Распространение и влияние иллюстрации детской сказки в пяти странах Средней Азии во второй половине XX — начале XXI века

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Искусствоведение
  • 15 15 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 01.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
ДЕТСКОЙ СКАЗКИ В ПЯТИ СТРАНАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ
Советская и российская детская писательница Ирина Токмакова считала, что «детская книга без художника – такой же абсурд, как костер без огня или лето без солнышка. В детской книге иллюстратор всегда соавтор».
Практически первое, через что дети начинают познавать изобразительное искусство, это детские книги с иллюстрациями. Следует отметить, что яркие картинки могут не только развлекать, но и обучать подрастающее поколение, нести эстетическую нагрузку. С детской литературы, в сущности, и начинается духовное и творческое воспитание ребенка, закладывается фундамент будущей зрелой личности.
Литература и искусство – могучее средство идейно-эстетического, ду-ховного воспитания подрастающего поколения. В значительной мере основы нравственного здоровья общества, общественного духовного климата формирует детская литература, обладающая огромными, до конца еще не изученными практическими возможностям: на мировоззренческое, идеологическое и эстетическое социально-демократическое подрастающего поколения.
Восприятие литературного произведения представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным соотношением логических и эмоционально-образных начал. Художественное произведение одновременно обращается и к чувству, и воображению, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Восприятие, отмечает С. Л. Рубинштейн, – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Восприятие – вид умственной деятельности ребенка на всех этапах его развития, необходимый компонент художественно-речевой деятельности. Для понимания произведения необходимо вслушиваться в содержание, запоминать услышанное и сопереживать происходящее. Восприятие произведения закрепляется в реальной действительности. Дети учатся устанавливать связь между эмоционально-образцовым содержанием и средствами выразительности, которые им доступны.
Изучая психологию восприятия ребенком литературного произведения, А. В. Запорожец отмечал, что эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в непосредственной связи с общим ходом их психического развития, под определяющем влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов и активности. В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.
Но установление указанного различия составляет лишь одну сторону дела. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В сказке в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер де-ятельности, стремления и идеалы. А. В. Запорожец также считает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению. Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные, и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.
Фрагмент для ознакомления

Это наводит на мысль о том, что иллюстрация в данный момент выступает не только, как способ раскрытия текста посредством рисунка, но и как метод быстрого усвоения информации, выражающийся в художественных образах. Важную роль играет эмоционально-психологическое воздействие иллюстрации на человека, способного получить значительный спектр эмоций, впечатлений от увиденного. Значимость иллюстраций, их идейно-образное решение, стиль нельзя недооценивать. Книга может не найти своей аудитории среди читателей в том случае, если иллюстрации к ней были подобраны неграмотно, целостное оформление книги не соответствует сюжетному развитию произведения, возрастной категории предполагаемых читателей, а также литературному стилю автора. Немаловажной является эстетическая функция, предполагающая, что оформление книги будет отличаться не только качеством подготовки художником подлинника, но и высококачественным ее полиграфическим исполнением. Работа иллюстратора и редактора издания является совместной, так как художник должен знать и учитывать в процессе иллюстрирования все необходимые полиграфические условия для данной книги. Иллюстрация книжного издания, сама по себе представляющая вид изобразительного искусства, в сочетании с правильно подобранными по размеру и стилю шрифтом, буквицами, маргиналиями и др. создает единую концепцию всей книги, придает ей необходимую целостность и формируют эстетику. Именно слаженность всех элементов книжного издания, соотношение пропорций, выразительность является главной особенностью современного художественного оформления книги. Гармоничная компоновка всех элементов представляет собой архитектонику книги. Благодаря грамотно сформированной архитектонике, читатели смогут правильно истолковать текст художественной литературы, уловить главную суть произведения, прочувствовать настрой автора.Благодаря индивидуальности и неповторимому стилю каждого художника, иллюстрация имеет субъективный характер. Художественные работы к одному и тому же произведению, выполненные разными мастерами, всегда отличаются по технике исполнения, идейно-образному и композиционному решению, подбору цветовой гаммы. Совокупность всех отличительных признаков определяет неповторимый стиль художника-иллюстратора. Одними из самых востребованных техник создания иллюстраций в наше время являются, как относительно новые техники (компьютерная/векторная графика, главным преимуществом которой является возможность масштабирования и определенная степень минимализма), так и традиционные, к которым относятся акварель и различные техники гравюры.Во многом выбор стиля и техники зависит от предполагаемой аудитории и их подготовленности. Важно учитывать возрастную категорию читателей, для которой предназначена книга, ведь взрослые и дети значительно отличаются по восприятию литературного текста, о чем свидетельствует сильно развитое и преобладающее наглядно-образное мышление у младшей аудитории и понятийное, характеризующееся опорой на логические конструкции, у взрослых. Для взрослой аудитории в большинстве случаев приоритетом при выборе книжного издания, является раскрытие в изложенном материале вопросов, касающихся морали, воспитания, духовного начала, психологии взаимоотношений. Вследствие чего, можно сделать вывод, что в данных книгах преобладают более сложные иллюстрации. Например, абстрактные или же лаконичные рисунки могут быть легко восприняты взрослым человеком, имеющим более обширное воображение и жизненный опыт, в отличие от детей, расценивающих изображения, выполненные в подобных упрощенных формах, как набор пятен, среди которых нечасто можно различить узнаваемые предметы, вещи и др. Художники, создающие визуальное сопровождение детских литературно-художественных изданий, зачастую обращаются к традиционной технике акварели, отличающейся нежностью, воздушностью и мягкостью в исполнении, что позволяет юным читателям с интересом и наслаждением рассматривать иллюстрации, не раздражающие глаз. Имеет в настоящее время определенную популярность «мультяшная» иллюстрация, знакомая каждому ребенку, привлекающая своей яркостью, четким композиционным решением, простой техникой исполнения и определенной ясностью в отображении персонажей и окружающей среды. Она помогает детям без труда уяснить суть происходящего, а также представить предметы, которые ребенок ранее не видел. Поскольку книга играет достаточно важную роль в воспитательном процессе ребенка, иллюстрации в ней должны рассматриваться не только с художественной стороны, как оформление книжного издания, но и представлять собой особую идеологическую и педагогическую ценность. ЗаключениеОткрывая книгу, ребенок приобщается к опыту предшествующих поколений, к богатству человеческой культуры, к истории своей культуры. Проблема влияния книжной иллюстрации на ребенка стала актуальна с того самого времени, как только в свет вышла первая детская книга. Родители всегда должны обращать внимание на то, что именно нарисовано в детской книге, какие картинки сопровождают текст. Ведь зачастую, ребенок запоминает книжные иллюстрации на всю жизнь, а значит, картинки в книге могут повлиять на воспитание и на психику ребенка.Используя все возможные средства художественной выразительности, современный иллюстратор создает особый вид изобразительного искусства, который оказывает влияние, как на взрослую, так и на детскую аудиторию читателей, формируя чувственное восприятия мира, развивая эстетическую восприимчивость, способствуя раскрытию литературного текста через художественные образы.Книги должны быть такими, чтобы, рассматривая их, ребёнок смог сразу понять, о чём идёт речь, узнать уже знакомые предметы и представить себе то, что он ещё никогда не видел. Стиль иллюстрации также может делать акцент на культурной принадлежности.Так, на детскую иллюстрацию Средней Азии, безусловно, огромное влияние оказал колорит местности, устои сложившегося веками общества, традиции и климат.Книга для ребёнка играет большую роль в воспитании.Книга с иллюстрациями для детей рассматривается со стороны идеологической, художественной и педагогической ценности.Список использованных источниковБакулина Н. А., Трынова Т. В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-28. Боровенская И. Ю., Котлярова Н. В., Кондрашева Н. А. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 154-157. Доброскок Н. Е. Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 75-80. Комцян Т.Б. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24).Немнясова М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 70-71.Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2011. — 452 с.Интернет-источники:https://www.buro247.kz/lifestyle/news/chto-risuyt-kazahstanskie-illyustratory.html – Что рисуют казахстанские иллюстраторы. (дата обращения: 24.02.2019)http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom8/illjustracii_v_detskoj_literature.pdf – Иллюстрации в детской литературе. (дата обращения: 24.02.2019)http://www.fairyroom.ru/?p=31661 – Кирилл Чёлушкин «Жизнь иллюстратора комфортна и проста». (дата обращения: 25.02.2019)http://os.x-pdf.ru/20istoriya/732820-1-vvedenie2-specifika-detskoy-knizhnoy-illyustracii3-2iz-istorii-il.php – Специфика детской книжной иллюстрации. (дата обращения: 26.02.2019).https://otherreferats.allbest.ru/moscow/00417274_0.html – Своеобразие психологии народов Средней Азии. (дата обращения: 26.02.2019).http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_10-1_03.pdf –Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки. (дата обращения: 24.02.2019)https://vlast.kz/zhizn/13834-4-kazahstanskih-illustratora-knig.html – Казахстанские иллюстраторы книг. (дата обращения: 25.02.2019)

Список использованных источников
1. Бакулина Н. А., Трынова Т. В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-28.
2. Боровенская И. Ю., Котлярова Н. В., Кондрашева Н. А. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 154-157.
3. Доброскок Н. Е. Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 75-80.
4. Комцян Т.Б. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24).
5. Немнясова М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 70-71.
6. Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2011. — 452 с.

Интернет-источники:
7. https://www.buro247.kz/lifestyle/news/chto-risuyt-kazahstanskie-illyustratory.html – Что рисуют казахстанские иллюстраторы. (дата обращения: 24.02.2019)
8. http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom8/illjustracii_v_detskoj_literature.pdf – Иллюстрации в дет-ской литературе. (дата обращения: 24.02.2019)
9. http://www.fairyroom.ru/?p=31661 – Кирилл Чёлушкин «Жизнь иллюстратора комфортна и проста». (дата обращения: 25.02.2019)
10. http://os.x-pdf.ru/20istoriya/732820-1-vvedenie2-specifika-detskoy-knizhnoy-illyustracii3-2iz-istorii-il.php – Специфика детской книжной иллюстрации. (дата обращения: 26.02.2019).
11. https://otherreferats.allbest.ru/moscow/00417274_0.html – Своеобразие психологии народов Средней Азии. (дата обращения: 26.02.2019).
12. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_10-1_03.pdf – Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки. (дата обращения: 24.02.2019)
13. https://vlast.kz/zhizn/13834-4-kazahstanskih-illustratora-knig.html – Казахстанские иллюстраторы книг. (дата обращения: 25.02.2019)

Вопрос-ответ:

Какое значение придавалось иллюстрации детской сказки в Средней Азии во второй половине XX века?

В Средней Азии во второй половине XX века иллюстрация детской сказки имела огромное значение. Она помогала визуализировать сказочный мир и делала его более доступным для детей.

Какое влияние оказывала иллюстрация детской сказки на детей?

Иллюстрация детской сказки оказывала сильное влияние на детей. Она расширяла их воображение, помогала осваивать новые понятия и формировать эмоциональную сферу.

Какие страны Средней Азии были особенно активны в распространении иллюстраций детской сказки?

В распространении иллюстрации детской сказки особенно активны были следующие страны Средней Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

Какие иллюстраторы сделали большой вклад в распространение детской сказки в Средней Азии в начале XXI века?

В распространение детской сказки в Средней Азии в начале XXI века внесли большой вклад такие иллюстраторы, как Алимжан Абдуллаев, Махмуд Рауф, Улугбек Жангельдиев и многие другие.

Какие изменения произошли в иллюстрации детской сказки в Средней Азии со времен СССР до настоящего времени?

Со времен СССР до настоящего времени произошло ряд изменений в иллюстрации детской сказки в Средней Азии. Изменились стили и техники, использование компьютерной графики стало широко распространено, появились новые талантливые иллюстраторы.

Какую роль играют иллюстрации в детской литературе?

Иллюстрации в детской литературе играют очень важную роль. Они помогают детям лучше понять содержание текста и визуализировать историю. Иллюстрации живописно передают настроение, эмоции и события, делая чтение более интересным и запоминающимся. Они также помогают развивать воображение и креативное мышление у детей.

Какие страны Средней Азии имеют наибольшее влияние и распространение иллюстраций детских сказок?

Наибольшее влияние и распространение иллюстраций детских сказок в Средней Азии имеют Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этих странах существует богатая история и традиции иллюстраций детских книг, а также активное развитие символизма и национальных мотивов в иллюстрациях.

Кто является соавтором детской книги?

Согласно словам Ирины Токмаковой, советской и российской писательницы, художник является соавтором детской книги. Он вносит свою творческую интерпретацию и представление истории через иллюстрации. Иллюстратор способен визуально дополнить и раскрыть смысл текста, сделав чтение детской книги более полноценным и увлекательным.