Современные образовательные технологии, их краткая характеристика.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.03.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Современные образовательные технологии, их краткая характеристика 3
2. Виды образовательных технологий по ФГОС 8
Заключение 18
Литература 19


Фрагмент для ознакомления

ИгроваяРациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе.Вместе с тем доказано, что учебный материал, изучаемый в ходе познавательно-развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы игр: интеллектуальные, коммуникативные, психологические; предметные (химические, физические, языковые) и общеразвивающие; обучающие, творческие, развивающие; сюжетные, деловые, имитационные.МодульнаяТехнология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является: Сформулированная учебная цель. Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный для данного смыслового блока. Руководство по достижению учебных целей.Практические задания разного уровня сложности. Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели. Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной учебной работы, трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции. Применение модульной схемы образования целесообразно в классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития. Технология мастерских Основана на идее передачи способов деятельности, а не понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются схожие формы ведения организационной педагогической работы, способствующие последовательному усвоению школьниками алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях. Обучение ведется от простого к сложному, учащимся предоставляется максимальная свобода проявления активности, а от педагога требуется высокий уровень профессионального мастерства ввиду сложности поставленной задачи. Принципы организации учебных мастерских:Категорический отказ от практики принуждения. Создание условий, при которых дети могут осваивать необходимые компетенции разными путями, в зависимости от собственных способностей.Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание. Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения компетенциями. Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, как следствие — она не оценивается. В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска.Кейс-технология Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций, равномерное распределение понятийного и практического модуля знаний. Реализация кейс-технологии осуществляется в рамках следующих этапов:Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на формулирование проблемы, поиск возможных путей ее преодоления. Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления учебного затруднения). Экспертиза результатов.Кейсовая технология основывается на принципе обучения действием, поэтому ее применение пока остается локальным.Технология интегрированного обучения Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия. Для педагогической методики характерны следующие принципы:Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с учетом целей и задач урока. Активное использование ИКТ. Последовательная коррекция достигнутых результатов.Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями, поиск возможностей применения знаний на практике.Проведение рефлексии.Педагогика сотрудничества Относится к числу личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих создание на уроке условий деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества базируется на:Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного подхода и индивидуализации обучения. Идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или образных символов, свидетельствующих о необходимости активизации памяти, логического мышления, внимания. Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность школьников развивать природные дарования. Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для самокоррекции.Широком внедрении индивидуального подхода. Технология уровневой дифференциации Педагогическая модель, основанная на идее создания различных условий обучения, разрабатываемых с учетом особенностей ученического контингента, в последние годы нашла широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку, уровню здоровья, области интересов, интеллектуальным способностям и другим показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы. Важно отметить, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы.Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.ЗаключениеТаким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся, с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды». 3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся. 4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. ЛитератураГора, П.В. Повышение эффективности обучения в истории средней школы. – М.2015. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2013.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М: Народное образование, № 7, 2015.Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить. – М.2014. Поляков, С.Д. в поисках педагогических инноваций. – М.2013. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование 2011.

Литература

1. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения в истории средней школы. – М.2015.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2013.
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М: Народное образование, № 7, 2015.
4. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить. – М.2014.
5. Поляков, С.Д. в поисках педагогических инноваций. – М.2013.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование 2011.

Вопрос-ответ:

Какие виды образовательных технологий можно выделить по ФГОС?

По ФГОС можно выделить следующие виды образовательных технологий: технологии формирования универсальных учебных действий, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, индивидуальные образовательные технологии и др.

Для каких возрастных групп рекомендуются игровые технологии?

Рекомендуется использование игровых технологий в начальной школе, так как они лучше соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей этой возрастной группы.

Какой тип педагогического воздействия реализуется с использованием игровых технологий?

Игровые технологии позволяют реализовать и усвоить учебный материал в ходе познавательной игры, что способствует более эффективному овладению знаниями.

Какая рациональность использования игровых технологий?

Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором. Игры, включенные в учебный процесс, помогают детям лучше усваивать материал и развивать различные навыки.

Какие еще виды образовательных технологий можно выделить?

Помимо игровых технологий, существуют еще такие виды образовательных технологий, как технологии формирования универсальных учебных действий, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии, индивидуальные образовательные технологии и другие.

Какими образовательными технологиями можно воспользоваться в начальной школе?

Один из примеров - использование игровых технологий, так как их рациональность зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Какие типы педагогического воздействия преимущественно используются в начальной школе?

В начальной школе часто используют игровые технологии, так как они позволяют более эффективно усваивать учебный материал.

Какие факторы влияют на рациональность использования игровых технологий?

Рациональность использования игровых технологий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

На каком этапе образования преимущественно используется игровая технология?

Игровая технология преимущественно используется в начальной школе.

Какие преимущества имеет использование игровых технологий в образовании?

Использование игровых технологий позволяет более эффективно усваивать учебный материал и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

Какие виды образовательных технологий существуют по ФГОС?

Виды образовательных технологий по ФГОС включают в себя игровую, проектную, информационно-коммуникационную, дифференцированную и др.

Какая рациональность использования игровых технологий в образовательном процессе?

Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе. Учебный материал, изучаемый в ходе познавательной игры, легко усваивается детьми и активно стимулирует их участие и интерес к обучению.