Теоретические основы подготовки дошкольников к обучению грамоте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 03.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 4
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2. Обучение грамоте как основа подготовки к школе 5
1.3.Особенности подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 9
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 13
Глава 2. 18
2.1 Диагностика уровня подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Методы и приёмы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Фрагмент для ознакомления

При выполнении задания №2 «Послушай и скажи, почему эти предметы так называются?» Экспериментатор показывал детям картинку с изображениями различных предметов и называл эти предметы. Детям, следовало внимательно послушать экспериментатора, рассмотреть рисунок, назвать, какой предмет изображен на рисунке и объяснить почему он так называется. Задание было направлено на образование глаголов с помощью морфем (приставок). Например: слово пылесос. Примерный ответ детей: «Это пылесос. Пылесос засасывает пыль (сосет)». Вместо этого большинство детей строили свой ответ так: «Пылесос. Мама им пылесосит». Например: слово мышеловка. Примерный ответ детей: «Это мышеловка. Мышеловка нужна для того, чтобы ловить мышей. Дети отвечали так: «Это для мышки, потому что мышка полезла за сыром и она захлопнулась». Слово кофемолка. Примерный ответ детей: «Это кофемолка. Кофемолка нужна для того, чтобы молоть кофе». Вместо этого, ответы детей были такие: «Для кофе, либо не знаю». Слово самокат. Примерный ответ детей: «Это самокат. Самокат катится сам. Самокат нужен для того, чтобы кататься (по дороге)». Дети отвечали так: «Самокат. На нем катаются дети. У него два колеса и надо отталкиваться ногой». Слово соковыжималка. Примерный ответ детей: «Это соковыжималка. Соковыжималка нужна для того, чтобы выжимать сок». Вместо такого ответа, дети отвечали: «Не знаю». По результатам этого задания можно сделать вывод что, большинство детей не всегда называли изображения на картинках, не в полном объёме и не всегда могли правильно объяснить, почему они так называются и для чего нужны эти предметы. Из представленных ответов видно, что дети не всегда понимали смысл услышанного слова, следовательно, не всегда могли объяснить его предназначение.При выполнении задания №3 «Назови иначе». Детям следовало образовать притяжательные прилагательные. Большая часть детей выполнили это задание не верно. Словосочетания были образованы не правильно. Нами были даны примеры: хвост лисы - лисий хвост. Голова барсука – назови иначе. Большая часть детей называли: барсуковая голова. Пример: уши зайца. Ответы детей: уши зайца. Шерсть овцы – овцовая шерсть. Голова осла – ослиная голова. Хвост белки – белкин хвост. Грива льва – львовая грива. Уши теленка – телячьи уши. Лапы индюка – индюшкины лапы. Большая масса детей получили низкие баллы за данное задание. В задании №4 «Как называется профессия человека», который: 1) работает на тракторе, 2) убирает двор и улицу, 3) показывает фокусы, 4) играет на гитаре, 5) на скрипке, 6) охраняет лес?» Дети должны были правильно назвать профессии людей, образуя существительные с помощью морфем (суффиксов). Ответы были следующие: 1) В место тракторист – трактор, 2) В место дворник – дворщик, 3) В место фокусник – клоун, 4) В место гитарист – музыкант, 5) В место скрипач – скрипник, 6) В место лесник – охранник. Большинство детей не справились с данным видом задания.При выполнении задания №5 «Рассмотри рисунки, скажи, кто что делает», детям предоставлялись рисунки с изображениями разного рода занятий людей. Испытуемым необходимо было рассмотреть рисунок и сказать, какое действие происходит на рисунке. Использовать для этого глаголы с приставками. Ответы детей были следующие: машина заезжает в гараж – машина едет в гараж (ответ большинства детей), кошка спрыгивает со стула – кошка падает, садовник поливает цветы – дядя льет воду, девочка пришивает пуговицу – мама шьет, мама наливает чай в чашку – тетя наливает чай. Анализируя результаты этого задания, мы можем сказать, что у детей вызывают трудности образование глаголов с такой морфемой, как приставка. Несколько детей вообще не справились с данным видом задания. В задании №6 «Подбери слово противоположное по – значению». Детям следовало подобрать слово противоположное по – значению к данному слову, используя при этом качественные прилагательные. Из результатов данного задания видно, что дети подбирали противоположное значение не к каждому слову, а выборочно к отдельным словам. Это говорит о том, что словарь качественных прилагательных у таких детей страдает. С заданием №7 «Образуй новое слово при помощи маленькой части», дети справились хуже всего. Детям предлагалась неопределенная форма глаголов. Необходимо было образовать глагол с помощью такой морфемы, как приставка. Дети смогли образовать по 2 – 3 значения к каждому слову из возможных 6 – 7. Например: ехать – заехать, приехать, уехать, переехать, объехать, съехать, выехать. Большинство детей назвали только заехать, приехать. Остальные значения были не названы и т.д. Подводя итоги задания, мы можем наблюдать, что у большинства детей возникли затруднения в образовании глаголов с помощью таких морфем, как приставка.Результаты исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной педагогической работы по созданию оптимальных педагогических условий для своевременного и полноценного личностного развития дошкольников. Полученные результаты легли в основу разработки адаптированной образовательной программы по подготовке к грамоте.2.2. Методы и приёмы подготовки старших дошкольников к обучению грамотеМногочисленные исследования дошкольников я связаны преимущественно с проблемой готовности к школьному обучению. Данная проблема стала предметом изучения специалистов разной профессиональной направленности: психологов, педагогов и др. Именно поэтому специально организованная работа со старшими дошкольниками, , должна быть направлена на формирование уровня психологической готовности, необходимого для успешного обучения грамоте.Предлагаемая программа составлена на основе данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента.Целью данной программы является преодоление трудностей, подготовки к обучению грамоте у старших дошкольников.Задачи:Повышение уровня мотивационной готовности к обучению.Развитие эмоционально - волевой готовности и произвольности поведения.Работа по формированию достаточного уровня развития всех высших психических функций.Развитие интеллектуальной готовности детей к обучению грамоте.Актуальность: данная программа включает в себя занятия,направленные на развитие познавательной активности, формирование психологической готовности к обучению грамоте, формирование навыков самоконтроля и развитие всех высших психических функций. Проводимая работа окажет положительное влияние на всестороннее развитие ребенка и повысит уровень готовности к школе, а это, в свою очередь, является основной целью, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать особенности развития познавательной деятельности детей, в первую очередь, об особенностях восприятия ими учебного материала и специфике мотивации деятельности. Именно поэтому эффективно использование игровых ситуаций и упражнений, которые могут сделать учебную деятельность более интересной и понятной для ребенка. Весь материал, используемый на занятиях, должен быть понятным и доступным для ребенка. Количество занятий: 12 групповых, 10 индивидуальных.Для развития познавательной деятельности использовались следующие виды работы:работа с логическими блоками: свойства фигур и их классификация по свойствам; дидактические игры: «В гостях у Лунтика», «Чей это подарок? » «Части каких животных совместились?»;раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу; игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки? », «Что изменилось в комнате? », «Слушай хлопки»;игра «Чудесный мешочек», упражнение «Чудесные слова», игра в слова, чтение художественной литературы и пересказ литературных произведений;игры «Наложенные картинки», «Найди фрагменты», «Сложи узор», «Лабиринты», «Что это звучит?».Для развития познавательной мотивации использовались следующие виды работы:игры на развитие самоконтроля и сосредоточенности «Птичка», «Узоры»;формирование положительных эмоций к процессу учебной деятельности, на основе выражения положительного отношения к ребенку и к деятельности, веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности;стимулирование проявления познавательного интереса, изложение новой информации в интересной, игровой форме.Для развития учебно-значимых качеств использовались следующие виды работы:использование самостоятельного оценивания деятельности во время непосредственно образовательной деятельности, т.е. что получилось, а что нет;обучение адекватной оценке собственных действий во время индивидуальных занятий;Для развития самоконтроля и произвольности деятельности использовались следующие виды работы:использование игр с правилами, в которых ребёнок учится «деловому» и содержательному общению со сверстниками; повторение задания вслух сразу после того, как оно сформулировано, оценивание правильности повторения, проговаривание способов выполнения задания.Этапы:этап - диагностический.Диагностический инструментарий: метод наблюдения, методика «Сказка» (Н. И. Гуткина), методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), методика «Найди лишнее» (Р.С. Немов), методика «Запомни и расставь точки» (Р.С.Немов), методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов).этап - информационный.Данный этап включает в себя работу с педагогами и родителями. Их знакомят с результатами диагностического исследования, а так же информируют о способах и методах коррекции имеющегося уровня психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников.этап - практическийНепосредственная работа по повышению уровня готовности к обучению грамоте у старших дошкольников.этап - контрольныйРабота на данном этапе заключается в определении эффективности предложенной работы по повышению уровня готовности к обучению грамоте у старших дошкольников.При проведении занятий необходимо использовать следующие приемы:Развитие устойчивого эмоционально положительного отношения к познавательной деятельности посредством создания игровых ситуаций.Неоднократное повторение и четкое проговаривание инструкции.Побуждать ребенка к вербализации и планированию своих действий.Создание ситуации успеха, поощрение за выполненную работу.Так же, при планировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования к результатам освоения программы дошкольного образования, которые отражены в федеральном государственном образовательном стандарте. Они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и включают в себя следующие характеристики:ребенок должен быть самостоятельным и инициативным во всех видах деятельности;необходимо развивать уверенность в себе и своих силах, а так же положительное отношение к миру, способность сопереживать;ребенок должен уметь подчиняться правилам и нормам, иметь развитое воображение и склонности к творческой деятельности;творческие способности и устная речь должны находиться на высоком уровне развития;хорошо развитая крупная и мелкая моторика;ребенок любознателен, склонен к исследовательской деятельности, способен самостоятельно принимать решения.Содержание занятий включает основные направления работы в подготовительный период обучения грамоте. В условиях специально организованного обучения дети способны усвоить многие представления и навыки, которые необходимы для формирования и развития компонентов психологической готовности к обучению грамоте.ЗаключениеВ ходе теоретического анализа исследователи убедились в актуальности выбранной темы. Подготовка детей к обучению грамоте – довольно сложная, комплексная задача, охватывающая все сферы жизни ребёнка. На сегодняшний день существует значительное разнообразие подходов для рассмотрения сущности, структуры, содержания, условий формирования подготовки к обучению грамоте. Успех же обучения зависит от интеллектуальной готовности ребёнка. Безусловно, при слабом развитии основных психических процессов, учебная деятельность будет даваться ребёнку тяжело. Ребёнок должен обладать такими качествами как:– определённая широта представлений, соответствующая его возрасту;– определённый уровень образных и пространственных представлений;– соответствующий уровень речевого развития;– высокая познавательная активность. При проведении экспериментального исследования были использованы следующие методики: «Исследование ритма» (Т. И. Дубровина), «Исследование кинетической основы движений руки» (Тест Н. И. Озерецкого), «Исследование пространственных представлений на листе бумаги» (С. О. Филлипова), «Дифференциация звуков на слух» (Н. Ю. Григоренко), «Исследование графического навыка» (Н. В. Нижегородцева), «Исследование пространственной ориентировки в схеме тела» (Т. А. Фотекова), «Определение уровня речевого развития» (О.А. Безруковой и О.Н. Каленковой). Результаты исследования в целом позволяют говорить о достаточном уровне интеллектуальной готовности к обучению в школе детей , но, вместе с тем, было выявлено, что у некоторых детей, уровень готовности к обучению грамоте снижен. Изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей,, позволило выявить необходимость создания специальных условий, способствующих успешному развитию детей, формированию высокого уровня подготовки к обучению грамоте. Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников, к обучению в школе проводилась по разработанной адаптированной образовательной программе по подготовке детей к обучению грамоте. Разработанная программа предлагает комплексную систему упражнений, специальных индивидуальных занятий при организации развивающей работы. Педагогические занятия предполагали упражнения по развитию следующих навыков: звуковой анализ, пространственные представления, чувство ритма, координация движений, артикуляционная и мелкая моторика, необходимые для правильного артикулирования звуков и совершенствования графомоторных навыков. Таким образом, дети, имеют потенциальные возможности, достаточные для овладения умениями и навыками успешного обучения грамоте. Высокий уровень интеллектуальной готовности к обучению, несмотря на особенности, обусловлен особой организацией обучения, основанной на системе специальных упражнений и занятий, на комплексном и индивидуальном подходе при осуществлении развивающей работы. Список использованной литературыАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2018.Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2018. С. 33-37. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2010. С. 302-311.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 160 с. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2018.Дуванова, С. П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. П. Дуванова, Е. Ю. Тебелева // Школьный логопед. – 2016. – № 6. – С. 12–17. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2018.Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 216 с. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2017.Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. – М. : Педагогика,1991. – 152 с.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2017. №4.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ [Текст] : практ. пособие / Л. А. Кулешова. – Воронеж : Учитель, 2015. – 197 с. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 352 с.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2016.Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2013. – 240 с. Османова, Г. А. От игры к письму [Текст] / Г. А. Османова // Логопед в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 5–9. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2015.Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2016.Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2013. С. 12-16.Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2018. С.173-177.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2018.

Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.
2. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2018.
3. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2018. С. 33-37.
4. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2010. С. 302-311.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 160 с.
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2018.
7. Дуванова, С. П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. П. Дуванова, Е. Ю. Тебелева // Школьный логопед. – 2016. – № 6. – С. 12–17.
8. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2018.
9. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 216 с.
10. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.
11. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2017.
12. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. – М. : Педагогика,1991. – 152 с.
13. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2017. №4.
14. Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ [Текст] : практ. пособие / Л. А. Кулешова. – Воронеж : Учитель, 2015. – 197 с.
15. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 352 с.
16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2016.
17. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2013. – 240 с.
18. Османова, Г. А. От игры к письму [Текст] / Г. А. Османова // Логопед в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 5–9.
19. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2015.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2016.
21. Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2013. С. 12-16.
22. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2018. С.173-177.
23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2018.


Вопрос-ответ:

Какие особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста включают более сложную грамматику и лексику, увеличение словарного запаса, умение использовать связную речь, развитие навыков артикуляции и произношения.

В чем заключается обучение грамоте у детей старшего дошкольного возраста?

Обучение грамоте у детей старшего дошкольного возраста включает знакомство с буквами, учение звукового значения букв и их сочетаний, формирование навыков чтения и письма, а также развитие лексических навыков и способности к анализу и синтезу слов.

Какие особенности подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста включают индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых методов обучения, поэтапное формирование письма, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

Какие нормативные документы регулируют процесс обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста?

Процесс обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста регулируется нормативными документами, такими как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерные программы дошкольного образования, а также рекомендациями и методическими разработками Министерства образования и науки РФ.

Что включает в себя теоретическая основа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста?

Теоретическая основа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста включает изучение возрастных и психолого-педагогических особенностей речевого развития, определение методов и подходов к обучению грамоте, анализ нормативных документов и разработку программы обучения.

Какие возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста?

В возрасте старшего дошкольного периода речь детей становится более разнообразной и сложной. Они начинают использовать все основные звуки родного языка, активно слушают и повторяют слова, используют простые письменные формы и конструируют предложения. Ребенок обогащает свой словарный запас и улучшает понимание речи.

Как обучение грамоте помогает подготовке ребенка к школе?

Обучение грамоте играет важную роль в подготовке детей к школе. Это помогает развивать их речевые навыки, улучшать память и внимание, осваивать правила языка и начинать читать и писать. Кроме того, обучение грамоте помогает детям развивать логическое мышление и расширять кругозор. Все эти навыки и знания пригодятся ребенку в школьной жизни.

Какие особенности есть в подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста?

В подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста особенное внимание уделяется развитию речи, так как она является основой грамотности. Дети учатся правильно произносить звуки, узнавать буквы и их звуки, распознавать слоги и слушая слова, а также учатся писать. Для этого используются различные игры, упражнения и развивающие задания, которые помогают улучшить навыки грамотности.

Какие нормативные документы регулируют подготовку детей к обучению грамоте?

В подготовке детей к обучению грамоте используются нормативные документы, такие, как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, программы дошкольного образования, методические рекомендации для педагогов по подготовке детей к школе. В этих документах содержатся рекомендации по содержанию, формам и методам работы с детьми для успешной подготовки их к обучению грамоте.

Какие возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста?

В старшем дошкольном возрасте дети имеют более сложную речь, они могут использовать более сложные предложения и богатый словарный запас. Развитие речи связано с развитием мышления, воображения и внимания. Дети начинают осознавать смысловое значение слов и умеют рассказывать о своих мыслях и переживаниях. Они также начинают понимать, что речь может быть разной в зависимости от ситуации и собеседника.