешности и характера изображаемых личностей.

Какая архитектура и декоративно-прикладное искусство были в Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

Архитектура и декоративно-прикладное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса отличались изысканностью и утонченностью деталей. Главным примером такой архитектуры является храм Василия Блаженного в Москве. Роспись этого храма выполнена в ярких цветах с использованием золота и серебра, а на фасаде размещены декоративные элементы из камня и керамики. Также в это время развивалось и другое декоративное искусство, включая работы по изготовлению украшений и предметов интерьера.

Какое место занимала литература и музыка в Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

Литература и музыка имели важное место в Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса. Литературные произведения представляли собой в основном религиозные тексты, такие как псалмы, кантыки и молитвы. Музыка сопровождала богослужения и была написана в основном для хорового исполнения. Особенностью византийской музыки был использование сложной мелодики и богатой гармонии. Оба этих искусства являлись важными составляющими духовной жизни Византии.

Какие особенности имела живопись и изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологовского Ренессанса?

В эпоху Палеологовского Ренессанса византийская живопись претерпела значительные изменения. Она стала более реалистичной, с изображением глубины и объема. В центре внимания был не только символический смысл, но и прослеживалась стремление к передаче реальности. Также наблюдалось использование новых техник и материалов и более мягкая цветовая гамма.