Тема Родины в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 30.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Разработка концепции русской идеи 4
1.1.Философия В. Соловьева 4
1.2.Русская идея в понимании Н. Бердяева 9
Глава 2.Тема Родины и русской идеи в религиозной философии 12
2.1.Концепция К. Леонтьева, В. Розанова 12
2.2.Учение И. Ильина о русской самобытности и патриотизме 17
Заключение 31
Список литературы 33
Такая демократия основана на том, что народ понимает подлинную свободу, имеет «достаточно высокий уровень правосознания», «хозяйственную самостоятельность гражданина», «минимальный уровень образования и осведомленности», необходимый «политический опыт». Участники «демократического строя нуждаются в личном характере и преданности родине, чертах, обеспечивающих в нем определенность воззрения, неподкупности, ответственности и гражданском мужестве.Политическим идеалом Ильина является монархия, эту мысль философ высказывал постоянно. Как он считал, идеальная монархия не стремится к тому, чтобы создать «тоталитарный режим». Ильин противопоставил настоящую монархию «идолопоклонническому цезаризму», который привел к возрождению фашизма: «Цезаризм» - это есть прямая противоположность монархизма. Цезаризм обладает безбожным, безответственным, деспотичным характером; он презирает такие принципы, как свобода, право, законность, правосудие, личные права людей, тогда как он обладает качествами демагогии, террористического начала, горделивости, ему нужны лесть, поклонение, слава. Народ же для него – это чернь. Ильин не считал, что монархию возможно установить сразу же после того, как тоталитарный коммунизм уйдет в прошлое, поскольку монархии необходимо «верномонархическое строение души в народе», народ разучился быть ведомым истинным царем, государем. Это умение предстоит получить снова. Собственную политическую позицию Ильин определял в качестве противостояния двум крайностям - большевизму, который, по его определению, есть «корыстная политика слева», и черносотенству, которое представляет собой «корыстную политику справа». Его Ильин также определял как «власть правой клики». Черносотенство Ильин рассматривает как «одну из причин революции в прошлом и одну из величайших опасностей для возрождения России в будущем». Черносотенцев Ильин обвинял в таких пороках, как корысть, отрицание живого духа, живого правосознания человеческой личности, ее самодеятельности и свободы. Черносотенец – это обскурант. Эта стихия не способна к воспитанию русского народа, она направлена на осуществление культурного притеснения. Кроме того, по мысли Ильина, черносотенцы занимались искажением национальных заветов. На основании этого философ и делает вывод о том, что черносотенство является вторым врагом России и русской национальной идеи после большевизма.Фашизм для Ильина - это «концентрация государственно-охранительных сил направо», построение «правого тоталитаризма», а значит, он имеет много общего с черносотенством. Гитлера Ильин считал своим врагом, поскольку его интересы были направлены против России. То есть, для философа всегда была актуальна подлинно патриотическая позиция. Главный стержень всего творчества Ильина представлен проблемой духовности, проблемой крайне сложной и многообразной. Важнейшие же составляющими этой предельно широкой, даже необъятной темы заключены в поистине святых для русского человека понятиях: Россия, Отечество, Патриотизм, Долг. Идея русского национализма в концепции Ильина имеет тесную связь с данными понятиями. Кроме того, русский национализм предполагает наличие идеализациирусской культуры, возвеличивания духовной жизни русского народа. Ильин неоднократно высказывал мысль о том, что Россия имеет особое предназначение, обладает особой миссией в ходе исторического процесса. Россия в концепции Ильина – это есть живая духовная система, имеющая собственные исторические дары и задания. Судьба России развивается согласно таинственному божественному замыслу. Реализация этого замысла происходит благодаря идее русского национализма.В понимании русской идеи, основных вопросов жизни России особая роль по убеждению Ильина принадлежит патриотизму. Таким аспекты, как своеобразие, самобытность, самостоятельность, суверенность России, русского народа, его культуры, сознания и чувств, деяний и, в конечном счете, самой судьбы, связаны в философии Ильина с патриотизмом. Патриотизм Ильиным также отождествлялся с духовным смыслом русской идеи.Патриотизм рассматривается Ильиным как важнейший момент, этап развития личности, а именно - ее духовного развития, самовыражения. При этом уровень такого развития характеризуется особой высотой. Содержание же этих качеств личности, самого акта духовности его патриотизма, носит религиозный характер. Таким образом, в контексте русской идеи Ильина патриотизм обладает духовно-религиозным значением. Если проанализировать концепцию патриотизма Ильина, то здесь можно выделить следующие существенные аспекты, а именно, речь идет о: Обличении и осуждении противников патриотизма. Обосновании естественной неизбежности патриотизма. Понимание сущности Родины.По мысли Ильина, далеко не каждому суждено любить свою родину, и, соответственно, стать патриотом. Это объясняется отсутствием у людей духовного начала.Дифференциации уровней патриотизма в зависимости от развития духовности личности. 5. Осмысление высоты и силы духовного (истинного) патриотизма и возможности его достижения.По мысли Ильина, для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к отдельным внешним сторонам, признакам родины, а глубокая, сильная любовь к их духовному содержанию, к их духовным проявлениям, действительно заслуживающим возвышенного чувства и самоотверженного служения.Выяснении проблемы обретения Родины или того, что значит быть патриотом.В связи с тем, что, по мнению Ильина, "... в основе патриотизма лежит акт духовности самоопределения".В концепции Ильина во всей глубине раскрывается духовная природа патриотизма. Духовное предстает как наивысшая ценность: только через него и благодаря ему человек способен подняться до высоты истинного патриотизма. Особая значимость духовного не только в божественности его природы, но и в огромном богатстве культурного, исторического и собственно богословского содержания патриотизма, которое на протяжении тысячелетия развивалось в лоне Православия.В заключение посмотрим, какое значение имеют идеи Ильина для современной действительности. В первую очередь, отметим, что национализм сейчас имеет самые извращенные формы, является ложным, связан с идеей исключительности и приоритета одной нации над другой.В связи с этим идеи Ильина об истинном национализме представляют большую актуальность.Ильину удалось доказать, что:Русский народ – это исторический основатель Российской Федерации. Начиная с древних времен, с XV-XVI вв., русскому народу удалось создать сильное государство, вокруг которого объединились многие народы. Были приложены немалые усилия для того, чтобы сохранить данное единство.русский народ столкнулся со многими тяготами, когда защищал свое Отечество от захватчиков. И другие народы также оказывали ему помощь. Об этом следует всегда помнить. Патриотизм и уважением к другим нациям – это основа русского национализма в понимании Ильина.3. Русским народом была создана уникальная культура, которая требует осторожного, бережного отношения современного поколения. Русская культура активно участвовала в объединении народов России. 4. В истории русского народа накопилось много ценных традиций, в которых приняли участие и некоторые другие народы России. И сегодня нам полезно задуматься над тем, что традиции объединяют разные народы, национальности.5 Российская государственность является совместной для многих народов трудовой деятельностью в целях материального и духовного обогащения нашей Родины, ее защиты от недругов. Процветание нашей страны невозможно без мирного сотрудничества и сосуществования представителей разных национальностей.Таким образом, концепция русского национализма Ильина особенно актуальна для нашего сложного времени.Также Ильин рассматривал особенности русского патриотизма.В первую очередь, необходимо показать, что русский патриотизм – это поистине уникальное явление. Во-первых, патриотизм – это есть основная составляющая Русской идеи, неотъемлемый компонент отечественной гуманитарной науки и культуры, обладающий богатой историей, глубокими традициями. Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался в качестве символа мужества, доблести и героизма, силы русского народа, необходимого условия единства, величия и могущества Российского государства. Уже в этом состоит его уникальность по сравнению с другими государствами. В историческом аспекте патриотическая идея начинает формироваться в тот момент, когда возникает Русское государство. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству осуществлялось воплощение этнического самосознания в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к тому, что сформировалась общая идея русской земли, Руси, как государства. Однако не только географическому пространству принадлежит заслуга объединения формирующейся древнерусской народности. В частности, следует сказать о языке, верованиях, исторической памяти и ощущении общности судьбы, которые в совокупности являются историческим пространством. Одна из ведущих в памятниках русской средневековой письменности - это идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава можно определить как лейтмотив всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с такими негативными явлениями, как утрата государственного суверенитета, ослабление политической роли русской земли, общерусская патриотическая идея сменилась локальными призывами. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» стал возрождаться. Нельзя не сказать о том, что велика объединяющая роль Православия в борьбе за государственную независимость, православная вера для русского народа олицетворяла и одухотворяла данную борьбу. Подобную глубокую духовную составляющую патриотизма вряд ли можно встретить где-то еще. Специфика русского патриотизма такова, что Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, что привело к постепенной выработке представления «мы - россияне».Здесь также уместно привести высказывание великого русского историка Н.К. Карамзина, которое достаточно точно отражает суть русского патриотизма: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Похожее определение дает В. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». Особенность русского патриотизма также заключается в таких чертах, как жертвенность, способность в случае необходимости отказаться от всего, даже от собственной жизни. Русский патриотизм отличался от всякого иного таким аспектом, как беспредельная и безусловная, то есть не требующая ничего взамен, верность государству, его ценностям, свободе. ЗаключениеТаким образом, русские религиозные философы призывали будущие поколения помнить о том, что Россия играет в историческом процессе особую, так называемую мессианскую роль. В русском народе заложен огромный патриотический и духовный потенциал, который нуждается в сохранении и реализации. Россия всегда славилась своей духовной культурой, к сожалению, в последние годы ее многие ценности нивелируются, тогда как именно в духовности заложено будущее России.Русские философы отмечали, что общественное сознание выступает в качестве основного элемента духовной жизни. Основой духовной жизни общества является понятие духовности. Духовность является измерением гуманизма, культуры и человечности. Понятие «духовность» относится к сфере смысложизненных ценностей, а также данное понятие имеет нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное и экологическое (природозащитное) содержание. Существует два типа понимания духовности – религиозное и светское. В зависимости от культурных требований и вкусов той или иной эпохи преобладало либо религиозное, либо сугубо светское понимание духовности. Религиозное понимание духовности подразумевает жизнь человека или общности в Духе, преобладание сугубо духовного начала. Люди, которые придерживаются религиозного понимания духовности, как правило, не совершают греховные поступки из-за страха перед наказанием Всевышнего, из-за трепетной любви к Богу. В современном культурном пространстве гораздо более распространённым является светское или научно-атеистическое понимание духовности, которое в свою очередь тесно связано с понятием общественного сознания. Духовная жизнь общества регулируется посредством духовных ценностей. В системе культуры духовные ценности занимают особое место, важнейшими из которых являются нравственные, мировоззренческо-философские и эстетические ценности. Эти ценности крайне важны в силу того, что ценностная ориентация играет заметную роль в культуре, иными словами, культура и может быть определена в первую очередь как система ценностей. Однако духовные ценности не всегда являются определяющими, скорее они взаимодействуют с материальными и дополняют друг друга.Кстати, русские философы предчувствовали и видели все кризисные явления, которые впоследствии вылились в катастрофу 20 столетия в жизни России - культ наживы, отсутствие духовности, нивелирование значимости культуры и образования, воспитания, провозглашение псевдодемократических ценностей. В итоге Россия и русский народ впали в катастрофический хаос, последствия которого мы наблюдаем до сих пор (экономические и социальные катаклизмы, отсутствие духовных основ жизни, подражание западным моделям поведения и жизни, снижение ценности воспитания и качества образования и т.п.). Философы призывают нас помнить, что русским народом была создана уникальная культура, которая требует осторожного, бережного отношения современного поколения. Русская культура активно участвовала в объединении народов России. В истории русского народа накопилось много ценных традиций, в которых приняли участие и некоторые другие народы России. И сегодня нам полезно задуматься над тем, что традиции объединяют разные народы, национальности. Единственный путь возрождения для России – это осознание собственного самобытного духовно-исторического пути.Наконец, нельзя не отметить, что рассматриваемые нами философы полагали, что будущее России будет зависеть от активизации исторической памяти, от сохранения культуры и традиционных культурных и духовных ценностей. Во многом, именно исторический процесс и определяет будущее каждого государства. Список литературыАртановский С.Н. Рыцарь русского духа: И. А. Ильин.// http://cyberleninka.ru/article/n/rytsar-russkogo-duha-i-a-ilinБердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txtЕмельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. М., Русский мир, 2008.Ильин И. А. Путь духовного обновления // Там же. М., 1993. Т. 1. С. 200-217.Ильин И.А. О России. – М.: Российский архив, 1995Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1.Ильин И.А. О русском национализме // Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. Джорданвилл, 1991. С. 263-267.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.: Аграф, 2000. Лутовинов В.И. Духовно-нравственная концепция патриотизма И. Ильина и современность.// http://o-patriotizme.narod.ru/Lutovinov5_Ilin.htmРозанов В.В. Русская церковь. - М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htmСлавянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Реферативный сборник / Сост. К. В. Душенко. В 2-х вып. Вып. 1. М., 1991. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. URL http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txtСтолович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.:Республика, 2005.
1. Артановский С.Н. Рыцарь русского духа: И. А. Ильин.// http://cyberleninka.ru/article/n/rytsar-russkogo-duha-i-a-ilin
2. Бердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt
3. Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. М., Русский мир, 2008.
4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Там же. М., 1993. Т. 1. С. 200-217.
5. Ильин И.А. О России. – М.: Российский архив, 1995
6. Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1.
7. Ильин И.А. О русском национализме // Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. Джорданвилл, 1991. С. 263-267.
8. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.: Аграф, 2000.
9. Лутовинов В.И. Духовно-нравственная концепция патриотизма И. Ильина и современность.// http://o-patriotizme.narod.ru/Lutovinov5_Ilin.htm
10. Розанов В.В. Русская церковь. - М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htm
11. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Реферативный сборник / Сост. К. В. Душенко. В 2-х вып. Вып. 1. М., 1991.
12. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. URL http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
13. Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.:Республика, 2005.
Вопрос-ответ:
Какие философы рубежа XIX-XX веков занимались разработкой концепции русской идеи?
Философы рубежа XIX-XX веков, занимавшиеся разработкой концепции русской идеи, включают Владимира Соловьева и Николая Бердяева.
Какую роль играет тема Родины в трудах русских философов рубежа XIX-XX веков?
Тема Родины занимает важное место в трудах русских философов рубежа XIX-XX веков, таких как Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Василий Розанов и Иван Ильин. Они разрабатывали концепции русской идеи и самобытности, рассматривая Родину как основу исторической и культурной самобытности русского народа.
В чем заключается концепция русской идеи по мнению Николая Бердяева?
По мнению Николая Бердяева, концепция русской идеи включает в себя особое понимание свободы и правосознания народа. Бердяев считал, что русское правосознание обладает особыми чертами, такими как духовность, справедливость и нравственность, и что именно эти черты делают русскую идею уникальной и важной для развития человечества.