Эмоционально-личностное развитие дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоционально-личностного развития старших дошкольников 5
1.1. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста 5
1.2. Различные аспекты исследования эмоционально-личностного развития 8
Глава 2. Исследование эмоционально-личностного развития старших дошкольников 15
2.1. Организация и проведение исследования 15
2.2. Интерпретация результатов экспериментальной работы 24
Заключение 29
Список используемых источников 31
Это является свидетельством позитивного восприятия окружающей действительности большинством детей. Однако на некоторых рисунках прослеживались явные элементы негатива. Обычно это были рисунки детей из неполных семей и семей с низким уровнем материального достатка. Использование мрачных оттенков говорит о значительных проблемах в эмоционально-личностном развитии детей: они не удовлетворены своей жизнью и собой. Наличие в рисунках когтей, клыков, острых зубов, шипов свидетельствует о высокой степени агрессии дошкольников. На некоторых рисунках животные находились в изоляции от окружающей среды. Это говорит о том, что ребёнок воспринимает себя отдельно от внешнего мира. Его больше интересует собственный внутренний мир, что общение с взрослыми и со сверстниками.Следует также отметить, что у некоторых животных отсутствовали определённые части тела. На это может оказывать влияние два фактора:Ребёнок не обладает стремлением к развитию своей познавательной сфере, задание не вызвало у него интереса, его внимание было направлено на что-либо другое, и о необходимых частях тела животного он просто забыл.Ребёнок намеренно не изобразил данные части тела, поскольку считает, что несуществующему животному они не нужны. Отсутствие ног (или очень короткие ноги) говорит о стремлении ребёнка к стабильности и нежелании ничего менять в жизни. Это является свидетельством инертности и страха перед возможными переменами в жизни. Отсутствие рук (или их недоразвитие) может быть отражением того, что ребёнок находится в состоянии депривации. Он ощущает недостаток родительской любви и заботы. Отдельно следует отметить отсутствие головы у животного. Если ребёнок показывает незаурядные творческие способности, он стремится ко всему необычному и оригинальному, голова может отсутствовать у изображённого им животного, однако, как правило, в этом случае весь облик животного заметно отличается от традиционных представлений о животном мире. Однако в случае, если у вполне стандартного животного отсутствует голова, это говорит о том, что ребёнок в этом окружении себя не ощущает, оно чуждо ему. Среди испытуемых был отмечен лишь один рисунок без головы, и он принадлежал ребёнку с высокими творческими задатками.Интерес вызвали также названия рисунков. Некоторые дети назвали животных очень необычно (например, единорогокот), что говорит о развитии творческих способностей дошкольников. Также дети могли назвать животных именами людей, что говорит о значимости этих людей в жизни ребёнка. Методика «Кактус» также оказалась очень информативной в нашем исследовании. Так, большинство кактусов были ярко-зелёными, что говорит об адекватном восприятии детьми мира и себя в нём. Наличие деталей окружающей среды свидетельствует об экстраверсии и инициативности детей; следует отметить, что таких рисунков было довольно много. Однако отсутствие деталей внешней среды не является свидетельством интроверсии: ведь перед детьми стояла задача изобразить именно кактус. Большое количество острых крупных колючек является свидетельством агрессивности детей; в нашем эксперименте таких рисунков было немного. Крупный кактус, изображённый по всей поверхности листа, свидетельствует о развитии лидерских качеств ребёнка, о его высокой самооценке. Это отмечается и в наших наблюдениях: дети, изобразившие кактусы такого типа, действительно, стремились стать авторитетом для сверстников, не проявляли застенчивости и страха. Дети, изобразившие кактусы в горшках, тяготели к собственной семье, ценили своих родителей и считали их абсолютным авторитетом. В целом данная методика показала, что старшие дошкольники преимущественно воспринимают себя позитивными, значимыми для окружающих и интересующимися всем новым. Проведение методики «Контурный С.А.Т. – Н.» показало, что большинство дошкольников, которые приняли участие в экспериментальной работе, имеют большой интерес к познанию окружающей жизни и людей. Они считают, что любая ситуация закончится положительно, если приложить к этому усилия. Однако довольно большой процент детей (38%) рассказывали о негативных ситуациях, что свидетельствует о присутствии у них страха, тревожности и агрессии. Как правило, это отмечается у них и при наблюдении: дети боятся животных, в играх часто подчиняются своим сверстникам, стесняются вступить в диалог с взрослым. Большинство рассказов имело сюжет, напоминающий мультфильм или сказку или игру. Это отображает актуальные интересы детей: игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Как правило, дети, речевое развитие которых было высоким для их возраста, смогли придумать и рассказать интересные истории с участием представленных персонажей и введением в рассказ других героев. Это является свидетельством их стремления к эмоциональному и творческому развитию, что очень важно в связи со скорым началом школьного обучения. Детей, у которых составление рассказа интереса не вызвало, было немного. Как правило, и при наблюдении они не отличались высокой активностью, познавательным интересом и хорошими коммуникативными способностями.В целом экспериментальная работа показала, что эмоционально-личностное развитие старших дошкольников соответствует их возрастным особенностям, происходит под влиянием таких ведущих факторов, как воспитание в семье и ДОУ, а также в настоящее время имеет хорошие перспективы.ЗаключениеИсследование личностных особенностей на различных этапах с давних пор интересуют исследователей. В различных теориях личности изучаются важнейшие факторы становления эмоциональной сферы личности на различных возрастных этапах. Так, с точки зрения теории классического психоанализа сексуальный инстинкт является ведущим при определении важнейших эмоциональных особенностей различных возрастных периодов. В теории Ж. Пиаже каждый период эмоционального развития характеризуется соответствующими изменениями в интеллектуальных возможностях. С позиции теории «Большой пятёрки» при формировании эмоциональных особенностей детей большую роль играет формирование основных мета-черт личности.В данной работе нами проведено исследование эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Нами установлено, что большинство испытуемых позитивно смотрят на окружающую действительность, им интересно познание мира, и они испытывают потребность в конструктивном общении со сверстниками и взрослыми. Как правило, эти дети при проведении графических психологических методик выбирали яркие светлые цвета (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый), на их рисунках отсутствовало проявление агрессии (или оно было сведено к минимуму).Однако некоторое количество участников экспериментальной работы показало негативное восприятие окружающего мира и себя в нём. В рисунках таких детей было отмечено преобладание мрачных цветов, также в них имели место признаки агрессии (большие колючки у кактуса, когти, острые зубы, шипы у несуществующего животного). Как правило, эти дети воспитывались в неполных семьях или семьях, в которых имеются материальные и коммуникативные проблемы.Таким образом, нами установлено, что для исследования эмоционально-личностного развития старших дошкольников изобразительные методики являются эффективными, поэтому гипотеза данного исследования полностью подтвердилась.В целом исследование показало, что для конструктивного эмоционально-личностного развития дошкольников необходимо создание благоприятной развивающей среды, которая будет способствовать социализации детей и обеспечит их эмоциональную готовность к предстоящему школьному обучению.Данная исследовательская работа имеет хорошие перспективы. Так, целесообразным является исследование эмоционально-личностных структур в младшем школьном возрасте и в подростковом периоде развития, а также сравнение результатов этих исследований с данными, полученными в нашей работе.Список используемых источниковАвво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
6. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
7. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
9. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
12. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
15. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
16. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
18. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
19. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
20. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
21. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
23. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
24. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет старший дошкольный возраст?
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием эмоционально личностной сферы у ребенка. В этом возрасте дети начинают формировать свою личность и активно проявлять свои эмоции.
Какие аспекты эмоционально личностного развития старших дошкольников могут быть изучены?
В исследовании эмоционально личностного развития старших дошкольников можно рассмотреть различные аспекты, такие как эмоциональная саморегуляция, эмпатия, компетенция к общению и т.д.
Как организовать и провести исследование эмоционально личностного развития старших дошкольников?
Для организации и проведения исследования эмоционально личностного развития старших дошкольников нужно собрать информацию от родителей и воспитателей, провести наблюдение за детьми и использовать различные методы исследования, такие как опросы и тесты.
Какие результаты могут быть получены в экспериментальной работе по исследованию эмоционально личностного развития старших дошкольников?
В результате экспериментальной работы по исследованию эмоционально личностного развития старших дошкольников можно получить данные об эмоциональной саморегуляции детей, их эмпатических навыках, а также их способности к общению.
Какие теоретические основы лежат в основе исследования эмоционально личностного развития старших дошкольников?
Исследование эмоционально личностного развития старших дошкольников основано на психолого-педагогических особенностях этого возраста и на различных теориях, таких как теория психоанализа, теория социального конструктивизма и теория эмоционального интеллекта.
Какие педагогические особенности характерны для старшего дошкольного возраста?
Педагогические особенности старшего дошкольного возраста включают повышенную активность, любознательность, желание учиться, но также непостоянство внимания, недостаток самоконтроля, эгоцентризм и эмоциональную неустойчивость.
Какие аспекты эмоционально-личностного развития исследуются у старших дошкольников?
Исследуются различные аспекты эмоционально-личностного развития у старших дошкольников, включая эмоциональную выразительность, эмоциональное понимание, умение управлять своими эмоциями, эмоциональную саморегуляцию и социально-эмоциональные навыки.
Как организовано и проведено исследование эмоционально-личностного развития старших дошкольников?
Исследование проводилось с использованием различных методов, включая наблюдение, тестирование и анкетирование. Были собраны данные о поведении, реакциях и эмоциональной выразительности детей. Затем полученные данные были проанализированы и интерпретированы.
Какие результаты были получены в экспериментальной работе?
В экспериментальной работе были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что старшие дошкольники проявляют различные эмоциональные реакции в разных ситуациях. Они могут выражать радость, горе, страх, любопытство и другие эмоции. Также выявлены некоторые различия в эмоциональном развитии между мальчиками и девочками.
Какие методы были использованы для интерпретации результатов исследования?
Для интерпретации результатов исследования были использованы статистические методы, такие как корреляционный анализ и анализ дисперсии. Эти методы позволяют выявить связи и различия между различными переменными, связанными с эмоционально-личностным развитием дошкольников.
Какие особенности характеризуют старший дошкольный возраст?
Старший дошкольный возраст характеризуется рядом психолого-педагогических особенностей, таких как развитие самостоятельности, социальной активности, более сложной познавательной деятельности и формирование эмоционально-личностной сферы.