Применяемые формы научения и способы дрессировки при подготовке собак по поиску предметов и веществ имеющих индивидуальный запах.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Зоология
  • 55 55 страниц
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 28.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты когнитивных формы научения и дрессировки собак 6
1.1 Основные представления об интеллектуальных возможностях животных 6
1.2 Особенности когнитивного научения у собак 15
1.3 Формы когнитивного научения у собак 17
2 Применяемые формы научения и способы дрессировки при подготовке собак по поиску предметов и веществ имеющих индивидуальный запах 23
2.1 Методики исследования способности собак к когнитивному научению 23
2.2 Классические способы научения и способы дрессировки, применяемые при подготовке собак по поиску взрывчатых веществ 27
2.3 Игровые способы научения и способы дрессировки, применяемые при подготовке собак по поиску наркотических средств 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48



Фрагмент для ознакомления

Затем наваливаю друг на друга. Единицы багажа также располагают на возвышениях, лавках, стеллажах, тележках, подвижной транспортной ленте. Потом багаж складывают на движущийся транспортной ленте. Включают в действие людей и располагают багаж на руках и у ног стоящих в очереди. Следующий этап - это закрывание багажа в камерах хранения. Сначала поиск на этом этапе осуществляется только на поводке, затем животное отпускается. В начале обучения подбираются такие места, где собака могла бы выполнить сигнальную позу, непосредственно вблизи взрывчатого вещества. Затем задача усложняется и доступ к сумке со взрывчатым веществом закрывается другим багажом. Главная задача на этом этапе – научить собаку подавать сигнал, не пытаясь добраться до источникаВВ, не пытаясь вытащить его зубами или царапать лапой. Если собака продолжает суетиться около кучи, не может подобраться к нужному пакету или сумке, необходимо подать команду«сидеть», чтобы собака приняло сигнальную позу. Всякие попытки добраться лапами и зубами до искомого предмета или пакета пресекаются командой«сидеть». Когда собака все сделала правильно, она поощряется лакомством и поглаживанием, а также словами. Процедура повторяется несколько раз. Необходимо добиться, чтобы собака принимала сигнальную позу, не двигаясь с места и не подходя к кинологу. Сначала такая процедура проделывается на длинном поводке, а потом и без него. Может случиться так, что у собаки пропадает интерес к поиску. Задача кинолога - поддерживать этот интерес, для этого для собаки все выполняемые функции должны принимать форму игры. А игра должна поощряться.Для обыска автотранспортных средств и помещений, внимание уделяется ситуация, когда собака не может подать сигналы и принять сигнальную позу, непосредственно около источника, необходимого запаха. Это одна из сложных этапов научения. Для отработки этого научения закладки располагают на высоте, за преградами и вместах, неудобных для выполнения посадки, например, под машиной. Все действия кинолог выполняет так же, как и при отыскивании взрывчатых веществ, которые запрятаны в кучей багажа.В первую очередь осматриваться наружные части транспортных средств и объектов, где содержатся ВВ. Основное усложнение заключается в длительности поиска и соответственно в увеличении числа обыскиваемых объектов, таких как количество единиц транспорта и помещений. Главная задача кинолога - научить собаку самостоятельно обыскивать объекты без поводка. Для практической работы по обыску открыт открытой местности, кинологу необходимо осуществить обыск местности с целью обнаружения взрывчатых веществ оружия и боеприпасов. Оптимально такое научение происходит путем обыскивания коридора длиной от 4 м. Начало и конец коридора обозначается флажками для удобства кинолога. Для начала коридор делают минимальной длины, впоследствии увеличивается до 80-100 м. По всей длине коридора делается порядка 20 закладок и только 5-6 из них являются настоящими, остальные - ложный. Пуск осуществляется по команде «нюхай» и жесту рукой. В конечном итоге кинолог должен добиться, чтобы собака самостоятельно искала закладки. Собака начинает двигаться по зигзагу. Кинолог проверяет реакцию собаки на искомый запах. Для напоминания запаха помощники кинолога кладет в 2-3 м от собаки искомый запах, который не замаскирован. Необходимо выработать у собаки самостоятельные зигзагообразные движения. Это достигается далеко не с первого занятияи наступает после 10-12 упорных занятий.Процедуре приготовления закладок уделяют особое внимание. Взрывчатые вещества укладывают в емкости, коробки и банки из всевозможных материалов, которые имеют отверстия для выхода запаха. В одну емкость можно помещать как один, так и несколько видов запахов. На начальном этапе закладки делаются непосредственно на грунт, укладываются в естественные неровности, щели и под листву, а на ровной местности, проделываются него небольшие углубления. Верхнюю часть закладки немножко присыпают землей, либо закидывают листвой. Ложные закладки устраивается так же как и настоящие. Отличие их состоит только в том, что они пустые и не имеют отношения к взрывчатым веществам. В дальнейшем закладки с запахом взрывчатых веществ постепенно углубляются на глубину 10 и более сантиметров, если речь идет о снеге, то можно углубить закладку на глубину до 50 см. На открытой местности со сложным рельефом поиск запаха ведут комбинированным способом. На ровных участках собакой управляет обычно - она должна обнюхать каналы, кучи, мусора, сооружения и другие объекты, которые проверяются отдельно, используя уже освоены животным приемы. В конечном итоге нужно добиться, чтобы собака самостоятельно справлялась с поиском, находясь в 10-20 м от кинолога. Для этого заранее, в намеченном месте открыто кладется емкость со взрывчатым веществом и каких-нибудь 2 контрольных предмета. Собаку отпускать с расстояния 15 м от емкости в направлении объекта по жесту и словесной команде.В это время кинолог остается на месте. Как только он понял, что произошла подача сигнала, кинолог должен произнести «хорошо, сидеть», не спеша подойти к животному и поощрить его. В дальнейшем поиск усложняется. Закладку необходимо углубить и окружить ее несколькими ложными закладками.Часто возникает такая ситуация, в которой необходимо неофициально проверить наличие взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов у людей, которые находятся в свободной обстановке в помещении, например, вокзала. Это довольно непростое задание, которое для собаки начинают с выполнения работы по обыску одежды. Для этого различную одежду развешивают в самых непредсказуемых местах. Закладки с запахом взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов кладут в карманы какой-либо одной вещи. После нескольких пусков задачу усложняют. Собаке предлагают искать необходимые вещества, которые держат помощники, плотно прижав к себе. Далее задача еще более усложняется. Вещества закладываются непосредственно на людях, в их одежде, в руках, а также в рядом стоящих сумка и портфелях. Конечная цель таких занятий - поиск запрещенных веществ у помощников в реальной обстановке при значительном скоплении людей в самых различных вариантах: в движении, в группе, поодиночке. Главная задача кинолога - добиться того, чтобы собака сосредоточила свое внимание именно на поиске запрещенных веществ и не переключалась при этом на человека. Все попытки собаки переключиться на человека, в том числе наброситься на него необходимо пресекать командой«ищи». Если это не помогает, необходимо воспользоваться механическим воздействиям в виде рывка поводком.Дрессировщик должен понимать, что факт обнаружения запахового объекта и последующее поощрениеживотного - это стимулирующие моменты всего процесса подготовки собаки. В первую очередь необходимо сохранить оптимистичный психологический настрой животного, что возможно только при условии, когда каждый рабочий пуск заканчивается нахождение спрятанного взрывчатого вещества. В ситуациях, если собака не может продолжать работу кинологу необходимо помочь ей и подвести к месту расположения закладки. Иногда приходится идти на обман и подкладывать закладку, чтобы поддержать у собаки желание работать.Кинологу нужно помнить факт обнаружения искомого объекта и поощрение животного — весьма важные стимулирующие моменты процесса подготовки собак. Сохранить оптимальный психический настрой животного можно только при условии, что каждый пуск при любых обстоятельствах заканчивается нахождением спрятанного ВВ. Поэтому в ситуациях, когда собака не может продолжить запланированную работу, кинологу следует «помочь» животному — т. е. подвести его к месту расположения закладки. Иногда более удобно незаметно подкладывать специально для этих целей подготовленный пенал с ВВ.2.3Игровые способы научения и способы дрессировки, применяемые при подготовке собак по поиску наркотических средствДрессировку собак для обнаружения наркотиков целесообразно начинать в возрасте 10 — 11 месяцев. Безусловно, отдельные простые подготовительные упражнения можно отрабатывать и в более раннем возрасте. Но при этом необходимо помнить: всякая работа по анализу запаховой информации, связанная с дифференциацией слабых запахов, требует большой затраты нервной энергии животного. И естественно, что щенки просто не готовы к значительным нервно-психическим перегрузкам.Сущность подготовки собак для розыска наркотиков заключается в выработке у животных условных рефлексов на запахи гашиша, опия-сырца и других видов наркотических средств. Данные рефлексы проявляются во время активного поиска и обнаружения этих веществ в практической работе. В результате соответствующей дрессировки у собаки вырабатывается навык реагировать на запах наркотиков в относительно широком диапазоне его количественных и качественных изменений. В центральной нервной системе подготовленной собаки образуются сложные связи между обонятельными, двигательными, пищевым, зрительным и другими центрами.Запахи каждого вида наркотиков представляют собой сочетание запахов ряда веществ, и для каждого из компонентов обонятельный анализатор собаки имеет свои пороги восприятия. При низкой температуре и малых концентрациях наркотика некоторые компоненты его запаха собакой не воспринимаются.В зависимости от количества наркотика, места его происхождения и первичной обработки, упаковочного материала, сопутствующего запахового фона и окружающей температуры изменяются интенсивность запаха, его качественная характеристика. Отсюда задача дрессировщика состоит в том, чтобы выработать у собаки реакцию на разные количественные и качественные варианты запаха наркотических веществ.Процесс дрессировки складывается из выработки общедисциплинарных и специальных навыков.Отработка общедисциплинарных навыков строится в основном на контрастном методе, принятом в служебном собаководстве. Специальные навыки — только на подкреплениях положительными раздражителями (вкусопоощрением и завладением апортировочного предмета, начиненного наркотиком).Подготовка собак для выполнения приема «Поиск наркотических средств» также, как и приема «Поиск взрывчатых веществ», строится на базе двух преобладающих реакций животных:игровой, где используется заинтересованность животного в игре с предметами и вещами;пищевой, где используется желание животного найти лакомство.Условия для отработки данного навыка, как и в поиске ВВ: безразличное отношение к посторонним людям и животным;безразличное отношение к посторонним звуковым и запаховым раздражителям во время занятий с дрессировщиком;безбоязненный заход в любые помещения (квартиры, подвалы, чердаки, автомобильные боксы, вокзалы, камеры хранения, зрительные залы);безбоязненный заход в транспортные средства (автобусы, грузовые и легковые автомобили, самолеты, катера, вагоны и т.п.);отработанные общедисциплинарные навыки и навык обнюхивания предметов.Сегодня многие кинологи предпочитают работать с собаками по поиску наркотиков, основываясь на игровые реакцииапортирования. К ней необходимо приступать тогда, когда кинолог убедился, что пес имеет для этого хороший даные и с удовольствием будет выполнять команды. Перед началом работы в этом направлении необходимо подготовить разнообразные контейнеры. Для работы можно использовать резиновые трубки, пластмассовые пузырьки, шарики, банки, деревянные пеналы, мешочки из толстой ткани и еще множество предметов. В стенках этих предметов высверливаются отверстия для того, чтобы запах выходил наружу. Для заполнения предметов используется лоскуты ткани, которые предварительно вывариваются, чтобы всячески исключить посторонние запахи. Потом эти лоскуты натирается наркотиками. Наркотические средства растительного происхождения имеют достаточно выраженный запах, который ощущает и человек. Запах синтетических и полусинтетических наркотиков человеком не улавливается. Поэтому первоначально собаку натаскивают на наркотики именно растительного происхождения. Усложняют задачу поиском синтетических и полусинтетических наркотических запахов. Необходимо избегать прямого контакта наркотика с собакой. Среди обывателей бытует мнение, что служебных собак, которые работают по поиску наркотиков, специально ими подкармливают, чтобы вызвать тягу именно к этим наркотикам. Действительно, такие эксперименты ставились за рубежом, но они считаются провальными. Здоровье животных резко ухудшалось и собаки через полтора-два года погибали. Итак, в контейнеры заряжены. После того, как собака тщательно их обнюхала, кинолог начинает возбуждает этим контейнерам собаку и в процессе игры позволяет хватать его из рук дрессировщика. Таким образом, собаку ознакамливаюсь запахом наркотика, и она к нему привязывается, то есть контейнер вызывает у нее интерес как апорт. Подогревая собачий интерес к игре с различными контейнерами, дрессировщик начинает их закидывать в густую траву или малозаметной место. Кинолог на секунду отвлекает собаку, а в это время помощник быстро перебрасывает контейнер другую точку, собака тут же направляется на поиски командой«ищи» и жестом руки. Благодаря заинтересованности в игре и хорошему обонянию, животное довольно быстро находят контейнер. Получает поощрение голосом и игрой. Заброски делаются 5-6 раз подряд с интервалом 10 минут. Главное, чтобы собака получала удовольствие от занятия. На следующем этапе дрессировщик, после предварительного возбуждения, самостоятельно прячет предмет, оставляя пса на привязи. Для того, чтобы пес не запомнил место закладки, кинолог наклоняется в нескольких местах и имитирует закладку, после чего возвращается и отпускает пса на поиск. В дальнейшем такие же игры необходимо проводить в помещениях среди багажа в автотранспорте поездах и самолетах.Если собака переключается на обнюхивания посторонних предметов, кинолог командой «ищи» активирует ее действия и вместе с ней начинает искать контейнер, параллельно жестами и всем своим видом, наводя собаку на спрятанные контейнеры. Далее следует поощрительная игра с предметом. Нужно учитывать, что собака часто отвлекается от поиска в незнакомом помещении, поэтому предварительно следует ее с ним ознакомить. Главная задача в том, чтобы собака научилась работать в любом месте без предварительного ознакомления с ним. Обыск автотранспортного средства снаружи и внутри на предмет обнаружения наркотиков происходит сходно. Кинолог находится вместе с собакой перед машиной на расстоянии не более 8 м. На поводке производится обнюхивание и возбуждение собаки на контейнер, который потом заносится на виду у собаки и прячется под машиной или внутри нее. Машина обходится еще раз подается команда «ищи» и направляется жестом в сторону машины. Кинолог активно имитирует личное участие в поиске. Обычно крупные контейнер собака находит сразу тем более хозяин, ищет рядом. Нашелся контейнер - следует поощрения и игра. Необходимо дать лакомство. После того, как собака несколько раз побывать внутри машины, она легко справляется с заданием поиска контейнера. Обыск багажа проводится с помощью помощника и начинается с составления чистых сумок в открытом виде в количестве 6-8 шт. Сначала сумки стоят хаотично на расстоянии метра друг от друга. Дрессировщик снова дает собаке обнюхать контейнер с запахом наркотика. Затем, оставив животное на месте заносит предмет в одну из сумок. Но имитируют закладку в каждую из них. Подается команда «ищи» и собака отпускается жестом. После того как наркотик найден и принята сигнальная поза, следует поощрение, игра и даче лакомства.Следующий этап обучения собака по поиску наркотиков игровым способом заключается забросить вещи. С задержкой в 15 секунд перед пуском собаки производится заброс контейнера в сторону составленных сумок. Собака отвлекается или ей закрывают глаза, а помощник быстро перекидывает контейнер в другую сумку. Собака отправляется на поиски и после обнаружения поощряется лакомством и игрой. На следующем этапе сумки расставляются в один ряд с равным расстоянием между ними. Собака работает на поводке, главная задача этого этапа - соблюсти последовательность обнюхивания сумок. На это уходит около десятка занятий. После них собака начинает методично обнюхивать сумки на свободном поиске без поводка. И последний этап обучения поиску наркотиков - это обнаружение НС, спрятанных у человека или в его ручной клади. Помощник кинолога одет в куртку и брюки из плотной ткани. Длиные экипировка нужны для того, чтобы собака, которая забирает контейнер у человека не поранила его. Тем более в длинных одеждах удобно прятать контейнеры в карманах или в сгибах штанов и курток. Поиск запаха не сложен, но требует осторожности, поскольку человек может быть покусан. На этом этапе одной из главных задач кинологов является пресечение любой агрессии в отношении человека. Кинолог работает осторожно на поводке и подает команды, «апорт» и «хорошо». К собаке необходимо проявлять дружелюбие и стимулировать ее игровой рефлекс. По окончании такой увлекательной игры, помощник предлагает собаке лакомства и гладит ее. Поэтому и он в глаза животного приобретает образ друга и компаньона.Далее следует этап по подготовке к поиску наркотических средств по выработке у собаки сигнально обозначения. В данном виде поиска сигнальным обозначением служит царапье когтями или лай Для того, чтобы добиться сигнала, необходимо сделать все возможное, чтобы не дать собаке захватить контейнер. Например, контейнер с искомым запахом прячется в таком месте, откуда невозможно его извлечь. В попытке достать контейнер, собака сильно возбуждается и в этот момент дрессировщик дает команду «голос». Собака проявляет свое нетерпение лаем. Особо возбудимые животные пытаются дотянуться до контейнера лапой, царапая прилегающие предметы даже, бывает, вырывают зубами траву. Дрессировщик поощряет такие действия командой «хорошо» и дает дополнительную командой «копай» или «царапай». Необходимо выбрать одну из способов обозначения, чтобы в дальнейшем во время обнаружения источника запаха, необходимо требовать только его. На многократные повторения вырабатывает у собаки устойчивый рефлекс, что при обнаружении объекта его нужно обозначить лаем или царапаньем. При подготовке собаки к обыску багажа, сумки и чемоданы должны быть неплотно закрытыми, чтобы наружу проникал запах. Кинолог приучает собаку обозначать искомый запах в багаже сигнальным действием. Это касается автотранспорта, помещений и прочих обыскиваем их объектов. В автотранспорте или в помещении делается по нескольку закладок. Закладки могут делаться между половицами в обуви, в одежде, которая висит на стуле, во всевозможных ящиках, расставленных или подвешеных. Необходимо помнить, что после закладки контейнеров нужно дать 15-20 минут, чтобы в воздух вышло необходимое количество наркотического средства. Если в случае реального поиска и обыска багажа сумки чемоданы плотно закрыты, кинолог надавливает на боковую поверхность, чтобы воздух с запахом вышел наружу и тогда животному будет легко его обнаружить. Если невозможно это сделать, то используется тонкая спица. Такой спицей протыкают материю, фольгу или картон, нарушают целостность упаковки, что позволяет запаху выйти наружу. Во время тренировок кинолог не должен находиться близко к месту, где заложена закладка. Собака подмечает все изменения, происходящие в поведении человека около искомого места закладки. И у нее может выработаться «подавление поведения». И снова, как в поиске взрывчатых веществ, главное условие - это положительный результат. Закладки в любом случае должна быть обнаружена, если не получается достичь желаемого эффекта, дрессировщик должен помочь своему питомцу.Яркий пример когнитивного научения является подготовка работы собаки «в слепую», когда места закладок неизвестной кинологу. Такие поиски важны для них обоих. Они заставляют кинологов перейти к правильному режиму управление собакой. Если в обычном режиме управления собакой сводится к «подтягивания» животного к нужному месту, то при обыске «в слепую», кинологом анализируется ситуация, определяется оптимальная программа действий. Для поддержания постоянного интереса собаки поисковой работе, необходимо предлагать ей различные упражнения. При этом желательно менять обстановку и виды закладок. Очень действенным является подбор неблагоприятных условий работы: необходимо научить собаку работать в жару и в ночное время, на участках местности, в которой преобладает побочные запахи.ЗаключениеЕще совсем недавно считалось, что эффективная дрессировка собак на поиск наркотиков и взрывчатых средств по их индивидуальному запаху может быть достигнута только в том случае, если осуществляется на основе заинтересованности собаки к апортированию или базируется на основе пищевого рефлекса. Практика же показывает, что качество дрессировки собак значительно увеличивается, если на всех стадиях дрессировки удачно сочетаются оба способа, который к тому же интегрируют с современными методами дрессировки, основанными на оперантного подходе.Без использования лакомства, как правило, невозможно приучить собаку к тщательному обнюхиванию как вначале, так и непосредственно в период поисковой работы, потому что собака просто потеряет интерес к работе;Одинаково можно использовать собаку, если увлекаться или апортировкой, или лакомством, или кликером, не улавливая переходных периодов, то есть если упрощенно подходить к дрессировке и не анализировать отрабатываемые действия;Полное отсутствие или слабая заинтересованность собак в апортировании затрудняет развитие у них поисковой реакции, поэтому подкрепление, в силу тех или иных нервно-психологических отклонений у подобных животных, делает их пригодными в работе лишь в крайне упрощенных применениях. Однако, ситуацию можно исправить с помощью оперантного подхода;Пользование только одним каким-то способом зачастую не до конца развивает возможности животного по поиску и обнаружению наркотиков и взрывчатых средств по таким главным параметрам работы, как длительное ведение поиска и безошибочное определение крайне низкой концентрации запаха наркотического вещества, смешанного с различными фоновыми помехами;Процесс дрессировки никогда не может идти вверх по восходящей линии усложнений, даже постепенно наращиваемых. Чем сложнее задачи, тем чаще нужно чередовать их с легкой работой, чтобы дать собаке возможность снять накопившееся напряжение, отдохнуть и обрести уверенность в своих силах. Пренебрежение этими требованиями неизбежно ведет к потере активности и даже отказу от работы. Подобные изменения в поведении — своеобразная форма защиты нервной системы от перегрузок;Какая бы частная цель не ставилась перед отдельным занятием с собакой, каждое из них, также как и каждое действие дрессировщика должны быть постоянно направлены на развитие у собаки заинтересованности в поиске и обнаружении наркотического или взрывчатого вещества;Большую пользу для выработки прочных навыков поисковой работы приносит умелое использование поводка. Отказываться от него при дрессировке и в последующей практической работе нежелательно, ибо только при разумном чередовании свободного поиска и поиска на поводке можно рассчитывать на результативное применение собак.При дрессировке собак в местах реального применения необходимо учитывать, что на первых двух-трех занятиях следует приучать животных к новой обстановке и закреплять лишь легкие упражнения по поиску и обнаружению наркотика.В процессе дрессировки должны быть полностью исключены неоправданные задержки на легких вариантах поиска с теми животными, которые способны к более сложной работе, и наоборот, недопустимы резкие скачки в сторону усложнения с менее способными собаками. Нельзя забывать, что такая работа основана не только на рефлексах, но и на интеллекте животного.Список использованной литературы

1. Акаевский А. Н. Анатомия домашних животных. М.: Колос, 1975, 592 с.
2. Акимушкин И. Мир животных М.: Мысль, 1988, 445 с.
3. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944.
4. Андрианова Н. Г., Дубровская В. М., Иванова Т. М. и др. Отечественные породы служебных собак. С.-Пб.: МП «Издатель», 1992, 288 с.
5. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987, 304с.
6. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. Л.: Высш. шк. 1991, 256 с.
7. Беляев Д. К. Генетические аспекты доместикации животных. // Проблемы доместикации животных и растений. М.: Наука, 1972, с. 39–45.
8. Бибиков Д. И. Волк: хищник и жертва. // Природа, 1996, № 10, с. 36–46.
9. Варлаков В. С. Зачем собаке учиться? И как ее учить? // Альманах «Друг», М.: 1990, с. 144–167.
10. Варлаков В. С., Затевахин И. И. Системные принципы дрессировки. // О чем лают собаки. М.: Патриот, 1997, с. 174–245.
11. Все о собаке. Сборник М.: Эра, 1992, 695 с.
12. Гриценко В.В. теоретические основания дрессировки. М.: Принтес, 2009
13. Заводчиков П. А., Курбатов В. В. Справочная книга по собаководству. М.-Л.: Сельхозгиз, 1960.
14. Зеленевский Н. В. Анатомия собаки. С.-Пб., 1997, 341 с.
15. Измаилевич И. В., Вайсман В. Л., Языков В. С. Кинология. М.: ГУ погранохраны и войск ОГПУ, 1933.
16. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958.
17. Использование консервированного запаха в раскрытии преступлений. Москва — Берлин.: ВНИИ МВД СССР и ГДР, 1983, 120 с.
18. Калинин В. А. Происхождение собаки, породообразование и классификация пород. // Вопросы кинологии, 1991, № 1, с. 33–40; 1993, № 1–2, с. 25–30.
19. Карпов В. К. Некоторые особенности дыхания, обоняния и слуха собак. // Клуб служебного собаководства. М.: Патриот, 1990, с. 87–99.
20. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.: МГУ, 1983, 270 с.
21. Крушинский Л. В. и др. Введение в этологию и генетику поведения. М.: МГУ, 1983,173с.
22. Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991, 256с.
23. Крылов И. Г. Дрессировка служебно-розыскных собак. М.: Советское законодательство, 1931.
24. Куликов А. В., Попова Н. И. Формы агрессивного поведения и их генетическая детерминация. // Успехи современной генетики. М.: Наука, 1991, в. 17, с. 131–152.
25. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996, 233 с.
26. Мазовер А. П., Крушинский Л. В., Израилевич И. Е. и др. Служебная собака. Можайск: изд. ВАП, 1994, 576 с.
27. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988, 520с.
28. Методические и процессуальные аспекты криминалистической одорологии. М.: ЭКЦ МВД РФ, 1992, 89 с.
29. Муромцева М. А. Выбираем щенка. Библиотека собаководства, Исток, 1990, 14с.
30. Мычко Е. Н. Собака, волк, человек. Немного об истории и современности. // Клуб собаководства. М.: Патриот, 1991, с. 42–51.
31. Мычко Е. Н., Беленький В. А. Ваш телохранитель. М.: Нива России, 1996, 211 с.
32. Мычко Е. Н. Проблемы селекции собак в свете некоторых положений современной генетики. // О собаке. Москва-Ташкент, 1991, с. 80–91.
33. Наставление по дрессировке и применению служебных собак. М.: Воениз-дат, 1982, 384с.
34. Поплавский И. Я. Русская войсковая собака. Екатеринбург: Типография газеты «Уральская жизнь», 1900.
35. Поярков А. Д. Дикие родственники собаки. // О собаках. Москва-Ташкент: Улей, 1991,с. 17–27.
36. Райт Р. X. Наука о запахах. М.: Мир, 1966, 224 с.
37. Руководство по дрессировке и применению собак минно-розыскной службы. М.: Воениздат, 1946, 128 с.
38. Севодняев В. М. Методика подготовки собак к обыску транспортных средств. // Войсковой вестник. М., 1993, № 1, с. 54–61.
39. Севодняев В. М. Методика подготовки собак к выборке вещи. // Войсковой вестник. М., 1993, № 5, с. 44–48.
40. Севодняев В. М., Шалабот Н. Е. Помощники в службе. // Войсковой вестник. М.,1994,№ 2, с. 57–59.
41. Служебная собака. Д. ВАП, 1994, 576 с.
42. Служебное собаководство. М.: изд. ЦС ОСОАВИАХИМА СССР, 1935.
43. Служебное и охотничье собаководство. М.: Колос, 1984, 150 с.
44. Собака — кто она? М.: Эра, 1992.
45. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976, 287 с.
46. Хармар X. Собаки и их разведение. Минск, 1992, 97 с.
47. Шнирельман В. А. Происхождение домашних собак. // Природа, 1985, № 7, с. 92–102.
48. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Институт народов Севера, 1936, 571 с.
49. Шюлер Г. Доберман. М.: Танапе, 1996, 230 с.
50. Энциклопедия собаководства. М.: ТЕРРА. Книжный клуб, 1998, 544 с.
51. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М: Мир, 1984, 566 с.
52. Дрессировка – URL:http://djilda.ru/images/books/files/v-v-gritsenko-teoreticheskie-osnovaniya-dressirovki.pdf - Точка доступа: 12.02.2019
53. Актуальные проблемы применения собак для поиска взрывчатых веществ и наркотических средств – URL: https://ilike.pet/ru/articles/article-aktualnye-problemy-primeneniya-sobak-dlya-poiska-vzryvchatykh-veshchestv-i-narkoticheskikh-sredstv/
54. Гурнакова Е. Дрессировка собак: теория и практика – URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/1029624/Gurnakova_-_Dressirovka_sobak._Teoriya_i_praktika.html - Дата обращения: 15.02.2019
55. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии – URL: https://studfiles.net/preview/1610983/ - Дата обращения: 16.02.2019
56. Крушинский Л.В. сообщества животных некоторых таксиметрических групп – URL: https://bookscafe.net/book/krushinskiy_leonid-soobschestva_zhivotnyh_nekotoryh_taksonometricheskih_grupp-5027.html - Точка доступа: 18.02.2019
57. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды – URL https://bookscafe.net/book/krushinskiy_leonid-evolyucionno_geneticheskie_aspekty_povedeniya_izbrannye_trudy-167754.html - Точка доступа: 12.02.2019
58. Исследование роли "правшества" и "левшества" в поведении и пространственном различении у животных [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (21.968) / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : [б. и.], 1970
59. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981
60. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза // Физиология поведения: нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии. Л., 1987; Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.: "Аспект-Пресс", 2001
61. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992
62. Мухин Е. И. Структурные, функциональные и нейрохимические основы сложных форм поведения (функции обобщения и абстрагирования). 1990
63. Шидловский И.И. Собака-ищейка и розыск с ней [Текст] : Легкий способ самому себе воспитать и выдрессировать розыскную, или иной специальности, служебную собаку / И. И. Шидловский. - 2-е изд., доп. - Ленинград : Леноблохотсоюз, 1931 (Новгород : Гос. тип.)
64. Рейтинг собак по интеллекту: самая точная градация от Стенли Корена – URL: https://matveychev-oleg.livejournal.com/5828199.html - Дата обращения: 15.02.2019
65. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974; Бериташвили И.С. Индивидуально приобретенная деятельность центральной нервной системы. Тифлис, 1932
66. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986
67. Инсайт – URL: https://wolcha.ru/2607-insayt.html - Дата обращения: 14.02.2019
68. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981
69. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966
70. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ – URL: https://www.e-reading.by/book.php?book=128273 – Дата обращения: 19.02.2019
71. Ваша собака помнит больше, чем Вы. – URL: https://www.scientificamerican.com/article/your-dog-remembers-even-more-about-what-you-do-than-you-think/ - Дата обращения: 18.02.2019
72. Методика научения собак по поиску взрывчатых веществ – URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/81494/Metodika_podgotovki_sluzhebnyh_sobak_po_poisku_vzryvchatyh_veshchestv.html - Дата обращения: 6.02.2019
73. Халперн Дайана . Память критического мышления – URL: https://psy.wikireading.ru/35268 - Дата обращения: 10.02.2019

Вопрос-ответ:

Какие основные представления существуют об интеллектуальных возможностях животных?

Интеллектуальные возможности животных рассматриваются в контексте их способности к обучению, запоминанию, принятию решений и решению проблем. Считается, что животные имеют свою форму интеллекта, которая может быть отличной от человеческой.

Какие формы когнитивного научения применяются у собак?

У собак используются различные формы когнитивного научения, включая наблюдение, обучение по примеру, анализ причинно-следственных связей, проблемное решение, пространственное мышление и др.

Какие особенности когнитивного научения у собак?

У собак когнитивное научение в основном основано на обработке информации через чувства, такие как зрительное восприятие и обоняние. Они также способны к определенному уровню абстрактного мышления и принятию решений на основе опыта.

Какие применяемые формы научения и способы дрессировки используются при подготовке собак для поиска предметов и веществ с индивидуальным запахом?

При подготовке собак для поиска предметов и веществ с индивидуальным запахом используются различные формы научения, такие как метод "награды и наказания", метод повторения и укрепления, метод моделирования поведения и др. Также применяются специальные тренировочные методы, направленные на развитие и укрепление собаки восприятия и запоминания запахов.

Какие теоретические аспекты когнитивных форм научения и дрессировки собак изучаются в данной статье?

В данной статье изучаются основные представления об интеллектуальных возможностях животных, особенности когнитивного научения у собак, а также применяемые формы научения и способы дрессировки при подготовке собак для поиска предметов и веществ с индивидуальным запахом.

Какие особенности когнитивного научения у собак?

Когнитивное научение у собак имеет несколько особенностей. Во-первых, собаки обладают способностью к ассоциативному мышлению, то есть они могут устанавливать связи между различными стимулами и поведением. Во-вторых, собаки способны к преобразованию информации и обучаться новым вещам на основе опыта и наблюдений. В-третьих, они могут использовать символические представления, например, различные знаки или команды, чтобы понять, что от них требуется. Эти особенности позволяют эффективно применять когнитивные методы при дрессировке собак и обучении поиску предметов и веществ.

Какие формы когнитивного научения применяются при подготовке собак по поиску предметов и веществ?

При подготовке собак по поиску предметов и веществ, которые имеют индивидуальный запах, применяются различные формы когнитивного научения. Одной из основных форм является обучение через образцы, когда собака учится распознавать и находить предметы или вещества по их уникальному запаху. Также используется обучение через ассоциации, когда собака учатся связывать запах с определенным действием или задачей. Например, они могут учиться находить определенное вещество и сидеть рядом с ним, чтобы указать на его наличие. Такие формы когнитивного научения позволяют собакам эффективно выполнять поисковые задачи.

Какие способы дрессировки применяются при подготовке собак по поиску предметов и веществ?

При подготовке собак по поиску предметов и веществ используются различные способы дрессировки. Один из них - позитивное подкрепление, когда собаке дается вознаграждение или похвала за правильное выполнение задания. Этот способ помогает собаке связать положительный опыт с выполнением поисковых задач. Также применяется игровой подход, когда собаке предлагают игру или игрушку в качестве мотивации для выполнения поисковых задач. Еще один способ - использование кликовера, который помогает собаке понять, что она выполнила задачу правильно. Все эти способы дрессировки помогают собакам эффективно и точно выполнять задачи по поиску предметов и веществ.