Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 6
1.1. Современные подходы к изучению нарушений речевого развития младших школьников 6
1.2. Влияние нарушения речи на психическую сферу младших школьников… 15
Выводы по Главе I 22
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 23
2.1. Методы, организация и результаты исследования 23
2.2. Рекомендации по организации обучения младших школьников с нарушениями речи 29
Выводы по Главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Известно, что при определенных условиях компенсации последствия некоторых недостатков могут не возникнуть и, наоборот, слабое развитие компенсаторных процессов может углубить их проявление. Кроме того, определение компенсаторного фона позволяет выяснить, на какие способности ребенка возможно опираться в работе по предотвращению проблем обучения, а какие необходимо развить.10. Культивирование индивидуальных способностей логопатами, согласно которому даже простое осознание своих возможностей станет мощным побудительным мотивом достижения, служить толчком к саморегуляции.Выводы по Главе IIНами было организовано и проведено изучение психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Нами применялись анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. Нами было проведено тестирование для выявления показателей познавательной сферы младших школьников. В эксперименте участвовали 50 детей- учеников 2-го класса, сформировавших две группы – контрольную и экспериментальную.Итак, мы видим, что можно выделить взаимосвязь между памятью и вниманием, а также между проявлениями логического мышления среди обеих групп.Подытоживая, можно сформулировать основную закономерность логодидактики: процесс формирования у детей с нарушениями речи знаний, умений и навыков может быть значительно усиленным при условии учета особенностей и характеристик каждой из его формант: субъекта, познающего (ученик) объекта познается (программный материал); среды, организует обучение.Определяющим при этом является обеспечение интенсивного развития у детей с нарушениями речи достаточно зрелых структур, процессов и функций, а также формирование недоразвитых и коррекции нарушенных свойств.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в современной логопедии изучения речевых нарушений представлены в психолого-педагогическом, клинико-психолого-педагогическом, лингвистическом, нейропсихологическом аспектах. Применение подходов к изучению речевой патологии обычно зависит от специфики профессиональной направленности специалиста. Различия в категоризации одного и того же явления, которые зависят от принадлежности исследователя к различным научным областям, привязанности к деятельности определенных школ и научных направлений, затрудняют междисциплинарный синтез знаний о природе нарушений речи, искажает понимание единства исследуемой проблемыИспользование комплексной диагностики нарушений речевого развития, которой смогут пользоваться специалисты различных научных отраслей, будет способствовать междисциплинарном синтеза знаний о природе речевых расстройств, что позволит не только аккумулировать существующие знания о речевую патологию, но и проводить сопоставление полученных результатов исследований.Таким образом, на основе научных исследований, психическое развитие личности младшего школьника с нарушениями речи, может характеризоваться: медленным развитием познавательных процессов; нарушением эмоционально-волевой сферы, проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости, истощенности нервной системы; тяжестью приложений коммуникативных умений с окружающими людьми; способностью к развитию патологических свойств личности.Основной целью логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы является организация превентивного и коррекционно-развивающего воздействия на ребенка младшего школьного возраста.Речь - одна из самых сложных высших психическихфункций человека и самый простой и доступный способ самоутверждения и развития личности. развить эту функцию является основной задачей коррекционно-воспитательной работыв общеобразовательной школе.Для учащихся с речевыми нарушениями необходимые особые формы образовательной среды: создание единого коррекционно-развивающего пространства и оборудования предметно-развивающей среды, которое бы стимулировало речевое и личностное развитие ребенка. Образовательные элементы такой среды приобретают специфическиого коррекционного содержания и требуют применения соответствующих средств, методов, форм организации коррекционно-воспитательного процесса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАхутина Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Нейропсихология сегодня. — М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 160 – 170. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и освоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с. Белякова Л.И. Проблема классификации нарушений речи / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Современное общество и специальное образование. Международная научная конференция 25 - 26 апреля 2007г. - СПб: Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, 2007. - С. 52 - 55. Винокур А. С. Преодоление речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста. - М .: Просвещение, 1977. - 144 с. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.Гаврилова Н.С. Психологическая характеристика детей с ОНР нарушением познавательной сферы кинетического типа // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко: Серия социально-педагогическая: Вып. Х / Под ред. А.В. Гаврилова, В. И. Певца. - КамьянецьПодильський: Аксиома, 2008. - С. 306-310. Дети с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845Корнев А.Н. О систематике клинических форм развития речи у детей / А.Н. Корнев // Расстройсва речи, клинические проявления и методы коррекции. – СПб., 1994. – С. 135 – 145. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеди / Р.Е. Левина. М. : Просвещение, 1968. – 367 с. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384с. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5.Мамайчук И.Л. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии -. СПб, 2001Мартынова Н.В., Шатохина И.В. Виды нарушений речевого развития младших школьников и способы их коррекции // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике ( МКБ – 10/ICD – 10) / Перевод на рус. язык под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. − К. : Вид-цтво «Факт», 1999. – 272 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005.-240с. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.Польшина М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112. Савченко М.А. Методика исправления недостатков произношения фонем у детей. - М .: Просвещение, 1992. - 176 с. Тарасун В.В. Базовые инвариантные действия и операции как компонент учебной деятельности детей с нарушениями речевого развития // Дефектология. - 2001. № 1. - с. 2 - 4. Трошин А.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М .: Сфера, 2005. - 256 с. Усанова. ОЛ,. Гаркуша. ЮФ. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалии / / недоразвитие и потеря речи -. М, 1985Федотова Л. А., Соловьев Андрей Горгоньевич Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami (дата обращения: 24.02.2019). Филичева Т.Б. Состояние лексико-грамматических средств языка у детей с IV уровнем речевого развития / Т.Б. Филичева // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. — М., 2002. - С. 141 - 143. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. − М. : АРКТИ, 2002. – 136 с. Черкасова Е. Л. Комплексный подход к изучению структуры речевого дефекта учащихся начальной школы 5-го вида. Логопедия 2005; 8 (2): 20—30. Шаховская Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.Ястребова А.В., Спирово Л.Ф., Бессонова Т.П. Учитель о детях с недостатками речи. - М .: АРКТИ, 1997. - 131 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Методика «Оценка внимания младшего школьника»Проведение исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. ЗаданиеАКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ Рис. 1. Стимулъный материал к тесту «Корректурная проба» нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы — 10 мин.Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.Из протокола (табл. 1 ) занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.Таблица 1Протокол исследования устойчивости вниманияПоказательРезультатКоличество просмотренных за 10 минут буквКоличество правильно вычеркнутых буквКоличество букв, которые необходимо было вычеркнутьТочность выполнения задания, % Оценка точности, баллыОценка продуктивности, балл.Оценка устойчивости внимания, баллы Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:K=m/n*100%где т — количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:А = В + С,где Б и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно.Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 1).Таблица 1 Оценка устойчивости внимания в баллахПродуктивностьТочностьзнакибаллы%БаллыМенее 10101Менее 7001010-1175370-7221175-1340572-7331340-1505773-7441505-1670974-7651670-18351076-7761835-20001177-7972000-21651279-8082165-23301380-8192330-24951481-83102495-26601583-84112660-28251684-85122825-29901785-87132990-31551887-88143155-33201988-90153320-34852090-91163485-36502191-92173650-38152292-94183815-39802394-95193980-41452495-96204145-43102596-9821Более 431026Более 9822Таблица 2Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценкиШкальныеУстойчивостьПереключениеОбъемоценкивниманиявниманиявнимания19Более 50Более 217Менее 11518———1748-49214-217115-1251646-47211-214125-1351544-45208-211135-1451439-43205-208145-1551336-38201-205155-1651234-35195-201165-1751131-33189-195175-1951028-30182-189195-215925-27172-182215-235823-24158-172235-265720-22149-158265-295616-19142-149295-335514-15132-142335-375412-13122-132375-405309-11114-122405-4552—110-114—1———0Менее 9Менее 110Более 455Примечание. 1 балл не присваивается никогда.Приложение 2Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»Материал: 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует IКУКЛА — ИГРАТЬЛАМПА — ВЕЧЕРГРУША — КОМПОТПАРОВОЗ — ЕХАТЬКОРОВА — МОЛОКОЧЕРНИЛА — ТЕТРАДЬСНЕГ — ЗИМАБАБОЧКА — МУХАКНИГА — УЧИТЕЛЬЩЁТКА — ЗУБЫ IIЖУК — КРЕСЛОСИНИЦА — СЕСТРАРЫБА — ПОЖАРШЛЯПА — ПЧЕЛАБОТИНКИ— САМОВАРМУХОМОР — ДИВАНКОМПАС — КЛЕЙГРАФИН — БРАТЬСПИЧКА — ОБУВЬТЁРКА — ИДЁТ Процедура проведения исследования:Ученику зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой — 5 сек). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Анализ результатов:Объем логической памяти:Кол-во слов первого ряда (а)Кол-во запомнившихся слов (б)Коэффициент смысловой памяти с = а/бОбъем механической памяти:Кол-во слов второго ряда (А)Кол-во запомнившихся слов (Б)Коэффициент механической памяти С = А/Б Приложение 3Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.ЗамбицявиченеВыбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.1.Тюльпан,лилия,фасоль,ромашка,фиалка.2.Река,озеро,море,мост,болото.3.Кукла,медвежонок,песокмяч,лопата.4.Киев,Харьков,Москва,Донецк,Одесса.5.Тополь,береза,орешник,липа,осина.6.Окружность,треугольник,четырехугольник,указка,квадрат.7.Иван,Петр,Нестеров,Макар,Андрей. 8.Курица,петух,лебедь,гусь,индюк. 9.Число,деление,вычитание,сложение,умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).Примеры:лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакатьНужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.1.огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка 6.Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди4. Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат ... - фигураПридумай название к каждой паре:1.Метла,лопата... 2.Шкаф,диван...3.Окунь,карась... 4.День,ночь...5.Осень,весна… 6.Слон,муравей...7.Огурец,помидор... 8.Июнь,июль...9.Сирень,шиповник… 10. Дерево, цветок...ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ(по Л. И. Переслени, 1990)1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.Оценка успешности (О. У.) решения словесныхсубтестов определяется по формуле: ОУ = X х 100% /40где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%), 1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Нейропсихология сегодня. — М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 160 – 170.
2. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и освоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.
3. Белякова Л.И. Проблема классификации нарушений речи / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Современное общество и специальное образование. Международная научная конференция 25 - 26 апреля 2007г. - СПб: Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, 2007. - С. 52 - 55.
4. Винокур А. С. Преодоление речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста. - М .: Просвещение, 1977. - 144 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
7. Гаврилова Н.С. Психологическая характеристика детей с ОНР нарушением познавательной сферы кинетического типа // Сборник научных трудов Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко: Серия социально-педагогическая: Вып. Х / Под ред. А.В. Гаврилова, В. И. Певца. - КамьянецьПодильський: Аксиома, 2008. - С. 306-310.
8. Дети с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845
9. Корнев А.Н. О систематике клинических форм развития речи у детей / А.Н. Корнев // Расстройсва речи, клинические проявления и методы коррекции. – СПб., 1994. – С. 135 – 145.
10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеди / Р.Е. Левина. М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384с.
12. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5.
13. Мамайчук И.Л. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии -. СПб, 2001
14. Мартынова Н.В., Шатохина И.В. Виды нарушений речевого развития младших школьников и способы их коррекции // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.
15. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике ( МКБ – 10/ICD – 10) / Перевод на рус. язык под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. − К. : Вид-цтво «Факт», 1999. – 272 с.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005.-240с.
17. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
18. Польшина М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112.
19. Савченко М.А. Методика исправления недостатков произношения фонем у детей. - М .: Просвещение, 1992. - 176 с.
20. Тарасун В.В. Базовые инвариантные действия и операции как компонент учебной деятельности детей с нарушениями речевого развития // Дефектология. - 2001. № 1. - с. 2 - 4.
21. Трошин А.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М .: Сфера, 2005. - 256 с.
22. Усанова. ОЛ,. Гаркуша. ЮФ. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалии / / недоразвитие и потеря речи -. М, 1985
23. Федотова Л. А., Соловьев Андрей Горгоньевич Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami (дата обращения: 24.02.2019).
24. Филичева Т.Б. Состояние лексико-грамматических средств языка у детей с IV уровнем речевого развития / Т.Б. Филичева // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. — М., 2002. - С. 141 - 143.
25. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. − М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.
26. Черкасова Е. Л. Комплексный подход к изучению структуры речевого дефекта учащихся начальной школы 5-го вида. Логопедия 2005; 8 (2): 20—30.
27. Шаховская Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.
28. Ястребова А.В., Спирово Л.Ф., Бессонова Т.П. Учитель о детях с недостатками речи. - М .: АРКТИ, 1997. - 131 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи рассматриваются в данной главе?
В данной главе рассматриваются особенности психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Какие современные подходы используются при изучении нарушений речевого развития младших школьников?
При изучении нарушений речевого развития младших школьников используются современные подходы, которые описаны в данной главе.
Какое влияние оказывает нарушение речи на психическую сферу младших школьников?
Нарушение речи может оказывать влияние на психическую сферу младших школьников, и это аспект также рассматривается в данной главе.
Какие выводы можно сделать по Главе I данной статьи?
По Главе I данной статьи можно сделать несколько выводов, которые описаны в данной главе.
Какие методы, организация и подходы используются при изучении психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи?
В данной главе рассматриваются методы, организация и подходы, которые используются при изучении психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Какие подходы используются при изучении нарушений речевого развития у младших школьников?
Современные подходы к изучению нарушений речевого развития младших школьников включают как комплексный анализ психического развития, так и специальные методики и инструменты оценки речевой деятельности. Это позволяет лучше понять причины нарушений и разработать эффективные методы коррекционной работы.
Как нарушение речи влияет на психическую сферу младших школьников?
Нарушение речи может влиять на психическую сферу младших школьников, ограничивая их коммуникативные возможности, социальную адаптацию и учебные успехи. Они могут испытывать трудности в общении, низкую самооценку и чувство неполноценности. В связи с этим, важно проводить своевременную коррекционную работу, чтобы помочь детям преодолеть эти трудности.
Что изучается в главе II статьи?
В главе II статьи изучается психическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Авторы обсуждают методы, организацию и результаты исследования, которые позволяют более глубоко понять особенности психического развития этих детей. В этой главе также представлены выводы, полученные в результате исследования.
Какие методы используются при изучении психического развития детей с нарушениями речи?
При изучении психического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи используются различные методы, включая наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ психологических характеристик. Это позволяет установить особенности когнитивных процессов, эмоциональной сферы и психомоторного развития у этих детей.