Резервирование как правовой институт и его значение для регулирование землепользования.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 03.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовая характеристика института резервирования земли по нормам российского законодательства 5
1.1. Понятие правовой природы резервирования земельных участков 5
1.2. Особенности правового регулирования института резервирования земельных участков на современном этапе 9
Глава 2. Резервирование как предпосылка для возможного изъятия земельного участка 14
2.1. Основания и порядок резервирования земли 14
2.2. Роль института резервирования земельных участков в регулировании землепользования 17
Заключение 22
Список литературы 24
Как представляется, в подобной ситуации убытки как упущенная выгода должны возмещаться в устанавливаемые гражданским законодательством сроки. Для этого законодателю необходимо внести соответствующие поправки в ЗК РФ.
Важно помнить о том, что совершенствование правового регулирования института резервирования земель должно ориентироваться «на поиск оптимального сочетания публичных и частных интересов в пользовании землей». Не должно быть преобладания только государственных или только частных интересов.
В заключение необходимо отметить, что значение института резервирования земель в развитии землепользования в России проявляется в эффективном управлении имеющимися земельными участками. Государство должно качественно распоряжаться земельными ресурсами, находить нужные для строительства земельные наделы, бронировать их для целевых нужд и ограничивать права пользования такими участками третьих лиц, которые могут распорядиться данной землей не по назначению, ухудшив ее состояние. Для этого важно совершенствовать существующее законодательство в области пользования землей и резервирования определенных земельных участков.
Заключение
Институт резервирования земель представляет собой действия органов власти различного уровня по перераспределению конкретных земельных участков и выполнению полномочий в отрасли земельных отношений. Резервирование — первая стадия перед процедурой изъятия земли.
Данный правовой институт был закреплен в положениях федерального законодательства относительно недавно. Регулирует деятельность органов власти по бронированию необходимых для целевых нужд земельных участков Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Ряд положений по осуществлению резерва земли встречается в федеральных законах.
Правительство разрабатывало проект Федерального закона о резервировании земельных участков, однако впоследствии признало нецелесообразность его принятия.
Процедура резерва конкретного участка за органами федеральной, региональной или муниципальной власти осуществляется согласно следующим правилам: сбор необходимых документов по территориальному планированию и их рассмотрение, принятие решения о резерве выбранного земельного участка, опубликование в официальных СМИ о принятом решении.
На каждом этапе органы власти анализируют целесообразность строительства на выбранном земельном участке того или иного объекта федерального, регионального или муниципального значения, проверяют наличие кадастрового номера и паспорта. При условии соблюдения всех правил, установленных Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, решение будет считаться действительным, и право пользования землей перейдет к соответствующему государственному органу.
Значимость института резервирования земельных участков в развитии землепользования заключается в возможности закрепить за органом власти землю, представляющую важность не только для государства, но и для всего общества. Так, на выбранном участке может быть организовано строительство дороги федерального значения, водохранилища, обустройство особой экономической зоны и пр.
Резервирование земли — это гарантия того, что в будущем данный земельный надел не будет утрачен или разрушен. Для совершенствования функционирования рассматриваемого правового института необходимо вернуться к разработке Федерального закона о резервировании земель. Это позволит сконцентрировать все необходимые положения о данной процедуре в одном нормативно-правовом акте.
Список литературы
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 21.12.2001 г. №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 10.05.2007 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» // КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №561 (ред. от 04.10.2012) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // СПС КонсультантПлюс.
Агапеев, В.Е., Илюхин, И.С. Некоторые аспекты правового регулирования изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2010. — № 41. — С. 79-87.
Аракельян, Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности: гражданско-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.Г. Аракельян. — Краснодар, 2007. — 182 с.
Варламов, А.А., Гальченко, С.А. Основы кадастра недвижимости: учебник для студентов Учреждений высшего профессионального образования / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Варламов, А.А. Система государственного и муниципального управления: учебник / А.А. Варламов. — М.: ФгБоУ ВПО «ГУЗ», 2014. — 452 с.
Варламов, А.А. Экономика и экология землепользования / А.А. Варламов. — М.: ФгБоУ ВПО «ГУЗ», 2015. — 204 с.
Государственное и муниципальное управление собственностью / Под ред. П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. — М.: Мир науки, 2014. — 143 с.
Губанищева, М.А., Хлопцов, Д.М. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: возможные пути улучшения // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2017. — №8(191). — С. 52-61.
Давыдова, Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля и земельный участок // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 371-374.
Земельный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.А. Ялбулганова. — М.: Библиотечка РГ, 2014. — 704 с.
Конушкина, А.А. К вопросу определения правовой природы резервирования и сервитута на земельный участок // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — №333. — С. 95-98.
Лебедев, Д.Г. Правовое регулирование территориального планирования использования земель городов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Д.Г. Лебедев. — М., 2007. — 214 с.
Минина, Е.Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд // Журнал российского права. — 2008. — №8(140). — С. 78-83.
Нечаев, А.С. Анализ регулирования механизмов резервирования земель для государственных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — №4. — С. 100-107.
Репкова, В. Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд // Арсенал предпринимателя. — 2011. — № 8. — С. 54 - 60.
Рулева, Н., Смирнова, М. Некоторые вопросы ограничения прав на земли сельскохозяйственного назначения при резервировании земель // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2016. — №1. — С. 22-24.
Савченко, А.А. Актуальные проблемы резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд // Современное право. — 2013. — №8. — С. 56-60.
Храмова, И.С. Нормативно-правовая характеристика резервирования земель как основания для их изъятия для государственных и муниципальных нужд в России [Электронный ресурс] 2013. — URL: http://www.rusnauka.com/35_NOBG_2013/Pravo/7_151449.doc.htm (дата обращения 16.02.2019).
Ялбулганов, А.А. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] 2015. — URL: http://отрасли-права.рф/article/1506 (дата обращения 16.02.2019).
Давыдова, Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля и земельный участок // Молодой ученый. 2012. №12. С. 371.
Там же.
Конушкина, А.А. К вопросу определения правовой природы резервирования и сервитута на земельный участок // Вестник Томского государственного университета. 2010. №333. С. 96.
Конушкина, А.А. К вопросу определения правовой природы резервирования и сервитута на земельный участок // Вестник Томского государственного университета. 2010. №333. С. 96.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Конушкина, А.А. К вопросу определения правовой природы резервирования и сервитута на земельный участок // Вестник Томского государственного университета. 2010. №333. С. 97.
Савченко, А.А. Актуальные проблемы резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд // Современное право. 2013. №8. С. 58.
Минина, Е.Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд // Журнал российского права. 2008. №8(140). С. 80.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Там же.
Храмова, И.С. Нормативно-правовая характеристика резервирования земель как основания для их изъятия для государственных и муниципальных нужд в России [Электронный ресурс] 2013. URL: http://www.rusnauka.com/35_NOBG_2013/Pravo/7_151449.doc.htm (дата обращения 16.02.2019).
Ялбулганов, А.А. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] 2015. URL: http://отрасли-права.рф/article/1506 (дата обращения 16.02.2019).
Ялбулганов, А.А. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] 2015. URL: http://отрасли-права.рф/article/1506 (дата обращения 16.02.2019).
Там же.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №561 (ред. от 04.10.2012) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
Там же.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №561 (ред. от 04.10.2012) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
Там же.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // СПС КонсультантПлюс.
Варламов, А.А. Экономика и экология землепользования / А.А. Варламов. М.: ФгБоУ ВПО «ГУЗ», 2015. С. 43.
Рулева, Н., Смирнова, М. Некоторые вопросы ограничения прав на земли сельскохозяйственного назначения при резервировании земель // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. №1. С. 23.
Там же.
Рулева, Н., Смирнова, М. Некоторые вопросы ограничения прав на земли сельскохозяйственного назначения при резервировании земель // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016 №1. С. 23.
Там же.
Лебедев, Д.Г. Правовое регулирование территориального планирования использования земель городов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Д.Г. Лебедев. М., 2007. С. 139.
Там же. С. 141.
Государственное и муниципальное управление собственностью / Под ред. П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. М.: Мир науки, 2014.С. 71.
Там же.
Государственное и муниципальное управление собственностью / Под ред. П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. М.: Мир науки, 2014.С. 71.
21
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 21.12.2001 г. №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 10.05.2007 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» // КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №561 (ред. от 04.10.2012) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // СПС КонсультантПлюс.
7. Агапеев, В.Е., Илюхин, И.С. Некоторые аспекты правового регулирования изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2010. — № 41. — С. 79-87.
8. Аракельян, Р.Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности: гражданско-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.Г. Аракельян. — Краснодар, 2007. — 182 с.
9. Варламов, А.А., Гальченко, С.А. Основы кадастра недвижимости: учебник для студентов Учреждений высшего профессионального образования / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
10. Варламов, А.А. Система государственного и муниципального управления: учебник / А.А. Варламов. — М.: ФгБоУ ВПО «ГУЗ», 2014. — 452 с.
11. Варламов, А.А. Экономика и экология землепользования / А.А. Варламов. — М.: ФгБоУ ВПО «ГУЗ», 2015. — 204 с.
12. Государственное и муниципальное управление собственностью / Под ред. П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. — М.: Мир науки, 2014. — 143 с.
13. Губанищева, М.А., Хлопцов, Д.М. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: возможные пути улучшения // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2017. — №8(191). — С. 52-61.
14. Давыдова, Е.И. Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля и земельный участок // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 371-374.
15. Земельный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.А. Ялбулганова. — М.: Библиотечка РГ, 2014. — 704 с.
16. Конушкина, А.А. К вопросу определения правовой природы резервирования и сервитута на земельный участок // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — №333. — С. 95-98.
17. Лебедев, Д.Г. Правовое регулирование территориального планирования использования земель городов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Д.Г. Лебедев. — М., 2007. — 214 с.
18. Минина, Е.Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд // Журнал российского права. — 2008. — №8(140). — С. 78-83.
19. Нечаев, А.С. Анализ регулирования механизмов резервирования земель для государственных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — №4. — С. 100-107.
20. Репкова, В. Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд // Арсенал предпринимателя. — 2011. — № 8. — С. 54 - 60.
21. Рулева, Н., Смирнова, М. Некоторые вопросы ограничения прав на земли сельскохозяйственного назначения при резервировании земель // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2016. — №1. — С. 22-24.
22. Савченко, А.А. Актуальные проблемы резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд // Современное право. — 2013. — №8. — С. 56-60.
23. Храмова, И.С. Нормативно-правовая характеристика резервирования земель как основания для их изъятия для государственных и муниципальных нужд в России [Электронный ресурс] 2013. — URL: http://www.rusnauka.com/35_NOBG_2013/Pravo/7_151449.doc.htm (дата обращения 16.02.2019).
24. Ялбулганов, А.А. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] 2015. — URL: http://отрасли-права.рф/article/1506 (дата обращения 16.02.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое резервирование земли?
Резервирование земли - это правовой институт, предусматривающий временное сохранение и ограничение использования определенных земельных участков с целью обеспечения их последующего выделения для определенных нужд или целей.
Какое значение имеет резервирование земли для регулирования землепользования?
Резервирование земли играет важную роль в регулировании землепользования, поскольку позволяет государству планировать и контролировать использование земли в соответствии с общественными интересами. Он обеспечивает возможность выделения земельных участков для строительства, развития инфраструктуры, охраны природных ресурсов и других важных целей.
Какова природа резервирования земельных участков с юридической точки зрения?
Резервирование земельных участков имеет правовую природу и является одним из способов государственного управления землепользованием. Этот институт предусматривает временное ограничение прав собственников или пользователей земельных участков с целью обеспечения возможности их выделения для определенных государственных или муниципальных нужд.
Какие особенности регулирования института резервирования земельных участков в настоящее время?
В настоящее время институт резервирования земельных участков регулируется нормами российского законодательства, такими как Земельный кодекс Российской Федерации. Он предусматривает определенные процедуры и условия для осуществления резервирования, а также обязанности и права государственных и муниципальных органов по этому вопросу.
Каким образом резервирование земли может стать предпосылкой для возможного изъятия земельного участка?
Резервирование земли является первым шагом перед возможным изъятием земельного участка. После резервирования государство имеет право изъять участок у его собственника или пользователя в соответствии с законом и определенными процедурами. Это может быть осуществлено, например, для строительства государственных или муниципальных объектов, проведения крупных инфраструктурных проектов или в других случаях, предусмотренных законодательством.
Какое значение имеет институт резервирования земельных участков?
Институт резервирования земельных участков имеет большое значение для регулирования землепользования. Он позволяет государству устанавливать ограничительные режимы использования земли для достижения определенных целей. В силу резервирования земельных участков государство может обеспечить сохранение природных и культурных ценностей, рациональное использование земли, развитие территорий и другие важные цели.
Какие особенности правового регулирования института резервирования земельных участков на современном этапе?
На современном этапе правовое регулирование института резервирования земельных участков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оно предусматривает установление процедуры резервирования, основания, порядок и сроки, а также права и обязанности сторон. Также важно отметить, что правовое регулирование института резервирования земельных участков на современном этапе учитывает принципы охраны окружающей среды, справедливости, субсидиарности и иных принципов правовой государственности.
Какие основания и порядок резервирования земельного участка?
Основания и порядок резервирования земельного участка определены законодательством Российской Федерации. К основаниям резервирования относятся, например, необходимость осуществления строительства или реконструкции объектов социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, создания заповедников, отвода земельных участков в счет удовлетворения государственных или муниципальных нужд и другие. Порядок резервирования определяет процедуру подачи заявления, рассмотрения заявки, принятия решения и другие вопросы.
Какова правовая природа резервирования земельных участков?
Правовая природа резервирования земельных участков заключается в том, что земельный участок временно исключается из оборота для определенных целей, но при этом сохраняется право собственника на участок. Таким образом, резервирование является временным ограничением права собственности на землю.
Какова правовая природа института резервирования земельных участков?
Институт резервирования земельных участков является правовым институтом, который предусматривает временное ограничение права собственности на землю с целью обеспечения реализации государственных и общественных интересов.