Формирование первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Заказать уникальную курсовую работу- 109 109 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 27.09.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы изучения и формирования первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 7
1.1. Определение основных понятий темы 7
1.2. Основные компоненты интонационной выразительности речи 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика 14
дошкольников с дизартрией 14
1.4 Анализ программ по формированию первичных представлений о 24
компонентах интонации у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 24
ГЛАВА 2. Особенности развития просодических компонентов речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 33
2.1 Организация и методика исследования просодических компонентов речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 33
2.2 Нарушение просодических компонентов речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 35
2.3. Механизм нарушения просодических компонентов речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 40
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 46
3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы но формированию первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 46
3.2 Содержание логопедической работы по формированию первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
(удивленно) Солнце светит! (весело)б) На небе сверкает молния». (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно)в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь. (грустно)7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».- Яму копал? Копал.- В яму упал? Упал.- В яме сидишь? Сижу.- Лестницу ждешь? Жду.- Яма сыра? Сыра.- Как голова? Цела.- Значит живой? Живой.- Ну, я пошел домой.(О. Григорьев)8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются... (на санках). Дети катаются на санках... (с горки).б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет летит... (высоко). Самолет летит высоко... (в небе).4. Обследование воспроизведения интонацииЦелью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».- Солнце светит. Солнце светит?Солнце светит!- Сверкает молния. Сверкает молния?Сверкает молния!- Снег идет! Снег идет? Снег идет.- Я пойду в гости! Я пойду в гости.Я пойду в гости?- Мама пришла. Мама пришла!Мама пришла?2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».- Ты куда идёшь, медведь?- В город ёлку поглядеть!- Да на что тебе она?- Новый год встречать пора.- Где поставишь ты её?- В лес возьму, в своё жильё.3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.Инструкция № 1. «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».ЛогопедРебенокНочью шел снег?Ночью шел снег.Хорошо зимой в лесу?Хорошо зимой в лесу.Зимой медведь спит?Зимой медведь спит.Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».ЛогопедРебенокСегодня будет дождь.Сегодня будет дождь?Свет горит.Свет горит?На улице холодно.На улице холодно?4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».ФразыУдивленноРадостноГрустноСнег идет.---Мы пойдем гулять.---Наступила весна.---5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрируется.Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.Инструкция: Рассмотри картинки.Как сказать, что светит солнце?Как спросить, пойдут ли дети гулять?Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?5. Обследование восприятия логического ударенияОбследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово.Процедура: Ребенку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое логопед выделил голосом.Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новой платье.- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.2. Умение выделять слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку.Процедура: Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку.Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Логопед будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».- Бабушка вяжет кофту? - Мама надела шляпу-?- Бабушка вяжет кофту! - Мама надела шляпу?3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.Процедура: Ребенку предлагается прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.Инструкция: «Внимательно слушай. Логопед будет читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом «важное» слово. Назови, какое слово логопед выделила».Зайку бросила хозяйка.Я забрался под кровать.Под дождем остался зайка.Чтобы брата напугать.Со скамейки слезть не мог.На себя всю пыль собрал.Весь до ниточки промок.Очень маму напугал.6. Обследование воспроизведения логического ударенияЦелью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу.Процедура: ребенку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.Материал для исследования: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.Инструкция: «Логопед скажет предложение и голосом выделит в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».Маша идет в школу.У Коли новый мяч.На улице сегодня холодно.Мама пришла с работы.Завтра поедем к бабушке.2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.Процедура: ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.Инструкция: «Логопед произнесет два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».У Кати книга.У Кати книга.Дятел стучит по дереву.Дятел стучит по дереву.На столе красивая ваза.На столе красивая ваза.На болоте много комаров.На болоте много комаров.3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам.Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по которым логопед вместе с ребенком составляет предложение. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово».Бабушка вяжет носок.а) Кто вяжет носок?б) Что делает бабушка?в) Что вяжет бабушка?Мальчик ест яблоко.а) Кто есть яблоко?б) Что делает мальчик?в) Что ест мальчик?4. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.Инструкция № 1: «Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели голосом сначала первое; второе; третье слово. Меняется ли смысл фразы?»Повествовательные предложения:12 3123Собакагрызеткость.Мамапришлас работы.Инструкция № 2. «Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном - новом - слове».Вопросительные предложения:12 312 3Выутромзвонили?Тыбоишьсясобак?5. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».1-й.Папа пришел с работы.2-й.Папа пришел с работы.3-й.Папа пришел с работы.6. Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому логопедом.Инструкция: «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед».па-па-пата-та-тама-ма-мапа-па-пата-та-тама-ма-мапа-па-пата-та-тама-ма-ма7. Обследование модуляций голоса по высотеЦелью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.Процедура: Ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка - «тонкий», т.е. высокий.Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»АВ - собакаАВ - щенокМУ - короваМУ - теленокМЯУ - кошкаМЯУ - котенокУ - пароход большойУ - кораблик маленькийО - медведьО - мишутка2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса.Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».У - большой (низкий) голосУ - маленький (высокий)А -А -0 -О -МУ - короваМУ - теленокАВ - собакаАВ - щенокМЯУ - кошкаМЯУ - котенок3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки:вверх - повышение высотывниз - понижение высотыИнструкция № 1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».Инструкция № 2. «Покажи, как укачивают ребенка, куклу».Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.Критерии оценки:4 балла - задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;3 балла - задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;2 балла - задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;1 балл - задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;0 баллов - задание не выполняется.8. Обследование модуляций голоса по силеЦелью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного - на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета - на громкий голос логопеда.Инструкция № 1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит - «УУУУУ». Если пароход близко - он гудит громко, если далеко - тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».ГромкоТихоУ- самолет близкоУ- самолет далекоА- пожарная машинаА- пожарная машина близко далекоО- поезд близкоО- поезд далекоИ- «скорая помощь»И- «скорая помощь» близко далекоИнструкция № 2. «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».ГромкоТихоЖук- ЖЖЖЖЖжжжжжКомар - ЗЗЗЗЗЗЗзззззззКузнечик - ЦЦЦЦЦццццццКукушка - КУ-КУку-куЛягушка - КВА-КВАква-кваСова - УХ-УХух-ухОсёл - ИА-ИАиа-иаПримечание: звукоподражания дают вразнобой.2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.Инструкция № 1. «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»БлизкоДалекоСамолет (У) - ... ?...?Пароход (Ы) - ... ?...?Поезд (О) - ... ?...?Машина (И) - ... ?...?Инструкция № 2. «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?»БлизкоДалекоЖук (ЖЖЖ) -... ?...?Комар (333) -... ?...?Кузнечик (ЦЦЦ) -... ?...?Кукушка (КУ-КУ) -... ?...?Лягушка (КВА) -... ?...?Сова (УХ) -... ?...?Корова (МУ) -... ?...?3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.Инструкция № 1. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».Инструкция № 2: «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена - сначала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».9. Выявление назального (носового) тембра голосаСубъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ребенком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой.4 балла - нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.3 балла - легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.2 балла - умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».1 балл - выраженные нарушения тембра голоса, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим».0 баллов - афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.1. Определение гипоназализацииПри гипоназализации звуки [м], [н] в речи детей звучат как [б], [д].Материал для исследования: Слова, предметные картинки, в названиях которых встречаются звуки [м], [н].Инструкция: «Повтори за логопедом слова. Назови картинки, при этом зажми нос пальцами».МАШИНАМОЛОКОМАКМАЛИНАНИНАНИТКИНОСНОГИПроцедура: Во время произнесения слов ребенок зажимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При гиперназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним.2. Определение гиперназализацииПри гиперназализации носовой оттенок, тембр голоса приобретают согласные звуки, кроме [м] и [н], а также нарушается тембр гласных.Материал для обследования: слова, предложения, вопросы по сюжетным картинкам.Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения».Инструкция № 2. «Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами».- У Коли сломался велосипед.- Машинист остановил поезд.- На ветке красные ягоды рябины.- Из трубы идет дым.Процедура: При выявлении гиперназализации проводят тестирование дважды: 1-я инструкция дается для определения наличии отклонения тембра. 2-я инструкция позволяет подтвердить гиперносовой резонанс, т.е. гиперназализацию. Гиперназализация при закрытии ноздрей будет нарастать.При выявлении гиперназализации у ребенка со стертой дизартрией необходима консультация отоларинголога для исключения органических нарушений, затрудняющих носовое дыхание: аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки и др.При выявлении гиперназализации у детей со стертой дизартрией необходима консультация отоларинголога для исключения субмикозной расщелины, пареза мягкого неба.10. Обследование восприятия тембраПри исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух.Материал для исследования: картинки - символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.1. Различение тембра голоса на материале междометийПроцедура: логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных человечков - символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство).Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:12345грусть,удивление,радость,гнев,страх.Логопед произнесет маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса логопед произнес слово, и покажи подходящего человечка».1. Ах! - радость восхищение.2. Ой! - испуг, страх.3. Ух! - недовольство.4. О! - удивление.5. Эх, - грусть, сожаление.2. Различение тембра голоса на материале предложенийПроцедура: Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.Инструкция: «Логопед сейчас произнесет предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, ' и покажи подходящего человечка».1. Скоро гроза! (недовольно)2. Скоро гроза! (радостно)3. Скоро гроза?! (удивленно)4. Скоро гроза. (грустно)5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)3. Различение тембра голоса людей разного возрастаПроцедура: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка). Затем ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с записанными на пленку голосами людей разного возраста и показать соответствующее изображение людей.Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чем голос звучит. Покажи подходящую картинку».Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.«Угадай, чей голос?»1. Женский голос.2. Мужской голос.3. Детский голос.4. Голос пожилой женщины.5. Голос пожилого мужчины.Критерии оценки:4 балла - задание выполняется правильно.3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.11. Обследование воспроизведения тембра голосаОцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состоянияМатериал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц.Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»Упала чашка- Ой! (испуганно).Забили гол в ворота- Ура! (радостно).Прося убрать игрушки- У-У (недовольно, плаксиво)Устали и хотят спать- Ох (устало, тихо)Рубят дрова- Ух (тяжело).Грозят пальцем, нельзя- Ая-яй (строго).детям брать спички2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенокМатериал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).Медведь - //- (громким, низким, спокойным).Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).Критерии оценок:4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.3 балла - правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.1 балл - выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).0 баллов - невыполнение задания или отказ от задания.12. Обследование речевого дыханияНачинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.Выделяют 3 типа дыхания:- поверхностное- грудное- нижнереберное.При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном - расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.1. Определение типа дыханияМатериал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыханиеИнструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).Вдохни ртом, а выдохни носом.3. Исследование целенаправленности воздушной струиМатериал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».- Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.- Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.- Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.4. Исследование силы воздушной струи.Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».- Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.- Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.Критерии оценки:4 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.3 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.2 балла - диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.1 балл - верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.0 баллов - задание не выполняет.5. Исследование особенностей фонационного дыхания.1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».1. Девочка рисует цветок.2. Девочка рисует цветок карандашами.3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».Жу-жу-жу - я все лужи обхожу.Ша-ша-ша - наша Маша хороша.Ко-ко-ко - мне до речки далеко.3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».4) Воспроизведение короткого стихотворения.Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».Наша Таня громко плачет,Осень наступила,Уронила в речку мячик.Высохли цветы.Тише, Танечка, не плачь,И глядят унылоНе утонет в речке мяч.Голые кусты.Критерии оценки:4 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.3 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.2 балла - речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.0 баллов - не справляется с заданиями.13. Обследование темпо-ритмической организации речи1. Определение темпа речи ребенкаИзмерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:Единица измерения - слог.Характеристика темпа - количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.Процедура: Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за логопедом».Мальчик читает книгу.Утром звонко поют птицы.Бабушка вяжет внуку теплые носки.Ваня любит рисовать карандашами.Инструкция № 2. «Ответь на вопросы».Что делает мальчик?Когда поют птицы?Кому вяжут носки?Что любит делать мальчик?Критерии оценки:4 балла - темп норма (4-5 слогов в секунду);3 балла - незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);2 балла - убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);1 балл - очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);0 баллов - из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.2. Исследование восприятия темпа речиМатериал для исследования: Для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро - и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно - и говорит медленно, ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально.Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп.Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает - и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро - и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».- По веточке ползает длинная гусеница. (медленный темп)- Из-под топота копыт пыль по полю летит. (быстрый темп)- Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)- В лесу дети собирали грибы и ягоды. (нормальный темп)- У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)- Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (медленный темп)Критерии оценки:4 балла - задание выполняет верно.3 балла - ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.2 балла - после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.1 балл - путается, не соотносит с картинками.0 баллов - задание недоступно.3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речиМатериал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)- Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)- На море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)Критерии оценки:4 балла - повторил верно.3 балла - убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.2 балла - темп изменяет незначительно.1 балл - темп не может изменять, не управляет темпом.0 баллов - задание недоступно.4. Самостоятельное управление темпом речиСамостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа - читай нормально, спокойно».КартинкиМой веселый звонкий мяч,ЧерепахаТы куда пустился вскачь?ЁжСиний, красный, голубой,ЗаяцНе угнаться за тобой.ЧерепахаКритерии оценки: (см. задания № 3)14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартриейДля развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.Обследование включает два вида инструкций:1-я инструкция - выполнение задания;2-я инструкция - оценка ребенком качества выполнения задания.Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.При необходимости задание повторяется для ребенка 1-2 раза.1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов.Инструкция № 1. «Повтори удары за логопедом».Изолированные - ///, //, /;Серии простых - // // //, /// ///;Акцентированные - / U / U, // U, UU /.Условные обозначения: / - громкий удар,U - тихий удар.Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.Инструкция № 1. «Повтори за логопедом звуки».АУАУОАОУИИнструкция № 2 «Ты правильно повторил?»3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слоги».КА-ГА-КАБУ-ПУ-БУКА-ТА-ЧАДА-ДЯ-ТА-ТЯИнструкция № 2 «Ты правильно повторил?»4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.Инструкция № 1. «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»КОСА-КОЗАТАЧКА-ДАЧКАКРЫША-КРЫСАНОРА-КОРАУТОЧКА-УДОЧКАБОЧКА-ПОЧКАКОРА-ГОРАКАДУШКА-ПОДУШКАПАШНЯ-БАШНЯНОРКА-КОРКАМЫШКА-МИШКАТОЧКА-ДОЧКАИнструкция № 2. «Ты правильно ответил?»5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.Инструкция № 1. «Повтори за логопедом слова».КОСМОНАВТМИЛИЦИОНЕРСНЕГОВИКЭКСКУРСИЯСАМОСВАЛПУТЕШЕСТВЕННИКУЧИТЕЛЬНИЦААКВАРИУМПУГОВИЦАВЕЛОСИПЕДКРАНОВЩИКИНДЕЕЦИнструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.Инструкция № 1. «Повтори за логопедом».- Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.- Весело журчали весенние ручьи.- Учительница учит учеников на уроке.- На сковороде жарятся пять котлет.- Экскурсовод проводит экскурсию в музее.Инструкция № 2 «Ты правильно сказал?»7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций.Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».- Машина остановилась на светофоре. ...?- В лесу выросли грибы. ...?- Котенок вылез из-под дивана. ...?Инструкция № 2 «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.3 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль?Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.Инструкция № 1. «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого «толстый» голос, а у кого «тонкий» голос?»СОБАКА ...?ЩЕНОК ...?КОШКА ...?КОТЕНОК ...?КОРОВА ...?ТЕЛЕНОК ...?Инструкция № 2 «У тебя получился «толстый» или тонкий голос?»Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?»10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»- Колобок, колобок! Я тебя съем.Заяц - тоненьким голосомВолк - грубым голосомМедведь - медленным, хриплым голосомЛиса - ласковым, хитрым голосом.Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?»11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи.Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения: быстро, медленно и обычно».- На море во время шторма очень большие волны - нормальный темп.- Самолет построим сами и помчимся над горами - нормальный темп.- Улитка носит свой домик на спине - медленный темп.Инструкция № 2. «У тебя получилось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?»Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медленно, если зайца - то говори быстро, а если ежа, то говори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».Как заяц - ...? (быстро).Как ёж - ...? (нормально).Как черепаха - ...? (медленно).Инструкция № 4. «Ты умеешь говорить быстро, медленно»?Критерии оценки:4 балда - полностью сформулирован навык самоконтроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.3 балла - стадия завершения формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допущенных ошибок в собственной речи.2 балла - стадия автоматизации навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных ошибок в собственной речи.1 балл - начальная стадия формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных ошибок в собственной речи.0 баллов - нулевая стадия. Отсутствие самоконтроля.Примечания:1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР).3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).Для иллюстрации обследования просодической стороны речи приводим график № 7. Профиль сформированности просодической стороны речи у ребенка со стертой дизартрией (возраст 6 лет 11 мес.).Профиль сформированности просодики у ребенка со стертой дизартриейГрафик № 8Параметры обследования:1. Обследование восприятия ритма.2. Обследование воспроизведения ритма.3. Обследование восприятия интонации.4. Обследование воспроизведения интонации.5. Обследование восприятия логического ударения.6. Обследование воспроизведения логического ударения.7. Обследование модуляций голоса по высоте.8. Обследование модуляций голоса по силе.9. Выявление назального тембра голоса.10. Обследование восприятия тембра.11. Обследование воспроизведения тембра.12. Обследование речевого дыхания.13. Обследование темпо-ритмической организации речи.14. Обследование состояния слухового контроля.
1. Акулова О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации[Текст] / О.В. Акулова. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 240 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2015. – 400 с.
3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста[Текст] / С.С. Бухвостова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 178с
4. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева – Москва: Академия, 2009. – 262с.
5. Арзамасцева, И.Н. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст]/И. Н. Арзамасцева - Москва: Изд. центр «Академия», 2015. – 576 с.
6. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография[Текст] / Е.Э. Артемова.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
7. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография[Текст] / Е.Э. Артемова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
8. Архипова Е.Ф. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики[Текст] / Е.Ф. Архипова. - М., 1997.
9. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспек- ты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией[Текст] / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. – М., 2010. – 264 с.
10. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия[Текст]/ Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академический проект, 2014. – 458 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] /А. Н. Гвоздев. – Москва: Детство-Пресс, 2007. – 480с.
14. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию[Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. — 2010. - № 7. – с. 19 – 25.
15. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие[Текст] / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
16. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие [Текст]/ О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст]/ И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е. М., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н. С. Жукова. — Москва, 2010.
19. Зинченко, В.П. Психологический словарь /В. П. Зинченко. – Москва: ООО Астрель, 2014. – 366с.
20. Кузьмина, О. С..Лебедева, И.Н. Развитие речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / О. С. Кузьмина. – Санкт-Петербург.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175с.
21. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии [Текст]// Вектор науки ТГУ. – 2011. - №4. – с. 169-172.
22. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии[Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. - 368с.
23. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики [Текст]/ А. А. Леонтьев. – Москва: Изд-во МГУ, 1981. – 584с.
24. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения[Текст] / Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
25. Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией[Текст]/ Л.В. Лопатина // Логопедия в детском саду № 1 (4), 2005.
26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция дизартрии): учебное пособие[Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
27. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека[Текст] / А. Р. Лурия. – Москва: Академический проект, 2010. – 504с.
28. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание [Текст]/Ю. С. Маслов. – Москва: Высшая школа, 2007. – 272с.
29. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий.Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
31. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа[Текст] /Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС»», 2010. - 80с.
32. Нушикян, Э. А. Типология интонации эмоциональной речи[Текст] / Э. А. Нушикян. – Киев – Одесса: Вища школа, 1986. – 157 с.
33. Павлов, И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды[Текст] / И. П. Павлов. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 320с.
34. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие[Текст]/Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.
35. Поваляева, М.А. Справочник логопеда[Текст] /М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: «Феникс». 2007. – 445с.
36. Пономарева В. А. Исследования просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи[Электорнный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56171.htm.
37. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие [Текст]/ Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
38. Репина З.А., Ларина Е.А. К вопросу об особенностях интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормальным психоречевым развитием [Текст]/ З.А. Репина, Е.А. Ларина // Специальное образование. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-intonatsionnoy-vyrazitelnosti-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-onr-s-legkoy-stepenyu-psevdobulbarnoy-dizartrii-i (дата обращения: 24.01.2019).
39. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников[Текст]/ Ю.Н. Родионова // Ребенок в детском саду. 2014. № 1. С. 26-31.
40. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс[Текст] / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина - М.:Аркти, 2003. — 104 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст] /С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 720с.
42. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников[Текст]/О. С. Ушакова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 240с.
43. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика [Текст]/Т. Н. Ушакова. – Москва: издательский дом «ПЕР СЭ», 2016. – 416с.
44. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.П.Федоренко. —Москва: Просвещение, 1977,—276 с.
45. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии[Текст] / О.Ю. Федосова // Коррекционная педагогика. -2004.
46. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду[Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: «Просвещение», 1987.
47. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста[Текст]/ Т.Б.Филичева. – Москва: Просвещение, 2014. – 250с.
48. Флерина, Е. И., Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст]/ Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. —Москва: Изд-во ГНОМ и Д. 2000, —128 с.
49. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации[Текст] / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
50. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста[Текст] / М.Е. Хватцев. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
51. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
52. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации / Н.В. Черемисина- Еникполова. — М., 1999.
53. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Электронный ресурс]/ Н.В. Чернышева, Е.В. Шереметьева // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2017/2226/35259 (дата обращения: 30.08.2017).\
54. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений[Текст] / Г.Р.Шашкина. —Москва: Издательский центр «Академия», 2003,—240с.
55. Шевцова Е. Е.Технологии формирования интонационной стороны речи[Текст] / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - Изд-во: АСТ, Астрель , 2009. - 222 с.
56. Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/Д. Б. Эльконин. – Москва, Просвещение, 1964. – 672с.
Вопрос-ответ:
Какие основные компоненты интонации речи существуют?
Основные компоненты интонации речи включают в себя: высоту тона, длительность, громкость, темп и паузы.
Что такое псевдобульбарная дизартрия?
Псевдобульбарная дизартрия - это нейрологическое расстройство, которое проявляется в нарушении контроля над мышцами речи и приводит к затруднениям в произношении звуков и формировании речи.
Какие представления о компонентах интонации формируются у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?
У дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии формируются первичные представления о компонентах интонации, такие как высота тона, длительность и громкость. Однако, из-за нарушения мышечного контроля, эти представления могут быть несколько упрощенными.
Какими методами исследуется проблема формирования первичных представлений о компонентах интонации?
Проблема формирования первичных представлений о компонентах интонации исследуется с помощью клинико-психолого-педагогического подхода, который включает в себя наблюдение, анализ речи и междисциплинарное взаимодействие специалистов различных направлений.
Как проводится клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией?
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией проводится с помощью комплексного обследования, которое включает оценку речевого развития, психического развития и функционального состояния моторики.
Какие проблемы изучаются в данной статье?
В данной статье изучается проблема формирования первичных представлений о компонентах интонации у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Какие понятия освещаются в первом разделе статьи?
В первом разделе статьи освещаются основные понятия, такие как компоненты интонационной выразительности речи и клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией.
Какие компоненты интонации рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные компоненты интонационной выразительности речи, такие как интонация, темп, ритм, длительность и интонационный контур.