Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 30.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Ответственность за нарушение земельного законодательства 5
1.2. Контроль нарушений земельного законодательства 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 17
2.1. Деликты в области оборота земли 17
2.2. Проблемы возмещения ущерба, причиненного земельными правонарушениями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Таким образом, факт наличия вреда не является основанием длявзыскания ущерба с лица, причинившего вред плодородию земельногоучастка. Необходимо доказать с помощью экспертизы, анализов пробземли, специалистов в соответствующей области, иными способамиустойчивый негативный вред, который в последующем отразился навыращивании сельскохозяйственных культур.Так, согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного судаРоссийской Федерации, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) лица, и причиненным вредом.В пункте 6 указанного Постановления определено, что «основанием для привлечения лица к имущественной ответственности являетсяпричинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектовживотного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды)».Таким образом, для взыскания компенсации вреда за нарушениеплодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения необходимо установление факта наличия указанного вреда, а именно наличияпоследствий загрязнения окружающей среды в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсови т. д. Например, невозможность выращивания сельскохозяйственныхкультур или иные необратимые последствия.Наличие негативных последствий возможно зафиксировать по истечении какого-либо периода времени. Для правильного и точного расчета ущерба необходимо осуществлять отбор пробземли с определенной периодичностью. В связи с чем необходимо назаконодательном уровне утвердить порядок отбора проб земли для определения размера причиненного ущерба.Согласно статьям 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав ипри исполнении гражданских обязанностей участники гражданскихправоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправеизвлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестногоповедения. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).Необходимо также учитывать добросовестность хозяйствующихсубъектов, рассматривать предпринятые меры для минимизации последствий, устранение последствий загрязнения земель сельскохозяйственного назначения.Административные органы, прежде чем обратиться в судебные органы с исковым заявлением о взыскании ущерба, направляют причинившему ущерб хозяйствующему субъекту досудебную претензию сцелью урегулирования возникшего гражданского спора во внесудебном порядке.При подготовке претензии необходимо учитывать следующее:- доказательства причиненного вреда земельному участку, то естькакие наступили последствия в результате негативных действий хозяйствующего субъекта;- наличие причинно-следственной связи между действиями хозяйствующего субъекта и наступившими последствиями;- в просительной части указывать либо возмещение причиненного ущерба в натуре, либо в денежном выражении.В настоящее время административные органы в просительной части претензии требуют провести и рекультивацию земельного участка,и перечислить денежные средства. С целью недопущения двоякоготолкования и предоставления возможности причинителю ущерба уйтиот гражданско-правовой ответственности необходимо в требованииуказывать один из видов возмещения ущерба.Требование о проведении рекультивации земельного участка необходимо указывать в предписании об устранении выявленных правонарушений в ходе проведения административного расследования (проверки), а не в претензии о взыскании ущерба. Действия административных органов по взысканию ущерба за причинение вреда окружающей среде должны быть четко регламентированными нормативнымиактами, исключающими двоякое толкование.Таким образом, взыскать с хозяйствующего субъекта, причинившего вред плодородному слою земли сельскохозяйственного назначения, возможно только при наличии доказанности административныморганом совокупности следующих обстоятельств: противоправностидействий хозяйствующего субъекта (причинителя вреда); наличии самих убытков; причинно-следственной связи между неправомернымдействием и возникновением убытков; отсутствии возмещения вреда внатуре лицом, причинившим ущерб.ЗАКЛЮЧЕНИЕПравонарушение является родовым понятием, означающим любое деяние, в результате совершения которого происходит нарушение каких-либо правовых норм. Правонарушение является виновным деянием противоправного характера, которое выражается в совершении какого-либо действия или бездействия, противоречащего требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным (деликтоспособным) лицом (лицами).В Гражданском кодексе РФ предусмотрен порядок, который применяется в случае причинения ущерба, как правило, в форме реальных потерь: разрушение строений, намеренное прекращение существования посевов, уничтожение плодородного слоя почвы методом проведения каких-либо работ, открытая добыча полезных ископаемых. Суд вправе принудить ответчика возместить убытки, а также вправе приостановить деятельность на данном участке, которая привела к причинению ущерба. Ч. 3 ст. 76 ЗК РФ закрепляет, что приведение участков земли в пригодное для использования состояние является необходимым в случае их загрязнения либо других видах порчи, самовольном занятии, сноса зданий, строений, сооружений, при самовольном занятии участков земли или проведении самовольных строительных работ. Также виновные граждане и юридические лица должны за свой счёт восстановить уничтоженные ими межевые знаки.Земля является неотъемлемой частью жизни любого человека ещё с начала зарождения нашей цивилизации. Являясь одним из важнейших составляющих для жизни и развития одного человека, городов, стран, земля стала частью правоотношений и подлежит правовой защите.Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 76 ЗК РФ, согласно которой юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельного правонарушения.Проблема возмещения ущерба, причиненного земельными правонарушениями, является значимой и актуальной в свете развития современной экономики в сфере сельского хозяйства. Возмещение ущерба осложнено тем, что нет законодательного закрепления понятия «земельное правонарушение», не утвержден порядок взыскания ущерба, не сформирован единый подход в правоприменительной практике при вынесении решений о взыскании ущерба с хозяйствующих субъектов.Взыскать с хозяйствующего субъекта, причинившего вред плодородному слою земли сельскохозяйственного назначения, возможно только при наличии доказанности административным органом совокупности следующих обстоятельств: противоправности действий хозяйствующего субъекта (причинителя вреда); наличии самих убытков; причинно-следственной связи между неправомерным действием и возникновением убытков; отсутствии возмещения вреда в натуре лицом, причинившим ущерб.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Нормативно-правовые актыДиректива Совета Европейских Сообществ 84/631/ЕЭС от 06.12.1984 о надзоре и контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Сообщества. // СПС Гарант.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3609Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 06.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г., N 29, ст. 3399Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями от 28.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2010 г. N 28 ст. 3706Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями от 10.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. N 10 ст. 1084Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды” // СПС КонсультантПлюс2.Официальные акты высших судебных органовПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде” // СПС КонсультантПлюсПостановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // СПС КонсультантПлюс3.Судебная практикаАпелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.06.2017 по делу № 33-6697/2017. // СПС КонсультантПлюс.Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2018 по делу № А64-8860/2017. // СПС КонсультантПлюсПостановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2018 № Ф05-4712/2018 по делу № А40-107819/2017. // СПС КонсультантПлюсПостановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.05.2016 № Ф10-1372/2016 по делу № А64-1443/2015. // СПС КонсультантПлюс4.ЛитератураАвхимович В.В. Специфика юридической ответственности за нарушение земельного законодательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 160-166.Батурина Н.И. Ответственность за нарушение земельного законодательства: современное состояние и перспективы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4 (35). С. 32-36.Панкратов И.Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства // Законодательство и экономика. 2014. №. 5. С.30-43.Данилова Н. В. Правовое регулирование муниципального земельного контроля: проблемы и пути решения // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исслед. 2015. № 3. С. 140–145.Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском процессе /С.Л. Дегтярев. - М., 2017. - С. 39.Губернатор и Правительство Ульяновской области: [сайт]. URL: https://ulgov.ru/
1.Нормативно-правовые акты
1. Директива Совета Европейских Сообществ 84/631/ЕЭС от 06.12.1984 о надзоре и контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Сообщества. // СПС Гарант.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
9. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3609
10. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249
11. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 06.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822
13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133
14. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г., N 29, ст. 3399
15. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями от 28.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2010 г. N 28 ст. 3706
16. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями от 10.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. N 10 ст. 1084
17. Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды” // СПС КонсультантПлюс
2.Официальные акты высших судебных органов
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде” // СПС КонсультантПлюс
19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // СПС КонсультантПлюс
3.Судебная практика
20. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.06.2017 по делу № 33-6697/2017. // СПС КонсультантПлюс.
21. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.05.2018 по делу № А64-8860/2017. // СПС КонсультантПлюс
22. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2018 № Ф05-4712/2018 по делу № А40-107819/2017. // СПС КонсультантПлюс
23. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.05.2016 № Ф10-1372/2016 по делу № А64-1443/2015. // СПС КонсультантПлюс
4.Литература
24. Авхимович В.В. Специфика юридической ответственности за нарушение земельного законодательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 160-166.
25. Батурина Н.И. Ответственность за нарушение земельного законодательства: современное состояние и перспективы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4 (35). С. 32-36.
26. Панкратов И.Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства // Законодательство и экономика. 2014. №. 5. С.30-43.
27. Данилова Н. В. Правовое регулирование муниципального земельного контроля: проблемы и пути решения // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исслед. 2015. № 3. С. 140–145.
28. Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском процессе / С.Л. Дегтярев. - М., 2017. - С. 39.
29. Губернатор и Правительство Ульяновской области: [сайт]. URL: https://ulgov.ru/
Вопрос-ответ:
Какова ответственность за нарушение земельного законодательства?
Ответственность за нарушение земельного законодательства может быть различной в зависимости от характера нарушения и совершенных действий. Это может включать штрафы, административные наказания, взыскание ущерба и даже уголовную ответственность.
Как осуществляется контроль за нарушениями земельного законодательства?
Контроль за нарушениями земельного законодательства осуществляется со стороны государственных органов, таких как инспекции и специализированные службы. Они проводят проверки, осматривают земельные участки, анализируют документацию и принимают соответствующие меры по устранению нарушений и возмещению причиненного ущерба.
Какие деликты совершаются в области оборота земли?
В области оборота земли могут совершаться различные деликты, такие как незаконное использование земельного участка, нарушение правил по отводу и выделению земельных участков, незаконная аренда или продажа земли и другие нарушения, которые противоречат земельному законодательству.
Какие проблемы возникают при возмещении ущерба, причиненного земельными правонарушениями?
При возмещении ущерба, причиненного земельными правонарушениями, могут возникать различные проблемы. Это может быть связано с определением размера ущерба, установлением виновных лиц, сбором необходимой доказательной базы и судебными процессами. Также могут возникать проблемы с взысканием возмещения, особенно если виновное лицо не имеет достаточных средств для уплаты.
Какими мерами возмещается ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства?
Ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, может быть возмещен различными мерами. Это может включать взыскание денежной компенсации, восстановление нарушенных прав или волевое возвращение в прежнее состояние земельных участков. Также может быть принято решение о штрафах или административных наказаниях виновным лицам.
Какие последствия могут быть за нарушение земельного законодательства?
За нарушение земельного законодательства могут быть применены различные меры ответственности, включая возмещение причиненного вреда.
На кого возлагается контроль за нарушениями земельного законодательства?
Контроль за нарушениями земельного законодательства осуществляют соответствующие государственные органы и организации, в том числе органы исполнительной власти, прокуратура и местные органы самоуправления.
Какие деликты в области оборота земли могут привести к возмещению ущерба?
Деликты в области оборота земли, такие как несанкционированное владение, использование или распоряжение земельным участком, могут привести к возмещению ущерба, причиненного такими действиями.
Какие проблемы могут возникнуть при возмещении ущерба, причиненного земельными правонарушениями?
При возмещении ущерба, причиненного земельными правонарушениями, могут возникнуть проблемы связанные с определением размера ущерба, идентификацией ответственного лица, способами возмещения и установлением сроков.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение земельного законодательства?
Ответственность за нарушение земельного законодательства может быть гражданско-правовой, административной или уголовной, в зависимости от характера и тяжести правонарушения.
Какова ответственность за нарушение земельного законодательства?
Ответственность за нарушение земельного законодательства может варьироваться в зависимости от конкретного случая. Она может включать штрафные санкции, административные и уголовные наказания, а также возмещение причиненного ущерба.
Каким образом осуществляется контроль нарушений земельного законодательства?
Контроль нарушений земельного законодательства осуществляется со стороны государственных органов власти, таких как Росреестр, Росприроднадзор, прокуратура и другие. Они проводят регулярные проверки и расследования тех случаев, где возможно нарушение.