Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 02.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста 7
1.1 Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Значение театрализованной игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 8
2. Опытно-посиковая работа по развитию речи посредством театрализованной игры 21
2.1 Педагогические условия внедрения театрализованной игры в образовательный процесс в ДОУ 21
2.2 Диагностика развития умений речи у детей старшего дошкольного возраста 32
Заключение 46
Список литературы 49




Фрагмент для ознакомления

В группе с помощью родителей создана развивающая предметно - пространственная среда, способствующая решению поставленных задач. В свою очередь, она направлена на совместную театрализованную деятельность педагога и детей, на самостоятельную театрализованную игру в свободное время и по желанию ребенка. В группе расположены центры, где дети могут реализовать свои идеи с помощью театрализованной игры: - «Театр» в котором имеется разны виды театров (пальчиковый, би-бабо, настольный, плоский, теневой и др.); для инсценировки сказок имеются различные атрибуты: ширма, театральный грим, маски, парики, элементы костюмов, маски, шапочки, различная бутафория; картинки и иллюстрации к сказкам, наглядно-дидактические игры и пособия («Кто на картинке?», «Герои сказок», «Загадки без слов» и т.д); - «Игра», в этом центре находятся игрушки, с помощью которых ребенок обыгрывает тот или иной сюжет: кухня, парикмахерская, больница, дом Барби, магазин, мастерская, гараж, почта, путешествие, ателье, животные в лесу, домашние животные, животные в горах и т.д. - «Развитие речи», в данном центре имеются: книги и журналы по темам; наглядно-дидактические пособия и игры; дидактические наглядные материалы; картотека речевых и коммуникативных игр. В своей работе с детьми применили следующие формы: - экскурсия в театрализованную студию «Волшебная страна» для детей от 6 до 13 лет; 50 - знакомство детей с разными видами театров, просмотр спектаклей и беседа по теме; - применение речевых упражнений и игр направленных на развитие диалогической речи; - предлагается ребенку придумать сказку или рассказ, нарисовать иллюстрацию к этой сказке и рассказать ее; - ребенку предлагается по схеме составить рассказ по картинкам; - с детьми проводим игры превращения, образные упражнения, театральные этюды; - знакомство детей с текстом сказки и средствами её драматизации (декорациями, костюмом и движением героев, мимикой и жестами и т.д.); - изготовление с детьми атрибутов, героев для представления спектакля; - подготовка и показ представлений и спектаклей. Основные направления работы с детьми. 1. Во время проведения театрализованной игры, игрыпревращения, театральных этюдов создается непринужденная атмосфера, подбадриваются зажатые и скованные дети, в работу привлекаются все дети, с начало одни выступают в роли исполнителя другие в роли зрителя, дети не получают критику в свой адрес. Дети любят участвовать в этих играх, у них поднимается настроение, они оживляются, начинают воображать и фантазировать, показывают различные эмоции, происходит диалог между детьми и воспитателем, между сверстниками. Подготовка к театрализованной деятельности осуществляется: 1 этап: детям читаем литературное или фольклорное произведение; проводим беседу о прочитанном; проговариваем содержание и выделяем части в произведении; выделяем герои с различными чертами характера и выясняются мотивы действий персонажей; распределяем роли среди детей для драматизации произведения. 2 этап: подбирается музыкально-ритмическое сопровождение (выбор 51 музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле), иногда дети предлагают самим озвучивать спектакль музыкальными инструментами (ксилафонт, колокольчики, деревянные ложки). 3 этап: разрабатываем с детьми костюмы и декорации. 4 этап: работаем над частями произведения, проводим репетиции отдельных частей произведения. 5 этап: проводим репетицию всего спектакля в костюмах. 6 этап: показываем премьеру спектакля для детей других групп. 7 этап: Обсуждаем прошедший спектакль; дети изображают на рисунках моменты спектакля, которые им понравились; проводим выставку фотографии, где дети комментируют запечатленные на фотографии. При помощи театрализованной игры дети развивают: способность управлять своим телом; память, так как необходимо запомнить слова героев спектакля; слуховое и зрительное внимание; образное мышление; интерес к работе на сцене. 2. На занятиях по ритмопластике совместно с музыкальным руководителем предлагаем детям с помощью театральных приемах (жесты, мимика, пластика тела) раскрыть образ конкретного персонажа. Во время занятий используем упражнения: для рук и развития пластической выразительности; на развитие выразительной мимики и воображения. 3. Чтобы ребенок правильно и четко говорил, организовываем занятия по культуре и технике речи. На этих занятиях применяем игры направленные на формирование правильного четкого произношения, умения владеть силой голоса и разнообразной интонацией, на расширение словарного запаса. Совместно с детьми были проведены следующие мероприятия: 1. Экскурсия в театральную студию для от 6 до 13 лет «Сказочная страна», которая находится в местном доме культуре. Цель: познакомить детей со знанием театра; посетить спектакль; познакомить с актёрами, пообщаться с ними; подняться на сцену, пройти за кулисы, посетить 52 гримёрную, побеседовать с режиссёром. Воспитывать у детей любовь к театру. 2. НОД тема «Основы настольного театра». Обучить детей приемам кукловождения настольного театра. Цель: познакомить детей с видами настольного театра (бумажный, магнитный, из природного материала), показать и научить приемам кукловождения; Чтение и инсценировка сказки «Кто сказал: «Мяу»?» используя приемы настольного театра. З. Чтение сказки «Бременские музыканты» Братья Гримм. Цель: формировать интерес к театрализованным играм, взяв за основу содержание знакомой сказки, включать фрагменты драматизации, переодеваться в специальный костюм, менять голос и интонацию. Стимулировать желание детей включаться в спектакль. Развивать выразительность речи (интонацию, мимику, жесты, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику (пальчиковую гимнастику) в сочетании с речью и движениями. 4. Выступление детей на празднике посвященному 100-лнтниму юбилею С.Я. Маршака. Цель: познакомить детей с произведениями автора, выбрать понравившиеся произведения, разучить стихи, показать зрителю (дети детского сада и родители) сценки по произведениям «Умный кот» и «Кот и лодыри»; развивать выразительность речи в сочетании с речью и движением. 5. Выступление детей на празднике «Мамин день» в детском саду и на празднике села «Мама, мамочка, мамуля» посвященный Дню матери. Цель: познакомить детей с произведениями посвященные мам, выбрать понравившиеся произведения, подготовить программу, в которую вошли песни, танцы, сценки «Три мамы», «Семья». Создать у детей радостное праздничное настроение, прививать любовь и уважение к близким людям; формировать первичные представления о семье, обязанностях; сплотить родителей и детей. 6. НОД «Основы кукольного театра». Цель: познакомить с видами театральных кукол марионетки, верховые куклы, куклы- великаны (ростовые), теневые куклы, тростовые куклы, перчаточные и пальчиковые куклы; познакомить и попробовать технологию работы с разными видами театрализованных кукол; воспитывать бережное отношение к театральным куклам. 7. Инсценировка народной сказки «Теремок». Цель: вспомнить содержание сказки, продолжать знакомить детей с технологией работы перчаточной куклой; отрепетировать и показать сказку с помощью перчаточной куклой детям других групп детского сада; развивать образное мышление и фантазию детей, развивать выразительность речи в сочетании с речью и движением. 8. Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. Карнауховой И. Цель: познакомить детей со сказкой, продолжить знакомить детей с кукольным театром – напольные куклы, показать при помощи напольных кукол сказку, развивать диалогическую речь, развивать выразительность речи в сочетании с речью и движением. 9. Познавательная игра-развлечение (кроссворд) тема «Добрые сказки». Кроссворд позволяет в веселой, игровой форме закрепить знания детей о героях любимых сказок. Цель: воспитывать у детей интерес и навыки в разгадывании кроссвордов; развивать память; формировать умение находить ответы на задания; закрепить знаний детей о героях сказок; обогатить словарный запас. 10. Открытое занятие НОД «Рукавичка». Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка», подобрать музыкальные и шумовые инструменты; учить сочинять этюды по сказкам; развивать навык и действий с куклами би-ба-бо; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.; разучивание слов, подготовка атрибутов. 54 11. Семейная викторина «Путешествие в страну Волшебных слов». Цель: развить познавательно-речевой деятельности, формировать социально – этических норм и правил, культуры речевого общения у детей и взрослых; развить интерес и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; обогатить словарь детей, развить связную речи; формировать сплоченность как в детском коллективе, так и во взрослом; развить мыслительную деятельность детей, любознательность; воспитывать у детей чувства взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу; формировать навыки культурного поведения. 12. Новогодний праздник «Новогоднее путешествие». Цель: познакомить детей со сказками А.С. Пушкина; организовать подготовку к празднику: заучивание песен, стихов и репетиции сценок с участием детей, подготовка костюмов; развивать коммуникативные качества и артистические способности детей. Проведенные мероприятия показали: дети с интересом занимаются драматизацией, наладились взаимоотношения в группе, дети стали более общительные, появился интерес к литературным произведениям. Дети, которые на публике чувствовали себя скованно, творчески раскрылись показывая представления за ширмой (театр теней, кукольный театр). В конце года правили речевую диагностику развития связной речи по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [16, c. 50]. Результаты диагностики связной речи детей старшего возраста предоставлен в таблице 3. В результате диагностики выявлено: 3%- детей с высоким уровнем проявили при выполнении заданий сформированностью словаря, развитием связной речи, грамматическим строем речи, но затруднение вызвало задание по звуковой культуре речи. 21.4%, - дети с средним уровнем развития речи самостоятельно пытались выполнить задания, воспитатель помогал в некоторых заданиях дополнительными вопросами 19.3%. - дети с низким уровнем развитие речи испытывали большие затруднения при выполнении заданий, почти всем детям данного уровня не удалось выполнить задания самостоятельно.

Таблица 3. Протокол диагностики связной речи детей старшего возраста.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий (по Е.В. Мигулиной, Т.С. Комаровой) [3;11]. Результаты диагностики театрализованной деятельности детей дошкольного возраста предоставлены в таблице 4. Творческое задание. Сочинение и разыгрывание сказки. Детям было предложено рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Серый волк и семеро козлят». Необходимо собрать всех героев сказок и поместить в новую, которую сочиняют сами ребята. Дети самостоятельно 56 подбирают музыкальное сопровождение, изготавливают или подбирают декорации, костюмы, разыгрывают сказку.

Таблица 4. Протокол диагностики театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

В результате диагностики выявлено: 50% - детей с высоким уровнем умений в театрализованной деятельности: проявляют интерес к театральному искусству и театральной деятельности; способны сопереживать героям и передавать их эмоциональное состояние, самостоятельные средства перевоплощения; самостоятельно создают эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов; импровизируют с куклами разных систем; свободно подбирают музыкальные характеристики к персонажам или использует детские музыкальные инструменты, свободно поют, танцуют. 43% - детей с средним уровнем умений: понимают содержание произведения; с помощью педагога делают эскизы, декорации, подбирают музыкальное сопровождение; проявляют активность согласованность действий с партнерами, активно участвуют в различных видах творческой деятельности. 7% - детей с низким уровнем умений: пересказывают произведения только с помощью педагога; затрудняется назвать виды театров, подборе музыкального сопровождения спектакля; владеет элементарными навыками кукловождением, но не проявляет инициативы в процессе над спектаклем; не выражает свои эмоции, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель.
Показатели положительной динамики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста предоставлены на гистограмме (Рис. 1).



Рис. 1. Гистограмма педагогической диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Показатели динамики развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста предоставлены на гистограмме (Рис. 2).



Рис. 2 Гистограмма педагогической диагностики развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Итак, мы видим, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста повысился, это говорит о том, что реализованные в течение учебного года условия улучшили процесс развития диалогической речи. Использование театрализованной игры в целях развития диалоговой речи становится возможным при выполнении следующих условий: - в процессе развития диалогической речи средствами театрализованной игры необходимо участие детей, педагогов и взрослых; - создание в группе предметно-развивающей среды для театрализованной игры; - применение приемов и методов работы с детьми эффективных при развитии речи; - учитывать возрастные, индивидуальные особенности, познакомить с разнообразными средствами выразительности (вербальными и невербальными); - содержание учебной деятельности должна проходить интересно и эмоционально – значима детям.

Вывод по 2 главе. Театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как одна из форм театральной деятельности, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Самовыражение и самореализация ребенка происходит в театрализованной игре [43; 57]. В результате проведенной работе с детьми старшей группы можно сделать вывод, что развитию диалогической речи способствует театрализованная игра в сочетании с другими формами театрализованной деятельности (ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем). В процессе обучения использование театрализованной игры незаметно для ребенка происходит развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), развитие психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память), развитие речи (диалог, монолог), совершенствуется речевой аппарат ребенка.
Заключение

В результате проведенной работы нами был исследован вопрос: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. Актуальность этого вопроса заключается в том, что современные дети не умеют вести диалог, не могут объяснить собеседнику свои мысли, боятся отстаивать свою точку зрения. Диалогическая речь входит в состав устной связной речи, которая протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой интонацией, возникает как ответ на вопрос, не требующий специальной подготовки. В процессе театральной игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья. 61 Опытно-поисковая работа по развитию диалогической речи посредствам театрализованной игры проводилась с детьми 5-6 лет.
На первом этапе своей работы, изучили базовую программу образовательного учреждения, методический материал, предметно-развивающую среду группы.
Провели речевую диагностику для выявления уровня связной речи детей по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Проанализировав полученные результаты, нами был разработан учебно– методический план работы с учетом лексических тем для развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста в который вошли: темы проведения занятий (непосредственно образовательная деятельность), режимные моменты проведения совместной работы детей, воспитателей и родители, а так же самостоятельной деятельности детей.
В группе с помощью родителей создана развивающая предметнопространственная среда способствующая решению поставленных задач. В свою очередь, она направлена на совместную театрализованную деятельность педагога и детей, на самостоятельную театрализованную игру в свободное время и по желанию ребенка.
В группе расположены центры, где дети могут реализовать свои идеи с помощью театрализованной игры: «Театр», «Игра», «Развитие речи». В результате проведенной работе с детьми старшей группы можно сделать вывод, что развитию диалогической речи способствует театрализованная игра в сочетании с другими формами театрализованной деятельности (ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем). Использование театрализованной игры в процессе обучения происходит незаметно для ребенка: развитие психофизических 62 способностей (мимики, пантомимики), развитие психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память), развитие речи (диалог, монолог), совершенствуется речевой аппарат ребенка. После проведения всех запланированных мероприятий было проведено повторной диагностирование детей по развитию связной речи таблица 3 и по развитию умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности таблица
Повторное диагностирование детей показало, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста повысился, это говорит о том, что реализованные в течение учебного года условия улучшили процесс развития диалогической речи. Таким образом, использование театрализованной игры в целях развития диалоговой речи становится возможным при выполнении следующих условий: - в процессе развития диалогической речи средствами театрализованной игры необходимо участие детей, педагогов и взрослых; - создание в группе предметно-развивающей среды для театрализованной игры; - применение приемов и методов работы с детьми эффективных при развитии речи; - учитывать возрастные, индивидуальные особенности, познакомить с разнообразными средствами выразительности (вербальными и невербальными); - содержание учебной деятельности должна проходить интересно и эмоционально – значима детям. Данная работа не является исчерпывающей.
Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопроса преемственности и перспективности в работе по развитию диалогической речи в разных возрастных группах средствами театрализованной игры.











Список литературы

Алексеева М.М. Речевое формирование дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2012. – 159 с.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2014. - 285 с.
Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во "Речь", 2011. - 440 с.
Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2016.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 20149. -- 352 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы исследования детской речи. - М. ВЛАДОС, 2016. 244с.
Гордеева В.В. Дидактическая игра как средство формирования памяти детей старшего дошкольного возраста / В.В. Гордеева, Л.В. Младшева // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 6 ч. Ч. 5. – Магнитогорск, 2017. – С. 37-39.
Гризик, Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и формирования детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2014. 198с.
Гриценко, З. Ребенок и книга. // Дошкольное воспитание, 2013. С.44.
Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2013. 188с.
Гриценко, З.А.Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с.
Детство: Программа формирования и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2016. 211с.
Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 2015 - №2.
Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по развитию здоровья и формированию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. - М.: Просвещение, 2016. 211с.
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 2014 г.
Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 2016.
Иванова Г.В. Главные аспекты формирования памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Г.В. Иванова, Э. Басимова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации : Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Коломна, 2014. – С. 182-186.
Истоки: базисная программа формирования ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. - М., 2015. 232с.
Карпова С.Н. Психология речевого формирования ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. Ростов-на-Дону, 2017. - 288 с.
Конышева, Н.М. Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей / Н.М. Конышева. – М.: Ассоциация XXI век, 2014. 192с.
Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 2015. С.56.
Красильникова, Л.В. Формирование речевой активности детей 6-7 лет. – М. Сфера, 2011. 199с.
Любина Г.А. Формирование речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Народная 2016. - 180 с.
Лямина Г.М. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2015. - 252 с.
Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Формирование речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.-- М.: Мозаика-синтез, 2016.- С 152-167
Мациевич С.В. Дидактическая игра как средство формирования произвольной образной памяти детей дошкольного возраста / С.В. Мациевич, Т.А. Железняк // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Долгова. – Воронеж, 2017. – С. 66-68.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика,20151998. - 224 с.
Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные вопросы нынешнего образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГУ, 2012. - 344 с.
Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 16. - 288 с.
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвеще, 2013
Самигуллина Г.З. Музыкально-дидактические игры как средство формирования памяти у детей 6-7 лет / Г.З. Самигуллина, Т.В. Красноперова // Восточно-Европейский науч. вестн. – 2017. – № 2. – С. 16-18.
Стародубцева И.В. Игровые занятия по формированию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: [метод. пособие] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М. : Аркти, 2010. - 67 с.
Ушакова О.С. Формирование речи дошкольников как необходимое условие удачного личностного формирования: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. -- 68 c.
Федоренко Л.П. Методика формирования речи детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2017. - 320 с.
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М., 1997.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр//Дошкольное воспитание. – 1989








2

Список литературы

1. Алексеева М.М. Речевое формирование дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2012. – 159 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2014. - 285 с.
4. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во "Речь", 2011. - 440 с.
5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2016.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 20149. -- 352 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы исследования детской речи. - М. ВЛАДОС, 2016. 244с.
8. Гордеева В.В. Дидактическая игра как средство формирования памяти детей старшего дошкольного возраста / В.В. Гордеева, Л.В. Младшева // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 6 ч. Ч. 5. – Магнитогорск, 2017. – С. 37-39.
9. Гризик, Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и формирования детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2014. 198с.
10. Гриценко, З. Ребенок и книга. // Дошкольное воспитание, 2013. С.44.
11. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2013. 188с.
12. Гриценко, З.А.Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. 198с.
13. Детство: Программа формирования и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2016. 211с.
14. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 2015 - №2.
15. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по развитию здоровья и формированию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. - М.: Просвещение, 2016. 211с.
16. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 2014 г.
17. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
18. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 2016.
a. Иванова Г.В. Главные аспекты формирования памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Г.В. Иванова, Э. Басимова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации : Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Коломна, 2014. – С. 182-186.
19. Истоки: базисная программа формирования ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. - М., 2015. 232с.
20. Карпова С.Н. Психология речевого формирования ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. Ростов-на-Дону, 2017. - 288 с.
21. Конышева, Н.М. Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей / Н.М. Конышева. – М.: Ассоциация XXI век, 2014. 192с.
22. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 2015. С.56.
23. Красильникова, Л.В. Формирование речевой активности детей 6-7 лет. – М. Сфера, 2011. 199с.
24. Любина Г.А. Формирование речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Народная 2016. - 180 с.
25. Лямина Г.М. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2015. - 252 с.
26. Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Формирование речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.-- М.: Мозаика-синтез, 2016.- С 152-167
a. Мациевич С.В. Дидактическая игра как средство формирования произвольной образной памяти детей дошкольного возраста / С.В. Мациевич, Т.А. Железняк // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Долгова. – Воронеж, 2017. – С. 66-68.
27. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика,20151998. - 224 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
29. Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные вопросы нынешнего образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГУ, 2012. - 344 с.
30. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 16. - 288 с.
31. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвеще, 2013
32. Самигуллина Г.З. Музыкально-дидактические игры как средство формирования памяти у детей 6-7 лет / Г.З. Самигуллина, Т.В. Красноперова // Восточно-Европейский науч. вестн. – 2017. – № 2. – С. 16-18.
33. Стародубцева И.В. Игровые занятия по формированию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: [метод. пособие] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М. : Аркти, 2010. - 67 с.
34. Ушакова О.С. Формирование речи дошкольников как необходимое условие удачного личностного формирования: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. -- 68 c.
35. Федоренко Л.П. Методика формирования речи детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2017. - 320 с.
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М., 1997.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр//Дошкольное

Вопрос-ответ:

Какая роль театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста?

Театрализованная игра играет важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих речевых навыков, таких как произношение, лексика, грамматика, понимание и использование речи.

Какие педагогические условия необходимы для внедрения театрализованной игры в образовательный процесс?

Для успешного внедрения театрализованной игры в образовательный процесс необходимы следующие педагогические условия: наличие игрового пространства, наличие учителя-организатора, наличие разнообразных декораций и костюмов, создание атмосферы поддержки и поддержки учащихся.

Каковы теоретические аспекты развития речи у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста связано с развитием словесного мышления, формированием лексического и синтаксического строя речи. В этом возрасте дети активно участвуют в играх, диалогах и имитационных сюжетах, что способствует их речевому развитию.

Каким образом театрализованная игра способствует развитию речи у детей старшего дошкольного возраста?

Театрализованная игра способствует развитию речи у детей старшего дошкольного возраста путем стимуляции их творческой активности, развития умения работать в группе, развития фантазии и воображения, а также развития лексико-грамматических навыков и речевой культуры.

Как проводится опытно-поисковая работа по развитию речи через театрализованную игру?

Опытно-поисковая работа по развитию речи через театрализованную игру проводится через создание специальной образовательной среды, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства через речь и действия. В рамках такой работы проводятся различные игровые активности, ролевые игры, драматические постановки и прочее.

Какую роль театрализованная игра играет в развитии речи детей дошкольного возраста?

Театрализованная игра имеет большое значение в развитии речи у детей дошкольного возраста. Она способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, богатству речевых средств и позволяет детям осваивать новые слова и конструкции. Кроме того, театрализация помогает развить навыки коммуникации, эмоционально-выразительные средства и активизировать мыслительные процессы ребенка.

Какие педагогические условия необходимы для внедрения театрализованной игры в образовательный процесс дошкольного учреждения?

Для успешной реализации театрализованной игры как средства развития речи необходимо создать такие педагогические условия, как богатый языковой опыт детей, насыщенная речевая среда, использование разнообразных речевых задач и игровых ситуаций. Также важно создать атмосферу доверия, в которой дети чувствуют себя комфортно и свободно выражают свои мысли и эмоции.

Какие особенности речевого развития детей дошкольного возраста влияют на эффективность театрализованной игры?

Речевое развитие детей дошкольного возраста характеризуется активным развитием речи, увеличением словарного запаса и появлением грамматических конструкций. Однако, у детей могут быть недостатки в произношении звуков и формировании связной речи. Важно учитывать эти особенности и предоставлять детям возможности для развития и исправления этих недостатков в ходе театрализованной игры.

Можно ли использовать театрализованную игру для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста?

Да, театрализованная игра может быть использована в качестве инструмента для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста. При проведении игровой ситуации можно наблюдать за уровнем развития речи, словарным запасом, связной речью, произношением звуков и другими аспектами речевого развития. Это позволит определить индивидуальные особенности каждого ребенка и разработать соответствующую дальнейшую работу по развитию речи.