Условия конструктивного общения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конструктивного общения 6
1.1.Понятие конструктивного общения 6
1.2. Основы и условия конструктивного общения 12
1.3.Техники и приемы конструктивного общения 20
Заключение 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

[12]
Таким образом, сформулируем основные условия конструктивного общения. Это:
— во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;
— во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
— в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.

1.3.Техники и приемы конструктивного общения


Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что люди должны научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:
Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько внимательно слушают его слова, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
Рассмотрим основные приемы активного слушания, которые помогают демонстрировать включенность в беседу с партнером [2].
1.Поддакивание. Поддакивание является одним из самых простых приемов активного слушания. Разговаривая с собеседником необходимо кивать головой, говорить фразы «ага», «да», «угу» и т.д. Таким образом, вы даете человеку понять, что вы заинтересованы в нем и слушаете его.
2.Пауза. Пауза в разговоре используется для того, чтобы собеседник мог выговориться до конца. Ему необходимо время, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, и перевести этот образ в слово.
3.Особенности постановки вопросов. Используется два вида вопросов: открытие и закрытые вопросы.
Закрытые вопросы используются тогда, когда необходимо получить согласие собеседника, подтвердить или опровергнуть предположения. Ответы на вопросы могут быть следующие: «да», «нет». Например, «Ты здесь один»? «Ты хочешь пить?» и т.д.

Открытые вопросы используются тогда, когда нам необходимо получить как можно больше информации от собеседника. На эти вопросы нельзя ответить «да» или «нет», они требуют объяснения. Например, «Давно ли ты здесь?», «Как ты себя чувствуешь?» и т.д.
4.Перефразирование. Перефразирование – это произнесение той же мысли только другими словами. С помощью перефразировки человек может увидеть, что его не только слушают, но и правильно понимают. Перефразирование можно начать с фразы «Правильно ли я вас понял, что…». Использование приема перефразирования уместно тогда, когда рассказчик завершил фрагмент рассказа и переходит к другому фрагменту.
5.Резюмирование. Прием резюмирования помогает подытожить идеи и чувства. Это вывод из того, что было сказано говорящим. Фраза должна отражать речь собеседника в «свернутом» виде. При резюмировании выделяется основная часть разговора из целой части. Резюмирование может начинаться с такой фразы: «Ваша основная идея состоит в том, что…».
6.Раппорт. Раппорт – это «присоединение» к человеку по различным каналам: по интонации, темпу речи, дыханию.
7.Присоединение по интонации. Произнося одни и те же слова, мы можем придать им различный смысл, меняя интонацию. Интонация передает наши эмоции и различные состояния, такие как, грусть, равнодушие, гнев и т.д. Для того чтобы нас правильно понял собеседник следует уделять внимание собственной интонации.
8.Присоединение по темпу речи. Разговаривая с собеседником, мы обращаем внимание на быстроту речи, паузы, длительность произнесения отдельных слов. Быстрая речь может быть признаком внутреннего напряжения, нервозности. Медленная речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Если речь собеседника быстрая, то мы можем снизить нервозность и внутреннее напряжение человека, замедляя свой темп речи.

9. Присоединение по дыханию. С помощью присоединения по дыханию к собеседнику мы можем изменить его эмоциональное состояние, изменяя темп его речи и дыхание. Необходимо присоединиться по частоте дыхания и эмоционально к собеседнику, начать вести с ним диалог. В таком случае собеседник почувствует, что вы его слышите и понимаете. После налаживания контакта с собеседником, следует уменьшить частоту своего дыхания и постепенно снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время можно заметить, что собеседник общается в таком же режиме.
10. Отражение чувств, эмпатия. Эмпатия – это способность человека переживать эмоции, которые возникают у другого человека в процессе взаимодействия с ним [1]. Для того чтобы процесс взаимодействия был эффективным следует использовать прием «отражения чувств», когда называются чувства собеседника, в таком случае беседа становится более искренней, у человека появляется ощущение сопереживания и понимания.
Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически нужно кивать головой в знак того, что собеседника слушают и понимают.
Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Необходимо не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
Техника эмпатического слушания
Если необходимо выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:
Настроиться на слушание. Это значит, что на момент диалога необходимо забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Нужно очистить собственный эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
Реагируя на слова партнера, нужно передать в своем монологе все, что человеку удалось почувствовать. Чем точнее уловить эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут взаимоотношения. [2]
После ответа нужно непременно соблюдать паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не надо воспринимать это как "неловкое молчание" и не надо заполнить этот временной промежуток какими-то личными соображениями или высказываниями.
Эмпатическое слушание - это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не нужно пытатья объяснить природу и причины его переживаний.
Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если человек постоянно попадает в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладает ли он навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в собственной жизни, он будет иначе строить диалог с окружающим миром. [4]
Таким образом, приемами конструктивного общения являются правильные формулировки слов и выражений. Их цель — не допустить конфликта или любого другого отрицательного эффекта в диалоге.


Заключение


Без общения невозможно представить себе жизнь человека в обществе. Оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Все сферы жизни человека развиваются и транслируются именно благодаря правильно построенному общению. Культура, искусство, образование, медицина, право и еще множество областей, которые невозможно представить себе без общения между субъектами и объектами деятельности. Передача опыта от поколения к поколению также происходит с помощью именно общения.
В ситуации поверхностного общения с другими людьми данных шаблонов вполне достаточно для построения эффективного общения, и сложностей не возникает. Однако в случае возникновения нестандартной ситуации общения возможно появление волнения и в результате сложностей в построении процесса общения.
Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.
Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.
Список литературы


Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.
Ермаков П.Е., Лабунская В.А. Психология личности: учебное пособие./ П.Е.Ермаков, В.А.Лабунская. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с
Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
.Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 437 c.
Крайг Г. Психология развития. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 380 с.
Крылов А.А. Психология: учебное пособие для вузов. / А.А.Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 515 с.
Крижанская Ю.С., В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999.
Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.В.Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.
Немов Р.С. Общая психология: учебник. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 463 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов. / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. – СПб.: Феникс, 2008. – 416 с.
Рогов Е.И. «Психология общения», М: «Владос», 2001.
Стивен Р.Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. / Кови Стивен Р. – М.: Веста плюс, 2007. – 121 с.
Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.
Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 11 лет. / Ю.В.Филиппова. – М.: Сфера, 2010. – 142 с.









42


20

Список литературы


1. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.
3. Ермаков П.Е., Лабунская В.А. Психология личности: учебное пособие./ П.Е.Ермаков, В.А.Лабунская. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с
4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
5. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
6. .Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 437 c.
7. Крайг Г. Психология развития. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 380 с.
8. Крылов А.А. Психология: учебное пособие для вузов. / А.А.Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 515 с.
9. Крижанская Ю.С., В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999.
10. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
11. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.В.Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.
12. Немов Р.С. Общая психология: учебник. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 463 с.
13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов. / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. – СПб.: Феникс, 2008. – 416 с.
14. Рогов Е.И. «Психология общения», М: «Владос», 2001.
15. Стивен Р.Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. / Кови Стивен Р. – М.: Веста плюс, 2007. – 121 с.
16. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
17. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.
18. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 11 лет. / Ю.В.Филиппова. – М.: Сфера, 2010. – 142 с.

Вопрос-ответ:

Что такое конструктивное общение?

Конструктивное общение - это способ взаимодействия между людьми, основанный на анализе ситуаций и выявлении причин и следствий реакций партнера.

Какими должны быть условия для конструктивного общения?

Основные условия для конструктивного общения включают способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия и вычленять причины и следствия реакций, как своих, так и партнера.

Какие техники и приемы используются в конструктивном общении?

В конструктивном общении используются различные техники, такие как активное слушание, эмпатия, использование ясных и точных выражений, постановка вопросов и т.д.

Чем отличается конструктивное общение от других форм взаимодействия?

Конструктивное общение отличается тем, что оно основано на анализе ситуаций и поиске причин и следствий реакций партнера, в отличие от других форм взаимодействия, которые могут быть более поверхностными и эмоциональными.

Какие основные аспекты изучаются в теории конструктивного общения?

В теории конструктивного общения изучаются основные аспекты анализа ситуаций межличностного взаимодействия, выявления причин и следствий реакций партнера, а также различные техники и приемы, которые могут быть использованы для достижения конструктивного общения.

Какие способности должен иметь человек для конструктивного общения?

Во-первых, для конструктивного общения необходима способность анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера.

Что является вторым основным условием конструктивного общения?

Вторым основным условием конструктивного общения является способность человека осознавать свои эмоции и эмоциональные реакции во время общения.

Какие техники и приемы помогают в конструктивном общении?

В конструктивном общении можно использовать различные техники и приемы, такие как активное слушание, уважение к мнению собеседника, постановка вопросов для уточнения информации, умение выражать свои мысли четко и ясно и т.д.

Какие преимущества имеет конструктивное общение?

Конструктивное общение позволяет строить гармоничные и эффективные отношения с другими людьми, снижает конфликты и недоразумения, способствует развитию эмпатии и понимания, повышает качество коммуникации в целом.

Какие навыки можно развить для конструктивного общения?

Для развития конструктивного общения полезно обучаться навыкам активного слушания, эффективной коммуникации, постановке вопросов, управлению эмоциями, умению выражать свои мысли и чувства и т.д. Можно также применять различные техники и приемы, описанные в специальной литературе.