Память, память как сквозной компонент всех психических процессов. Виды памяти (кратковременная, оперативная, долговременная и др; образная, моторная, эмоциональная).Мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, реминесценция и др.). Модели памяти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 46 46 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 31.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти и ее особенностей в психологии 6
1.1. Понятие о памяти и ее видах в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Мнемические процессы 11
1.3 Модели памяти 14
Глава 2. Эмпирическое исследование мнемических способностей младших школьников 26
2.1 Диагностика особенностей памяти четвероклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 26
2.2 Комплекс приемов и упражнений для развития памяти младших школьников 33
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 47

Фрагмент для ознакомления

После выполнения задания ученикам сообщается, что нужно запомнить, как расположены карточки. Заключительный этап. Подведение итогов. Занятие 8(Серийная организация информации) Цель: Отработать умения учащихся в установление последовательности в запоминаемом материале. Вводная часть. Давайте настроимся с вами на хорошую работу, уберём всё лишнее, поприветствуем друг друга глазами и улыбкой. Основная часть: Задание 1. Материал к заданию: набор карточка 1, карточка 2 (из занятия 8), карточка 3: фиалка, поезд, змея, сапог Учащимся даётся два набора карточек из занятия 8. Их нужно разложить, основываясь на смысловое, образное, или какое-либо другое сходство. Затем первый набор карточек закрывается листом и ученикам выдаётся третий набор карточка 3. Задача учащихся — положить под каждой из карточек второго набора связанную с ней карточку третьего набора. Задание 2. В этом задание закрывается первый и второй набор карточек. Учащимся, глядя только на третий набор карточек, нужно вспомнить слова связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов. Когда школьники уже с легкостью выполняют это упражнение, можно его усложнять, то есть вводить большее количество наборов карточек. Заключительный этап. Подведение итогов. Занятие 9 (классификация информации) Цель: сформировать умение учащихся классифицировать данную им информацию. Вводная часть. Давайте настроимся с вами на хорошую работу, уберём всё лишнее, поприветствуем друг друга глазами и улыбкой. Основная часть: Задание 1. Материал к заданию: 15 карточек, на которых изображен один предмет (классифицируются так: животные, фрукты, овощи, игрушки). Перед началом занятия карточки хаотично раскладываем и закрываем листом бумаги. Ученикам предлагаем расклассифицировать картинки по группам. Ученику, который закончит работу раньше, нужно устно дополнить выделенные им группы предметами, которые относятся к тем же классам. После выполнения задания, ученикам нужно воспроизвести по памяти в любом порядке сначала предметы, которые изображены на карточках. Заключительный этап. Подведение итогов. Занятие 10(Аналогии) Цель: сформировать умения учащихся в составление аналогий. Вводная часть. Давайте настроимся с вами на хорошую работу, уберём всё лишнее, поприветствуем друг друга глазами и улыбкой. Основная часть: Задание 1. Учащимся представлены картинки: Вы видите картинки, которые вам нужно объединить по аналогичным сходствам друг с другом. Записать на листочке группы, в которые вы их объединили. Заключительный этап. Подведение итогов. Занятие 11 (Систематизация) Цель: сформировать умения запоминать конкретный порядок предметов в игровой деятельности. Вводная часть. Давайте настроимся с вами на хорошую работу, уберём всё лишнее, поприветствуем друг друга глазами и улыбкой. Основная часть: Задание 1. Ученики встают в круг, первый ученик называет свой любимый фрукт, второй участник называет фрукт, названный первым учеником, а затем прибавляет к нему свой любимый фрукт. Таким же образом отвечает каждый следующий ученик. Последнему учащемуся труднее всего, его задача назвать любимый фрукт всех учеников. Заключительный этап. Подведение итогов. Занятие 12 (систематизация) Цель: сформировать умения запоминать конкретный порядок предметов в игровой деятельности. Вводная часть. Давайте настроимся с вами на хорошую работу, уберём всё лишнее, поприветствуем друг друга глазами и улыбкой. Основная часть: Задание 1. Учитель говорит на ухо первому ученику небольшой текст, состоящий из 3-5 предложений. Первый ученик рассказывает то, что запомнил, второму и так далее. Цель школьников – не нарушить порядок изложения текста. В конце игры учитель рассказывает первоначальный текст, сравнивает его с конечным и делает вывод о том, хорошо ли работали учащиеся. Заключительный этап. Подведение итогов.

Список литературы

1. Акопов, Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст] / М.: Институт психологии РАН, 2014. - 270 с.
2. Бартлетт, Ф.К. Человек запоминает. Психология памяти [Текст] / - М.: ЧеРо, 2012. - 304 с.
3. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Просвет, 2015. - 328 с.
4. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь.- М., 1985.
5. Кордуэлл М. Психология. А-Я. - Словарь. - М., 2000.
6. Корсаков, И.А., Корсакова, Н. К. Наедине с памятью. [Текст] / - М.: Изд-во Эйдос, 2013. - 287 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – т.1 –М.,1983.
8. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / - М.: Кн.2 : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 608 с.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Наука, 2016. – 317 с.
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. [Текст] / - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 448 с.
11. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2015.
12. Смирнов А. А., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников//Вопросы психологии. 1999.
13. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1954.
14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, [Текст] / - М. : Педагогика, 2015. - 294 с.
15. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / - Ярославль, 2013. - 224 с.
16. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004.
17. 9 Types of Mnemonics for Better Memory [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.seattleu.edu/media/learning-assistance-programs/files/9-Types-of-Mnemonics-for-Better-Memorya4b4.pdf
18. Atkinson, R. C., & Shiffrin, R. M. (1968). Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes. In Spence, K. W., & Spence, J. T. The psychology of learning and motivation (Volume 2). New York: Academic Press. pp. 89–195.
19. Baddeley, A .D., & Hitch, G. (1974). Working memory. In G.H. Bower (Ed.), The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory (Vol. 8, pp. 47–89). New York: Academic Press.
20. Baddeley, A. D. (2000). The episodic buffer: A new component of working memory? Trends in Cognitive Sciences, 4, (11): 417-423.
21. Baddeley, A. D., & Lieberman, K. (1980). Spatial working memory. ln R. Nickerson. Attention and Performance, VIII. Hillsdale, N): Erlbaum.
22. Bransford, J. D., Franks, J. J., Morris, C.D., & Stein, B.S.(1979). Some general constraints on learning and memory research. In L.S. Cermak & F.I.M. Craik(Eds.), Levels of processing in human memory (pp.331–354). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum AssociatesInc.
23. Chisholm, Hugh, ed. (1911). "Mnemonics" . Encyclopædia Britannica. 18 (11th ed.). Cambridge University Press. pp. 629–630.
24. Craik, F. I. M., & Lockhart, R. S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research. Journal of Verbal Learning and Verbal behavior, 11, 671-684.
25. Craik, F.I.M., & Tulving, E. (1975). Depth of processing and the retention of words in episodic memory. Journal of Experimental Psychology: General, 104, 268-294.
26. Eysenck, M. W. & Keane, M. T. (1990). Cognitive psychology: a student's handbook, Lawrence Erlbaum Associates Ltd., Hove, UK.
27. Eysenck, M. W. (1977). Human Memory: Theory, Research and Individual Differences. Oxford: Pergamon.
28. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Mnemonics. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B0080430767015175?via%3Dihub
29. McLeod, S. A. (2007). Multi store model of memory. Retrieved from https://www.simplypsychology.org/multi-store.html
30. McLeod, S. A. (2012). Working memory. Retrieved from [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.simplypsychology.org/working%20memory.html
31. Raaijmakers, J.G.W. & Shiffrin, R.M. (2003). Models versus descriptions: Real differences and langiage differences. Behavioral and Brain Sciences, 26, 753.