индивидуальные особенности памяти у лиц разных возрастов
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. Подходы к исследованию памяти 5
1.1 История изучения памяти как познавательного психического процесса. 5
1.2 Общая характеристика памяти как познавательного психического процесса. 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. Подходы к исследованию индивидуальных особенностей памяти у лиц разны возрастов 14
2.1. Индивидуальные особенности развития памяти 14
2.2 Теории и подходы исследований индивидуальных особенностей памяти 19
2.3. Возрастные особенности развития памяти 26
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3. Практическое исследование индивидуальных особенностей памяти 33
2.1 Организация и методы эмпирического исследования памяти 33
2.2 Результаты эмпирического исследования памяти 34
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое обследование особенностей памяти у старших дошкольников проводилось при помощи следующих методик:1. Методика «Пиктограмма».Цель: изучение индивидуальных особенностей памяти и мышления. Описание методики: в спискедлязапоминания18слов,номожноограничитьсяи10.Вэтотсписокможнодобавитьсвоислова.Инструкция: психолог зачитывает десять слов. Когда он заканчивает читать, испытуемый должен их нарисовать, кроме цифр и букв. После этого листоксрисунками надо отложить ивтечениечаса обследуемого можнозанятьразговорами либо прохождением иныхтестов.Черезчас экспериментатор даетобследуемомулистоксрисунками,испытуемому необходимо воспроизвестислова,которые им нарисованные.2. Методика «Оперативная память».Цель: определение объема кратковременной памяти.Описание: методика состоит из чисел.Инструкция: психолог называет испытуемому 5-ть чисел. Задача последнего попытаться запомнить их, потом в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать, второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму. Так, он должен получить и записать4-е суммы. Время для вычислений – пятнадцать секунд. После чего я называю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются лишь один.2.2 Результаты эмпирического исследования памятиДиагностическое исследование индивидуальных особенностей памяти у студентов проводилось при помощи методики исследования опосредованного запоминания и методики «Пиктограмма». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по методике исследования опосредованного запоминания.№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень опосредованной памяти1.А. Артём14Высокий2.Б. Стёпа5Низкий3.Б. Зарина9Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София5Низкий6.К.Ваня11Средний7.К. Даша7Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 15Высокий12.Д. Света11Средний13.Г. Кирилл7Низкий14.З. Вера13Средний15.П. Дима5НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по методике исследования опосредованного запоминания.Таким образом, полученные результаты анализа уровня опосредованной памяти у студентов позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня опосредованной памяти. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых низкий уровень опосредованной памяти.Диагностическое исследование индивидуальных особенностей памяти у студентов проводилось при помощи методики исследования оперативного запоминания и методики «Оперативная память». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Оперативная память».№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень оперативной памяти1.А. Артём12Высокий2.Б. Стёпа6Низкий3.Б. Зарина8Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София6Низкий6.К.Ваня6Низкий7.К. Даша6Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 12Высокий12.Д. Света6Низкий13.Г. Кирилл6Низкий14.З. Вера8Средний15.П. Дима6НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ результатов по методике «Оперативная память».Таким образом, полученные результаты анализа уровня оперативной памяти у студентов позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня оперативной памяти. Далее проходила диагностика индивидуальных особенностей памяти у лиц зрелого возраста. Полученные результаты по этим методикам представлены в таблице 3 и 4.Таблица 3 – Результаты по методике исследования опосредованной памяти. №Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень опосредованной памяти1.А. Александр9Высокий2.Б. Степан5Средний3.Б. Алина8Высокий4.Б. Светлана9Высокий5.Б. София10Высокий6.К. Иван6Высокий7.К. Дарья7Высокий8.К. Иван7Средний9.К. Сергей5Средний10.В. Сергей10Высокий11.Н. Семен 9Высокий12.Д. Надежда5Средний13.Г. Кирилл8Высокий14.З. Вероника9Высокий15.П. Дмитрий10ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ результатов по методике исследования опосредованной памяти.Таким образом, полученные результаты анализа уровня опосредованной памяти у взрослых позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня опосредованной памяти. Это свидетельствует о том, что с возрастом уровень опосредованной памяти повышается.Таблица 4 – Результаты по методике «Оперативная память».№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень оперативной памяти1.А. Александр14Высокий2.Б. Степан10Средний3.Б. Алина14Высокий4.Б. Светлана9Средний5.Б. София5Низкий6.К. Иван14Высокий7.К. Дарья12Средний8.К. Иван6Низкий9.К. Сергей9Средний10.В. Сергей9Средний11.Н. Семен 15Высокий12.Д. Надежда11Высокий13.Г. Кирилл11Средний14.З. Вероника14Высокий15.П. Дмитрий12СреднийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).Рисунок 4. – Анализ результатов по методике «Оперативная память».Таким образом, полученные результаты анализа уровня оперативной памяти у взрослых позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня оперативной памяти. Это свидетельствует о том, что с возрастом уровень оперативной памяти повышается.Сравним результаты диагностики индивидуальных особенностей памяти у студентов и у лиц зрелого возраста. Рисунок 5. – Сравнительный анализ показателей по методике исследования опосредованной памяти.Рисунок 6. – Сравнительный анализ показателей по методике диагностики оперативной памяти.Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза,основанная на предположении о том, что с возрастом индивидуальные особенности памяти имеют свои особенности., подтверждена.Выводы по третьей главе1. Изучение литературы посвященной проблеме развития индивидуальных особенностей памяти у лиц разного возраста позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Пиктограмма» и методика «Оперативная память».2. Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня развития памяти у студентов и лиц зрелого возраста с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень развития уровня развития памяти у студентов и лиц зрелого возраста по методике «Диагностика опосредованной памяти», мы сделали выводы, что с возрастом уровень опосредованной памяти повышается.5. Определив уровень развития памяти у студентов и лиц зрелого возраста по методике «Оперативная память», мы сделали выводы, что с возрастом уровень оперативной памяти повышается.6. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили выдвинутую гипотезу.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью курсовой работы было исследования индивидуальных особенностей памяти у лиц разных возрастов.Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой были решены следующие задачи:1. Рассмотреть общую характеристику памяти как познавательного психического процесса.2. Проанализировать характеристику индивидуальных особенностей памяти3. Охарактеризовать возрастные особенности развития памяти.4. Изучить теории и подходы исследований индивидуальных особенностей памяти.5. Провести эмпирическое исследование индивидуальных особенностей памяти у лиц разных возрастов.Таким образом, в теоретических главах была рассмотрена общая характеристика памяти как познавательного психического процесса, проанализирована характеристика индивидуальных особенностей памяти и охарактеризованы возрастные особенности развития памяти. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Память является формой психического отражения реальности, способностью организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о собственном внутреннем состоянии для дальнейшего ее применения в ходе жизнедеятельности.2. Тип памяти обуславливается тем, каким образоминдивид запоминает материал,— зрительным образом либона слух, либо пользуясь движением. Часть людей, для запоминания, нужно зрительное восприятие того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Иным для запоминания необходимы слуховые образы. Эта категория людей имеет слуховой типпамяти. Также есть люди, которым, для запоминания, нужнв в движения и в особенности речевые. Это люди, имеющие моторный тип памяти (в том числе, рече-двигательный).3. Изучением памяти психологи занимаются уже очень давно. Они выявили, что на различных стадиях человеческого развития память обладает специфическими особенностями. И исследование данных возрастных особенностей памяти - это актуальная задача для исследований в современной психологии, поскольку может дать более широкое представление об особенностях запоминания, хранения и воспроизведения информации на различных этапах стадиях человеческой жизни. Это поможет сделать процесс обучения человека и его трудовую деятельность более результативными.Во практической главе были изучены теории и подходы исследований индивидуальных особенностей памяти ипроведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у студентов и лиц зрелого возраста, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Пиктограмма» и методика «Оперативная память».Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что с возрастом индивидуальные особенности памяти имеют свои особенности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНачало формыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.
6. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
7. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.